ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 48.
Аще который мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или
иным отринутую: да будет отлучен.
(Трул. 87, 93; Анкир. 20;
Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 35, 48, 77).
Правило это представляет
в форме закона содержание соответствующих мест Св. Писания (Мф. 5:32; 19:9;
Лк. 16:18; 1Кор. 7:10), а именно: воспрещает мужу самовольно и без законной
причины прогонять от себя свою законную жену и брать другую, подвергая
такого мужа отлучению. Точно также правило подвергает его отлучению в том
случае, если он возьмет жену, не свободную от брака, но только отпущенную
ее мужем; а «отпущенницей» (άπολελυμένην)
- по словам Вальсамона в толковании этого правила - называется жена, разведенная
со своим мужем, но не по закону (ή μή κατά
νόμον διαζυγεΐσα)
[138]. Вследствие развращенности
римского общества в эпоху появления христианства, римские гражданские законы
о браке были очень далеки от того нравственного понятия о браке, которое
самой природой заложено в сердце человека, и поэтому расторжение брака
предоставлялось всецело воле супруга. Как только мужу или жене желательно
было, в силу своих личных расчетов, расторгнуть брачную связь, они посылали
- муж жене или жена мужу - письменное заявление, называемое διαζύγιον
или libellus repudii, причем муж предлагал жене: «жена, делай что хочешь»,
или жена мужу: «муж, делай что хочешь» [139],
и этим брак уже считался расторгнутым. Гражданские законы того времени
мало придавали значения подобным делам, и свобода развода не встречала
никаких законных препятствий, определяясь исключительно нравственным чувством
супругов. Только влияние христианства могло изменить существование столь
извращенного взгляда на одно из самых святых установлений - брак. Оно провозгласило,
что брачная связь нерасторжима (Мф. 19:6). Расторгнуть эту связь двоих,
законно повенчанных, может или только смерть, или причина, превосходящая,
если можно так выразиться, церковную идею о нерасторжимости брака, разрушающая
его нравственную и религиозную основу и являющаяся также смертью, только
в другом роде. Следовательно, только смерть физическая, нравственная или
религиозная, может расторгнуть брачную связь, но ничто другое (Мф. 5:32;
19:3-9; Рим. 7:2; 1Кор. 7:15, 39). В VI веке и позднее законом было определено,
вследствие каких особенных причин может быть расторгнут законно заключенный
брак, и каков должен быть при этом судебный процесс, - о чем, между прочим,
идет речь в толковании 87-го и 93-го правил Трулльского Собора.
|