ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 44.
Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от
должников, или да престанет, или да будет извержен.
(I Всел. 17; Трул. 10; Лаод. 4; Карф. 5, 16; Василия
Вел. 14; Григория Нис. 6).
Ростовщичество изображается
в правилах как стремление к корысти и отвратительному любостяжанию (I Всел.
17), т.е. как действие, происходящее из одного источника с кражею и вообще
всяким незаконным способом приобретения денег. В Ветхом Завете воспрещается
избранному народу давать в рост деньги или пищу (Исх. 22:25; Лев. 25:36;
Втор. 23:19; Иез. 18:8; 22:12) и говорится, что «праведник сребра своего
не даде в лихву и мзды на неповинных не прият» (Пс. 14:5). В Новом
Завете Иисус Христос повторяет это, и утверждает старый закон для христиан
(Мф. 5:42; Лк. 6:30, 34-35). Если божественный закон осуждает ростовщичество
вообще, то тем большее значение должен иметь этот закон для самого учителя
закона, для духовного лица. Ο ростовщичестве мы говорим в толковании
параллельных правил. Здесь же следует только заметить в связи с 16-м правилом
Карфагенского Собора, что духовному лицу не только не возбраняется давать
деньги в заем, но такой поступок его заслуживает похвалы, показывая в нем
сострадательное сердце по отношению к нуждающимся; но оно должно делать
это без всякого расчета и принимать назад не более того, что дало в займы,
так как в противном случае оно становится ростовщиком, не взирая на количество
полученного им сверх долга, т.е. не взирая на большую или меньшую прибыль.
В этом смысле и необходимо понимать слова этого (44) правила, которым осуждается
каждое духовное лицо, требующее процентов со своего должника. Строгость
наказания, налагаемого этим правилом, объясняется тем, что взимание процентов
за занятые деньги считается в отношении духовных лиц равносильным краже
и всякому другому незаконному приобретению [122].
|