ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 43.
Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или
да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне.
(Ап. 42, 54; Трул. 9, 50;
VII Всел. 22; Лаод. 24, 55; Карф. 40, 60).
Оба эти правила (42
и 43) говорят об одном и том же предмете, а именно - воспрещают игру и
пьянство, и буде лица, предающиеся этому, останутся упорными и после надлежащего
увещания со стороны старших, правила предписывают извергнуть их из священного
сана, если то будут священнослужители, а если только церковнослужители
или миряне, - отлучить от св. причащения. Что касается церковнослужителей,
то таковые предварительно лишались занимаемой ими в церкви службы и отлучались
(от св. причащения) после того, как перестали быть иподиаконами, чтецами
или певцами.
Под игрой, упомянутой в этих правилах и обозначенной
в оригинале словом χύβοις (alea)
[117], нужно разуметь всякого
рода азартную игру (в наше время преимущественно игра в карты), при которой
вообще человек стремится отнять от другого как можно больше денег, или
же сам обрекает на гибель как свое имущество, так и имущество своей семьи.
Это своего рода кража, и как за кражу 25-е Ап. правило предписывает извержение
духовного лица, уличенного в ней, так точно и 42-е Ап. правило предписывает
извержение всякого наклонного к азартной игре.
Такому же наказанию подвергает правило и
за пьянсτво. Еще в Ветхом Завете Бог заповедал Аарону, чтобы он и
сыновья его остерегались вина и крепких напитков, и чтобы это постановление
было вечным из рода в род (Лев. 10:9). В Новом Завете неоднократно заповедуется
духовному лицу не быть пьяницей (1Тим. 3:3, 8; Тит. 1:7). Умеренное употребление
вина не возбраняется духовному лицу (Ап. 51 пр.), но, объясняяпредписания
Св. Писания, правило строго воспрещает употреблять вино и крепкие напитки
свыше меры, до опьянения. Если предписание церкви повелевает наблюдать
прежде всего за тем, чтобы вступающий в клир не имел пристрастия к вину
(1Тим. 3:8) и не был расположен к дрязгам и ссорам, проистекающим от пьянства
[118], то естественно, что человек,
склонный к пьянству, не должен быть никоим образом терпим в клире. Относительно
мирян - пьяниц ап. Павел говорит, что таковые царства Божьего не наследуют
(1Кор. 6:10; Гал. 5:21); у духовных же лиц пьянство является не только
пороком, но преступлением святыни [119],
оскорбляющим Божие величие, оскорбляющим и унижающим самую священническую
службу, которая у пьяного священника, или же склонного к пьянству перестает
быть разумной службой, как называет ее ап. Павел в своем послании к Римлянам
(12:1). Даже и умеренное употребление вина и крепких напитков без особой
к тому нужды осуждается церковью как порок, показывающий, что священник
не следит за собой, сколько того требует высота его служения [120],
и возбуждает у других сомнение относительно своего образа жизни [121].
Правила своими предписаниями настолько стремятся охранить духовных лиц
от этого страшного и отвратительного порока (пьянства), что воспрещают
даже им, как преступление, посещение без особой нужды корчмы, о чем, между
прочим, говорит и 54-е Ап. правило. Этим объясняется строгость этих (42
и 43) правил относительно священнослужителей и церковнослужителей, склонных
к пьянству. Для того чтобы верные миряне, являющиеся живыми членами тела
церкви, царственным священством, святым народом (1Пет. 2:9), сохранили
себя в чистоте от этого отвратительного порока, правило упоминает и о них.
|