ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 41.
Повелеваем епископу имети власть над церковным имением.
Аще бо драгоценные человеческие души ему вверены быть должны: то кольми
паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти,
и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со
всяким благоговением: такожде (аще потребно) и сам заимствовал на необходимые
нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недостатка ни в каком
отношении. Ибо закон Божий постановил, да служащие алтарю от алтаря питаются:
якоже и воин некогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании.
(Ап. 38, 39; IV Всел. 26; VII Всел. 12; Антиох.
24, 25; Феофила Алекс. 10, 11; Кирилла Алекс. 2).
Это правило подтверждает
то, что уже было сказано в 38-м Ап. правиле, а именно, что власть над церковным
имуществом и над его управлением принадлежит лично епископу. В чем состояло
это церковное имущество того времени и на что оно должно было употребляться,
это мы видели в 4-м Ап. правиле. Здесь же показана причина, по которой
епископу принадлежит власть располагать церковным имуществом, и почему
необходимо, чтоб каждый в этом деле питал к нему доверие. Если каждый верный
имеет и должен иметь по своему долгу и по своей совести полное доверие
к епископу там, где касается его души, которая вечна, то тем более он должен
иметь такое доверие в деле, касающемся земных вещей, как управление церковными
деньгами и вообще церковным имуществом, зная, что, как говорит 38-е Ап.
правило, он делает это под надзором самого Бога. Давать бедным и помогать
странникам - это есть предписание божественного права, освященное практикою
церкви со времени самих Апостолов и далее [113].
Для того чтобы епископ предохранил себя от всякого подозрения при раздаче
бедным, правило предписывает ему делать это при посредстве своих пресвитеров
и диаконов [114]. Напоминая при
этом слова Св. Писания о том, что служащие алтарю от алтаря питаются [115],
правило это дозволяет епископу брать из церковных приходов все необходимое
для своего личного содержания; но, как добавляет Зонара, он не смеет брать
на излишние вещи или на предметы роскоши и изнеженности, а лишь столько,
сколько необходимо для поддержания жизни, а именно, по словам ап. Павла,
на пищу и одежду, и довольствоваться этим (1Тим. 6, 8) [116].
|