ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 39.
Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают.
Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их.
(Ап. 38, 40, 41; VII Всел.
12; Лаод. 57; Карф. 6, 7, 33).
По мнению Зонары, в толковании
этого правила, в нем говорится о пресвитерах и диаконах, не имеющих права
ничего делать самовольно без ведома надлежащего епархиального епископа,
как напр.: подвергать епитимии или отлучать от церкви кого-либо и когда-либо
по своему произволу, разрешать от епитимии, сокращать или продолжать ее
срок, так как все это относится к архиерейской власти, и никто не смеет
делать чего-либо подобного, не получив на то особого разрешения от епископа
[108]. В том же смысле толкует
это правило и Аристин [109].
Вальсамон толкует это правило в смысле управления церковным имуществом
и говорит, что слова правила: «пресвитеры и диаконы, без воли епископа,
ничего да не совершают» не должно понимать в общем смысле, а только так,
что эти духовные лица не имеют права совершать ничего, касающегося управления
церковным имуществом, так как это право принадлежит епископу и без его
воли нельзя давать в аренду недвижимого церковного имущества и принимать
с этого имущества доходы, принадлежащие церкви, налагать епитимии (по всей
вероятности, за злоупотребление церковным имуществом) и т. п. [110]
Нам кажется, что толкование Вальсамона более отвечает предмету, чем толкование
Зонары и Аристина, особенно потому, что это правило находится между тремя
Ап. правилами (38, 40 и 41), в которых во всех говорится об одном и том
же предмете, и трудно было бы объяснить, откуда взялось между ними это
(39) правило, если бы не понимать его именно в том смысле, что пресвитеры
и диаконы не смеют без ведома епископа предпринимать ничего в деле управления
церковным имуществом. Притом, каким образом могут диаконы налагать епитимии,
как это выходит по толкованию Зонары?... По той же причине, без сомнения,
в Дионисиевом издании Апостольских правил, это (39) правило соединенино
с нашим 40-м правилом и составляет одно, именно 40-е правило [111].
|