ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 38.
Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными
да распоряжает, яко Богу назирающу. Но не позволительно ему присвоивать
что-либо из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу. Аще же
суть неимущие, да подает им, яко неимущим: но под сим предлогом да не продает
принадлежащего церкви.
(Ап. 41; IV Всел. 26; Трул.
35; VΙΙ Всел. 11, 12; Анкир. 15; Гангр. 7, 8; Антиох. 24, 25;
Карф. 26, 33; Двукр. 7; Феофила Алекс. 10; Кирилла Алекс. 2).
Из Деяний Апостольских (6:2)
мы знаем, что Апостолы, желая всецело отдать себя на служение евангелию,
ради этого отклонили от себя дело экономического управления церковным имуществом
и вверили это дело другим. Это объясняется и самым призванием Апостолов,
как проповедников евангелия по всей земле. Епископы же, хотя и унаследовали
от Апостолов дело служения евангелию, однако ни в отношении этого дела,
ни в чем-либо другом, они не находились в тех же условиях, что и Апостолы,
и главным образом вследствие того, что они определены были для известных
местных церквей, в которых и должны были иметь свое постоянное пребывание
(Ап. 14), между тем как задачей Апостолов было путешествовать от места
до места, всюду проповедуя Христово учение и основывая новые церкви. Вследствие
тесной связи, существовавшей между епископами и вверенными им местными
церквами, из их авторитета и значения, как апостольских преемников, развилось
и отношение их к данным церквам, которые смотрели на них в полном смысле,
как на отцов и управителей всего, что касалось вверенных им церквей. Как
в епископе сосредоточивалось каждое священное и строго церковное дело его
церкви, так совсем естественно, и ради необходимого единства, должно было
зависеть лично от него и экономическое управление данной церкви. Это было
тем легче для епископа, что в то время все церковное имущество состояло
из приношений (Ап. 3, 4), доставляемых церкви верными во время богослужения,
и управление этим имуществом было очень просто (Ап. 41; Ап. пост. II, 57;
VII, 29; VIII, 31) [107]. Выясняяотношения
епископа к своей церкви и его значение для нее, а также, желая путем закона
воспрепятствовать могущим быть злоупотреблениям, настоящее Ап. правило
предписывает епископу управлять всем церковным имуществом по своему усмотрению,
не давая никому в том отчета, о чем говорится также и в 41-м Ап. правиле.
При этом управлении он должен иметь перед собою Божию правду, зная, что
Бог видит его дело, и что Ему он даст во всем отчет. Предоставляялично
епископу управление церковным имуществом, правило выдвигает тот канонический
принцип, который затем нашел полное выражение в 12-м правиле VII Вселенского
Собора, а именно - должно оставаться неприкосновенным все, что составляет
собственность церкви, и ничто из этого не должно быть продано или употреблено
на что-либо, не относящееся по крайней мере посредственно к цели, ради
которой существует церковное имущество. Поэтому правило воспрещает епископу
присваивать себе или раздавать своим родственникам что-либо, принадлежащее
церкви, или, как говорит правило, то, что есть Божие (τά
τού θεού, quae Dei sunt). Если
у епископа имеются бедные родные, правило дозволяет ему помогать им, как
бедным, так как церковное имущество должно служить, между прочим, для помощи
бедным и немощным, но в то же время правило воспрещает ему под этим предлогом
расхищать это церковное имущество.
Предписание этого правила о личном управлении
церковным имуществом со стороны епископа продолжалось до тех пор, пока
не увеличились эти имущества. Когда же церковь начала приобретать недвижимые
имущества и получать определенные доходы, тогда управление всем этим имуществом
стало невозможным для епископа, и явилась потребность изменить это управление
(IV Всел. 26; VII Всел. 11; Феофила Алекс. 10).
|