ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 37.
Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают
они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные
прекословия. В первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы: а во вторый,
октября во вторыйнадесять день. [104]
(Ап. 34; I Всел. 5; II Всел.
2; ΙV Всел. 19; Трул. 8; VΙΙ Всел. 6; Антиох. 20; Лаод.
40; Карф. 18,73).
Каждый епископ в своей епархии
самостоятелен во всем, касающемся внутреннего епархиального управления
и определенных правилами епархиальных дел; но эта его самостоятельность
тотчас же прекращается, как только является необходимость решить какое-либо
дело, касающееся веры или церковной дисциплины, или вообще выходящее из
обычных границ епархиального устройства. В таких случаях епархиальный епископ
является зависимым от голоса и решения остальных епархиальных епископов
данной областной церкви и ее первенствующего епископа (Ап. 34 и парал.
правила), следовательно, зависимым от собора епископов. Только в соборе
епископов каждой отдельной областной церкви концентрируется полнота церковной
власти данной области, точно так же, как в соборе епископов всех церквей
концентрируется вся полнота церковной власти вселенской церкви. Это - основное
учение православной церкви, которое основывается на божественном праве.
Основатель церкви во всех Своих установлениях имел всегда в виду слабость
человеческой природы и давал относительно церкви такие заповеди, которые,
имея в виду эту слабость, возможно было бы исполнить. В силу человеческой
природы совместная работа многих легче приводит к желанной цели. При совместной
работе более заметна сущность известной вещи, с большей уверенностью решается
дело, укрепляется личная воля, легче открываются ошибки, легче достигается
установленная цель церкви; в то же время такою работою поддерживается христианское
смирение и сознание собственного несовершенства. К этому Иисус Христос
прибавил еще одну новую заповедь, заповедь о взаимной любви, которая всех
соединяет в едином духе и мысли, все животворит и укрепляет. Это достигается
только братским общением и взаимообменом мнений на соборе, потому что,
если каждое отдельное лицо, как бы оно ни было расположено к добру, захочет
руководствоваться исключительно своим мышлением, то этим никогда не достигается
единство, а между тем только по единомыслию и познается истинная церковь
Христова. Пример Христа Спасителя и Его Апостолов до очевидности подтверждает
нам это. Христос обещает верным Своим, что где будут собраны два или три
во имя Его, там будет и Он с ними (Мф. 18:18-20). Апостолы верно следовали
словам своего Учителя. Хотя все они были богато преисполнены даров Духа
Святаго и, следовательно, могли и сами разрешать разные споры, возникавшие
в церкви, тем не менее они не делали этого, а по каждому более важному
вопросу сходились и соборно решали его, желая этим дать пример своим преемникам,
показывая, как они должны поступать (Деян. 6:2; 15:1-32; 20:17-38; 21:18-25).
Пример Апостолов послужил образцом для апостольских преемников в их деле,
и ни одно важное дело не исполнялось иначе, как только соборно. Многочисленные
соборы в первые времена церкви по вопросам: о дне празднования Пасхи, о
монтанистах, о действительности крещения, совершенного еретиком, и о других
подобных вопросах, самым ясным образом свидетельствуют нам об этом [105].
Чтобы подтвердить законом предписание божественного права о решении каждого
наиболее важного церковного дела на соборе и чтобы установить это как постоянную
норму в церкви, издано было это Ап. правило, предписывающее созывать ежегодно
в каждой областной церкви (Ап. 34) соборы епископов данной области, притом
- в первый раз в четвертую неделю Пятидесятницы, а во второй раз - двенадцатого
октября [106]. На этих соборах
на первом месте должны быть обсуждаемы дела веры, затем дела судебные и,
наконец, все вообще церковные дела, имеющие какое-либо отношение и важное
значение для всей церковной области. Это предписание Ап. правила об епископских
соборах в каждой отдельной церковной области повторялось на многих соборах
последующих веков, как мы это увидим в изложении правил, параллельных этому.
|