ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 31.
Аще который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания
творити будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем
противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо
есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к
нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного.
И сие да будет по едином, и втором, и третием увещании от епископа.
(II Всел. 6; III Всел. 3;
IV Всел. 18; Трул. 31, 34; Гангр. 6; Сердик, 14; Антиох. 5; Карф. 10, 11;
Двукр. 13, 14, 15).
Если в каждом обществе должен
соблюдаться строгий порядок, и каждый должен знать как свое место в этом
обществе, так и свои обязанности и права для того, чтобы тем успешнее могла
быть достигнута цель этого общества и утверждено согласие и мир, то тем
более нужно сказать это о Христовой церкви на земле. Устройство церкви
основывается на божественном праве, и в этом устройстве главное место занимает
иерархия. Отношения между членами иерархии точно и строго определены, и
каждый, намеревающиеся нарушить эти отношения, создает беспорядок в церкви
и причиняет ущерб самой задаче церкви в мире; вследствие этого виновен
перед церковью и достоин осуждения каждый член иерархии, производящий каким-либо
своим поступком беспорядок в церкви, и затрудняющий достижение ею задачи
ее в мире. Средоточием иерархической власти является епископство, и от
епископской власти зависят все члены клира без различия. Эта основная мысль
иерархического устройства христианской церкви выражена со строгой последовательностью
в церковном законодательстве всех веков и до сего дня [85].
В постепенности священной иерархии, от епископа на первом месте зависит
пресвитер, и об этой зависимости пресвитера от епископа и говорит это (31)
правило.
Уже и в первые времена церкви бывали примеры,
что некоторые из пресвитеров самовольно отделялись от своего епископа,
составляли особые религиозные общины, воздвигали сами церковь, отдельную
от епископской церкви [86] и, собрав
особым способом своих верных, последовавших за таковым пресвитером, служили
в этих церквах, независимо от епископа. Таким образом происходили расколы
в Христовой церкви ко вреду ее [87].
Это могло происходить тем легче, что церковным законодательством не были
еще тогда точно и строго установлены отношения между епископом и пресвитером,
доказательством чего является между прочим известная распря блаженного
Иеронима [88]. Именно против этого
и говорит 31-е Ап. правило. Оно подвергает извержению каждого пресвитера,
который откажет в послушании своему законному епископу и отделится от него.
Он не смеет этого сделать даже и в том случае, когда видит, что епископ
дурной человек, но должен веровать, что посвящение преподается и через
грешного епископа, так как, по словам Иоанна Златоустого, Бог не рукополагает
всех епископов, но через всех епископов Он действует [89].
Если же покажется какому-либо пресвитеру, что его епископ поступает против
благочестия и истины, то он может свободно жаловаться на такого епископа
надлежащему епископскому суду (IV всел. 9), и если этот суд признает его
виновным и сместит его, тогда только пресвитер освобождается от зависимости
этого епископа [90]; но и в таком
случае пресвитер не становится независимым от его епископской власти вообще,
как и не освобождается от зависимости той власти, которая лежит в самой
основе иерархического устройства и которой обусловливается даже малейшая
пресвитерская служба в церкви. В правилах упоминается только один случай,
когда духовному лицу дозволяется свободно отделиться от своего епископа,
не ожидая соборного приговора о нем, а именно, когда епископ явно начнет
проповедовать ересь. В последнем случае, по настоящему правилу, духовенство
не только не подлежит наказанию за то, что отделилось от такого епископа
прежде соборного решения, но, напротив, будет достойно чести, приличествующей
православным; потому что оно осудило не епископа, но лжеепископа и лжеучителя,
и не расколом оно поколебало достоинство церкви, но, напротив, поспешило
освободить церковь от раскола и разделения (Двукр.15).
Апостольское правило подвергает извержению
из сана как раскольнических пресвитеров, так и всех других духовных лиц,
присоединившихся к этим раскольническим пресвитерам; относительно мирян,
присоединившихся к таким пресвитерам, правило предписывает отлучение от
церковного общения. Как извержение духовных лиц, так и отлучение мирян
имеет право и власть произносить сам подлежащий епископ. Но, снисходя к
людским немощам, а также принимая во внимание важность сана, правило предписывает
епископу до трех раз предостерегать виновных и трижды увещевать их, и только
убедившись, что и после всех этих попыток они остаются упорными, произнести
окончательное решение.
|