ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 30.
Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую
в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним.
(I Всел. 4; VII Всел. 3; Лаодик.
13).
Право избрания и посвящения епископа
принадлежало всегда, по правилам, исключительно собору епископов. Светская власть
стала влиять на это только в позднейшие века, начиная с ΙV века, когда некоторые
из греко-римских императоров стали христианами, но и тогда влияние светской, или
точнее, государственной власти при поставлении епископов было нормировано согласно
с каноническими предписаниями церкви и, следовательно, только в определенных границах
принималось и признавалось церковью. В тех случаях, когда государственная власть
переходила законом определенные границы или же, когда лица, желающие во что бы
то ни стало сделаться епископами и не могущие достигнуть этого правильным путем
через церковную власть, обращались за помощью к светской власти, - во всех таких
случаях церковь решительно возвышала свой голос для произнесения торжественного
осуждения этих и подобных нарушений одного из основных ее прав. Об этом еще будет
речь при толковании одного из правил VII Вселенского Собора, именно 3-го правила.
Если церковь осуждала незаконное влияние светской власти при поставлении епископа
в то время, когда государи были христианами, тем более, следовательно, она должна
была осуждать это, когда последние были язычниками, и тем более тяжкие наказания
она должна была налагать на виновных, которые не стыдились обращаться за помощью
к языческим государям и подчиненным им властям, чтобы только получить епископство.
Настоящее (30) правило и имеет в виду подобные случаи. В первые времена церкви
Христовой встречались, как среди единичных римских государей, так и среди низших
представителей государственной власти, и такие, которые не относились враждебно
к христианской церкви и не были ее гонителями. К таковым и обращались некоторые
пресвитеры и, делаясь с их помощью епископами, получали в управление ту или иную
церковь [82]. Против подобных пресвитеров
и направлено это Ап. правило, которое, считая это преступление равным симонии,
так как в сущности это и есть симония, только другого рода, предписывает виновнику
то же наказание, как и за симонию, а именно: извержение из епископского сана,
незаконно полученного, и отлучение от церковного общения, следовательно двойное
наказание, как и за симонию [83].
В этом правиле упоминается только епископ, получающий
епископство через посредство светской власти, а в 29-м Ап. правиле упомянуты епископ,
пресвитер и диакон, приобретающие за деньги духовный сан, и все погрешающие против
предписания правила подвергаются извержению и отлучению. Вальсамон в толковании
этих правил задает вопрос: как поступить с тем, кто при посредстве светской власти
сделается пресвитером, диаконом, иподиаконом или чтецом, или, давши деньги, сделается
иподиаконом, или чтецом? И отвечает: и они все подвергаются извержению или отлучению
на основании последних слов 30-го Ап. правила, где сказано, что не одни главные
виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их [84].
|