ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 29.
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит:
да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон
волхв мною Петром [77].
(IV Всел. 2; Трул. 22, 23; VΙΙ
Всел. 4, 5, 15, 19; Сердик. 2; Василия Вел. 90; Геннадия посл.; Тарасия посл.).
Как чистый дар Своей благости
Бог даровал людям через Иисуса Христа св. евангелие и ту благодать, которая из
него исходит. Через тот же дар Христос призвал Апостолов на их высокое достоинство
- служение евангелию, снабдив их высшими дарами духа и силы, долженствующими служить
им для того, чтобы все уверовали в божественность их посланничества. Отсюда уже
само по себе ясно было, что Апостолы не могли благодатный дар Божий сделать предметом
торговли, но, как сами принявшие его даром, также даром должны были и раздавать
его (Мф. 10:8). Когда впоследствии некий Симон хотел купить за деньги чудотворную
силу Святого Духа, которой обладали Апостолы, Петр ответил ему: «Сребро твое
с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати» (Деян.
8:18-24). Оттого стало называться по имени этого Симона «симонией» всякое действие
и желание, напоминающее указанное покушение Симона. Осуждение ап. Петром этого
покушения стало для первых христиан страшным примером, и не только какая-либо
продажа или покупка святыни, но даже и самое желание этого считалось самым гнусным
делом и величайшим злодеянием. Этот взгляд церкви на симонию становился тем резче,
чем более замечалось с течением времени бессовестных людей, впадающих в это злое
и мерзкое дело. Св. отцы и учители церкви не находят в своих творениях достаточно
слов, чтобы заклеймить наибольшим позором симонию и симонитов. Также относились
к этому и соборы всех веков, как мы это видим в приведенных выше параллельных
правилах. Феодорит называет симонию χριστεμπορεία
(impia ex Christo nundinatio) [78]. Исидор
Пелусиот называет симонита Καϊάφας Χρίστοκτόνος
[79]. В сингелии, выдаваемой митрополитам
и архиепископам при посвящении, вменяется им в особенную обязанность блюсти свою
душу от τής Σιμωνικής
κακίας (а Simoniaco vitio) [80].
Находя незаконным священный сан, полученный за деньги,
правило не считает достаточным наказанием для симонита извержение его из сана,
потому что в таком случае от виновника отнималось бы только то, что ему и не могло
принадлежать по закону, а самое злодеяние оставалось бы без наказания, - правило
предписывает также отлучить его и от церковного общения, т. е. налагает двойное
наказание: извержение из сана и отлучение от церкви. Точно такому же двоякому
наказанию подлежит и продавший святыню, т. е. рукоположивший кого-либо за деньги.
Это и есть тот случай, когда правила отступают от принципа не налагать двух наказаний
за одно преступление, как об этом было сказано в 25-м Ап. правиле; но симония
превосходит все самые тяжкие преступления, как и получение епископства через посредство
мирских властей, о чем говорит следующее Ап. правило (30). Вот почему правила
и налагают двойные наказания за эти преступления.
В правиле сказано: «как Симон волхв мною Петром»
(ύπ'εμού Πέτρου).
Так читаем в Афинской Синтагме, из которой мы переводим правила, а то же видим
и во всех других греческих канонических сборниках, вследствие чего мы так и перевели.
В других некоторых старых сборниках будто бы так стояло: ώς Σίμων
μάγως ύπό τού Πέτρου,
вследствие чего Дионисий Малый перевел: sicut Simon magus a Petro (как Симон волхв
Петром). Предполагают, что сначала должно было быть ύπό τού
Πέτρου, а изменено было так, как в нашей редакции,
некиим, который предполагал, что сами Апостолы составляли эти правила [81].
|