ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 24.
Мирянин, себе самого скопивший, на три года отлучен да будет от таинств.
Ибо наветник есть своея жизни.
(Ап. 21, 22, 23; I Всел. 1; Двукр. 8).
Так как все четыре правила трактуют об одном и том же предмете, то мы
и говорим здесь об них всех вместе. Речь идет о телесном недостатке, или
точнее о недостатке, который человек сам сделал на своем теле и который
препятствует ему вступить в священный сан. Воздержание от брачного сожития
ради царствия небесного, о котором говорит Иисус Христос (Мф. 19:12), церковь
признавала для своих служителей, призванных стремиться к небесному царству,
делом особенно похвальным; но для того, чтобы это дело было действительно
таковым, необходимо, чтобы оно было следствием сильного и одушевленного
стремления к царству небесному и свободного обуздания плоти, а отнюдь не
механическим последствием какого-то излечения, которое уничтожает только
орудие телесного наслаждения, но не самое наслаждение в его корне. Из этого
следует, что тот, у кого сама природа или насилие людей произвели подобное
оскопление, не был сам по себе виновен; но оскопление, которое некоторые
производили на себе сами, должно было считаться тяжким грехом перед Богом
и рассматриваться, как некоторого рода самоубийство. Этим объясняется происхождение
апостольского предания, которое нашло себе выражение в упомянутых Ап. правилах,
представляющих истинное понятие церкви о воздержании и о нравственных качествах,
как духовных лиц, так и всех христиан вообще. По всей вероятности, непосредственным
поводом к изданию этого Апостольского правила, в форме закона, послужила
секта валесиян, упоминаемая Епифанием (haer. 58) и Августином (haer. 37)
и возникших во II веке. Эта секта, толкуя по-своему известные слова Иисуса
Христа (Мф. 19:12), ввела у себя оскопление. Против этой секты и были направлены
данные Ап. правила, и резкость, с которой они изложены, показывает, что
ее нечеловечный пример угрожал заразой [68].
Однако надо предполагать, что эта злополучная зараза достаточно расширилась,
так как повторение тех же правил мы встречаем на I Всел. Соборе и позже
в IX веке на Константинопольском Соборе в храме св. Апостолов.
|