ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 17.
Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот
не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго
чина.
(Ап. 18; Трул. 3; Василия Вел.
12).
Предписание этого правила проистекает
из божественного права, по которому священническую службу может совершать только
тот, которой был женат лишь один раз. В Ветхом Завете мы находим такое предписание
для левитов (Лев. 21:7, 13), а апостол Павел ясно говорит в своих посланиях, что
духовными лицами могут быть только единобрачные (1Тим. 3:2-13; Тит. 1:5-6). То
же находим и в Апостольских постановлениях (VI, 17). Побуждением к подобному предписанию
служило всегда господствующее в церкви высокое понятие о воздержании, которое
считалось возвышеннее брака; на вторичный брак смотрели, как на такую слабость,
которая никогда не могла быть терпима у служителя Божественного алтаря. Когда
было замечено, что предписания Священного Писания о единобрачии духовных лиц не
соблюдаются некоторыми из них во всей строгости, тогда признано было необходимым
предписание это издать в форме закона, каковым является это Апостольское правило,
и воспретить каждому, женившемуся во второй раз, вступать в клир. С самого начала
церкви предписание этого правила имело большое значение, о чем свидетельствуют
нам многие отцы и учители церкви того времени [60],
а затем оно было возобновлено св. Василием Великим в его 12 правиле, и Трулльским
Собором, который в своем 3-м правиле приводит его дословно, как мы это увидим
ниже.
В правиле сказано «после крещения», т. е. не может
быть принят в клир тот, кто, как христианин, женился два раза; если же некто был
женат один раз до крещения, а после крещения женился во второй раз, то последнее
не считалось препятствием для принятия его в клир. В толковании этого правила
Зонара приводит следующие доводы: «Мы веруем, что божественная баня святого крещения
омывает всякую скверну, которою окрещенные были осквернены до крещения, и никакой
грех, совершенный кем-либо до крещения, не может воспрепятствовать новокрещенному
для принятия его в священство» [61], Что
касается напоминания правила о том, что первый брак до крещения не нужно принимать
во внимание, то это объясняется временем издания этого правила, когда почти вся
тогдашняяцерковь состояла из новокрещенных, переходивших в христианство или из
иудейства, или из язычества, и, следовательно, живших долгов время как в иудействе,
так и в язычестве, в соответствующих условиях того религиозного общества, из среды
которого они затем вышли.
Правило воспрещает, без сомнения, принимать в клир
и того, кто после крещения имел наложницу (παλλακή,
concubina). Наложничество есть блуд, и если второбрачник не может быть терпим
в клире и не должен священнодействовать пред св. престолом, тем менее может быть
терпим в клире такой человек, который держит наложницу и, следовательно, является
явным блудником.
По предписанию этого правила, двубрачный или имевший
наложницу не только не может стать епископом, пресвитером или диаконом, но и вообще
не может занимать места в ряду церковнослужителей, вносимых в списки священного
чина (ή όλως τού καταλόγου
τού ίερατικού).
то же самое говорится и в следующем 18-м правиле. В священнические каталоги в
первые времена церкви, а также и позднее, заносились, кроме епископов, священников
и диаконов, еще и иподиаконы, чтецы и певцы. Последних во всяком случае нужно
подразумевать под лицами священнического каталога. Если же принять во внимание
строгость церковной дисциплины в первые времена христианства, то легко объяснить,
почему правило простирало свои предписания и на этих лиц [62].
В позднейшее время, некоторым из этих лиц, носящим вообще имя церковнослужителей
(ύπηρέται), разрешалось вступать
во второй брак [63].
|