ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 15.
Аще кто, пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив
свой предел, во иной отъидет, и совсем преместяся, в другом жити будет без воли
епископа своего: таковому повелеваем не служити более, и наипаче, аще своего епископа,
призывающего его к возвращению, не послушал. Аще же останется в сем бесчинии:
тамо, яко мирянин, в общении да будет.
(I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 10,
20, 23; Трул. 17, 18; Антиох. 3; Сердик. 15, 16; Карф. 54, 90).
Та же тесная связь, которая существовала
между епископом и тою церковью, для которой он был поставлен, о чем мы говорили
в толковании 14-го Ап. правила, была и у пресвитеров, диаконов и остальных церковнослужителей
с тою церковью, к которой они были назначены, также главным образом по тем причинам,
о которых мы там упоминали. Возможно, что вследствие неутвердившейся еще в то
время, к которому относится издание Апостольских правил, церковной дисциплины,
некоторые из священнослужителей и церковнослужителей переходили из одного места
в другое, оставляяцерковь, к которой они при рукоположении были назначены и, не
испрашивая разрешения своего епископа, отправлялись в другую церковь, где и совершали
церковные службы, сообразно своему иерархическому сану. Чтобы воспрепятствовать
такому нарушению порядка и канонически утвердить связь известного духовного лица
с церковью, для которой оно было поставлено, четвертый Вселенский Собор своим
6-м правилом предписывает никого не рукополагать без определенного назначения
(άπολελυμένως),
т. е. без точного определения к известной церкви. Настоящее же Апостольское правило
(15) запрещает каждому духовному лицу покидать свою церковь и переходить на церковную
службу в другую епархию, предписывая воспретить таковому священнодействовать,
особенно же, если епископ, в ведении которого он находился, приглашает его вернуться,
а он его не слушается. Впрочем, правило не возбраняет таковому жить и в другой
епархии, но только в качестве мирянина, т. е. без всех тех прав, какие принадлежали
ему раньше, как члену иерархии. A чтобы таковое духовное лицо могло совершать
церковную службу в другой епархии, оно должно было, по словам Вальсамона в толковании
этого правила, иметь от своего епископа не только представительную (συστατικής
γραφής), но и отпускную грамоту (άπολυτικής
γραφής) [58].
|