ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 14.
Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще
бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие
творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом
благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему
убеждению.
(Ап. 33; I Всел. 15; IV Всел. 5;
Трул, 20; Антиох. 13, 16, 18, 21; Сердик. 1, 2, 17; Карф. 48).
Как только, вследствие проповеднической
деятельности Апостолов, успели мало-помалу сорганизоваться отдельные, небольшие
церковные области, тотчас же начало утверждаться и понятие о постоянном священстве
в этих областях. Это до некоторой степени обусловливалось самим возникновением
этих областей. Каждая из тогдашних церковных областей получала свое начало или
непосредственно, или через чье-либо посредство, от одного из Апостолов, и новая
духовная жизнь крепла и развивалась в ней через носителей Святого Духа, так что
церковные общины или области, непрестанно нарождавшиеся, составляли как бы отдельные
духовные семьи, в которых епископ являлся отцом, а остальные духовные лица его
помощниками, заботящимися о том, чтобы христианские мысли и чувства крепли в этих
духовных семьях. Вследствие этого считался отступником и изменником каждый, оставляющий
эту духовную семью и выходящий из этой тесно объединенной святой общины. Но это
постоянное пребывание духовенства в одном месте вызывалось и практической пользой
самой церкви, так как деятельность епископа, вместе с ним и его помощников, может
быть в действительности полезна лишь тогда, когда епископ данной церкви знает
свой народ и последний знает своего епископа. Если прибавим к этому, что епископ
в то время избирался народом и, следовательно, как избранник народа, находился
действительно между своими, тогда легко понять, какая была связь между епископом
и его церковью, и какой святой и неразрывной почиталась эта связь. Но нужно предположить,
что не всегда все так свято смотрели на эту связь, как это было в начале существования
церкви, и потому уже в первые времена пришлось издать относительно этого особый
закон, выраженный в данном Апостольском правиле. Это правило воспрещает епископу
оставлять епархию, в которую он поставлен божественной благодатию, и переходить
в другую епархию даже и в том случае, если бы и клир и народ последней приглашали
его это сделать. Правило допускает исключения лишь в том случае, когда для перемещения
епископа из одной епархии в другую имеется основательная причина, как, напр.,
если бы в какой-либо епархии вера и благочестие были поколеблены и начались непорядки,
а для оживления и укрепления веры считалось бы необходимым назначить другого епископа,
известного своею ревностью и способного водворить там порядок. Вследствие указанной
причины, такие перемещения производились всегда, и производятся и до настоящего
времени [55]. Но никогда ни один
епископ не может сделать этого самовольно, а только и исключительно по решению
надлежащего епископского собора. Относительно этого мы говорим еще в толковании
15-го правила I Всел. собора и других параллельных правил.
По толкованию Зонары выходит так, что правило допускает,
чтобы епископ, отличающийся опытом и усердием, «отправлялся временно (προσκαίρως)
в другую епархию с целью поучать и наставлять там народ», хотя бы сам епископ
этой епархии был жив и здоров.
Такое мнение Зонары ничем не оправдывается, и Вальсамон
совершенно основательно по этому поводу говорит: «из чего они это заключают, когда
правило не говорит ничего такого? И какая будет польза народу вдовствующей церкви
от поучений епископа, который преподает в ней учение однажды или дважды или даже
целый год, если он не будет совершать там никакого другого архиерейского действия,
хотя бы его убеждали к тому многие епископы? Если призванный епископ не будет
учить по праву архиерейскому, то не требуется и убеждения от многих епископов,
ибо и один может проповедовать благочестие» [56].
В греческом оригинале этого правила употреблено
словоπαροικία, но мы перевели
его словом «епархия», следуя теперешней канонической терминологии, тем более,
что в этом правиле речь идет именно о такой церковной области, какую мы называем
теперь епархией. Παροικία в древнее
время называлась вообще область, находящаяся в ведения одного самостоятельного
епископа, и только позднее, когда все составные части Вселенской Церкви получили
более широкую и постоянную организацию, слово παροικία
стало означать наш теперешний приход, а для области епископа принято было название
'επαρχία [57].
|