ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 12.
Аще кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный
приятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты:
да будет отлучен и приявший и приятый.
(Ап. 13, 32, 33; IV Всел. 11, 13;
Трул. 17; Антиох. 6, 7, 8, 11; Лаод. 41, 42; Сердик. 9; Карф. 23, 106).
В этом правиле речь идет прежде
всего об отлученных вообще, а затем о таких мирянах, которые недостойны духовного
сана. Об отлученных мы уже говорили в толковании 10-го Ап. правила. Относительно
мирян, желающих вступить в клир, было предписание божественного права, а именно:
таковых надлежало прежде строго испытать, насколько они ревностно будут учить
народ (2Тим. 2:24; Марк. 4:34; Иоан. гл. 15-17; Деян. Ап. 1:3) и блюсти учение
церкви (1Тим. 4:16), вследствие чего поставлялись только те, которые от юности
умудрены были в христианской науке (2Тим. 3:15; Тит. 1:9). Строгость этого правила,
обусловливающаяся возвышенностью самой священнической службы, часто имела последствием
то, что некоторые не могли быть сразу удостоены рукоположения, а рукоположение
это откладывалось до тех пор, пока подлежащие епископы не удостоверялись совершенно
в полной научной подготовке и качестве лиц, желающих вступить в клир. Недовольные
этим, многие обращались к епископам других епархий и принимались ими. Против подобного
непорядка и направлено это Апостольское правило, воспрещающее епископам принимать
как самовольно являющихся к ним клириков, так и мирян, желающих принять священство.
Правило повелевает в таких случаях отлучать от общения с церковью не только тех,
которые самовольно являются к другим епископам, но и тех епископов, которые их
принимают. Во избежание для последних строгих последствий этого правила и для
поддержания между ними братской взаимности, установлены «представительные грамоты»,
которые должны выдаваться епископами как клирикам, так и мирянам, отправляющимся
в другую епархию, и без такой грамоты никто и нигде не может быть принят.
В правилах упоминаются три рода канонических писем,
грамот, или посланий: представительные грамоты (συστατικαί
έπιστολαί, literae commendatitiae,
formatae, testimoniales, ставильные послания), увольнительные грамоты (απολυτικαί
έπιστολαί, literae dimissoriae,
отпустная грамата) и мирные грамоты (είρηνικαί
έπιστολαί, literae pacificae,
мирные послания). О последних двух видах этих канонических писем мы говорим в
толковании 11 правила IV всел. собора и 17 правила Трулльского собора; здесь же
идет речь о первом виде представительных грамот.
«Представительными грамотами, как говорит Властар
в своей Синтагме, называются грамоты, выданные епископами известным клирикам,
ими рукоположенным при отправлении в другие епархии; в этих же грамотах епископы
удостоверяют личность клириков, т. е. указывают на их иерархическую степень, на
исповедание ими истинной веры, или свидетельствуют, что хотя на клирика и была
подана жалоба или клевета, но он оказался невиновным. Точно такие же грамоты выдаются
и мирянам, отъезжающим в другую епархию; тем же, которые были подвергнуты отлучению,
даются грамоты, в которых епископ подлежащей епархии извещается, что они уже освобождены
от всякой епитимии» [49]. Выдача таких
канонических грамот или свидетельств основывается на божественном праве. Из посланий
св. апостола Павла мы видим, что он рекомендует общинам, которым пишет, лиц, как
удостоверяемых самим посланием, так и других, а из второго послания к Коринфянам
(3:1) видно, что уже и тогда общины требовали подобных удостоверений от лиц, неизвестных
верным. На основании этой апостольской практики и издано было 12 Ап. правило,
строго сохранившее свою силу через все века [50].
Представительные грамоты выдавались и выдаются до
сих пор лично епископами. В случае, напр., если какой-либо клирик был отлучен
и затем освободился от отлучения или, если мог в силу каких-либо других причин
возбудить подозрение относительно своего поведения, но желал перейти в другую
епархию, то подлежащий епископ выдавал ему удостоверение в том, что он не состоит
более под отлучением и свободен от всякого нарекания. Далее, если случалось, что
какой-либо клирик обвиняем был в каком-нибудь преступлении, и если следствием
доказывалась его невиновность, то епископ выдавал таковому особый документ, удостоверяющий
того, кому его надлежало предъявить, невиновность означенного клирика и объясняющий,
что он попал под суд вследствие ложного обвинения или вражды. Также, если какой-нибудь
мирянин обвинялся в неправославии, но затем оправдан церковным судом, то епископ,
в ведении которого он находился, выдавал, по желанию такого мирянина, удостоверение
в православии его верований. Все подобные удостоверения или свидетельства назывались
представительными грамотами [51]. Точно
также называются и обычные свидетельства, выдаваемые епископом каждому пресвитеру
или диакону при его рукоположении, или патриархом при назначении им нового митрополита,
а последним при поставлении им нового епископа. Тоже название носят свидетельства,
выдаваемые при возведении в какой-либо церковный чин [52].
В Греции представительная грамота (συστατίκоν
γράμμα) часто бывает соединена с увольнительною
грамотою (άπολυτικόν γράμμα),
выдаваемою подлежащим иеромонахам или иереям [53].
|