ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 10.
Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в
доме: таковый да будет отлучен.
(Ап. 11, 12, 32, 45, 48, 65; I
Всел. 5;Антиох. 2; Карф. 9).
Отлучение, о котором мы говорили
в нашем толковании 5-го Ап. правила, как наказание, лишающее общения с известным
обществом, происходит само собою, если только в данном обществе господствует одно
определенное высшее начало, которое должно свято охраняться определенными средствами
для поддержания самого общества. Так бывает вообще и во всяком обществе с возвышенной
целью, а особенно так бывает и должно быть в обществе религиозном. То же встречаем
мы как у язычников, так и у иудеев, которые лишали недостойных членов своей религиозной
общины молитвенного общения с остальной верной братией, т. е. отлучали их от своего
религиозного общества [45]. В христианской
церкви это соблюдалось еще гораздо строже. Сам Иисус Христос положил начало отлучению
от Своей церкви, сказав: «аще и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник
и мытарь» (Мф. 18:17), т. е. другими словами, пусть будет отлучен от церкви.
Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли
и на деле (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20; 2 Тим. 3:5; Тит. 3:10; 2Сол. 3:6; 2 Иоан.
10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль Св. Писания, воспрещая
молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая
для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от церкви. Ту же
мысль Св. Писания выражает правило, предписывая отлучение от церкви каждого, который
будет иметь молитвенное общение с тем, кого церковная власть отлучила от своего
общения. Такое учение церкви об отлучениях мы находим в творениях св. отцов и
учителей церкви древнейших времен [46].
|