ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I. СПб., издание
С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 45-172.
Правило 3.
Аще кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет
к алтарю иные некоторые вещи, или мед, или млеко, или вместо вина, приготовленный
из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторые животные, или овощи, вопреки
учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время: да будет извержен
от священнаго чина. Да не будет же позволено приносити к алтарю что-либо иное,
разве елей для лампады и фимиам, во время святаго приношения.
(Ап. 4; Трул. 28, 32, 57, 99; Карф.
57).
В первые времена христианства
все приходящие в церковь приносили туда, по предписанию апостольскому (1 Кор.
16:2), разные приношения из пищи и питья. Одна часть этих приношений, идущая на
содержание священнослужителей, отбиралась и сохранялась в особом месте, где потом
разделяема была между священниками и другими служителями церкви; другая часть
освящалась на святом жертвеннике, как приношение Богу. Следуя примеру ветхозаветной
церкви, в которой для жертвоприношений приносились различные плоды и животные,
некоторые христиане, особенно перешедшие из иудейства, ввели в обычай приносить
для жертвы без различия, как природные продукты, так и продукты собственного производства
[12]. Для устранения подобного обычая,
правило предписывает не приносить в храм ничего, кроме того, что нам заповедал
Сам Иисус Христос, а именно - хлеб и вино (Мф. 26:26-28; Лук. 22:17-20). Все приношения,
упомянутые в этом правиле и других сходных с ним, подразделяются, согласно самому
правилу, на три разряда: к первому принадлежат елей и фимиам, ко второму молодые
колосья и виноград, и к третьему все остальное. Что касается елея и ладана, правило
разрешает свободное приношение их в храм во всякое время, для постоянного употребления
их при церковном богослужении. Употребление елея для лампад и фимиама для каждения
ведет свое начало с первых дней существования Христовой церкви и потому правило
признает его не только дозволенным, но и законным. Относительно молодых колосьев
и винограда правило допускает принесение их в церковь, но только в известное время,
а именно при созревании первых хлебных злаков и винограда, когда верным разрешается
приносить их в храм для благословения священником [13].
Все остальные приношения, как повелевает правило, не должны быть приносимы в церковь,
но отсылаются в дом епископа или пресвитера, как это видно из 4 Ап. правила. Предписания
этого правила очень строги и нарушение их епископом или пресвитером влечет за
собою извержение их из священного сана.
|