|
К оглавлению
ГЛАВА ВТОРАЯ
Традиция молитвы
|
|
|
|
Молитва не ограничивается спонтанным всплеском, вызванным
внутренним импульсом: чтобы молиться, нужно хотеть молиться. Недостаточно также
знать, что говорится в Писании относительно молитвы: надо еще учиться молитве.
И в "Церкви, верующей и молящейся" Дух Святой путем живой передачи - Священного
Писания - учит детей Божиих молиться.
|
2650 |
Традиция христианской молитвы является одной из форм возрастания
Предания веры. Это происходит, в частности, через созерцание и через изучение
предмета верующими, которые хранят в своем сердце события и слова домостроительства
спасения, а также через глубокое проникновение на опыте в духовную реальность.
|
2651 |
Статья первая
У источников молитвы
|
|
Святой Дух - "живая вода", которая в молящемся сердце
"течет в жизнь вечную" (Ин 4,14). Это Он учит нас принимать Его в Самом Источнике
- Христе. В христианской же жизни есть родники, где нас ожидает Христос, чтобы
утолить нашу жажду Духа Святого:
|
2652 |
Слово Божие
|
|
Церковь "убедительно и настоятельно увещевает всех христиан (...) научиться
"превосходному познанию Иисуса Христа (Флп 3,8)" через частое чтение Божественных
Писаний. (...) Но чтение Священного Писания должно сопровождаться молитвою, чтобы
было собеседование между Богом и человеком; ибо ,,когда мы молимся, мы беседуем
с Ним; мы слушаем Его, когда читаем божественные изречения"".
|
2653 |
Духовные Отцы, перефразируя Мф 7,7, так обобщают расположение
сердца, окормляемого словом Божиим в молитве: "Ищите читая, и вы найдете размышляя;
стучитесь молясь, и откроется вам через созерцание".
|
2654 |
Литургия Церкви
|
|
Миссия Христа и Духа Святого, Который в таинствах Церкви возвещает,
вводит в настоящее время и сообщает тайну спасения, находит свое продолжение в
молящемся сердце. Духовные Отцы сравнивают иногда сердце с алтарем. Молитва принимает
литургию внутрь человека и ассимилирует ее во время ее совершения и после. Даже
переживаемая "втайне" (Мф 6,6), молитва всегда является молитвой Церкви; она есть
общение со Святой Троицей.
|
2655 |
Богословские добродетели
|
|
Мы входим в молитву так же, как в литургию: узкими вратами веры. Через
знаки присутствия Бога, мы жаждем и ищем Его лица, мы хотим слышать и хранить
Его слово.
|
2656 |
Дух Святой, Который учит нас совершать литургию в ожидании
возвращения Христа, учит нас молиться в надежде. С другой стороны, молитва Церкви
и индивидуальная молитва поддерживают в нас надежду. В частности, псалмы с их
конкретным и многообразным языком учат нас полагать нашу надежду в Боге: "Твердо
уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой" (Пс 40,2). "Бог
же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого,
обогатились надеждою" (Рим 15,13).
|
2657 |
"Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась
в сердца наши Духом Святым, данные нам" (Рим 5,5). Молитва, взращиваемая литургической
жизнью, все черпает в любви, которую мы имеем во Христе и которая дает нам возможность
ответить любовью, как Он возлюбил нас. Любовь есть источник молитвы; черпающий
из него достигает вершины молитвы:
|
2658 |
Я люблю Тебя, мой Боже, и единственное мое
желание - любить Тебя до последнего вздоха моей жизни. Я люблю Тебя, мой Боже,
бесконечно достойный любви, и мне милее умереть, любя Тебя, нежели жить, не имея
любви к Тебе. Я люблю Тебя, Господи, и единственная милость, о которой я прошу
Тебя, это любить Тебя вечно. (...) Мой Боже, если язык мой не всегда может сказать,
что я люблю Тебя, хочу, чтобы сердце мое повторяло Тебе об этом с каждым моим
дыханием".
|
|
"Сегодня"
|
|
Мы учимся молиться в определенные моменты, слушая голос Господа и участвуя
в Его Пасхальной тайне, но во все времена, в событиях каждого дня Его Дух дается
нам для того, чтобы рождалась молитва. Учение Иисуса о молитве Отцу принадлежит
к той же категории, что и учение о Провидении: время - в руках Отца; мы встречаемся
с Ним в настоящий момент - не вчера, не завтра, а сегодня: "О, если бы вы ныне
послушали гласа Его. Не ожесточите сердца вашего" (Пс 95,7-8*).
|
2659 |
Молитва в событиях каждого дня и каждого мгновения - одна
из тайн Царства, открытых "младенцам", слугам Христа, "нищим" Заповедей Блаженства.
Достойно и праведно молиться о том, чтобы пришествие Царства справедливости и
мира воздействовало на ход истории; но столь же важно молитвою "замешивать тесто"
простых повседневных ситуаций. Все формы молитвы могут быть той "закваской", которой
Господь уподобляет Царство Божие.
|
2660 |
КОРОТКО
|
|
Дух Святой путем живой передачи - Священного Предания -
учит в Церкви детей Божиих молиться.
|
2661 |
Источник молитвы - слово Божие, литургия Церкви,
добродетели веры, надежды и любви.
|
2662 |
Далее
|
|
|