|
К оглавлению
Статья вторая
В полноте времени
|
|
Драма молитвы полностью
открывается нам в Слове, Которое стало плотью и обитало с нами. Пытаться понять
Его молитву через то, что ее свидетели возвещают нам в Евангелии, - значит приближаться
к Святому Господу Иисусу, как Моисей приближался к неопалимой купине: сначала
созерцать Его Самого в молитве, затем слушать, как Он учит нас молить ся, чтобы,
наконец, узнать, как Он внимает нашей молитве.
|
2598 |
Иисус молится
|
|
Сын Божий, ставший Сыном Девы, научился молитве Своим человеческим
сердцем. Он научился ей у Своей Матери, Которая хранила в сердце все "великие
дела" Всемогущего Бога и размышляла о них. Он научился ей из слов и ритмов молитв
Своего народа в синагоге Назарета и в Храме. Но Его молитва имеет тайный источник,
как Он дает понять в возрасте двенадцати лет: "Мне должно быть в том, что принадлежит
Отцу Моему" (Лк 2,49). Здесь начинает открываться новизна молитвы в полноте времени:
сыновняя молитва, которую ожидал Отец от Своих детей, должна, в конечном счете,
быть пережита Самим Единородным Сыном в его Человечестве, с людьми и ради людей.
|
2599 |
Евангелие от Луки подчеркивает действие Святого Духа и
смысл молитвы в служении Христа. Иисус молится перед решающими моментами Своей
миссии: перед тем, как Отец свидетельствует о Нем при Его Крещении и Преображении,
перед тем, как Он исполнит замысел любви Отца в Своих страстях. Он молится, кроме
того, перед решающими моментами, касающимися служения апостолов: перед тем, как
избрать и призвать их, перед тем, как Петр исповедует Его как "Христа Божия" и
чтобы вера главы апостолов не ослабела в искушении. Молитва Иисуса перед спасительными
событиями, которые Отец поручает Ему совершить, - это полное смирения и доверия
предание Своей воли любящей воле Отца.
|
2600 |
"Случилось, что, когда Он в одном месте молился и перестал,
один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться" (Лк 11,1). Не потому
ли ученик желает молиться, что сначала он созерцает молитву своего Учителя? Он
может, таким образом, научиться у Учителя молитвы. Созерцая и слушая Сына, дети
учатся молиться Отцу.
|
2601 |
Иисус зачастую удаляется для молитвы, совершая ее в уединении,
на горе, предпочтительно ночью. Он представляет людей в Своей молитве, потому
что Он принял Человеческое естество в Своем воплощении, и Он приносит их как дар
Отцу, принося Самого Себя. Он, Слово, Которое "стало плотью", приобщается в Своей
человеческой молитве всему тому, чем живут Его "братья" (Евр 2,12). Он сострадает
их немощам, чтобы избавить их от немощей. Именно для этого послал Его Отец. Его
слова и дела оказываются, таким образом, зримым проявлением Его молитвы "втайне".
|
2602 |
Из молитв Христа во время Его служения евангелисты сохранили
две, воспроизведя их почти дословно. И обе они начинаются благодарением. В первой
из них Иисус исповедует Отца, узнает Его и благословляет, ибо Он сокрыл тайны
Царства от тех, кто считает себя учеными, и открыл "младенцам" ("нищим" Заповедей
Блаженства). Его трепетный возглас "Ей, Отче" (т.е. "Да, Отче!") вырывается из
глубин Его сердца и выражает полное согласие с "благоволением" Отца, являясь эхом
слов Его Матери в момент зачатия - "да будет Мне по слову Твоему" - и как бы вступлением
к тому, что Он скажет Отцу во время борения в Гефсиманском саду. Вся молитва Иисуса
состоит в этом согласии любви - согласии Его человеческого сердца с "тайной воли"
Отца (Еф 1,9).
|
2603 |
Вторая молитва приводится св. евангелистом Иоанном в эпизоде,
предшествующем воскрешению Лазаря. Это событие предваряется благодарением: "Отче!
благодарю Тебя, что Ты услышал Меня". Это значит, что Отец всегда внемлет прошениям
Сына. Иисус добавляет: "Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня", - значит, Иисус,
со Своей стороны, просит Отца постоянно. Так, поддерживаемая благодарением, молитва
Иисуса открывает нам, как нужно просить: прежде, нежели дар будет дан, Иисус соглашается
с Тем, Кто дарует и отдает Себя в дарах. Более драгоценен Даритель, нежели даваемый
дар. Он есть "Сокровище", и в Нем пребывает сердце Сына: дар дается "с избытком".
"Первосвященническая" молитва Иисуса занимает исключительное место в домостроительстве
спасения. Ей будет посвящено размышление в конце первого раздела. Она действительно
открывает нам актуальность всех молитв нашего Первосвященника и при этом содержит
то, чему Он учит нас в молитве, обращенной к Отцу нашему, о чем пойдет речь во
втором разделе.
|
2604 |
Когда приходит час исполнить замысел любви Отца, Иисус
предоставляет на мгновение возможность увидеть неизмеримую глубину Его сыновней
молитвы - не только перед тем, как Он добровольно отдаст Себя ("Отче!.. Не Моя
воля, но Твоя да будет": Лк 22,42), но вплоть до самых последних слов на кресте,
где молитва и приношение составляют одно целое: "Отче! прости им, ибо не знают,
что делают" (Лк 23,34); "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк
23,43); "Жено! се, сын Твой! (...) Се, Матерь твоя!" (Ин 19,26-27); "Жажду" (Ин
19,28); "Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мк 15,34); "Совершилось!" (Ин 19,30);
"Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк 23,46), - вплоть до "сильного вопля", с
которым Иисус испускает дух.
|
2605 |
Все горести во все времена человечества, порабощенного
грехом и смертью, все прошения и ходатайства истории спасения сосредоточены в
этом вопле Слова воплощенного. И Отец принял их и ответил на них сверх всякой
надежды, воскресив Своего Сына. Так исполнилась и совершилась драма молитвы в
домостроительстве творения и спасения. Псалтырь дает нам ключ к драме во Христе.
Именно в нынешнем дне Воскресения Отец говорит: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.
Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе" (Пс
2,7-8).
|
2606 |
Послание к Евреям с драматизмом объясняет,
как молитва Иисуса побеждает и дает спасение: "Он, во дни плоти Своей, с сильным
воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и
услышан был за Свое благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию;
и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного"
(Евр 5,7-9).
|
|
Иисус учит молитве
|
|
Когда Иисус молится, Он уже учит нас молитве. Божественный путь нашей
молитвы - это Его молитва Отцу. Но Евангелие дает нам ясное наставление Иисуса
о молитве. Как педагог Он начинает наше обучение с того места, на котором мы находимся,
и постепенно ведет нас к Отцу. Обращаясь к толпам народа, идущим за ним, Иисус
исходит из того, что эти люди уже знакомы с ветхозаветной молитвой, и готовит
их к новизне грядущего Царства. Затем Он в притчах раскрывает эту новизну. Наконец,
Своим ученикам, которые должны стать учителями молитвы в Его Церкви, Он говорит
прямо об Отце и о Духе Святом.
|
2607 |
Начиная с Нагорной Проповеди, Иисус настаивает на обращении
сердца: примирение с братом до того, как приносить дар на жертвенник, любовь к
врагам и молитва за гонителей, молитва к Отцу "втайне" (Мф 6,6), немногословие
в молитве, прощение от всего сердца в молитве*, чистота сердца и искание Царства.
Это обращение полностью устремлено к Отцу, но оно - сыновнее.
|
2608 |
Сердце, таким образом решившее обратиться, учится молитве
в вере. Вера есть сыновнее согласие с Богом, превышающее все то, что мы чувствуем
или понимаем. Оно становится возможным потому, что Возлюбленный Сын Божий открыл
нам доступ к Отцу. Он может велеть нам "искать" и "стучаться", потому что Он Сам
- врата и путь.
|
2609 |
Так же, как Он молится Отцу и благодарит Его перед тем,
как принять Его дары, Иисус учит нас этому сыновнему дерзновению: "Все, чего ни
будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам" (Мк 11,24). Такова
сила молитвы: "Все возможно верующему" (Мк 9,23). Такова сила веры, "которая не
усомнится" (Мф 21,21). Насколько Иисус опечален "неверием" Своих близких (Мк 6,6)
и "маловерием" Своих учеников (Мф 8,26), настолько же Он восхищен верой римского
сотника (Мф 8,10) и хананеянки (Мф 15,28).
|
2610 |
Молитва веры состоит не только в том, чтобы говорить:
"Господи, Господи", но и в том, чтобы настроить сердце для исполнения воли Отца
(Мф 7,21). Иисус призывает учеников к тому, чтобы молитва содержала в себе стремление
содействовать Божественному замыслу.
|
2611 |
В Иисусе "приблизилось Царство Божие". Он призывает к
обращению и к вере, но также к бодрствованию. В молитве ученик, бодрствуя, сосредоточенно
ожидает Сущего, Который грядет, - в воспоминании Его первого Пришествия в смирении
плоти и в уповании на Его второе Пришествие во Славе. Молитва учеников, пребывающих
в общении со своим Учителем, - это борьба; бодрствуя в молитве, мы не впадаем
в искушение.
Три важные притчи о молитве доносит до нас св. евангелист Лука:
|
2612 |
Первая из них, "О докучливом друге", приглашает к настойчивой
молитве: "Стучите, и отворят вам". Тому, кто так молится. Отец Небесный "даст
все, в чем он нуждается", а главное - Духа Святого, содержащего все дары.
Вторая притча, "О докучливой вдове", сосредоточена на одном из качеств молитвы:
нужно всегда неустанно молиться с терпением и верой. "Но Сын Человеческий, придя,
найдет ли веру на земле?"
Третья притча, "О мытаре и фарисее", касается смирения молящегося сердца. "Боже!
будь милостив ко мне грешнику!" Эту молитву неустанно творит Церковь: "Господи,
помилуй!".
|
2613 |
Открыто доверяя Своим ученикам тайну молитвы к Отцу, Иисус
открывает им, какой должна быть их и наша молитва, когда Он вернется к Отцу в
Своем прославленном Человеческом естестве. Теперь Он заповедает нечто новое: "просить
во имя Его" (Ин 14,13). Вера в Иисуса вводит учеников в познание Отца, ибо Иисус
есть "Путь и Истина и Жизнь" (Ин 14,6). Вера приносит свой плод в любви: соблюдать
Его слово. Его заповеди, пребывать с Ним в Отце, Который в Нем любит нас до такой
степени, что обитает в нас. В этом новом завете наша уверенность в том, что Отец
внемлет нашей молитве, основывается на молитве Иисуса.
|
2614 |
Более того, когда наша молитва соединяется с молитвой
Иисуса, Отец дает нам "другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины"
(Ин 14,16-17). Такая новизна молитвы и ее условий открылась во время прощальной
беседы Иисуса с учениками. В Духе Святом христианская молитва становится общением
любви с Отцом, не только через Христа, но и во Христе: "Доныне вы ничего не просили
во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Ин 16,24).
|
2615 |
Иисус внемлет молитве
|
|
Молитва к Иисусу уже принята Им во время Его земного служения в знамениях,
предвосхищающих могущество Его смерти и Воскресения: Иисус внемлет молитве веры,
выраженной словами (прокаженного; Иаира; хананеянки; благоразумного paзбoйникa)
или молитвы молчаливой (принесшие расслабленного; женщина, страдающая кровотечением,
которая прикасается к Его одежде; слезы и миро грешницы). Настойчивое моление
евангельских слепых - "Помилуй нас, Сын Давидов!" (Мф 9,27) или "Иисус, Сын Давидов!
помилуй меня" (Мк 10,48) - вошло в Предание Церкви в словах Молитвы Иисусовой:
"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!" Исцеляя болезни или
прощая грехи, Иисус всегда отвечает на молитву, с верой обращенную к Нему; "Иди
с миром, вера твоя спасла тебя!"
|
2616 |
Св. Августин удивительно емко резюмирует три
аспекта молитвы Иисуса: "Он молится за нас как наш Священник; Он молится в нас
как наш Глава; к Нему обращены наши молитвы как к нашему Богу. И да узнаем наши
голоса в Нем я Его голос в нас".
|
|
Молитва Девы Марии
|
|
Молитва Марии открывается нам на заре полноты времени. Перед Воплощением
Сына Божиего и перед излиянием Святого Духа, Ее молитва исключительным образом
содействует замыслу благоволения Отца - в момент Благовещения ради зачатия Христа*
и в момент Пятидесятницы ради основания Церкви, Тела Христова. В вере Его смиренной
Рабы дар Бога принят так, как сам Бог ожидает с начала времени. Та, Которую Вседержитель
сделал "благодатной", отвечает приношением всего Своего существа: "Се, Раба Господня;
да будет Мне по слову Твоему". "Да будет!" ("Fiat!") - такова христианская молитва:
полностью принадлежать Ему, потому что Он полностью принадлежит нам.
|
2617 |
Евангелие повествует нам, как Мария молится и в вере заступается:
в Кане Мать Иисуса просит Своего Сына позаботиться о брачном пире, который есть
знамение другой Вечери - Вечери Агнца, дающего Свое Тело и Свою Кровь по просьбе
Церкви, Его Невесты. Когда совершается Новый Завет, у подножия Креста, услышана
молитва Марии как Женщины, новой Евы, истинной "Матери живых".
|
2618 |
Вот почему Песнь Богородицы (латинское "Magnificat"),
византийское "Мегалинеи" - "Величит (душа Моя Господа]..." является одновременно
гимном Матери Божией и Церкви - гимном Дочери Сиона и нового Народа Божия, гимном
благодарения за полноту благодати, излитой в домостроительстве спасения, песнопением
"нищих", чья надежда осуществилась исполнением обещаний, данных праотцам ради
"Авраама и семени его до века".
|
2619 |
КОРОТКО
|
|
В Новом Завете совершенным образом молитвы является сыновняя
молитва Иисуса. Совершаемая зачастую в уединении, втайне, молитва Иисуса есть
согласие любви с волей Отца вплоть до Креста и полная уверенность в том, что молитва
будет услышана.
|
2620 |
Наставляя учеников, Иисус учит их молиться
очистив сердце, с живой и твердой верой, с сыновним дерзновением. Он призывает
их бодрствовать и во имя Его просить Отца. Иисус Христос Сам внемлет молитвам,
обращенным к Нему.
|
2621 |
Молитва Девы Марии - Ее "Да будет" ("Fiat")
и Ее Величание "Magnificat" - свидетельствуют о том, как в вере Своей Она полностью
приносит Себя в дар Богу.
|
2622 |
Далее
|
|
|