|
К оглавлению
Статья седьмая
"Оттуда придет судить
живых и мертвых"
|
|
I. Он вернется во славе
|
|
Христос уже царствует через Церковь...
|
|
"Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать
и над мертвыми и над живыми"(Рим 14,9). Вознесение Христа на небо означает Его
участие - в Его человечестве - в могуществе и власти Самого Бога. Иисус Христос
есть Господь: Он обладает всей властью на небесах и на земле. Он "превыше всякого начальства и власти,
и силы и господства", ибо Отец "все покорил под ноги Его" (Еф 1,21-22). Христос
есть Господь вселенной и истории. История человека и даже все творение находят
в Нем свое соединение под главою Христа (рекапитуляция: ср. Еф 1,10), свое трансцендентное
завершение.
|
668 |
Будучи Господом, Христос - также Глава Церкви, которая есть Его Тело.
Вознесенный на небо и прославленный, совершивший Свою миссию до конца, Он остается
на земле в Своей Церкви. Искупление есть источник власти, которую Христос силою
Духа Святого имеет над Церковью, которая есть "Царство Христово уже
существующая как тайна", "зачаток и начало этого Царства на земле".
|
669 |
Со времени Вознесения замысел Божий вступил в свое исполнение. Мы уже
живем в "последнее время" (1 Ин 2,18). "Итак последнее время
уже началось для нас, и обновление мира бесповоротно решено и
в какой-то мере предвосхищено реально уже сейчас: в самом деле,
Церковь уже на земле украшена в подлинной, хотя и несовершенной
святостью". Присутствие Царства Христова уже являет себя чудесными знамениями,
которые сопровождают его возвещение Церковью.
|
670 |
...в ожидании того, что все будет Ему послушно
|
|
Уже присутствующее в Его Церкви, Царство Христово еще, однако, не совершилось "с силою и славою великою"
(Лк 21,27)3 пришествием Царя на землю. На это Царство еще нападают силы беззакония,
даже если они уже побеждены в основе Пасхой Христовой. До тех пор, пока все Ему
не подчинится, "пока не
будут новые небеса и новая земля, на которой обитает праведность,
странствующая Церковь в своих таинствах и в учреждениях, которые
принадлежат этому веку, несет преходящий образ мира сего; она живет
среди творений, которые еще стонут в родовых муках и ожидают
откровения сынов Божиих". Поэтому христиане молятся, особенно совершая Евхаристию,
о том, чтобы Христос вскоре вернулся: "Гряди, Господи!" (1 Кор 16,22; Откр 22,17.20).
|
671 |
Перед Вознесением Христос сказал, что еще не наступило время установить
во славе ожидаемое Израилем мессианское Царство, которое должно было по слову
Пророков, принести всем людям окончательный порядок справедливости, любви и мира.
Настоящее время, говорит Господь, - это время Духа и свидетельства, но это еще
и время "нужды" (Жор 7,26) и испытания злом, которое не щадит Церковь и является
началом битвы последних дней. Это время ожидания и бдения.
|
672 |
Пришествие Христа во славе, надежда Израиля
|
|
После Вознесения пришествие Христа во славе неотложна, даже если не
наше "дело знать времена или сроки, которые Отец
положил в Своей власти" (Деян 1,7). Это эсхатологическое второе пришествие Христа
может совершиться в любой момент, даже если оно "удерживается" - оно и последнее
испытание, которое будет ему предшествовать.
|
673 |
Пришествие Мессии во славе, которое может ожидаться в каждый момент
истории, обусловлено Его признанием "всем Израилем" (Рим 11, 26; Мф 23, 39), в
котором по отношению к Иисусу "отчасти" произошло "ожесточение" (Рим 11, 25) в
"неверии" (Рим 11, 20). Св. апостол Петр говорит об этом иудеям после Пятидесятницы:
"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена
отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого
небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех
святых Своих пророков от века" (Деян 3, 19-21). Откликом сему звучат слова св.
Павла: "Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не
жизнь из мертвых?" (Рим 11,15). Вступление "полноты их (иудеев)" (Рим 11,12) в
мессианское спасение вслед за "полным числом язычников" (Рим 11,25) даст народу
Божию прийти "в меру полного возраста
Христова" (Еф 4,13), где "будет Бог все во всем" (1 Кор 15,28).
|
674 |
Последнее испытание Церкви
|
|
До второго пришествия Христа Церковь должна пройти через последнее
испытание, которое подорвет веру у многих верующих. Преследования, которые сопровождают
земное паломничество Церкви, откроют "тайну
беззакония" в формелжерелигии, приносящей людям мнимое решение их проблем ценой
отступничества от истины. Крайняя форма лжерелигии есть поклонение антихристу,
то есть лжемессианизм, где человек прославляет себя самого вместо Бога и Его Мессии,
пришедшего во плоти.
|
675 |
Этот антихристов обман уже проявляется в мире каждый раз,
как люди претендуют на то, чтобы совершить в истории мессианское упование, которое
может исполниться лишь за ее пределами через эсхатологический суд: Церковь отвергла
эту фальсификацию будущего Царства даже в ее смягченной форме, носившей название
хилиазма (милленаризма) а тем более в политической форме секуляризованного мессианизма, "извращенного в
своей сути"
.
|
676 |
Церковь вступит во славу Царства только через эту последнюю Пасху,
где она последует за Своим Господом в Его смерти и воскресении Царство, таким
образом, будет обретено не через историческое торжество Церкви>, достигнутое продвижением
вверх, но через победу Бога над злом в его последнем наступлении, победу, которая
заставит сойти с неба Его Невесту. Торжество Бога над мятежом зла примет форму
Страшного суда после окончательного космического крушения этого преходящего мира.
|
677 |
II. Чтобы судить живых и мертвых
|
|
Вслед за пророками и Иоанном Крестителем Иисус в Своей проповеди объявил
о Суде последнего дня. Тогда станут явными поведение всякого и тайны сердец. Тогда
будет осуждено преступное неверие, которое пренебрегало благодатью, даруемой Богом.
Отношение к нуждам ближнего покажет, принята ли или отвергнута благодать и любовь
Божия. Иисус скажет в последний день: "так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих
меньших, то сделали Мне" (Мф 25,40).
|
678 |
Христос - Господь жизни вечной. Полное право окончательно судить дела
и сердца людей принадлежит Ему как Искупителю мира. Он "приобрел" это право крестом
Своим. Потому Отец "весь суд отдал Сыну" (Ин 5,22). Сын же пришел не для того,
чтобы судить, а для того, чтобы спасти и дать жизнь, которая в Нем. Отказываясь
от благодати в этой жизни, каждый человек уже судит сам себя, получает по делам
своим и может даже приговорить себя к вечному проклятию, если отказался от Духа
любви.
|
679 |
КОРОТКО
|
|
Христос Господь уже царствует через Церковь, но еще не
все в мире Ему подчинилось. Торжество Царства Христова не наступит без последнего
нападения сил зла.
|
680 |
В день Страшного суда, когда настанет конец света, Христос
придет во славе совершить окончательное торжество добра над злом, которые, как
пшеница и плевелы, выросли вместе в ходе истории.
|
681 |
Придя в конце времен во славе судить живых и мертвых, Христос
во славе откроет тайное расположение сердец и воздаст каждому человеку по делам
его и по его принятию или отвержению благодати.
|
682 |
|
|
|