|
К оглавлению
§ 5. Небо и земля
|
|
Апостольский Символ веры исповедует, что Бог есть Творец неба и земли,
а Никео - Константинопольский разъясняет: "...видимого всего и невидимого".
|
325 |
В Священном Писании словосочетание "небо и земля" означает все сущее,
весь сотворенный мир. Оно также указывает на связь, существующую внутри творения,
одновременно соединяющую и различающую небо и землю. "Земля" - это мир людей.
"Небо" или "небеса" может означать небесный свод, но также и "местопребывание"
Божие: "...прославляли Отца вашего небесного" (Мф 5,1 б), - и, следовательно,
также то "небо", которое есть эсхатологическая слава. Наконец, слово "небо" указывает
"местопребывание" духовных созданий - ангелов, окружающих Бога.
|
326 |
Исповедание веры IV Латеранского Собора утверждает, что Бог "с начала
времен из ничего сотворил вместе ту и другую тварь, духовную и телесную, то есть
ангелов и земной мир; потом тварь человеческую, которая наследует от обоих, поскольку
состоит из духа и тела".
|
327 |
|
|
Существование ангелов - истина веры
|
|
Есть духовные существа, бесплотные, в Священном Писании обычно называемые
ангелами: это истина веры. Свидетельство Писания об этом столь же четко, как и
единодушие Предания.
|
328 |
Кто они?
|
|
Св. Августин говорит о них: "Ангел" означает функцию, а не природу.
Ты спрашиваешь, как называется эта природа? - Дух. Ты спрашиваешь о функции? -
Ангел. По тому, что он есть, он дух, по тому, что делает, - ангел". Всем своим
существом ангелы - слуги и вестники Божий. Ангелы "на небесах всегда видят лицо
Отца Моего небесного" (Мф 18,10), поэтому они - "крепкие силою, исполняющие слово
Его" (Пс 103,20).
|
329 |
Будучи чисто духовными созданиями, они обладают разумением и волей:
они создания личностные и бессмертные. Совершенством своим они превосходят всю
видимую тварь. Об этом свидетельствует блеск их славы.
|
330 |
Христос "и все святые ангелы с Ним"
|
|
Христос есть сердцевина ангельского мира. Это Его ангелы: "Когда же
приидет Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с Ним..." (Мф 25,31).
Они - Его, Христовы, ибо сотворены Им и для Него: "Ибо Им создано все, что на
небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства
ли, власти ли, - все Им и для Него создано" (Кол 1,16). Они в еще большей степени
Его, потому что Он сделал их вестниками Своего спасительного Замысла: "Не все
ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать
спасение?" (Евр 1,14).
|
331 |
Они здесь - от сотворения мира и на протяжении всей истории спасения,
- возвещая издали или вблизи это спасение и служа Божиему Замыслу его осуществления:
они стоят на страже сада Эдемского, опекают Лота, спасают Агарь и ее сына, останавливают
руку Авраамову, их служением передается закон, они ведут народ Божий, они возвещают
рождения и призвания, они помогают пророкам - ограничимся этими примерами. Наконец,
ангел Божий Гавриил благовествует рождение Иоанна Предтечи и Самого Иисуса.
|
332 |
От Воплощения до Вознесения жизнь Слова воплощенного окружена поклонением
и служением ангелов. Бог, когда "вводит Первородного во вселенную, говорит: ,,и
да поклонятся ему все ангелы Божий"" (Евр 1,6). Их хвалебная песнь при Рождестве
Христовом неустанно звучит в церковном прославлении: "Слава в вышних Богу..."
(Лк 2,14). Они охраняют жизнь Младенца Иисуса, служат Ему в пустыне, утешают Его
в гефсиманском борении, тогда как Он мог бы быть спасен ими от руки врага, как
некогда Израиль. И опять-таки ангелы "благовествуют", возвещая "великую радость"
(Лк 2,10) Боговоплощения" и Воскресения Христова. Они будут присутстовать при
возвращении Христа, которое они возвещают, они будут служить на Его суде.
|
333 |
Ангелы в жизни Церкви
|
|
До того времени вся жизнь Церкви пользуется сокровенной и могущественной
помощью ангелов.
|
334 |
В Божественной литургии Церковь соединяется с ангелами, чтобы прославлять
трижды святого Бога; она просит у них помощи - например, в "Supplices te rogamus..."
("Смиренно молим Тебя...") Римского канона, или "In Paradisum deducant te angeli..."
("Пусть ангелы приведут тебя в рай...") заупокойного богослужения, или же в "Херувимской
песни" византийской Литургии; она особо празднует память некоторых ангелов (архангелов
Михаила, Гавриила и Рафаила, ангелов - хранителей).
|
335 |
От младенчества до кончины человеческая жизнь окружена их охраной и
заступничеством. "Каждый верующий имеет возле себя ангела как хранителя и пастыря,
чтобы вести его в жизни". Уже начиная с этого света христианская жизнь в вере
участвует в блаженном сообществе ангелов и людей, соединенных в Боге.
|
336 |
II. Видимый мир
|
|
Бог Сам сотворил видимый мир во всем его богатстве, разнообразии и
порядке. Писание представляет дело Творца символически как последовательность
шести дней "дел" Божиих, завершающихся тем, что Бог "почил" в день седьмой (Быт
1,1-2,4). Священный текст возвещает на тему сотворения мира истины, открытые Богом
ради нашего спасения, которые позволяют "познавать глубокую суть творения, его
ценность и назначение, которое есть во Славу Божию":
|
337 |
Ничего не существует такого, что не было бы обязано своим существованием
Богу Творцу. Мир начался, когда был извлечен из небытия словом Божиим; все существующие
создания, вся природа, вся человеческая история укоренены в этом первичном событии:
это само бытие, которым мир создан и начато время.
|
338 |
Каждое создание обладает присущими ему добротой и совершенством. О
каждом деле шести дней сказано: "И увидел Бог, что это хорошо". "Ибо в силу самого
творения все сущее установлено в согласии со своей крепостью, истинностью, собственным
совершенством с его особыми законами и распорядком". Разные создания, угодные
Богу в присущем им существе, каждое по-своему отражают луч бесконечной премудрости
и благости Божией. Потому - то человек должен уважать качество, присущее каждому
созданию, чтобы избежать беспорядочного употребления вещей, пренебрежительного
к Творцу и влекущего за собой дурные последствия для людей и их окружения.
|
339 |
Взаимозависимость творения угодна Богу. Солнце и луна, кедр и полевой
цветок, орел и воробей - картина их бесконечных различий и неравенств означает,
что ни одно создание не самодостаточно. Они существуют только в зависимости друг
от друга, взаимно дополняя друг друга и служа друг другу.
|
340 |
Красота вселенной: Порядок и гармония сотворенного мира вытекают из
разнообразия созданий и отношений между ними. Человек постепенно открывает эти
отношения как законы природы. Они вызывают восхищение ученых. Красота творения
отражает бесконечную красоту Творца. Она должна внушать уважение и вести к повиновению
человеческого ума и воли.
|
341 |
Иерархия творения выражена в порядке "шести дней", идущем от менее
совершенного к более совершенному. Бог любит все Свое творение и печется обо всех,
даже о малых птицах. Тем не менее Иисус говорит: "...вы дороже многих малых птиц"
(Лк 12,7), - или еще: "Сколько же лучше человек овцы!" (Мф 12,12).
|
342 |
Человек есть вершина дела творения. Богодухновенный рассказ выражает
это, четко отличая сотворение человека от сотворения всей другой твари.
|
343 |
Существует солидарность всех созданий, следующая из того, что все они
имеют одного и того же Творца и все призваны Его славить:
|
344 |
Славься, мой Господи, со всем Твоим творением, особенно
с господином братом Солнцем, которым Ты даешь день и им Ты нас освещаешь; и он
прекрасен и лучист и напоминает нам, о Всевышний, о Твоем величии... Славься,
мой Господи, ради сестры Воды, весьма полезной, и смиренной, и драгоценной, и
чистой... Славься, мой Господи, ради сестры нашей матери Земли, которая нас носит
и кормит, и производит многообразные плоды с пестрыми цветами и травами... Славьте
и благословляйте Господа моего, воздавайте Ему милость и служите Ему с великим
смирением.
|
|
"День седьмой", "субботний" - конец дел "шести дней". Священный текст
гласит: "совершил Бог к седьмому дню дела Свои", были "совершены небо и земля",
и в седьмой день Бог "почил", и благословил этот день, и освятил (Быт 2,1-3).
Эти богодухновенные слова богаты спасительным научением:
|
345 |
Творением Бог положил основание и законы, которые пребудут
вовеки, на которые верующи может опираться с доверием и которые станут ему знамением
и залогом непреложной верности завета Божия. Со своей стороны, человек должен
будет хранить верность этому основанию и чтить законы, начертанные Богом.
|
346 |
Сотворение совершено в устремленности к седьмому дню и,
следовательно, ради почитания Бога и прославления Его. Богопочитание вписано в
порядок творения. "Ничего не предпочесть богопочитанию", - предписывает устав
св. Бенедикта, указывая таким образом, каков правильный порядок человеческих забот.
|
347 |
Седьмой, субботний день составляет сердцевину закона Израилева.
Блюсти заповеди значит соответствовать премудрости и воле Божией, явленным в Его
деле сотворения.
|
348 |
Восьмой день. Но для нас занялся новый день - день Воскресения Христова.
Седьмой день завершает первое сотворение. Восьмой - начинает новое. Так дело сотворения
достигает вершины в более великом деле искупления. Первое сотворение находит свой
смысл и вершину в новом сотворении во Христе, сияние которого превосходит первое.
|
349 |
КОРОТКО
|
|
Ангелы - суть небесные создания, неустанно прославляющие
Бога и служащие Его спасительному Замыслу по отношению к другим созданиям: "Ангелы
содействуют всему, что для нас - благо".
|
350 |
Ангелы окружают Христа, Господа своего. Они в особенности
служат Ему в исполнении Его спасительной миссии по отношению к людям.
|
351 |
Церковь почитает ангелов, которые помогают ей в ее земном
паломничестве и опекают всякого человека.
|
352 |
Бог пожелал многообразия созданий и присущей им доброты,
их взаимозависимости и их порядка. Он предназначил все материальные создания на
благо рода человеческого. Человек и - через него - все творение предназначено
к славе Божией.
|
353 |
Соблюдать законы, вписанные в творении, и отношения, вытекающие
из природы вещей, есть начало мудрости и основание нравственности.
|
354 |
|
|
|