|
К оглавлению
§4. Творец
|
|
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт 1, 1). Эти торжественные
слова стоят на пороге Священного Писания. Символ веры повторяет их, исповедуя
Бога Отца Всемогущего как "Творца Неба и Земли", "видимого всего и невидимого".
Поэтому мы сначала будем говорить о Творце, затем о Его творении, наконец, о грехопадении,
от которого Иисус Христос, Сын Божий, пришел поднять нас.
|
279 |
Сотворение есть основа "всех спасительных планов Божиих", "начало истории
спасения", вершина которой - Христос. И, наоборот, тайна Христа - решающий свет,
пролитый на тайну сотворения; она открывает цель, ради которой "в начале сотворил
Бог небо и землю" (Быт 1, 1): Бог изначально предвидел славу нового сотворения
во Христе.
|
280 |
Вот почему тексты, читаемые в Пасхальную Ночь, празднование нового
творения во Христе, начинаются с рассказа о сотворении мира; в византийской литургии
это всегда первый текст, который читают во время великих Господних праздников.
По свидетельству раннех авторов, подготовка оглашаемых ко крещению шла тем же
путем.
|
281 |
I. Учение о сотворении мира
|
|
Учение о сотворении мира имеет основополагающее значение. Оно затрагивает
самые основы человеческой и христианской жизни, ибо объясняет ответ христианской
веры на злементарный вопрос, которым всегда задавались люди всех времен: "Откуда
мы пришли?", "Куда мы идем?", "Каково наше происхождение?", "Какова наша цель?",
"Откуда пришло и куда идет все сущее?" Два вопроса - о происхождении и неразделимы.
Они имеют решающее значение для смысла и направленности нашей жизни и наших поступков.
|
282 |
Вопрос о происхождении мира и человека является предметом
множества научных исследований, которые замечательным образом oбагатили наши знания
о возрасте и размерах космоса, о становлении живых форм, о появлении человека.
Эти открытия зовут нас еще более восхищаться величием Творца, благословлять Его
за все дела Его и за то разумение и премудрость, какими Он наделяет ученых и исследователей.
Вместе ном они могут сказать: "Сам Он даровал мне неложное познание существующего,
чтобы познать устройство мира и действие стихий (...) ибо научила меня Премудрость,
художница всего" (Прем 7,17-21).
|
283 |
Большой интерес к этим исследованиям стимулируется вопросом
другого порядка, который выходит за пределы собственно сферы естественных наук.
Речь идет не только о том, чтобы узнать, когда и как материально возник космос
или появился человек, но скорее о том, каков смысл их происхождения: являются
ли они плодом случайности, проявлением слепой судьбы или безликой необходимости,
или же ими управляет трансцендентное, мудрое и благое Существо, которое называется
Богом? А если мир происходит от премудрости и благости Божией, то почему в нем
существует зло? Откуда оно? Кто его виновник? И есть ли избавление от него?
|
284 |
От самых своих начал христианская вера сталкивалась с иными,
нежели даваемые ею, ответами на вопрос о происхождении мира. Так, в древних религиях
и культурах существуют многочисленные мифы о начале. Некоторые философы говорили,
что все есть Бог, что мир есть Бог или что становление мира есть становление Бога
(пантеизм); другие - что мир есть необходимое излучение Божие, вытекающее из этого
источника и возвращающееся в него; третьи утверждали существование двух вечных
принципов: Добра и Зла, Света и Тьмы - в постоянной борьбе (дуализм, манихейство);
согласно некоторым из этих концепций, мир (по крайней мере, материальный) есть
зло, продукт грехопадения, и должен быть отвергнут либо превзойден (гнозис); другие
соглашаются с тем, что мир сотворен Богом, но так, как поступил бы часовщик: сотворил
и предоставил его самому себе (деизм); есть и такие, кто вовсе не признает трансцендентного
происхождения мира, а видит в нем лишь чистую игру вечно существующей материи
(материализм). Все эти попытки свидетельствуют о постоянстве и универсальности
вопроса о начале. Эти поиски свойственны человеку.
|
285 |
Человеческий разум, конечно, уже способен найти ответ на вопрос о начале.
Действительно, существование Бога Творца можно познать с уверенностью благодаря
свету человеческого разума через сотворенное Им, даже если это познание часто
затуманено и искажено заблуждениями. Поэтому вера приходит утвердить и просветить
умы в правильном разумении этой истины: "Верою познаем, что веки устроены словом
Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр 11,3).
|
286 |
Истина сотворения так важна для всей человеческой жизни, что Бог в
своей благости пожелал открыть Своему народу все, что спасательно знать на эту
тему. По ту сторону естественного познания, которое всякий человек может иметь
о Творце, Бог постепенно открыл Израилю тайну сотворения. Он, избравший патриархов,
выведший народ Израиля из Египта и Своим избранием Израиля сотворивший его и устроивший,
открывается как Тот, Кому принадлежат все народы на земле и вся земля, как Тот,
Кто один "сотворил небо и землю" (Пс 115,15; 124,8; 134,3).
|
287 |
Откровение творения, таким образом, неотделимо от Откровения и исполнения
завета Единого Бога со Своим народом. Сотворение мира открывается как первый шаг
к этому завету, как первое, вселенское свидетельство Всемогущей любви Божией.
Поэтому истина о сотворении провозглашается с нарастающей силой в словах пророков,
в молитве Псалмов и в литургии, в размышлениях Премудрости избранного народа.
|
288 |
Среди всего, что сказано в Священном Писании о сотворении, три первые
главы Книги Бытия занимают особое место. С литературной точки зрения, эти тексты
могут иметь разные источники. Богодухновенные авторы поместили их в начало Писания,
так что они своим торжественным языком объясняют истины сотворения, его первопричины
и конечной цели в Боге, его порядка и благости, призвания человека, наконец -
драмы греха и упования на спасение. Прочтенные в свете Христовом, в единстве Священного
Писания и живого церковного Предания, эти слова остаются главнейшим источником
вероучения о тайнах "начала": творении, грехопадении, обетовании спасения.
|
289 |
II. Творение - дело Святой Троицы
|
|
"В начале Бог сотворил небо и землю". В этих первых словах Писания
содержатся три утверждения: Бог предвечный положил начало всему, что существует
вне Его; один Он есть Творец (глагол "творить" - по-древнееврейски бара - всегда
имеет подлежащим Бога); полнота всего существующего (выраженная формулировкой
"небо и землю") зависит от Того, Кто дает ей бытие.
|
290 |
"В начале было Слово (...) и Слово было Бог. (...) Все чрез Него начало
быть, и без Него ничто не начало быть" (Ин 1, 1-3). Новый Завет открывает, что
Бог все создал Словом предвечным, Своим Возлюбленным Сыном: "Им создано все, что
на небесах и что на земле (...) все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего,
и все Им стоит" (Кол 1,16-17). Вера Церкви так же провозглашает творческое действие
Святого Духа: Он есть "Податель жизни", "Дух Творец" ("Veni, Creator Spiritus"),
"Источник всякого блага".
|
291 |
Мерцающее в Ветхом Завете, раскрытое в Новом Союзе, творческое действие
Сына и Духа, неотторжимо единое с действием Отца, ясно утверждено правилом веры
Церкви: "Есть один Бог Единый (...): Он Отец, Он Бог, Он Творец, Он Автор, Он
Повелитель. Он все сотворил Самим Собою, то есть Словом Своим и Премудростью Своею",
"Сыном и Духом", Которые как бы "руки Его". Творение - общее дело Святой Троицы.
|
292 |
III. "Мир был сотворен во славу Божию"
|
|
Эту фундаментальную истину Писание и Предание не устают преподавать
и воспевать: "Мир был сотворен во славу Божию". Бог создал все существующее, объясняет
св. Бонавентура, "не для того, чтобы множить славу, но чтобы явить и сообщить
эту славу". Ибо у Бога нет иной причины для того, чтобы творить, кроме Его любви
и благости: "Ключ любви открыла длань Его, чтобы произвести тварей". А I Ватиканский
Собор разъясняет:
|
293 |
В Своей благости и Своем всемогуществе, не с тем, чтобы
увеличить Свое блаженство или обрести Свое совершенство, но чтобы открыть их в
дарах, которыми Он наделяет Свои творения, этот единый и истинный Бог, в полной
свободе Промысла, Весь и всецело, от начала времен, из ничего создал те и другие
творения, духовные и плотские.
|
|
Слава Божия состоит в том, что осуществляется это явление и сообщения
Его доброты, ради которых мир был сотворен: чтобы "усыновить нас Себе чрез Иисуса
Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей" (Еф 1,5-6).
"Ибо слава Божия есть живой человек, а жизнь человека есть видение Бога: если
Откровение Божие через сотворение даровало жизнь всем тварям, живущим на земле,
то насколько же более Богоявление Отца через Слово дарует жизнь тем, кто видит
Бога". Конечная цель творения состоит в том, чтобы Бог, "Тот, Кто Творец всех,
был "все во всех" (1 Кор 15,28), достигая и Своей славы, и нашего блаженства".
|
294 |
IV. Тайна творения
|
|
Бог творит премудростью и любовью
|
|
Мы верим, что Бог сотворил мир по Своей премудрости. Мир - не продукт
какой-либо необходимости, слепой судьбы или случайности. Мы верим, что он исходит
из свободной воли Бога, Который захотел позволить творению участвовать в Своем
Существе, Своей премудрости и благости: "...ибо Ты сотворил все, и все по Твоей
воле существует и сотворено" (Откр 4,11). "Как многочисленны дела Твои, Господи!
Все соделал Ты премудро" (Пс 104,24). "Благ Господь ко всем, и щедроты на всех
делах Его" (Пс 145,9).
|
295 |
Бог творит "из ничего"
|
|
Мы верим, что Богу не нужно ничего ранее существующего и никакой помощи
для того, чтобы творить. И творение также не есть обязательное излучение существа
Божия. Бог свободно творит "из ничего":
|
296 |
Что было бы в том необыкновенного, если бы Бог извлек мир
из ранее существовавшей материи? Человек, ремесленник, когда ему дают материал,
делает из него все, что хочет. В то время как могущество Божие открывается тогда
именно, когда Он исходит из небытия, чтобы сделать все, что хочет.
|
|
Вера в сотворение "из ничего" засвидетельствована в Писании как истина,
полная обетования и надежды. Так, мать семерых сыновей поддерживает их во время
мучений:
|
297 |
Я не знаю, как вы явились в чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь;
не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу
человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью,
так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы. (...) Умоляю тебя, дитя
мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил
Бог из ничего и что так произошел и род человеческий (2 Мак 7,22-23,28).
|
|
Поскольку Бог может творить из ничего, Он может также Святым Духом
даровать жизнь души грешникам, сотворяя в них сердце чистое, и Воскресением -
жизнь тела умершим, ибо Он есть "животворящий мертвых и называющий несуществующее,
как существующее" (Рим 4,17). И поэтому Словом Своим Он может создать свет во
тьме, Он может также озарить светом веры тех, кто Его не ведает.
|
298 |
Бог творит мир благоустроенный и хороший
|
|
Поскольку Бог творит премудро, сотворенный мир благоустроен: "Ибо ты
все расположил мерою, числом и весом" (Прем 11,20[21]). Сотворенный в предвечном
Слове и предвечным Словом, "образ Бога невидимого" (Кол 1,15), творение предназначено
для человека, обращено к нему, образу Божию, который сам призван к личной связи
с Богом. Наше разумение, участвуя в свете Божественного Разума, может понять то,
что говорит нам Бог своим творением, разумеется, не без большого усилия и в духе
смирения и почтения перед Творцом и Его творением. Исходящий из доброты Божией,
сотворенный мир участвует в этой доброте ("И увидел Бог, что это хорошо (...)
хорошо весьма" (Быт 1,4.10.12.18.21.31). Ибо Бог замыслил Творение как дар человеку,
как наследие, предназначенное ему и вверенное. Церкви многократно приходилось
защищать благость творения, включая материальный мир.
|
299 |
Бог трансцендентен Своему творению и присутствует в нем
|
|
Бог бесконечно более велик, чем все Его дела: "Слава твоя простирается
превыше небес" (Пс 8,2), "и величие Его неисследимо" (Пс 145,3). Но поскольку
он свободный и над всем стоящий Творец, первопричина всего существующего, присутствует
в самой глубине своих тварей: "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деян
17,28). Как говорил св. Августин, "Ты же был во мне глубже глубин моих и выше
вершин моих".
|
300 |
Бог сохраняет в жизни и поддерживает сотворенное
|
|
Завершив сотворение, Творец не покидает Своего творения. Он не только
дает ему бытие и существование, но и неустанно сохраняет его в жизни, ему позволяет
действовать и ведет его к свершению. Признать эту полную зависимость от Творца
- источник мудрости и свободы, радости и доверия:
|
301 |
Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил;
ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если
бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но ты
все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи (Прем 11,24-26 [25-27]).
|
|
V. Бог исполняет Свой замысел: Провидение Божие
|
|
Сотворенный мир обладает своими качествами и совершенством, но он не
вышел из рук Творца завершенным. Он создан в состоянии продвижения ("in statu
viae") к предельному совершенству, которого предстоит достичь и к которому Бог
его предназначил. Мы называем Провидением Божиим те распоряжения, которыми Бог
ведет Свое творение к этому совершенству:
|
302 |
Бог хранит Своим Провидением все, что сотворил, и царит
над ним, "распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу"
(Прем 8,1). Ибо "все обнажено и открыто перед очами Его" (Евр 4,13), даже то,
что произведет на свет свободное действие тварей.
|
|
Свидетельство Писания единодушно: забота Провидения Божия конкретна
и незамедлительна, оно печется обо всем, от малейших ничтожных вещей до великих
мировых и исторических событий. Священные книги твердо говорят об абсолютном суверенитете
Бога в ходе событий: "Бог наш на небесах и на земле творит все, что хочет" (Пс
115,3); а о Христе сказано: Он "отворяет - и никто не затворит, затворяет - и
никто не отворит" (Откр 3,7). "Много замыслов в сердце человека, но состоится
только определенное Господом" (Причт 19,21).
|
303 |
Так, мы видим, что Святой Дух, главный автор Священных Писаний,
часто приписывает те или иные действия Богу, не упоминая о вторичных причинах.
Это не упрощенная "манера выражаться", но глубокий способ напоминать об абсолютном
первенстве Бога и Его верховной власти в истории мира и учить таким образом уповать
на Господа. Молитвы Псалтири - отличная школа такого упования.
|
304 |
Иисус просит, чтобы мы предавались как дети Провидению Отца, Который
заботится о малейших нуждах своих детей: "Итак не заботьтесь и не говорите: ,,что
нам есть?" или "что пить?" (...) Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду
во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится
вам" (Мф б,31-33).
|
305 |
Провидение и вторичные причины
|
|
Бог - это Господин, полностью властный над Своим замыслом. Но для его
исполнения Он пользуется также содействием сотворенного. Это не признак слабости
- наоборот, это признак величия и доброты Бога Вседержителя. Ибо Бог наделяет
свои создания не только существованием, но и достоинством действовать свободно,
становиться причиной и началом друг для друга и тем самым соучаствовать в исполнении
Его замысла.
|
306 |
Людям Бог даже предоставляет возможность свободно участовать в Его
Провидении, вверяя им ответственность за "обладание" землею и "владычество" над
ней. Так Бог позволяет людям быть разумными и свободными причинами, чтобы дополнять
дело сотворения в совершенной гармонии ради своего блага и блага своих ближних.
Зачастую бессознательные сотрудники воли Божией, люди могут сознательно участвовать
в Божием замысле своими действиями, молитвами, но также и страданиями. Тогда они
вполне становятся "соработниками у Бога" (1 Кор 3,9; 1 Фее 3,2) и Его Царствия.
|
307 |
Это истина, неотделимая от веры в Бога Творца: Бог действует во всех
действиях Своих созданий. Он - первопричина, которая действует во вторичных причинах
и через них: "Потому что Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению"
(Флп 2,13). Отнюдь не уменьшая достоинство творения, эта истина возвышает его.
Извлеченная из небытия могуществом, премудростью и благостью Божией, творение
ничего не может, если отсечет себя от своего источника, ибо "тварь без Творца
исчезает"; еще менее способна она достичь своей конечной цели без помощи благодати.
|
308 |
Провидение и соблазн зла
|
|
Если Бог Отец Вседержитель, Творец благоустроенного и хорошего мира,
печется обо всем творении, то почему существует зло? На этот вопрос, столь же
настойчивый, сколь неизбежный, столь же горький, сколь таинственный, невозможно
быстро дать удовлетворительный ответ. Ответом на этот вопрос является вся христианская
вера в целом: красота творения, драма греха, долготерпеливая любовь Бога, Который
идет навстречу человеку Своими заветами, искупительным Воплощением Сына Своего,
даром Духа, созывом Церкви, силой таинств, призывом к блаженной жизни, принять
которую свободным существам предложено заранее, но от которой они также могут
уклониться заранее, через страшную тайну. Нет ни одной черты в христианском благовестии,
которая частью не составляет ответа на вопрос о зле.
|
309 |
Почему Бог не сотворил мир такой совершенный, чтобы зло не могло в
нем существовать? По своему безграничному могуществу Бог мог бы всегда сотворить
нечто лучшее. Однако в бесконечной Своей премудрости и доброте Бог хотел свободно
создать мир "в состоянии продвижения" к его высшему совершенству. Это становление
означает, по замыслу Божию, с появлением одних существ исчезновение других; наряду
с наибольшим совершенством - также и наименьшее; а наряду с созиданием природы
- следовательно, и физическое зло, до тех пор, пока творение не достигнет совершенства.
|
310 |
Ангелы и люди, разумные и свободные создания, должны стремиться к своей
окончательной судьбе, выбирая ее свободной волей, желательно - любовью. Они могут
поэтому сбиться с пути. И действительно, они согрешили. Так вошло в мир нравственное
зло, несоизмеримо более тяжкое, нежели зло физическое. Бог никоим образом, ни
прямо, ни косвенно, не является причиной нравственного зла. Однако Он его допускает,
чтя свободу Своего творения, и таинственным образом умеет извлечь из него добро:
|
311 |
Ибо Бог Вседержитель (...) будучи в высшей степени благ,
никогда не попустил бы какому бы то ни было злу существовать в делах Его, если
бы Он не был столь силен и благ, чтобы произвести добро из зла самого.
|
|
Так с течением времени можно обнаружить, что Бог в Своем всемогущем
Превидении может извлечь добро из последствий зла, даже нравственного, причиненного
Его созданиями: "Итак не вы послали меня сюда, - говорит Иосиф своим братьям,
- но Бог (...), вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы
(...) сохранить жизнь великому числу людей" (Быт 45,8; 50,20). Из самого большого
нравственного зла, какое когда-либо совершалось, - отвержения и казни Сына Божия,
- причиненного грехами всех людей, Бог "преизобилием благодати" Своей извлек величайшее
благо - прославление Христа и наше искупление. Но зло от этого не становится добром.
|
312 |
"Любящим Бога (...) все содействует ко благу" (Рим 8,28). Свидетельство
святых неустанно подтверждает эту истину:
|
313 |
Так, св. Екатерина Сиенская говорит "тем, кто смущен и возмущен
тем, что с ними случается": "Все исходит от любви, все устроено ко спасению человека,
что Бог ни делает - все ради этого"4.
Св. Томас Мор незадолго до мученической кончины утешал свою дочь: "Ничто не может
случиться, чего Бог не захотел. А все, чего Он хочет, каким бы дурным ни могло
нам показаться, есть, однако, то, что лучше всего для нас".
И Юлиания Норвичская: "И вот я узнаю, благодатью Божией, что надо мне было крепко
держаться веры и веровать с неменьшей крепостью, что все, что ни будет, будет
хорошо".
|
|
Мы твердо верим, что Бог - Властитель мира и истории. Но пути Его Провидения
нам часто неведомы. Лишь в конце, когда истечет срок нашего частичного познания,
когда мы увидим Бога "лицом к лицу" (1 Кор 13,12), станут нам полностью ведомы
пути, которыми даже сквозь драмы зла и греха Бог ведет Свое творение к отдохновению
этого окончательного седьмого дня, ради которого Он сотворил небо и землю.
|
314 |
КОРОТКО
|
|
Сотворением мира и человека Бог дал первое и вселенское
свидетельство Своей всемогущей любви и премудрости, первое возвещение Своего благого
замысла, который достигает своей конечной цели в новом творении во Христе.
|
315 |
Хотя дело творения в особой мере принадлежит Отцу, истину
веры составляет также и то, что Отец, Сын и Святой Дух - единое и неразделимое
начало творения.
|
316 |
Бог один сотворил вселенную свободно, непосредственно,
без какой бы то ни было помощи.
|
317 |
Нет твари, обладающей бесконечной властью, необходимой
для того, чтобы "творить" в собственном смысле слова, то есть производить и давать
бытие тому, что его отнюдь не имело (вызывать к существованию "из ничего").
|
318 |
Бог сотворил мир, чтобы открыть и сообщить Свою славу.
Слава, ради которой Бог сотворил Свои создания, - это их участие в Его истине,
доброте и красоте.
|
319 |
Бог, Который сотворил вселенную, сохраняет ее жизнь Своим
Словом - Сыном, Который "держит все словом силы Своей" (Евр 1,3), и Своим творческим
Животворящим Духом.
|
320 |
Провидение Божие - это распоряжения, которыми Бог с премудростью
и любовью ведет все творение к его конечной цели.
|
321 |
Христос зовет нас по - сыновнему ввериться Провидению Отца
Небесного, а апостол Петр вторит: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется
о вас" (1 Петр 5,7).
|
322 |
Провидение Божие действует также через действия созданий.
Людям Бог дает возможность свободно сотрудничать в исполнении Его замысла.
|
323 |
Божие попущение физического и нравственного зла есть тайна,
на которую Бог проливает свет через Сына Своего Иисуса Христа, умершего и воскресшего,
чтобы победить зло. Вера дает нам уверенность в том, что Бог не попустил бы зла,
если бы не давал возможность возникнуть добру из самого зла на путях, которые
мы полностью познаем лишь в вечной жизни.
|
324 |
|
|
|