Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991)
К оглавлению
Библиография.
Книга 2
Позиция РПЦ во время попытки захвата власти Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) некоторое время не была ясна общественности из-за довольно продолжительного молчания Московской Патриархии. «Известие о государственном перевороте достигло Святейшего Патриарха... перед Божественной литургией в Успенском соборе Кремля в светлый день Преображения Господня. Сомнительность сведений об отходе от власти Президента СССР и такой настораживающий факт, как создание Комитета по чрезвычайному положению, побудили Патриарха отменить поминовение на ектений "властей" и "воинства", заменив его поминовением о "богохранимой стране нашей и о народе ея" (Док. 325), – объяснил Патриарх позже.
Когда российский Президент Б. Н. Ельцин обратился через вице-президента А. В. Руцкого к Патриарху, тот заверил его устно в своей поддержке. Народ, однако, не слышал голоса Церкви. Выпущенное 20.8,1991 года "Заявление" подписано лишь Патриархом Алексием II (Док. 330). Оно не является горячим воззванием в поддержку Горбачева и Ельцина, а представляет, скорее, осторожно сформулированный призыв избежать гражданской войны и воздержаться от пролития крови. В "Заявлении" говорится также о необходимости услышать голос Горбачева, удерживаемого под охраной в Крыму.
При анализе событий смущает то, что "Заявление" было опубликовано во вторник (20 августа) во второй половине дня. Конференция европейских Церквей в Женеве однако утверждает, что "Заявление" (Док. 330) поступило в Женеву по факсу во вторник утром в 8 часов (по московскому времени в 10). Остается вопрос – почему текст "Заявления" был опубликован в Москве на 7–8 часов позже?
339//340
В судьбоносную ночь со вторника (20.8.) на среду (21.8.) в один час тридцать минут по московскому времени Патриарх за своей подписью выпустил "Обращение", в котором он настоятельно просит соотечественников прекратить начавшееся кровопролитие. В особенности он обращается с просьбой к солдатам и их командирам не принимать участия в братоубийственных акциях. И снова Патриарх с определенностью не говорит за кого (Горбачева, Ельцина, демократию) и против кого (Государственный комитет по чрезвычайному положению) должны быть "соотечественники" (Док. 321).
Подавляющее большинство духовенства занимало выжидательную позицию, хотя среди защитников Белого Дома, несомненно по собственной воле, находилось несколько священников и монахинь, которые причащали желающих и раздавали Св. Писание.
Впоследствии в адрес РПЦ звучали упреки (например, "Куранты" от 27.8.1991) в том, что во время путча она была слишком пассивной, а некоторые из ее иерархов (митрополит Киевский Филарет, митрополит Волоколамский Питирим и др.) в той или иной степени симпатизировали путчистам, а митрополита Питирима даже упрекали, что он, по некоторым сведениям, будто бы встречался во время путча с одним из главных членов ГКЧП Борисом Пуго. В своем письме в редакцию (ЖМП. 1992. №11. С. 9) Патриарх полностью отвергает эти обвинения. .("Статья... содержит и другие утверждения, либо не соответствующие истине, либо превратно толкующие имевшие место факты. Большой грех обвинять невинных и выносить приговор на основании извращенных и ложно истолкованных слухов".)
С другой стороны, сам Патриарх через несколько дней после путча признал, что не все члены духовенства стояли за теми, кто защищал новодарованную свободу. Есть и другая неясность: в "Обращении Патриарха и Священного Синода... верным чадам" (Док. 324) сказано, что Патриарх "обсудил сложившуюся ситуацию с постоянными членами
340//341
Священного Синода". В то же время руководящие церковные круги, отвечая на вопрос, почему только Патриарх подписал "Обращения" от 20-го и 21-го августа, утверждают, что Патриарху будто бы невозможно было вступить в сношение с другими членами Священного Синода, поэтому ему самому пришлось взять на себя всю ответственность.
Сдержанная, осторожная позиция была единственно правильной для выживания РПЦ в ситуации, которая могла бы полностью измениться в результате успеха путча.
В жизни нашего Отечества произошло чрезвычайное событие. Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев, избранный Съездом народных депутатов Советского Союза, отошел от верховной власти в стране.
При этом остаются неясными обстоятельства этого отхода.
Такое положение смущает совесть миллионов наших сограждан, для которых встает вопрос о законности новообразованного Государственного комитета по чрезвычайному положению, объявившего о принятии им верховной власти в СССР.
В связи с этим мы заявляем, что в настоящий момент необходимо услышать голос Президента Горбачева и узнать его отношение к происходящим событиям.
Мы надеемся, что Верховный Совет СССР даст принципиальную оценку случившемуся и предпримет решительные меры по стабилизации положения в стране.
341//342
Мы обращаемся с призывом ко всем чадам Русской Православной Церкви, ко всему нашему народу, сугубо к воинству нашему, в этот критический для Отечества момент проявить выдержку и не допустить пролития братской крови.
Мы возносим усердную молитву ко Господу и призываем к такой молитве всех верных чад Церкви нашей, да ниспошлет Он мир народам нашей страны, дабы они и впредь могли устроить свой дом в соответствии со свободным выбором и общепринятыми нормами морали и права...
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Москва, 20 августа 1991 года.
ЖМП. 1991. № 10. С. 2
Братья и сестры!
Взорван хрупкий гражданский мир в нашем обществе. По поступающим сообщениям, начинаются открытые вооруженные столкновения и кровопролитие.
В этих условиях мой долг Патриарха предупредить всех, кому слово Церкви дорого и небезразлично: всякий, кто поднимет оружие на своего ближнего, против безоружных людей, приемлет на душу тягчайший грех, отлучающий его от Церкви, от Бога. О таковых подобало бы проливать больше слез и молитв, чем об их жертвах.
Да избавит нас Господь от страшного греха братоубийства!
Потому и предупреждаю я всех соотечественников: Церковь не благословляет, не может благословить беззаконные, насильственные, кровопролитные действия. Я прошу всех вас, дорогие, сделать все, чтобы не вспыхнул пламень междоусобной войны.
Остановитесь!
342//343
Я прошу солдат и их командиров вспомнить, что цену за человеческую жизнь не может назначить и уплатить никто.
Я прошу Пресвятую Богородицу в эти дни Успенского поста, Покровительницу града нашего, не оставить нас Своим покро» вом и сохранить всех нас. Матерь БОЖИЙ, помоги нам прими» риться друг о другом, с Правдой и с богом.
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси.
Москва, 21 августа. 1, 30 ночи.
ЖМП. 1991. № 11. С. 6
Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич!
От имени Русской Православной Церкви и от себя лично выражаю глубокое удовлетворение в связи с Вашим возвращением в Москву к исполнению президентских обязанностей. Искренне желаю Вам доброго здоровья и крепости сил, Да благословит Господь наше Отечество в его продвижении по пути мирного демократического развития.
С уважением
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. 22 августа 1991 года.
ЖМП. 1991. N3 11. С. 6
Глубокоуважаемый Борис Николаевич!
От имени всей Полноты Русской Православной Церкви и от себя лично приветствую Вас и в Вашем лице всех тех, кто мужественно и бескомпромиссно оказал сопротивление попыт-
343//344
ке разрушить конституционный порядок и законность в нашем обретающем свободу многострадальном Отечестве. Глубоко скорблю о безвинных жертвах, павших на улицах Москвы. Господь да упокоит их души в селениях праведных. Вам же, Борис Николаевич, я от души желаю крепости сил и помощи Божией в несении ответственного президентского служения России и ее народу.
С уважением
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси.
22 августа 1991 года.
ЖМП. 1991. № 11. С. 6
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри, боголюбивые иноки, инокини и все верные чада нашей Святой Церкви!
В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 году. В то уже далекое время нашу землю обагрила кровь, началось великое разделение и братоубийственная война, завершившаяся торжеством властителей, которые сами о себе свидетельствовали как о людях и политиках "нового типа". Их новизна была в отвержении всех абсолютных нравственных начал, в забвении духовных истоков и смысла человеческого существования, в уверенности в том, что ни перед Богом, ни перед людьми они никогда не понесут ответственности за свои деяния.
Последнюю чреду из них – я надеюсь, что уже последнюю, – мы видели в дни переворота. Переворота, который не мог завершиться их успехом хотя бы потому, что был начат, как бы
344//345
в надругание над всеми святынями нашего Отечества, в день, когда Церковь празднует великий праздник Преображения Господня. Ныне же Россия может сказать им слова, которые некогда Иосиф обратил ко своим братьям: "Вот вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что сейчас есть" (Быт. 50,20). То, что сейчас есть, – это наступающее через десятилетия действительное прекращение гражданской войны в нашем исстрадавшемся от идеологических разделений обществе: отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России. Она попыталась вновь силой навязать себя народу, но народом же была ненасильственно отвергнута...
Братья и сестры! ...И впредь я призываю вас, дорогие, молиться, да не оставит нас Господь и в грядущие дни, и да поможет Он нам укрепить нашу веру, нашу Святую Церковь, возродить наше Отечество!
С нами Бог!
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. 23 августа 1991 года.
МЦВ 1991. № 14. С. 15
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, пастыри и все верные чада Русской Православной Церкви!
Все мы переживаем события, которым суждено было начаться в день Преображения Господня и которые, верим мы, кладут конец тяжкому периоду в истории нашей Родины, открывают новую страницу в ее жизни.
345//346
Совершается суд истории. И каждый из нас мог бы предъявить оюй счет прежде правившим партийным и государственным кругам за те беспримерные страдания, которые выпали на нашу долю либо на долю наших близких за прошедшие 73 года. Однако пусть совершающееся правосудие не послужит поводом к тому, чтобы поселились в наших сердцах дьявольские семена злобы и ожесточения, Пусть произойдет преображение ума нашего и его освобождение от тоталитарного типа сознания, которое делало миллионы людей 9 нашем Отечестве вольными и невольными соучастниками беззаконий...
... Известие о государственном перевороте достигло Святейшего Патриарха и находившихся в Москве членов Священного Синода перед Божественной литургией в Успенском соборе Кремля в светлый день Преображения Господня, Сомнительность сведений об отходе от власти Президента СССР и такой настораживающий факт, как создание "комитета по чрезвычайному положению", побудили Патриарха отменить поминовение на ектений "властей" и "воинства", заменив его поминовением о "ботахранимой стране нашей и о народе ея". Позднее, когда к Патриарху с посланием 5.Н, Ельцина обратился вице-президент РСФСР А.В. Руцкой, Патриарх преподал законной власти свое благословение, о чем Президент РСФСР с благодарностью говорил на сессии Российского парламента 21 августа. В течение дня 19 августа Святейший Патриарх обсуждал сложившуюся ситуацию с постоянными членами Священного Синода, Выработанная таким образом позиция в поддержку Конституции и правопорядка нашла свое выражение в обнародованном 20 августа Заявлении, скрепленном подписью Патриарха. В этом Заявлении Патриарх потребовал дать возможность услышать голос Президента СССР и узнать его отношение к происходящим событиям, а также обратился с призывом к вооруженным силам не допустить пролития братской крови,
В ночь с 20 на 21 августа, когда возникла реальная угроза законному правительству России, Патриарх еще раз обратился с горячим призывом, запрещающим кровопролитие.
346//347
Священный Синод заявляет о своем полном единодушии с действиями Патриарха. Священноначалие нашей Церкви не может иметь иной позиции в свете того трагического опыта, который приобрела Церковь под гнетом тоталитарной системы...
Одновременно из жизни народной многообразными методами и средствами целенаправленно изгонялась православная вера, веками составлявшая ее духовную нравственную основу, во множестве по всей стране осквернялись и уничтожались церковно-национальные святыни. В конце войны и в первый послевоенный период, когда были открыты некоторые возможности для оживления церковной жизни, Русская Православная Церковь, веками бывшая на Руси мощной духовной и культурно-созидательной силой, оказалась в искусственно созданном для нее социальном гетто, в котором ей было уготовано влачить жалкое существование "пережитка прошлого". Мы свидетельствуем, что в этих исключительных, невиданных в истории обстоятельствах церковного бытия каждый, кто имел призвание к пастырскому служению, должен был так или иначе учитывать сложившуюся реальность и действовать в соответствии со своей верой и голосом совести. По милости Божией и силою благодати Его Русская Православная Церковь выстояла, храня чистоту веры и привлекая к себе миллионы представителей новых поколений, составляющих ныне ее паству и клир.
При этом мы смиренно признаем, что не все служители нашей Церкви в пережитые ею годы испытаний оказались на высоте своего призвания. Господь наш и праведный Судия воздаст каждому по делам его. Приступая к очищению и возрождению нашей Церкви, следует руководствоваться соборным разумом, каноническим порядком и личной ответственностью каждого перед Богом, своей совестью и народом Божиим, избегая соблазна поступать "по стихиям мира сего"...
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Члены Священного Синода: [подписи].
ЖМП. 1991. № 11. С. 7-8
|