ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА
1920 г.
"ЦЕРКВАМ ХРИСТА, ВЕЗДЕ СУЩИМ"
Неизменно любите дpvг дpvгa от чистого сердца.
1 Пет. 1, 22
Cр. Константинополь; экуменизм;
20 век.
Наша Церковь, полагая, что
имеющиеся между различными христианскими Церквами догматические различия не исключают
их сближения и взаимного общения и что таковое сближение весьма желательно, необходимо
и даже полезно для благопотребного интереса каждой Поместной Церкви и всей христианской
Полноты, а также для подготовки и более легкого проведения с помощью Божией благословенного
соединения, сочла настоящий момент особенно подходящим для выдвижения и совместного
изучения данного важного вопроса. Ибо, если даже и возникнут на почве старых предубеждений,
привычек и претензий возможные затруднения, многократно в прошлом срывавшие это
дело союза, несмотря на то, что речь, по нашему убеждению, идет о простом в принципе
контакте и сближении, эти трудности во всяком случае менее значительны, и, поскольку
имеются добрая воля и расположение, они не могут и не должны служить непреодолимым
препятствием.
Поэтому мы, считая это дело возможным и, как никогда, актуальным в связи с
образованием Лиги Наций, дерзаем кратко изложить здесь наши мысли и мнения относительно
того, как мы понимаем это сближение и союз, с любовью ожидая и испрашивая суда
и мнения прочих братьев Востока и Запада и всех досточтимых христианских Церквей.
Мы полагаем, что два главных момента в достижении этого полезного сближения
могут ему содействовать и помогут его осуществить.
Во-первых, мы считаем необходимым и обязательным устранение всякого взаимного
недоверия и недовольства между различными Церквами, возникающих в результате тенденции
уловить в свои сети и прозелитировать сторонников иных вероисповеданий. И никто
сегодня не отрицает того, что, к сожалению, всюду происходит в связи с распадом
внутреннего мира Церквей, особенно в результате возникновения на Востоке среди
самих единоверных новых проблем и испытаний, и какое огромное отвращение и сильное
противостояние ради ничтожного результата вызывает стремление некоторых к прозелитизму
и уловлению в свои сети последователей других христианских исповеданий.
Поэтому, во-вторых, мы считаем, что после сего предварительного восстановления
искренности и доверия между Церквами необходимо возродить и укрепить любовь между
Церквами, которые являются не чуждыми друг другу, а родными и близкими во Христе,
"сонаследниками и сопричастниками обетования Божия во Христе" (Еф. 3, 6). Ибо
различные Церкви, вдохновляемые этой любовью и ее предлагая в суждениях о других
и отношениях с ними, могут сократить, а не увеличить это расстояние между ними
путем возгревания постоянного братолюбивого интереса к положению, благостоянию
и благоденствию других Церквей путем присутствия на их мероприятиях, путем более
полного ознакомления с их жизнью и путем желания протянуть друг другу руку помощи
и заступления, весьма содействуя собственной славе и пользе, а также преуспеянию
всей христианской Полноты.
Эти дружба и благорасположение друг ко другу могут, по нашему мнению, проявляться
следующим образом:
1) путем принятия единого календаря с одновременным празднованием больших
христианских праздников всеми Церквами;
2) путем обмена братскими посланиями в большие праздники Церковного
года, а также и при других важных обстоятельствах;
3) путем более близких отношений находящихся всюду представителей различных
Церквей;
4) путем общения богословских школ и представителей богословской науки
и путем обмена публикуемыми в каждой Церкви богословскими трудами и церковной
периодикой;
5) путем направления студентов одной Церкви в школы другой;
6) путем созыва всехристианских конференций для изучения вопросов, имеющих
общий для всех Церквей интерес;
7) путем беспристрастного и исторически обоснованного изучения догматических
различий на кафедрах и в публикуемых трудах;
8) путем взаимного уважения к имеющимся в различных Церквах традициям
и обычаям;
9) путем взаимного предоставления в пользование молитвенных домов и
кладбищ для погребения на чужбине скончавшихся последователей других исповеданий;
10) путем урегулирования между различными исповеданиями вопроса о смешанных
браках;
11) путем, наконец, сердечной взаимной поддержки Церквей в делах религиозной
помощи, благотворительности и добрососедства.
И эта связь Церквей друг с другом будет более живой и полезной для всего тела
Церкви, ибо разным опасностям, угрожающим порой основам христианской веры и самой
жизни, будут противостоять не отдельные изолированные Церкви, а вся их совокупность.
Ибо только что закончившаяся страшная мировая война породила многие болезненные
вопросы в жизни христианских народов, показала отсутствие уважения к элементарным
нормам права и человеколюбия и, усугубив существующие, открыла другие, новые раны,
так сказать, более практического характера, требующие большего внимания и заботы
со стороны всех Церквей. Алкоголизм, с каждым днем принимающий все более и более
широкие масштабы; торжествующая под знаменем благоустройства и наслаждения жизнью
излишняя роскошь; едва прикрытые покровом свободы и эмансипации плоти чувственность
и сладострастие; тлетворное под красивым наименованием развития чувства прекрасного
и художественного вкуса безобразие в литературе, живописи, театре, музыке; обожествление
богатства и презрение к высшим идеалам - все это и тому подобное, создавая огромную
опасность для формирования христианских обществ, является актуальными проблемами,
требующими совместного изучения и сотрудничества христианских Церквей.
И не должны, наконец, украшенные святым именем Христовым Церкви забывать о
Его новой заповеди любви и пренебрегать ею, а также отставать от современных политических
властей, которые, следуя духу Евангелия и учения Христова, уже создали, к счастью,
так называемую Лигу Наций с целью защиты прав, возгревания любви и согласия между
народами.
Поэтому и мы, желая, чтобы и другие Церкви разделяли наши мысли и мнения о
необходимости создания такого, по крайней мере в принципе, контакта и общения
между Церквами, просим, чтобы каждая из них любезно сообщила нам свое мнение и
суждение, дабы таким образом при всеобщем согласии и решении вопроса совместно
приступить к его исполнению и таким образом "истинною любовью все возрастали в
Того, Который есть Глава, Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое
посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого
члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4, 15 - 16).
В Константинопольской Патриархии в январе месяце 1920 года спасения нашего.
Местоблюститель Патриаршего
Вселенского Престола
Константинопольского
Митрополит Прусский Дорофей,
члены Синода.
|