Отчет VIII-го (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции VIII-му Всероссийскому Съезду Советов
Опубликовано в журнале «Революция и церковь», 1920, №№ 9-12, С.70-82.
(К сожалению, с сокращениями - сетевой вариант - Прим. Я.К.).
См. библиографию. Мощи.
Редактор Отчета П.А.Красиков
1920 г.
Моща - нетленное тело угодника Божия
Словарь живого великорусского языка Вл. Даля
Мощи - тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными
Словарь Брокгауза и Ефрона
22-го октября 1918
года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского
монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти
пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена
восковая кукла.
Это известие, переданное коммунистической прессой во все, даже
отдаленные углы Советской России, естественно вызвало крайнее смущение,
как в стане церковников, так равно и среди масс... Сами же трудящиеся
массы начали требовать осмотра содержимого в раках и в других местах.
Таким образом..., в целом ряде губерний, в присутствии духовенства,
экспертов-врачей и представителей Советской власти было произведено, по
имеющимся в VIII Отделе сведениям, 63 вскрытия мощей. Вскрытия эти
обнаружили целый ряд фальсификаций, при помощи которых служители культа
обманывали народные массы. Оказалось, что серебряные гробницы, часто
блистающие драгоценными камнями, содержали
в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с
помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок,
перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.
Особо бьющие в глаза случаи фальсификаций были обнаружены при
вскрытии мощей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Ефросиньи
Суздальской, Питирима Тамбовского, Артемия Веркольского и др. В
Жабынской пустыни, Тульской губ., массивная гробница, в которой, по
уверениям церковников, якобы находилось нетленное тело Макария,
оказалась совершенно пуста.
Насколько сильно церковники были
скомпрометированы скандальным для них
разоблачением мощей, можно судить уже по
тому, что патриарх Тихон еще 19-го февраля 1919
г. счел себя вынужденным обратиться к
епархиальным архиереям с особым "доверительным"
письмом, в котором заявляет, что "считая
необходимым по обстоятельствам времени (!)
устранить всякий повод к глумлению и
соблазну", он поручает архиереям "по
собственному их усмотрению и распоряжению
с архипастырской заботливостью и
рассуждением, устранить всякие поводы к
соблазну в отношении святых мощей во всех
тех случаях, когда и где это признано будет
необходимым".
Сами церковники были отлично
осведомлены о всех фальсификациях. Это
видно, например, из того, что член синода,
митрополит Сергий 20-го февраля 1919 г., за № 207
А, предлагает Владимирскому епархиальному
совету принять к неуклонному исполнению
особые правила "положения св. мощей в
раки и выставления их для благоговейного
поклонения верующим". Из этих "правил"
мы узнаем, что "перекладывать мощи
ватой, устраивать для них особые тюфячки и
другие приспособления отнюдь не нужно",
"предварительно положеныя в раку
необходимо расположить кости на прилично
покрытой доске (картон и под) и плотно к ней
прикрепить отдельными повязкам или обшей
пеленой (можно зашить)", "если же
мощи сохранились в виде нескольких
разрозненных костей", в этом случае
митрополит рекомендует "собрать их в
какой-либо приличный ковчежец (металлический
или деревянный)", который и "поставить
в раку (если она уже есть)".
Митрополит Сергий, несмотря на
свои слишком откровенные указания, все же
предвидит возможность массы самых
разнообразных "недоуменных случаев", а
посему настоятелям монастырей, приходов,
благочинным предписывает "в случае
каких-либо недоумений при применении этих
правил обращаться за указаниями к местным
преосвященным викариям или к нему". "Каждый,-
заключает Сергий,- во вверенном ему городе,
соборе или монастыре должен принять
соответствующие меры и о последующем
донести мне".
Таким образом, по сигналу из недр
патриаршей канцелярии, параллельно с
публичным освидетельствованием на местах
мощей, в присутствии трудящихся масс и
представителей Советской власти,
начинается тайный предварительный осмотр
этих мощей исключительно представителями
духовенства, причем последние, по совету
патриарха, в "целях устранения всякого
повода к глумлению и соблазну"
производят очистку рак от таких предметов,
как, например, коробки из под сардин, брошки
с надписью "Шура" и т.д. "Обретение"
этих именно предметов в раках "святых
мощей" было точно зафиксировано в
протоколах вскрытия, подписанных
представителями самого же духовенства.
Осмотр мощей в Твери застает кости князя
Михаила Тверского уже обряженными в новые
одежды самого последнего производства.
Процесс новгородских церковников с
епископом Алексеем во главе показал, что,
оперируя сообщенным выше посланием Тихона,
церковники неоднократно прибегали к новым
приемам обмана.
Деятельность VIII Отдела в данной
"мощенной эпопее" выразилась в
сообщении на места инструкций к
установлению организованного порядка
вскрытий, гарантирующего соблюдение
известного такта по отношению к
религиозным чувствам сторонников
православной религии. Так, например, VIII Одел
от своих провинциальных работников
требовал, чтобы вскрытие производилось в
наиболее благоприятное для данной операции
время и отнюдь не во время богослужений,
чтобы к участию в осмотре мощей были бы
привлекаемы самые широкие массы (от рабочих
организаций, волостных советов, профес,
союзов и т. д.), чтобы самый процесс вскрытия
(распоясание, снятие одежд, извлечение
черепа, костей и проч., содержимого в раке),
где то окажется возможным, непременно бы
поручался представителям духовенства...
Народный Комиссариат Юстиции 25-го
августа 1920г. распубликовал особый циркуляр,
коим предлагалось следующее:
1) местные исполкомы при
соответствующей агитации последовательно
и планомерно проводят полную ликвидацию
мощей..., избегая при этом всякой
нерешительности и половинчатости при
проведения своих мероприятий
2) ликвидация названного культа
мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется
путем передачи их в музеи
3) в случаях обнаружения
шарлатанства, фокусничества, фальсификаций
и иных уголовных деяний, направленных к
эксплуатации темноты, как со стороны
отдельных служителей культа, так равно и
организаций бывших официальных
вероисповедных ведомств, - отделы юстиции
возбуждают судебное преследование против
всех виновных лиц, причем ведение следствия
поручаетеся следователям по важнейшим
делам при отделах юстиции или Наркомюста, а
самое дело разбирается при условиях
широкой гласности.
Помещая сводку вскрытий,
выясняющую, между прочим и дальнейшую
судьбу уже вскрытых мощей, здесь мы должны
только сказать, что осмотр мощей по городам
Советской России в общем был произведен без
каких-либо экцессов и волнений на этой
почве...
Сводка вскрытий "мощей",
произведенных ... в пределах Советской
России в 1918, 1919 и 1920 гг.:
Наименование мощей |
Дата вскрытия |
Результаты осмотра |
Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ. |
20 декабря 1918 |
Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное
облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и
запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука
обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич.
Признаков костей
нет.
При вскрытии присутствовали монахи и
архимандрит Иоаникий. Некоторые
монахи со словами, вот как нас до сего
времени обманывали, начали снимать с
себя монастырскую одежду и, бросая в
угол церкви, говорили: "довольно нас
дурачить". ... Одна из деревенских
женщин, когда увидела то, что было
найдено вместо мощей, сказала: "я-то,
дура, прошлый год приходила сюда и,
когда подходила к раке, вся дрожала от
страха, думая, что здесь действительно
нетленный святой, а вот тут смотри,
какая дрянь наложена вместо святого".
11-19 г. (Великий Устюг).
|
Авраамия мученика, г. Владимир |
12 февраля 1919 |
По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в
которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна
кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью,
вследствие своей плотности и белизны. Внутри черепа вата. |
Князя Георгия, г. Владимир. |
15 февраля 1919 |
В княжеских одеждах недавнего
происхождения мумифицированный труп.
Длинные белые шелковые чулки с
фабричным клеймом.
|
Князя Андрея, г. Владимир. |
13 февраля 1919 |
Под княжескими одеждами большое
количество ваты, в вате кости со
следами явного разрушения.
|
Князя Гавриила, Юрьев-Польский. |
17 февраля 1919 |
Кости скелета, лежащие на слое ваты.
Мелкие кости кистей рук и ступней ног
отсутствуют. Обнаружено 2 лишних
височных кости. Пяточные кости лежали
в позвоночнике. Кроме всего, найдена
тонкая кость, похожая на ребро ребенка.
|
Петра и Февронии, г. Муром. |
10 февраля 1919 |
Ящик, вышиною 5 верш., разделенный
деревянной переборкой на 2 половины.
Как в той, так и в другой половине
человеческие кости, далеко не все,
очень немногие, самые крепкие, как то:
бедра, плечевые кости, череп. Все это
издавало характерный гнилой запах.
|
Князя Константина, "чад его"
Михаила и Феодора, матери Ирины, г. Муром. |
10 февраля 1919 |
Четыре мешка с костями. Вата и тряпки,
которым придана форма груди. Но при
вскрытии мешка, в котором должна была
находиться голова Ирины, оказался
череп с провалившейся срединой,
набитый, как и другие, ватой и тряпками.
На дне раки под головам фигур с левой
стороны найдена костяная брошка с
надписью "Шура".
|
Ефросинии Суздальской |
12 февраля 1919 |
Матерчатая кукла с кусками костей.
|
Евфимия Суздальского |
12 февраля 1919 |
Груда истлевших и рассыпающихся от
времени костей.
Служители культа заявили, что они
будто бы сами не знали правды о мощах. (Анкета)
|
Митрофана Воронежского. г. Воронеж. |
3 февраля 1919 |
Череп с прилепленными волосами,
несколько костей, груда тряпок и ваты,
несколько перчаток и, наконец, вместо
центральной части "тела" - мешок,
набитый разной трухой без костей. |
Тихона Задонского, г. Задонск. |
28 января 1919 |
Череп. Высохшая, превращающаяся при
прикосновении в порошок часть
берцовой кости. Картон, выкрашенный
под телесный цвет. Фальсификация рук и
ног при помощи ваты и картона. В
перчатке прорез, в котором вложен
картон телесного цвета, и к нему
прикладывались верующие. Дамские
чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди
- железный каркас.
|
Сергия Радонежского, г. Сергиев,
Московская губ. |
11 апреля 1919 |
Изъеденные молью тряпки, вата,
полуразвалившиеся человеческие кости,
масса мертвой моли, бабочек, личинок. В
черепной коробке в провощенной бумаге
недавнего происхождения русо-рыжеватые
волосы. |
Саввы Сторожевского, г. Звенигород |
17 марта 1919 |
Кукла из ваты. В вате 33 сильно
разрушившихся и переломленных кости.
Среди "мощей" две денежных марки,
одна в 20 к., другая в 10.
|
Мстислава Удалого, Новгород |
3 апреля 1919 |
Человеческий череп, отделенный от
туловища, правой руки нет, левая от
туловища отделена. Скелет разрушен,
конечностей нет. На месте правого бока
груда трухи, истлевших тряпок и
почерневших костей.
|
Князя Владимира, Новгород |
3 апреля 1919 |
Груда чёрных костей, тряпок и трухи,
череп, расколовшийся на две половины.
Никакого сходства с человеческим
скелетом грудь не имеет. На костях
никаких конечностей. Остатки кожаных
сапог машинного производства. В груде
трухи видны коконы засохших червяков. |
Анны, жены Ярослава, Новгород |
3 апреля 1919 |
Костяк не сохранился. Кое-где на
остатках костей - засохшая кожа. Череп
разрушен совершенно, кроме нижней
челюсти. Вместо одежды труха, при
развертывании которой отделяется
масса моли и пыли. Кости лежат в
беспорядке. |
Иоанна Новгородского, Новгород |
3 апреля 1919 |
В бесформенной груде костей трудно
что-либо определить. Полуразвалившийся
череп от времени почернел, кожи на
остатках костей нет. При развертывании
остатков одежды выделяется удушливый
запах и масса пыли. |
Кирилла Новоезерского, Белозёрск |
февраль 1919 |
Кукла, изображающая человека, с формою
лица человеческого и со всеми его
частями, как то: носом, подбородком и т.
д. Казалось, что под этим покровом
действительно находится человек. Под
покровом в действительности нашли лишь
груду костей, причем некоторые, как то:
бедренная кость, задняя часть головной
коробки - сохранили свою форму, все же
остальные кости превратились в порошок.
В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг. |
Александра Свирского. Лодейн. у.,
Олонецкая губ. |
22 октября 1918 |
Литая рака, весом в 40 пудов, в раке
восковая кукла. |
Всеволода-Гавриила |
27 февраля 1919 |
Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в
котором оказались остатки
разрозненных обгоревших костей, во
второй нижней половине мусор из золы,
земли, остатков извести и кусочков
дерева. |
Афонские мученики Ефимий, Игнатий и
Акакий. г. Балашев, Саратовская губ. |
21 февраля 1919 |
В серебряном ящике на зеленой
бархатной подушке три части отпиленных
человеческих костей, одна от локтевой,
а две от большой берцовой. Вид костей
обычный, какими бывают все кости
умерших. |
Питирима Тамбовского, Тамбовская губ. |
29 февраля 1919 |
Металлическая кукла, ящик-футляр в
форме человеческого тела и длиною в
средний рост человека, створчатый,
раскрывающиеся спереди и посередине в
обе стороны. Внутри залитые воском
кости. Восковой слепок с головы и в нём
небольшие обломки теменных, затылочных
и височной костей. |
Михаила Тверского, Тверь |
18 мая 1919 |
Под большим количеством покровов
обнаружена схима белого цвета и в ней в
беспорядочном виде кости. Череп лежит с
отделившейся нижней челюстью, позвонки
вместе с ребрами.
Окружавшие раку были смущены. Вокруг
храма кружки прихожан. Старый
крестьянин говорил: "А я верил и
ходил на поклонение 18 лет. (Правда, №10)
|
Ефрема Новоторжского, г. Торжок. |
5 февраля 1919 |
Череп кирпичного цвета, внутри черепа
вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних
костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1
плечевая. Лишние кости по наружному
виду свежие.
|
Иулиании Новоторжской, г. Торжок. |
5 февраля 1919 |
Кости, между ними найдены кости рук (суставы
пальцев), но по преданию их быть не
должно, так как руки у нее были
отрублены, и она "приплыла вверх по
течению без рук".
Такое
противоречащее житию открытие весьма
смутило духовных отцов, и объяснить
это "чудо" они затруднились.
|
Аркадия Новоторжского, г. Торжок. |
5 февраля 1919 |
Несколько штук костей, земля, куски
засохшей глины, кусок гнилой доски. |
Нила Столбенского, Осташков. |
25 февраля 1919 |
Под двумя густыми слоями ваты, до 2 ф.
каждый, груда трухлых костей, переложенных
ватой и пересыпанных порошком,
предохраняющим от гниения. Кости далеко не
все. Череп набит ватой. Кости кофейного
цвета и хрупки, давность их, по заключению
врачей, не одинакова. |
Макария Калязинского, Калязин. |
8 февраля 1919 |
Череп, обе плечевые кости, кость
предплечья, кости бедра, все кости голеней,
одна лопатка, наполовину истлевшая,
несколько позвонков, несколько мелких
костей. Все кости переложены ватой, которой и
оказалось 5 ф. Кроме того: медных денег 115 шт.,
серебряных монет 7 шт., ломаная серьга,
пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две
гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная
грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой
стружки 4 ручных пригоршни.
Большинство присутствующих были
удивлены раскрытием обмана, но некоторые
наиболее пожилые люди были недовольны тем,
что разрушена долголетняя иллюзия
нетленных мощей. Среди монахов полнейшая
растерянность, замешательство и
недоброжелательство. Некоторые из монахов
делали вид, что не ожидали обмана. (Анкета)
|
Макария Жабынского. г. Белев., Тульская
губ. |
16 марта 1919 |
Гробница оказалась пустой. Вследствие
указания служителей культа, что мощи "почивают
под спудом", была разрыта могила под
ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков
"мощей" не найдено. |
Князя Феодора, Ярославль. |
9 апреля 1919 |
Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной
ткани. На задней стороне туловища ткани
нет. Кости ступней отсутствуют, а также две
мелких кости. Под скелетом в середине на
пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний),
неизвестно кому принадлежащий. |
Князя Василия, Ярославль, Успенский собор. |
9 апреля 1919 |
Груда обуглившихся костей. |
Князя Константина, Ярославль, Успенский
собор. |
9 апреля 1919 |
Два деревянных ящика. В одном на парчовой
подставке две кости: плечевая левая и
малобердовая. Во втором также две кости,
распадающиеся с обоих концов. В самом
гробе-раке, в котором заключены эти ящики,
много обуглившихся мелких костей, остатки
обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой
шелковой материи. |
Игнатия Чудотворца, г. Ростов. |
25 апреля 1920 |
Череп. На верхней челюсти 6 зубов, на
нижней 10. Распавшиеся от времени кости ...
расположены в беспорядке. Каких-либо
следов кожно-мышечного покрова не имеется.
Среди костей большое количество земли и
перегнившего дерева, куски извести,
сгнившей материи, небольшое количество
древесного угля и масса другого мусора.
Среди человеческих костей обнаружен череп
крысы. Лопаточная кость неопределенного
зоологом млекопитающегося животного и
бабка стопы двухкопытного животного.
Кроме того обнаружен кусок ваты свежего
вида, сахарная бумага, кусок истлевшей
кожи. |
Дмитрия Ростовского, Ростов. |
26 апреля 1920 |
Костяк, сохранивший на туловище и
конечностях некоторую часть кожи в
истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В
черепе вата. Вид остатков костей ничем не
отличается от обыкновенных останков
сгнившего трупа. |
Ефросинии Полоцкой. г. Ростов. |
26 апреля 1920 |
Мумифицированный труп. Грудная клетка
разрушена. Череп отделился от шеи. Волос
нигде не обнаружено. Покрывающая лицо кожа
скрыта под слоем какой-то плотной
коричневой массы. |
Иегумена Авраамия, г. Ростов. |
26 апреля 1920 |
Груда костей. |
Павла Обнорского, село Воскресенское,
Любимск. у. |
26 сентября 1920 |
Несколько досок, старых монет, банка
фиксатуара фирмы "Брокар", стружки,
земля, щепки и кирпичи. |
Генадия Любимского. Любимск. у. |
28 сентября 1920 |
Небольшое количество осколков костей. |
|