РОССИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И СВЕРЖЕНИЕ МОНАРХИИ В 1917 ГОДУ
К оглавлению
2.2. резолюции городских,
уездных, благочиннических и армейских съездов
и собраний духовенства, постановления городских
собраний благочинных
№ 219. Из постановления общего собрания духовенства г. Саратова
5 марта 1917 г.
.. .Признать и приветствовать новое Временное правительство Государственной думы.
.. .Признать Временное правительство законным и вполне подчиниться его распоряжениям.
Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 8. Офиц. отдел. С. 268.
№ 220. Постановление собрания духовенства г. Вятки1
6 марта 1917 г.
Постановлено приветствовать бывших священников Н.В. Огнева2 и [Ф.В.] Тихвинского3 с наступлением того государственного строя, за который они вели энергичную борьбу, будучи членами Государственной Думы.
Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 21. С. 4.
1 Постановление в источнике приводится в изложении. Заметка о данном собрании называется «Приветствие бывшим священникам - борцам за свободу».
2 Николай Огнев - священник, депутат I Государственной думы, принадлежал к фракции кадетов.
После роспуска I Думы, 9 июля 1906 г., более 200 ее членов съехались в Выборг. Большинство из них (около 120 человек) были кадетами, остальные - трудовиками и социал-демократами. В знак протеста против разгона Думы, 10 июля ими было принято воззвание к населению, где содержался призыв оказывать пассивное сопротивление государственной власти. Народ призывался к знаку протеста против разгона Думы: не поставлять правительству рекрутов, не платить налогов и не признавать займов. Одним из двух священников, подписавших Выборгское воззвание, был и священник Огнев. В 1907 г. за антиправительственную деятельность Огнев был лишен священного сана и получил трехмесячный тюремный срок (Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905 - 1907 гг. М., 1984. С. 159).
Феодор Тихвинский - священник, член II Государственной думы, разделявший взгляды леволи-оеральных фракций. В мае 1907 г. за антиправительственные взгляды был запрещен, по указанию Св. синода, своим епархиальным архиереем в священнослужении (Фарсов С.Л. Указ. соч. С. 355, 358).
№ 221. Постановление Московского Столичного Совета благочинных
7 марта 1917 г.
В заседании Совета под председательством протоиерея Иоанна Восторгова в присутствии 15 из общего числа 18 благочинных столицы, 7 марта 1917г., при обсуждении вопроса об отношении духовенства к текущим событиям в России постановлено:
1- Единогласно и вседушно во имя пастырского и патриотического долга подчи-
194
Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
Из резолюций... съездов и собраний духовенства...
195
ниться Временному Правительству и последовавшим в этом направлении распоряжениям Высшей Церковной власти.
- Приветствовать со всею радостью заявление Обер-прокурора Св. Синода В.Н. Львова о новом направлении церковной жизни, в смысле полного невмешательства Церкви и ее служителей, как таковых, в их церковно-пастырской деятельности, в политический строй страны.
-
- Поддерживать теперь Временное правительство, а в будущем то правительство, которое будет дано России Учредительным Собранием безотносительно к политическим основам, именно в том, что составляет и долг всякого сына св. Церкви Христовой, и вместе основу всякого общественного и гражданского строя; такая помощь и поддержка будет оказана: 1) вообще, укреплением и углублением религиозного чувства в сынах Церкви и их преданности святому православию в его вероучении, нравоучении и каноническом строе Церкви, в целях христианизации жизни; 2) в частности, в настоящее тревожное время всемерными призывами к верующим чадам Церкви сохранять самообладание, взаимную любовь и справедливость с подавлением чувств мстительности, злорадства, взаимных споров и упреков, покорность существующей государственной власти, общественный мир и порядок, послушание пастырям в делах и вопросах чисто религиозной совести, соблюдение церковных уставов, чистоту личной и семейной жизни, усердный труд, любовь к отечеству, требующую самоотвержения и готовности на всякие жертвы и лишения во дни тяжкой войны.
-
- Выразить пожелание и полную уверенность, что так называемой «реакции» чисто политического свойства, как опасности для Временного правительства и всего нашего Отечества, в рядах духовенства не будет дано места при новых основах жизни церковной, и что Временное правительство в лице духовенства найдет не врагов и тайных противников, а естественных сотрудников и пособников, конечно, не в прямой политической деятельности, а именно в охранении мира, порядка и спокойствия в общественной и государственной жизни.
-
- Вместе с тем Совет о[тцов] благочинных, на основании наблюдений над жизнью пасомых, однако совершенно не касаясь чисто политических источников считает благовременным вполне безотносительно ко всякой политической окраске высказаться, что в данное время может явиться опасностью для церковной, государственной, общественной жизни - анархия. Посему, твердо памятуя основное учение Слова Божия, что задача земного устроения людей в христианском обществе состоит в том, «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте», и «что сие есть добро и угодно пред Спасителем нашим Богом, иже1 всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти» [I Тим. 2,2-4], - Совет о[тцов] благочинных полагает, что борьба, конечно, чисто духовная, путем молитвы и проповеди, со всякими проявлениями анархии, а именно: насилий, грабежей, оскорблений и злобных чувств, независимо оттого, из каких политических источников они исходят, в настоящее время составляет другую половину работы духовенства, направленной на утверждение любви, мира и спокойствия среди пасомых.
-
- Призывая пасомых к самообладанию в переживаемые тревожные дни, пастыри и клир сами и прежде всего должны теперь иметь особое самообладание. Посему Совет о[тцов] благочинных усердно призывает собратий-пастырей и всех членов клира хранить спокойствие, не упреждать событий, не волновать общество излишними тревогами, не вызывать каких-либо нестроений в церковной жизни, и в дальнейшем поведении терпеливо ожидать указаний Временного Правительства в области гражданской и Св. Синода в области церковной. Причем вполне естественным и законным желаниям духовенства относительно общения и
-
имного обсуждения всех волнующих нас в жизни церковной вопросов (приход, епархи-
ное управление, выборное начало во всех областях церковной жизни, благочиния и др.)
откроется простор после того, когда в скором времени минет переживаемое исключительное
положение, объявлена будет свобода всякого рода собраний, свобода печати и слова, каковой
в настоящее время еще нет в полной мере.
7 Возможно скорее собрать общее пастырское собрание духовенства фрода] Москвы, теперь же приступить к собраниям духовенства по благочиниям.
8. Настоящее постановление, ввиду временного отсутствия в Москве Митрополита2 привести во исполнение без утверждения Митрополита и сообщить всем преосвященным Викариям3, Духовной Консистории, всему духовенству Москвы, напечатать его в наиболее распространенных газетах, хотя в извлечении; кроме того, при первой возможности, напечатать в типографии и особыми листовками, и в Московских Церковных Ведомостях, сообщить также и частному пастырскому собранию4, которое имеет быть завтра, 8-го марта в Епархиальном Доме, и всем собраниям благочинническим.
[Подпись:] Верно. Председатель Совета Протоиерей Иоанн Восторгов^.
Московские церковные ведомости. М., 1917. № 9-10. С. 73-75;
Московский листок. М., № 54. С. 3;
Православный благовестни^. М., 1917. № 5-12. С. 2-4;
Церковность. Приложение к «Православному благовестнику».
М., 1917. б/н (12 марта). С. 2-3;
Пастырь и паства. Харьков, 1917. № 11-12. Часть неофии. С. 333-334; Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. № 7. Отдел неофиц. С. 226-228.
1 Иже - который.
2 Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Парвицкий-Невский) в те дни находился в Петрограде, присутствуя на заседаниях Св. синода РПЦ.
3 Викариями Московской епархии являлись епископы Верейский Модест (Никитин), Дмитровский Алексий (Кузнецов), Можайский Димитрий (Добросердов), Серпуховский Арсений (Жа- дановский) и Волоколамский Феодор (Поздеевский).
4 На упоминаемом «частном» собрании присутствовало 800 человек. См. следующий документ.
5 Протоиерей Иоанн Восторгов также занимал должности синодального миссионера-проповедника, главного редактора «Московских церковных ведомостей» и окружного наблюдателя цер- ковно-приходских школ поволжских губерний (День. Пг., 1917. № 1627 (66). С. 4).
6 Православный благовестник - церковный журнал, издававшийся в Москве «Православным миссионерским обществом» (Энциклопедический словарь. / Сост. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Т. 37. С. 446; Т. 48. С. 928).
№ 222. Из резолюции1 собрания духовенства г. Екатеринослава, корпораций Духовно-учебных заведений, монашествующих, дьяконов, псаломщиков, учителей Церковных школ, чиновников духовной консистории, церковных старост и мирян
7 марта 1917 г.
Приветствовать Временное правительство.
Вестник Екатершославского губернского комитета Православной церкви.
Екатеринослав, 1917. № 1. С. 3-4.
196 Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
1 Резолюция в источнике приводится в изложении.
2 На собрании присутствовало свыше 500 человек. Оно проходило с участием епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского).
№ 223. Постановление собрания городского духовенства и преподавателей духовно-учебных заведений Москвы1
8 марта 1917 г.
Приветствуем новые условия жизни нашего дорогого Отечества, открывающие простор развитию духовных и материальных сил русского народа и в области культуры, и в частности в области устроения государственной и общественной жизни.
Искренно сочувствуем народной радости и, повинуясь Временному Правительству, всеми зависящими от нас средствами обязуемся содействовать ему в его деятельности на благо родины.
Молим Бога о победоносном окончании войны, ради укрепления правды, мира и всеобщего братства на христианских основах2.
Московский листок. М., №54. С. 3.
1 Собрание происходило в епархиальном доме, присутствовало 800 человек.
2 В другой (пензенской) публикации данная резолюция опубликована в следующей редакции: «Приветствуем новые условия жизни нашего дорогого Отечества, открывающие простор развитию духовных и материальных сил русского народа в области разумного устроения государственной и общественной жизни. Надеемся, что эти новые условия будут благоприятны для свободного развития и процветания церковной жизни в России и дадут возможность скорейшего созыва настоящего, полного церковного [Поместного] собора, состоящего из клира и мирян.
Сознательно и свободно идем навстречу Временному правительству и молим Бога помочь ему водворить порядок, мир и плодотворность в работах ко благу Церкви и Отечества, и всеми зависящими средствами обязуемся содействовать ему в этой деятельности. С надеждой на Бога взираем на будущее России, когда по воле Бога Вседержителя утвердится в России тот или иной строй.
Молимся о победном окончании войны ради укрепления правды и всеобщего прочного мира на христианских началах» (Пензенские епарх. ведомости. Пенза, 1917. № 6. Часть неофиц. С. 204-205).
№ 224. Резолюция благочиннического и пастырского собрания г. Новочеркасска
8 марта 1917 г.
Новочеркасское духовенство в полном своем составе с великой радостью приветствует совершившуюся перемену в политическом строе нашей государственной жизни и признает своим священным долгом всеми способами содействовать ознакомлению с ним и укреплению его в сознании своих пасомых. Оно твердо уверено, что новый строй заключает в себе несомненный залог полной победы нашей доблестной армии над кичливым и коварным внешним врагом и послужит быстрому возвышению могущества России и свободному развитию ее Церкви. Будучи совершенно солидарно во взглядах на развитие политической жизни нашей дорогой Родины со всеми общественными классами и корпорациями, духовенство из своей среды избрало в Донской Областной Исполнительный Комитет трех представителей1.
Донские епарх. ведомости. Новочеркасск, 1917. Приложение к № 10. С. III—IV.
1 Поименованных в источнике.
Из резолюций... съездов и собраний духовенства...
№ 225. Резолюция духовенства г. Барнаула Томской губернии
8 марта 1917 г.
Духовенство сочувствует совершившемуся перевороту, единогласно приветствует Временное Правительство. Духовенство выражает полную готовность воздействовать своим пастырским словом на паству в смысле поддержания спокойствия
и порядка.
Жизнь Алтая. Барнаул, 1917. № 55. С. 4.
№ 226. Из постановления собрания духовенства г. Аткарска Саратовской губернии
8 марта 1917 г.
По всем деревням, входящим в состав приходов г. Аткарска, отслужить таковые же молебны1 с разъяснением народу настоящего великого момента, переживаемого нашей Родиной, с призывом к спокойному переживанию оного и приглашением признать и подчиниться новому Правительству.
Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 12. б/о. С. 415.
1Молебен «об утишии страстей» был отслужен согласно определению Св. синода № 1207 ото марта 1917 г.
№ 227. Заявление служащих Пермской духовной консистории на имя комиссара Временного правительства по Пермской губернии
8 марта 1917 г.
Служащие пермской духовной консистории единодушно приветствуют новое правительство, выражают полную готовность неустанно трудиться на благо обновления России в настоящий великий исторический момент.
Пермские ведомости. Пермь, 1917. № 55. С. 4.
№ 228. Решение собрания духовенства г. Владикавказа1
9 марта 1917 г.
Поддержать Временное правительство; не обращать церковную кафедру в арену политической деятельности и не предрешать форму будущего строя. Духовенство считает своим нравственным долгом морально воздействовать на паству с объяснениями, что перемена политического устройства произведена только для одного блага народного, что само по себе христианство не связано с определенным политическим строем.
Владикавказские епарх. ведомости. Владикавказ, 1917.№ 6. Неофиц. часть. С. 187-188; Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. № 16. Часть неофиц. С. 32-33.
Собрание проходило под председательством епископа Владикавказского и Моздокского Ма-кария (Павлова).
№ 229. Постановления собрания духовенства г. Вологды
9 марта 1917 г.
Об отношении к политическим событиям:
Духовенство не может отнестись к переживаемым событиям безучастно; напротив, оно должно принять самое активное участие в устроении государственной и церковной
198
Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и миряи.
Из резолюций... съездов и собраний духовенства.
199
жизни. Временное правительство духовенство принимает, как законное, и все распоряжения его, не расходящиеся с истиной христианского учения, оно будет приветствовать, располагая к тому и свою паству.
Об участии духовенства в политической жизни: Духовенство не должно быть безучастно в политических собраниях (не митингового характера), которые оно может посещать для ознакомления с политическим движением страны и для защиты интересов Церкви и истины Евангелия, которые могут иногда грубо оскорбляться представителями разных политических партий и групп. Оно должно представлять на этих собраниях умиротворяющий фактор среди политических страстей, помня первее всего о благе святой церкви и счастье великого народа, а не отдельных его групп.
0 войне:
Война, во что бы то ни стало, должна быть доведена до победного конца в полном напряжении и использовании всех национальных сил свободного русского народа. Такой взгляд на войну духовенство должно настойчиво проводить в беседах с паствой и возгре-вать в сердцах последней пламенный патриотизм.
Вологодские епарх. ведомости. Вологда, 1917. № 10. б/о. С. 190, 193.
№ 230. Резолюция общего собрания духовенства г. Житомира
10 марта 1917 г.
Житомирское городское православное духовенство во главе со своими преосвященными архипастырями Архиепископом Евлогием1 и Епископом Аверкием2 во дни этого исторического переворота в русской государственной жизни и обновления государственного строя признает и подчиняется Временному правительству, уповая вместе с великим русским народом, что это правительство в тяжкую годину испытания сумеет успокоить Россию и даст возможность всем русским гражданам сказать свое правдивое и свободное слово по поводу дальнейшего устроения верховной власти. В данный же момент духовенство ставит для себя важнейшей задачей молиться Господу Богу об умирении отечества, спокойно работать и других звать к такой же спокойной работе для достижения внутреннего мира и победы над внешним врагом, ибо только в доблестной стойкости нашей геройской армии и в единодушной напряженной работе тыла заключается все спасение России3.
Волынские епарх. ведомости. Житомир, 1917. № 9. Часть неофиц. С. 9.
1 Евлогий (Георгиевский), архиепископ Волынский и Житомирский.
2 Аверкий (Кедров), епископ Острожский, викарий Волынской епархии.
3 Под резолюцией подпись: «Архиепископ Евлогий».
№ 231. Из постановления собрания духовенства г. Астрахани1
Не позднее 10 марта 1917 г.
Городское белое духовенство через особую депутацию заявило исполнительному комитету [г. Астрахани] о своем присоединении к новому строю и выразило радость по поводу возглашенных начал великой народной свободы2.
Утро России. М., 1917. № 68. С. 4. 1 В источнике приводится в изложении.
2 Данное постановление было вынесено вопреки воле епископа Астраханского и Енотаев-кого Митрофана (Краснопольского), «отказывающегося - по словам указанного источника -признать новый строй, и по складу своих убеждений, по-видимому, совершенно безнадежного в этом отношении».
№ 232. Постановление собрания духовенства, корпорации духовно-учебных заведений и учреждений г. Пензы
12 марта 1917 г.
Пензенское городское духовенство вместе с корпорацией духовно-учебных заведений и учреждений, решительно и единодушно осудив недавнее тяжелое, позорное прошлое, отразившееся на духовенстве крайним деспотизмом и произволом правящих лиц, связывавших крепкими узами всякую попытку истинного пастырства, а также зловредное подпольное влияние темных личностей на весь ход жизни всего клира и его деятельность, от всего сердца, от всей души приветствует нарождение Новой Свободной России и, примыкая всецело к новому строю, отдает себя на служение свободному народу, получив возможность свободного пастырского воздействия на жизнь паствы.
Пензенские епарх. ведомости. Пенза, 1917. Часть неофиц. № 6. С. 201.
№ 233. Из постановления собрания духовенства г. Архангельска
12 марта 1917 г.
Духовенству отзываться на политическую жизнь страны в духе евангельских начал, мира, любви и повиновения через церковную кафедру и вне ее - через Епархиальные ведомости.
Архангельские епарх. ведомости. Архангельск, 1917. № 10. Часть офиц. С. 154-155.
№ 234. Резолюция собрания духовенства г. Коломны
12 марта 1917 г.
Собрание духовенства и учащих духовного училища и церковно-приходских школ г[оро-да] Коломны, выражая полную преданность новому правительству Державы Российской и свою душевную готовность служить обновленному государственному строю, - искренно молит Господа, - да благопоспешит Он, Промыслитель, Правительству нашему в настоящий великий исторический момент в многотрудном деле устроения нашего Отечества на пути его новой государственной жизни, да исполнит Он всех сынов нашей великой Родины братской любовью и общим воодушевлением к единодушной и мирной работе на общегосударственное благо и наше общее счастье, да поможет Он, Всесильный, нашему доблестному воинству и его военачальникам славною и решительною победою над грозным и опасным врагом, при общем Дружном и энергичном содействии им в этом всего русского народа, утвердить дорогую Россию на пути истинной свободы, могущества и славы, - и да воссияет Он, Милосердый, лучом свободы и над Матерью нашей - Церковью Православной, которую так долго держал в узах гнета и рабства наш прежний государственный строй, и да даст Ей возможность при новом Правительстве и обновленном государственном строе быть в полном смысле живою и животворною Церковью Живаго Бога, непоколебимым столпом Христовой истины, и нелицемерною провозвестницею возвышенных начал мира, любви, правды и права между людьми.
Московские церковные ведомости. М., 1917. № 11-12. С. 125-126.
200 Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
№ 235. Из постановления городского собрания духовенства Саратова
13 марта 1917 г.
Оказывать новому Временному правительству всемерную поддержку в деле поддержания общего в стране спокойствия, порядка и победоносного завершения мировой войны.
Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 9. Неофиц. отдел. С. 306-307; Владикавказские епарх. ведомости. Владикавказ, 1917.№ 7. Неофиц. часть. С. 207.
№ 236. Из резолюции общего собрания духовенства г. Баку
13 марта 1917 г.
Как служители церкви Христовой, мы возносим свои горячие молитвы к престолу Всевышнего, да ниспошлет нашему новому правительству силу и премудрость для устроения дорогого отечества нашего на началах истинной Христовой свободы [Ин. 8, 32], братства и равенства, на пользу всему разноплеменному населению матушки-России. Да сохранит Он среди воинства нашего дух единства, дисциплины и любви к своему народу, - те качества, чем непобедима наша армия, да укрепит Он в сердцах воинов мужество и твердое намерение довести эту ужасную войну до победного конца. Да вселит Он в сердца всех граждан земли русской мир и любовь друг к другу, так как только при этих условиях мы можем надеяться на помощь Божью для устроения нашей жизни на новых путях.
Как граждане земли русской, мы ясно сознаем, что народившийся новый строй государственной жизни, как молодое деревцо, требует для своего укоренения бережного обращения и ухода за собой. [...]' Временное правительство определенно заявило о своих мероприятиях, которые дадут возможность всем классам населения сказать и отстаивать свои интересы. А теперь необходимо всеми мерами способствовать проведению в жизнь этих мероприятий и тем вывести Русь на путь новой государственной жизни. Господь да поможет всяким благим начинаниям.
Баку. Ежедневная литературная, политическая и общественная газета. Баку,
1917. №64. С. 4. 'Слово в источнике неразборчиво.
№ 237. Из постановлений собрания духовенства 1-го Лебедяньского1 городского благочиннического округа Тамбовской губернии
Первая половина марта 1917 г.
1) Архипастырское мнение2 относительно настоящей Верховной власти принять к точному руководству и всякое иное мнение считать непоправимой ошибкой и даже преступным деянием для пастырства.
...3) Собрание признает необходимым в настоящее время усилить проповедь о мире и взаимной любви между верующими.
...6) Ввиду бывших и впредь возможных нареканий на духовенство, собрание считает нужным присутствие кого-либо из городских священников на всяких публичных заседаниях3.
Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. № 10-11. Отдел неофиц. С. 295-297. 1 Город Лебедянь.
Из резолюций... съездов и собраний духовенства...
2 Данное постановление принято в ответ на телеграмму духовенству г. Лебедями от архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) с разъяснениями относительно Верховной власти. Телеграмма Кирилла от 6 марта 1917 г. приводится ниже: см. документ № 342.
3 Примеч. источника: На журнале заседаний, посланном архиепископу Кириллу, тот поставил резолюцию: «С постановлениями духовенства ознакомился с чувством полного удовлетворения».
№ 238. Постановление собрания духовенства г. Уфы
15 марта 1917 г.
- Сознавая ответственность настоящего времени, когда и долг пастыря, и обязанности гражданина требуют от духовенства усиленных трудов в деле умиротворения страны, выразить полную готовность самоотверженно служить провозглашенным Временным Правительством новым началам устройства государственной жизни.
-
- Воздержаться от произнесения во время Богослужения с церковной кафедры политических проповедей, защищающих известный образ правления - конституционный или республиканский, до обсуждения этого вопроса совместно с Преосвященнейшим епископом Андреем1.
-
- В целях подготовки паствы к сознательному участию в выборах в Учредительное Собрание, признать допустимым со стороны пастырей объективное ознакомление прихожан с разными формами государственного правления, но только во внебогослу- жебное время2.
-
Уфимские епарх. ведомости. Уфа. 1917. № 7-8. Отдел неофиц. С. 214—215.
1 Епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (князь Ухтомский).
2 Примеч. источника: На данном документе епископ Андрей поставил знак «рассмотрения».
№ 239. Из резолюции собрания духовенства 1-го Чембарского1 благочиннического округа Пензенской епархии2
15 марта 1917 г.
...Засвидетельствовать перед Временным Правительством, местным Архиепископом3, Обер-Прокурором Св. Синода письменным актом о том, что все духовенство округа вполне разделяет с народом светлую радость по поводу совершившегося4, дает клятвенное уверение в полной преданности новому Правительству и в готовности всеми мерами споспешествовать ему в устроении Русской Державы, в полной надежде, что возврата к старому прошлому не должно быть и что Временное Правительство поведет страну Российскую к светлому будущему новыми путями на основе всей совокупности гражданских свобод. Духовенство округа по собственному своему опыту пришло к сознательному убеждению, что рухнувший строй давно отжил свой век, что он глушил как в русском народе, так и в самом православном духовенстве всякую самодеятельность в жизни. Православное духовенство не могло развернуть свои культурные силы не только для народного блага временной жизни, а даже и в исполнении своих строго пастырских обязанностей. Духовенство на каждом шагу страшило карательное вето рухнувшего строя и являлось твердою препоною, пред которой невольно опускались руки, пропадала всякая энергия и охота работать. Вот почему православное духовенство и не делало гласно того, что оно должно бы[ло] делать по широкой идее своего служения. Теперь при новом строе правления в светлые дни широкой свободы ду-
202 Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
ховенство округа порешило незамедлительно слиться с местными органами Временного Правительства в одну тесную дружину и в своих приходах неуклонно, не за страх, а за совесть руководить русский народ в устроении его жизни на тех основах, какие будут намечаться Временным Правительством, всеми мерами сдерживая народные страсти от нарушений спокойствия внутренней жизни, способных только задерживать плодотворность усиленной работы Временного Правительства, направленной к скорейшему спасению погибающей родины.
РГИА. Ф. 796. On. 204.1917.1 отдел. Vстол. Л. 104-104 об. Машинопись. Подлинник.
1 Город Чембар Пензенской губ.
2 Резолюция в виде письма отправлена на адрес Св. синода.
3 Архиепископ Пензенский и Саранский Владимир (Путята).
4 Февральской революции.
№ 240. Из постановлений собрания духовенства г. Симбирска
19 марта 1917 г.
О сочувствии новому строю:
Городское духовенство во главе со своим Архиепископом1 уже заявило сочувствие посылкой телеграмм новому правительству.
0 поддержке нового строя:
Не вдаваясь резко в политику, поддерживать новый строй необходимо с церковной кафедры на основании Слова Божия, а равно в частных беседах не следует уклоняться от разъяснения своим прихожанам злободневных вопросов, освещая их в духе, благоприятном новому строю. Выступать же на митинговых собраниях признано нежелательным.
Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. № 8. Отдел офиц. С. 184.
1 Архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский). Владыка Вениамин не присутствовал на собрании по причине нежелания «стеснять своим присутствием свободу высказывать свои мысли» для подведомственного духовенства.
№ 241. Из постановления собрания духовенства г. Саратова
20 марта 1917 г.
а) Единодушно приветствовать новый политический строй с горячим пожеланием ему быть действительным выражением принципов истинного народоправства, как главнейшего залога осуществления новых правовых начал в жизни свободной Родины и свободной, утверждающейся на канонах и началах соборности, Церкви.
б) Всеми возможными мерами способствовать укреплению в народном сознании необходимости и благотворности нового политического строя, провозглашенного Временным народным правительством, и имеющего в окончательной форме определиться в решении Учредительного собрания, и призывать паству к мирной и спокойной работе.
в) Братски приветствовать представителей в собрании духовенства от вышепоименованных общественных организаций1, с сердечным пожеланием им успеха в их созидательной исторической работе на благо и счастье свободной великой Родины.
Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 12. б/о. С. 406-407. 1 Саратовских городского Исполнительного комитета и Совета рабочих и солдатских депутатов.
Из резолюций... съездов и собраний духовенства...
№ 242. Из резолюции собрания духовенства 1-го Крестецкого благочинниче-ского округа Новгородской епархии
20 марта 1917 г.
Духовенство 1 Крестецкого округа Новгородской епархии, собравшееся на ст[анции] Оку-ловка, Новгородской] ж[елезной] д[ороги], в количестве 14 священников, 1 диакона и 9 псаломщиков, единогласно постановило - приветствовать Временное Правительство в лице г[осподи-на] Обер-Прокурора Свят[ейшего] Синода и вместе с тем высказать полную готовность служить родине и на новом пути ее Государственной жизни, содействуя Временному Правительству во всех его делах и начинаниях, клонящихся ко благу отечества и Свят[ой] православной церкви, о чем и послать господину] Обер-прокурору Св[ятейшего] Синода немедленно телеграмму.
Прежде всего духовенство не может не высказать своего удивления и огорчения по поводу того, что первосвятители православной церкви, хорошо знавшие о нестроениях в церкви, дошедших ныне до последнего предела, и о вмешательстве в дела церкви и Государства таких темных личностей как пресловутый Григорий Распутин, не только сами преступно и позорно молчали, не только не возвышали своего голоса против безобразий, но преследовали и тех из духовенства, кои имели благородство и мужество о том говорить... Много было на Руси святителей - митрополитов, архиепископов и епископов, но среди их не нашлось Филиппа, который бы смело раскрыл глаза Государю на язвы церкви и государства... о, горе! о позор!
...Во дни обновления [государственного] строя, падения произвола и насилия и рождения свободы духовенству должна быть дана полная амнистия. Пусть никто же да не плачет прегрешений, явися бо общее царство [братства]!
Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 7. Часть неофиц. С. 334-336.
№ 243. Из резолюции съезда духовенства г. Челябинска и его уезда1
20-21 марта 1917 г.
Духовенство признает Временное правительство и всецело подчиняется ему и готово всемерно содействовать и помогать ему как в укреплении нового строя, так и в доведении настоящей войны до победоносного конца. .. .Духовенство высказалось за желательность учреждения демократической республики, причем духовенство желало бы примкнуть к тем политическим партиям, которые намерены строить будущую светлую жизнь России на христианских началах братства, любви и свободы, и которые в своей практической деятельности не проявляют враждебного и отрицательного отношения к религии. По мнению собрания, обсуждение программ политических партий и агитация той или другой политической платформы с церковной кафедры нежелательны и недопустимы.
Оренбургский церк.-обществ, вестник. Оренбург, 1917. № 4. С. 4;
ВЦОВ. 1917. №20. С. 4.
1 На съезде присутствовало 50 человек: священники, дьяконы и псаломщики.
№ 244. Из постановления общего собрания духовенства г. Пскова
21 марта 1917 г.
Приветствовать Временное правительство и теснее объединиться с епископом1 и прихожанами, чтобы совместно отстаивать интересы Церкви, проводить в жизнь необходимые реформы. Псковские епарх. ведомости. Псков, 1917. № 6-7. Отдел неофиц. С. 107. 1 Епископом Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым).
204 Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
№ 245. Из постановления объединенного собрания духовенства г. Владимира
21 марта 1917 г.
...в) В своих поучениях с церковного амвона священники должны избегать политических речей (например, о форме правления, о выборах в Учредительное Собрание и под.), так как подобные выступления не соответствуют святыне храма и прямым задачам пастыря; г) Но чтобы проповедь священника отвечала запросам его слушателей в настоящий момент, он может раскрывать в своих поучениях христианские понятия о свободе в отличии от произвола, о равенстве, братстве, христианский взгляд на власть, собственность, богатство, бедность и т. д.; д) И прежде всего пастырь должен, не стесняясь временем и местом, внушать своим прихожанам необходимость любви и единения между собой и обязательность подчинения Временному правительству, поддержания порядка и спокойствия, уважения к личности, чужому мнению и чужой собственности, необходимость бороться с проявлением злобы, мстительности и насилия.
Тульские епарх. ведомости. Тула, 1917. № 15-16. Часть неофщ. С. 231.
№ 246. Из постановления собрания духовенства г. Вятки
21 марта 1917 г.
п. 1: Цензуру для проповедей и печатного слова отменить и должности цензоров «Вятских епархиальных ведомостей» упразднить.
п. 2: Духовенству убеждения свои как с церковной кафедры, так в частных беседах и печати высказывать откровенно, без боязни административного давления.
...п. 4: Ввиду предстоящих выборов в Учредительное Собрание признать необходимым, чтобы духовенство вполне объективно знакомило своих прихожан с программами всех партий, не навязывая своих политических убеждений, к какой бы партии сам осведомитель ни принадлежал. В случаях же, когда прихожане будут спрашивать, к какой партии принадлежит сам священник, последний свое политическое «кредо» высказывал бы вполне откровенно, по совести, но с предупреждением, что его политические убеждения ни для кого из прихожан не обязательны.
п. 5: Возврат к прежнему политическому строю признан категорически нежелательным. Свою политическую платформу Вятское городское духовенство высказало в своем воззвании1 к духовенству епархии.
п. 6: Высказано было желание узнать политические убеждения самого городского духовенства закрытой тайной подачей голосов. По подсчету оказалось: за демократическую республику - 59, конституционную монархию - 8, монархию - 3, христианскую беспартийность - 1 и воздержавшийся - 1.
Вятские епарх. ведомости. Вятка, 1917. № 13-14. Отдел неофщ. С. 127-128;
ВЦОВ. 1917. №3. С. 4. 1См. документ № 658.
№ 247. Из резолюций собрания духовенства Орловского1 уезда Вятской губернии
21 марта 1917 г.
I. Заявить о полной и непринужденной готовности духовенства приложить все свои силы к работе на благо родины - на дело укрепления завоеванных народом свобод и
Из резолюций... съездов и собраний духовенства...
послать Новому Правительству, в лице господина] обер-прокурора Св. синода и Исполнительному Комитету Государственной Думы и Совету рабочих и солдатских депутатов телеграммы такого содержания: [приводятся тексты телеграмм]2.
II. ...Принимая во внимание, что [Всероссийский] крестьянский союз есть политическая беспартийная организация, интересы которой близко соприкасаются с интересами духовенства, принять самое активное и широкое участие в работах по подготовке населения к выборам в Учредительное Собрание по ознакомлению его с формами государственного устройства, по уяснению истинного смысла свобод, дарованных новым строем, стремясь к тому, чтобы громадная сила, которую представит из себя крестьянство, когда сплотится, пошла по надлежащему направлению - по пути права, а не по пути насилия.
... V. Большинством участников собрания3 высказано пожелание пожертвовать государству священнические серебряные коронационные кресты4, а также ордена, кресты и медали, полученные от прежнего правительства.
Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 31. С. 3.
1 Город Орлов.
2 См. документ № 463.
' 3 На собрании присутствовало 25 священников, 11 дьяконов и 7 псаломщиков. 4 Серебряные коронационные наперсные кресты были установлены в 1896 г. в честь коронации Николая II для ношения всеми священниками.
№ 248. Постановление собрания духовенства, корпорации духовно-учебных заведений и церковных старост г. Владимира
26 марта 1917 г.
Пастырская проповедь не должна иметь политического характера, с церковной кафедры не должна быть проповедуема и уясняема какая-либо определенная политическая платформа, но пастырь церкви может и должен освещать с православно-христианской точки зрения переживаемые события, призывая слушателей к христианскому образу мыслей и действий.
Тульские епарх. ведомости. Тула, 1917. № 15-16. Часть неофщ. С. 232-233;
Калужский церк.-обществ, вестник. Калуга, 1917. № 10-11. С. 75;
Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 10-11. Часть неофщ. С. 404;
Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. № 19. Отдел неофщ. С. 308;
Смоленские епарх. ведомости. Смоленск, 1917. № 10. Отдел неофщ. С. 289-290.
№ 249. Из постановления собрания духовенства г. Кургана Тобольской губернии
Март 1917 г.
1) В богослужебных книгах зачеркнуть и во всей церковной практике исключить все несоответствующие настоящему политическому положению России, как-то слова: государь, благочестивейший и т. п. 2) Во всех случаях, когда прихожане обращаются за разъяснением о будущем государственном строе в России, обязательно разъяснять, что нас ожидает учреждение демократической федеративной республики. ...4) Проповедовать постоянно, что война должна быть обязательно доведена до победы над немцем, а народ должен тому всеми силами и средствами содействовать.
206
Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
Из резолюций... съездов и собраний духовенства.
207
ГАКО. Ф. 78. On. 1. Д. 41. Л. 9. Цит. по: Бабушкина О.Ю. Церковь и государство в 1917-1918 гг.: поиски компромисса //Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 11-12 октября 2000 г. Курган, КГУ. 2000. С. 39-40.
№ 250. Из резолюций собрания духовенства 1-го благочиннического округа Саратовского уезда
Март 1917 г.
1. Признать Новое Временное правительство, подчиняться всем его распоряжениям, всеми силами стараться содействовать оному в успокоении страны и доведении войны до победоносного конца. ...2. Отправить приветственную телеграмму господину] обер-прокурору Святейшего синода. .. .4. В целях упрочения порядка и спокойствия обратиться от лица духовенства 1-го округа Саратовского уезда к солдатам с воззванием. 5. Просить Саратовскую Уездную Земскую Управу выдать духовенству 1 -го округа Саратовского уезда популярные брошюры политического содержания (о формах правления, о выборах, политических платформах разных партий и т. д.) для предложения соответствующих объяснений местному населению.
Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 10-11. Часть неофиц. С. 369.
№ 251. Постановление съезда духовенства и церковных старост Лебединского уезда Харьковской губернии1
5 апреля 1917 г.
Об отношении к переживаемым политическим событиям: Прививать народу мысль о необходимости поддерживать Временное Правительство,
мирно продолжать свою повседневную работу и всячески поддерживать армию, доставляя
ей все необходимое для доведения войны до победного конца.
Лебединские известия. Лебедин, 1917. № 5. С. 3. 1 В работе съезда принимал участие 91 человек.
№ 252. Из постановления собрания духовенства г. Ярославля
6 апреля 1917 г.
Приветствовать новый строй и новое правительство, и оказать последнему всякое зависящее от духовенства содействие и поддержку в целях распространения и укрепления в сознании пасомых новых начал государственного строительства.
Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. № 12-13. Часть неофиц. С. 142.
№ 253. Резолюция по политическому вопросу собрания духовенства г. Ейска и ближайших к нему 10-15 станиц Кубанской области, Ставропольской епархии1
3-8 апреля 1917 г.
Громадное большинство [членов собрания] высказалось за конституционную монархию, где бы царь только царствовал, но не управлял. Управление [страной должно] производиться ответственным перед народными представителями министерством. Монарх царствует пожизненно2.
Ейский листок. Ейск, 1917. № 102. С. 2.
1 Резолюция в источнике приводится в изложении.
2 «Против» резолюции было 6 голосов.
№ 254. Из резолюций собрания духовенства 5-го благочиннического округа Ямпольского уезда Подольской епархии
Вторая половина марта - первая половина апреля 1917 г.
.. .Выразить полное сочувствие Временному правительству в упрочении внутри страны нормального порядка гражданской жизни и в доведении войны до победного конца. Духовенство просит Правительство оказать ему взаимное доверие его деятельности, ибо только при таком доверии возможна плодотворная деятельность духовенства для блага народа и дорогой Родины. Вместе с тем духовенство не может не выразить своей живейшей радости ввиду освобождения Российской Поместной Церкви от оков старого режима и надежды на всестороннее возрождение церковной жизни на основах живой соборности.
Православная Подолия. Каменец-Подольск, 1917. № 11. Неофиц. часть. С. 236.
№ 255. Из резолюций трех собраний духовенства г. Елабуги Вятской губернии
12, 16 и 24 апреля 1917 г.
- Наступивший свободный строй России - лучший залог процветания нашего отечества. Возврат к прежнему политическому строю, вызвавшему общую разруху государственной и общественной жизни и едва не приведшему Россию к погибели - признать категорически нежелательным. Содействовать всеми силами укреплению в России свободного строя, призывать к миру и спокойной работе всех граждан, и в беседах с прихожанами разъяснять, что такое свобода, как ею пользоваться. Выступать с чтениями по вопросам текущего момента.
-
- В свободном государстве должна быть и свободная Церковь. Для блага Церкви должна быть тесная сплоченная работа пастырей с пасомыми. Постановлено приветствовать г[осподина] Обер-прокурора Св. синода следующей телеграммой: [приводится текст телеграммы]'.
-
...11) Отменить цензуру проповедей и печатного слова; духовенству убеждения свои, как с церковной кафедры, так и в частных беседах и печати высказывать откровенно, без боязни административного давления. Знакомя прихожан с учением политических партий, не навязывать им своих политических убеждений.
Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 38. С. 3.
1 См. документ № 486.
№ 256. Из постановления собрания делегатов духовенства ХН-й армии Северного фронта
19 апреля 1917 г.
.. .6) Мы, военные священники, всем сердцем приветствуем обновление Родины нашей на началах политической, гражданской и религиозной свободы, опирающейся на святые устои братства, равенства, любви, взаимного доверия и уважения. Решение Учредительного собрания, созванного из народных избранников на основе прямого, равного, тайного всеобщего голосования и имеющего определить форму государственного устройства, мы примем как выражение народной мудрости и справедливой могучей народной воли. Мы верим, что в свободном государстве свободная от всякого гнета и давления Церковь найдет для себя мо-гучую жизненную опору, силу и счастливые условия для своего процветания. За судьбу ее мы спокойны, ибо Христос с нами во все дни до скончания века и неложно слово Его: «Не
208
Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
Из резолюций... съездов и собраний духовенства..
209
бойся, малое стадо» [Лк. 12, 32]. Церковь и служители ее - пастыри Церкви должны стоять вне политики и вне партий, но не вдали от жизни, ибо Христово учение, благовестниками которого быть - наша задача, есть дух и жизнь. Наша проповедь не в препретельных1 словах человеческой мудрости, но в явлениях духа и силы, то есть духа и силы любви Христовой ко всем, ибо любовь есть исполнение всего закона [Божьего]. С этой проповедью мы пойдем к офицеру и солдату, ко всему великому народу Русскому, любя Родину, храня святое единение, неся всем религиозное утешение, ценя все справедливое, где бы оно ни проявилось, от кого бы оно ни исходило. В светлое счастливое будущее свободной России мы верим и ему мы отдадим все свои силы: сердце, разум и добрую волю.
- О постановлении, помещенном в предыдущем параграфе, поставить в известность Временное Правительство, Исполнительные Комитеты Офицерских и Солдатских депутатов XII армии и местную прессу.
-
- Избрать от духовенства XII армии трех депутатов для участия в заседаниях Исполнительного Комитета Офицерских и Солдатских депутатов XII армии2.
-
РГВИА. Ф. 2044. On. 1. Д. 30. Л. 37об.
1 Препретельный - убедительный, увещательный (Полный церковно-славянский словарь. С. 490).
2 Большинством голосов в Комитет избраны два протоиерея и один священник.
№ 257. Из постановлений съезда духовенства Курганского уезда1 Тобольской губернии
22 апреля 1917 г.
О «распутницах»2 и «варнавинцах»3:
Старый строй с его темными силами был гибелен для дела Церкви. Желать его - немыслимо, и возврата к нему быть не должно. Съезд заявляет, что он не находит возможным для духовенства продолжать совместную службу в Церкви Божией с приспешниками темных сил, покровителей насилия и произвола, «распутницами» и «варнавинцами» по духу, и обращается к их совести: понять свое положение и добровольно оставить епархию в ближайшее время. Если такое обращение желательного действия на них не произведет, [то] следующее собрание (съезд) духовенства найдет меры к немедленному их удалению.
О присоединении к крестьянскому союзу4:
Заслушав вне очереди предложения представителей двух политических союзов, образовавшихся в г. Кургане, - крестьянского и учительского, о присоединении духовенства к тому или другому из них, съезд, считая программы этих союзов для духовенства приемлемыми и принимая во внимание то, что учительский союз в недалеком будущем, вследствие естественного хода вещей, может слиться с союзом крестьянским, решил присоединиться к последнему, как того требует и социальное положение самого духовенства, преимущественно сельского. Об этом заявить союзу, послав туда своих делегатов.
0 жаловании духовенству:
Если не произойдет полного отделения Церкви от государства - жалование и пенсии духовенству должны быть отнесены на счет последнего. Само духовенство мыслит отделение Церкви от государства как идеал.
ВЦОВ. 1917. №25. С. 4.
1 Съезд состоялся в г. Кургане. На нем присутствовало более 100 человек.
2 Распутин Г.Е. - уроженец Тобольской губернии, фаворит императрицы Александры Федоровны.
3 Варнава (Накропин), архиепископ Тобольский и Сибирский. Имел репутацию ставленника ГЕ. Распутина. Согласно определению Св. синода № 1219 от 7-8 марта 1917г. Варнава был уволен на покой (ЦВ. 1917. № 9-15. С. 69).
4 Речь идет о присоединении к местному комитету известной левой организации - Всероссийского крестьянского союза.
№ 258. Резолюция съезда православного и униатского1 духовенства и мирян Галиции, проживающего на Волыни2
Не позднее 24 апреля 1917 г.
Считаясь гостями Волыни и не имея права вмешиваться в политические дела, мы до сих пор не высказывали своего отношения к Временному правительству, но ввиду вопросов, почему галичане молчат, съезд постановил выразить Временному правительству и всем его органам готовность всеми силами поддерживать его, подчиняться ему и содействовать в его стремлении довести войну до победоносного конца для закрепления завоеванной свободы.
ВЦОВ. 1917. №13. С. 3.
1 Уния - определенное слияние вероисповеданий православного и католического, при котором, с одной стороны, признается главенство римского папы и некоторые догматы католичества, а с другой - допускается сохранение восточно-православного обряда, богослужение на родном языке, допускается брак духовенства и проч. Приходы Греко-униатской (Греко-католической) церкви были широко распространены в пределах Царства Польского и Галиции (см. подробнее: Энциклопедический словарь / Сост. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т. 68. С. 818, 821-830; Алексеева С.И. Указ. соч. С. 206-222).
2 Съезд духовенства, эвакуировавшегося на Волынь из района военных действий, состоялся в Житомире.
Русские войска под натиском германской и австрийской армий отступили из Галиции во второй половине апреля 1915 г. Летом 1916 г. на территории Галиции вновь шли активные боевые действия, вызванные прорывом австрийской обороны генералом А. А. Брусиловым. Во второй половине июня 1917г. российской армией в Галиции вновь предпринималась попытка наступления, целью которого было овладение ее столицей - Львовом (см.: Милюков П.Н. Указ. соч. С. 28; Уткин A.M. Указ. соч. С. 137, 237, 238, 250, 375).
Массовая эвакуация священнослужителей из районов боевых действий обратила на себя внимание председателя Государственной думы М.В. Родзянко. 2 марта 1916 г. он обратился к петроградскому митрополиту Питириму (Окнову) с письмом, в котором писал: «Я пришел к заключению. [...] что духовенство мест этих не всегда проявляло стойкость и приверженность к высокой обязанности своей - не покидать в опасностях паству. Наблюдались случаи, что даже высшие иерархи под влиянием малодушного страха оставляли места своего жительства. [...] Полагаю также, что более спокойное и стойкое отношение духовенства к временному занятию неприятелем пограничных губерний в значительной мере ослабило бы ту не поддающуюся описанию панику, которая в таких случаях охватывает население и которая вместе с тем влечет за собой поистине государственное бедствие, отражаясь на расстройстве перевозочных средств страны. [...] Спокойное и вразумительное слово пастыря могло бы серьезнейшим образом предотвратить эти бедствия» (цит. по: Платонов Н.Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917 гг.) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.-Л., 1960. Т. IV. С. 204).
210
Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
Из резолюций... съездов и собраний духовенства...
211
№ 259. Резолюция собрания духовенства г. Полтавы и его уезда1
24-27 апреля 1917 г.
«Невозможность возврата к прежнему»; «Доверие и поддержка Временного Правительства»; «Война для окончательной победы над врагом»; «Работа для умиротворения страны». Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. № 8. Часть офиц. С. 639;
Часть неофиц. С. 675. ' Резолюция принята в виде лозунгов.
№ 260. Постановление окружного съезда духовенства г. Проскурова1 Подольской губернии2
Апрель 1917 г.
Об отношении церкви и государства:
[Съезд] признал отделение церкви от государства желательным в целях возможности проводить в жизнь истинное христианское учение.
Ермак. Тюмень, 1917. № 167. С. 1.
1 С 1954 года Проскуров - г. Хмельницкий.
2 Резолюция в источнике приводится в изложении.
№ 261. Постановления съезда духовенства Кустанайского1 уезда Тургайской области, Оренбургской епархии
1-3 мая 1917 г.
- Духовенство признало совершившийся государственный переворот и послало Временному правительству телеграмму с выражением доверия.
-
- Относительно формы государственного правления съезд подавляющим большинством высказался за демократическую республику. Раздавались отдельные голоса за конституционную монархию.
-
- Участие священника в политической жизни родины должно быть активным. В храме, на церковной кафедре, священник остается пастырем, совершенно не касаясь политики. Вне храма священник, как гражданин, принимает участие в митингах и может вести агитацию.
-
Оренбургский церк.-обществ. вестник. Оренбург, 1917. № 12. С. 4. 1 В источнике приводятся в изложении.
№ 261-А. Из постановлений собрания духовенства Карсановского благочиния1 Таганрогского уезда Донской области2
Опубликовано 2 мая 1917 г.
Собрание постановило выразить доверие Временному правительству и оказывать ему всемерную поддержку, а также горячо приветствовало возникновение Союза демократического православного духовенства и выразило свою полную солидарность со всеми пунктами его программы.
Приазовский край. 1917. 2 мая. С. 5. Цит. по: Беликова Н.Ю. Православная церковь и государство на Юге России. (Конец XIX- первая треть XXвв.). Краснодар, 2004. С. 47.
1 Номер благочиния в источнике не указан.
2 В источнике приводится в изложении.
№ 262. Из постановлений собрания духовенства и мирян 3-го благочинниче-ского округа Елабужского уезда Вятской губернии1
2 мая 1917 г.
Собрание 58 голосами тайным голосованием высказалось за демократическую республику и 1 голос за конституцию2.
Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 38. С. 3.
1 В источнике приводится в изложении.
2 За республику - более 98 % голосов; за, судя по всему, конституционную монархию - менее 2 %. Воздержавшихся не было.
№ 263. Из резолюций собрания духовенства Нолинского уезда Вятской губернии
2-4 мая 1917 г.
О форме правления в стране1:
Участники съезда 85 голосами против 8 высказались за республиканский образ правления в России2.
0 вероисповедании высших должностных лиц государства: Собравшиеся единогласно постановили, что президент страны и министр вероисповеданий были по вероисповеданию православными.
Об отношении к Временному правительству:
Выразить Временному правительству доверие, оказать ему всяческое содействие в приходах и послать о сем телеграмму следующего содержания: [приводится текст телеграммы]3.
Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 39. С. 3.
1 Первые два пункта резолюции в источнике приводятся в изложении.
2 Около 91,5 % - «за» республику, чуть более 8,5 % - «против», воздержавшихся не было. Всего на съезде присутствовало 93 человека.
3 См. документ № 498.
№ 264. Из постановлений съезда духовенства 3-го благочиния Яранского уезда Вятской епархии1
4 мая 1917 г.
Православная русская Церковь должна быть автономна [от государства]; высшая власть в Церкви принадлежит Поместному собору; возглавляется Церковь избранным патриархом.
Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 39. С. 3.
1 В источнике приводится в изложении.
№ 265. Из постановлений собрания духовенства Глазовского уезда Вятской губернии
3-5 мая 1917 г
Об отношении к новому политическому строю: Временному Правительству доверяем пока оно верно народу, ведет его к демократизации на началах свободы, равенства и братства.
НИОР РГБ. Ф. 60. К. 4. Д. 10. Л. 2. Машинопись. Копт
212
Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
Из резолюций... съездов и собраний духовенства...
213
№ 266. Из решений собрания духовенства, церковных старост и выборных мирян 4-го благочиннического округа Пошехонского уезда Ярославской епархии
5 мая 1917 г.
1) Свободная Церковь может быть только в свободном демократическом государстве. Вопреки шаблонным утверждениям о полной совместимости свободы Церкви с какой угодно формой государственного правления, собрание со всей определенностью заявляет, что лишь демократическая республика, полагающая в основу своего бытия соборный принцип правления, в состоянии обеспечить Церкви такой же строй, как существенно необходимый для нее... .3) Церковь - Христова, то есть внепартийна, но, как граждане, члены Церкви свободны в своем политическом самоопределении.
ВЦОВ. 1917. №33. С. 4.
№ 267. Из резолюций съезда военного духовенства Юго-Западного фронта1
5-7 мая 1917 г.
Об отношении к войне:
Признавая войну величайшим бедствием для человечества и глубоко ценя гуманную пропаганду идеи всеобщего мира, съезд военного духовенства, однако, находит, что начатая немцами война должна быть доведена до конца для закрепления нового государственного строя, освобождения закрепощенных народов, возвращения кровных наших земель, занятых неприятелем, а также для сокрушения германского милитаризма, который является угрозой всесветному миру.
.. .[Съезд призвал армию и флот] сплотиться вокруг Керенского, прекратить братание и продолжать войну, пока не настанет момент, когда можно будет предать забвению навсегда обиды и огорчения и заключить вечный мир.
[О политической платформе духовенства:] Съезд высказался, что священники должны стоять выше всех партий.
ВЦОВ. 1917. №31. С. 4;
Слово Церкви. М., 1917. № 23. С. 438;
Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 40. С. 3;
Русские ведомости. М., № 111. С. 5;
РГВИА. Ф. 2044. On. 1. Д. 30. Л. 17. Машинопись. Копия.
1 Съезд состоялся в г. Проскурове Подольской (Каменец-Подольской) губернии.
№ 268. Из резолюций собрания духовенства и мирян Боткинского завода1 Вятской губернии2
14 мая 1917 г.
Собрание единогласно выразило сочувствие совершившемуся [государственному] перевороту и искреннее расположение к Временному Правительству; высказалось за желательность правления в форме демократической республики, за отделение церкви от государства, то есть за выделение ее в самостоятельную единицу, свободную от государственной опеки.
Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 41. С. 4.
1 Воткинский металлургический завод и поселок при нем основаны в 1759 г. в 55 км к северо-востоку от Ижевского завода (Ижевска). Хотя одноименные поселки при названных заводах
и не имели статус городов, но по своим экономическим, административным, религиозным и другим функциям, по многообразию деятельности местного населения и городскому укладу жизни они относились к поселениям городского типа. Во второй половине XIX века по количеству своего населения Воткинский и Ижевский заводы не уступали уездным и губернским городам. Так, в 1860 г. в Вятке проживало 15153 жителя, в Боткинском заводе - 15629 человек, а в Ижевском -21908 человек обоего пола. С 1935г. заводской поселок - г. Воткинск (см. подробнее: Васина Т.А. Камские горные и оружейные заводы во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. // Вопросы истории. М., 2004. № 7. С. 116-125; Уральская историческая энциклопедия. / Гл. ред. В.В.Алексеев. Екатеринбург, Изд. Академ-книга. 2000. С. 132-133). 2 Резолюции в источнике приводятся в изложении.
№ 269. Из постановлений съезда духовенства, мирян и церковных старост 3-го благочиннического округа Алексинского уезда Тульской епархии
Вторая половина апреля - первая половина мая 1917 г.
.. .Духовенство наряду с прочими гражданами империи должно пользоваться активным и пассивным правом в политической и общественной жизни страны.
Тульские епарх. ведомости. Тула, 1917. № 19-20. Часть офщ. С. 288.
№ 270. Из резолюций съезда духовенства и мирян Керстенбемского благочиния Рижской епархии, Лифляндской губернии'
23 мая 1917 г.
1. Государство и церковь. Церковь должна получать материальную поддержку от государства, но в своей внутренней жизни церковь [должна быть] вполне свободна от государства.
...3. Значение православия среди других исповеданий: В [о] внутренней церковной жизни, где православная церковь соприкасается с другими вероисповеданиями, ей отводится первенствующее место, но во внутренней [жизни] государства желательно, чтобы голова2 государства был православный...
ГАРФ. Ф. 3431. On. 1.Д. 1. Л. 9-9об. Рукопись. Копия.
1 Шестнадцать пунктов данной резолюции приведены в публикации: Наказы членам Поместного Собора Русской Православной Церкви. 1917 - 1918 гг. / Публ. А.С.Ионова // Исторический архив. М., 2003. № 6. С. 150-152.
2 Так в тексте.
№ 271. Постановление собрания духовенства Бирского уезда Уфимской губернии
25 мая 1917 г.
Об отношении к различным политическим партиям: Все причты вообще и каждый в частности должны быть подробно знакомы с существующими политическими партиями, с каковой целью в каждом приходе на об-щеприходские средства должны быть приобретены брошюры и листки политического характера, разъясняющие сущность названных партий, само же духовенство должно быть вне всяких партий, не должно вторгаться в политические дела и вообще — быть весьма осторожно в политических вопросах.
Уфимские епарх. ведомости. Уфа, 1917. № 14. Отдел неофиц. С. 384-385.
214
Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
Из резолюций... съездов и собраний духовенства...
215
№ 272. Из резолюций собрания духовенства, церковных старост и представителей от мирян 5-го благочиния Канского уезда Енисейской губернии1
25 мая2 1917 г.
По вопросу о войне: Съезд, признавая истинное вероучение Христа-Бога, осуждающего всякое убийство, и тем паче массовое, получив возможность в настоящее время свободно следовать долгу своей совести, [на]ходя, что настоящая война, возникшая в процессе борьбы капиталистов всех стран между собою за господство на мировом рынке, носит с самого начала и до сих пор во всех странах явно захватнический характер. И в России революция не изменила и не могла изменить характер этой войны, так как буржуазия, стоящая в настоящий момент у власти, не может отказаться от захвата, не отказываясь от защиты своих классовых интересов. Кроме того, она связана тайными договорами с буржуазией Англии и Франции, в руках шторой Россия была доселе послушным орудием в ее борьбе с враждебной коалицией3, и которая собирается держать Россию в своих руках и далее. Поэтому всякие декларации и прочие словесные заявления об отказе от аннексий, контрибуций и т[ак] д[алее], исходящие от буржуазии, наивны, неискренни. Эти заявления служат лишь средством для прикрытия истинных намерений буржуазии, для раздувания шовинизма и отвлечения внимания масс от внутренней борьбы за власть, той борьбы, которая идет в настоящее время между буржуазией и Советом рабочих и солдатских депутатов. Поэтому мы должны оказать всякое содействие к широкой организации трудящихся масс в местные и всероссийский Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и захвату Всероссийским Советом всей политической власти в свои руки, который один только может прекратить эту безумную бойню4, решительно потребовать от своих союзников полного отказа от захватов, аннексий, контрибуций с правом всех наций на самоуправление, как единственном условии5, при котором только и возможен мир всех народов всего мира, а не перемирие6.
О формах верховного управления в России: Признавая Всероссийский Совет рабочих и Солдатских депутатов выразителем интересов воли революционного Правительства и революционного крестьянства, считать необходимым поддержать Совет Петроградских Рабочих и Солдатских депутатов, с какой целью находим нужным объединять силы крестьянства совместно с этим Советом, и поручаем Совету принять все меры к немедленному созыву Учредительного Собрания, избранного на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Для установления формы [государственного] Правления и основных законов считать необходимым установление Федеративной Демократической Республики во главе с Президентом, избранным всенародным голосованием на срок не более 3 лет. Законодательная власть должна принадлежать только одной палате, в лице Государственной Думы, избранной на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Самому народу предоставляется право отмены всякого закона путем народного голосования, причем население имеет право само вносить в Государственную Думу законопроекты помимо депутатов, если под ними подпишется точно указанное количество голосов. Исполнительная власть принадлежит объединенному совету Министров, ответственному перед Государственной Думой7.
Об отношении к Временному Правительству: Освобождая себя от всякого обязательства по отношению к создавшемуся коалиционному Правительству, поддержать Совет Петроградских Рабочих и Солдатских депутатов8.
Об отделении церкви от государства: Стремясь к свободе, требовать отделения церкви от государства, дабы она могла свободно проповедовать учение Господа Иисуса Христа, не связывая себя ни с какими государственными учреждениями.
По аграрному вопросу: Поддержать а) немедленную конфискацию через Совет Крестьянских Депутатов всех земель: казенных, кабинетских, удельных, церковных, монастырских и частновладельческих, б) определение [правил] временного пользования этими землями при условии эксплуатации пахотных и сенокосных угодий и обязательного охранения лесных богатств от расхищения должно быть возложено на местные Советы Крестьянских депутатов, в) Учредительному Собранию представляется констатировать факты конфискации [всех земель] и определить формы пользования земельными наделами.
При определении формы землепользования должно быть признано на общих основаниях право пользования землей и сельскому духовенству.
Об отношении духовенства к политическим партиям и участии духовенства в общественной жизни: Пусть каждый [церковный] пастырь по долгу гражданина, как ему подскажет его гражданский долг, примыкает к той или иной политической партии, но пусть он здесь действует не от имени церкви, а как только гражданин русского общества.
ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 580. Л. 51об.-52об. Первые два пункта резолюции
представлены в архивном деле в виде машинописной заверенной копии, остальные -
в виде рукописного подлинника, заверенного подписями председателя съезда,
двух его секретарей и печатью благочинного 5-го благочиннического участка
Канского уезда Енисейской епархии.
Приложение I к № 272
Рапорт Енисейской духовной консистории епископу Енисейскому и Красноярскому Никону (Бессонову)
16 июня 1917 г.
Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Никону, Епископу Енисейскому и Красноярскому
Енисейской Духовной Консистории
рапорт.
Енисейская Духовная Консистория имеет честь представить при сем на усмотрение Вашего Преосвященства журнал благочиннического съезда 5 благочиния Канского уезда [Енисейской губернии]9.
ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 580. Л. 50. Рукопись. Подлинник.
Приложение II к № 272
Письмо обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова)
2 июля 1917 г.
Многоуважаемый Владимир Николаевич!
И подобную чепуху и «ленинство» считаю долгом переслать Вам... Я лично утвердить такой нелепости не могу.
Простите! Пусть, - по-моему, - [резолюция собрания 5-го благочиннического округа Канского уезда] хранится в Архиве Синода.
Уваж[ающий] вас Еп[ископ] Никон.
P.S. Вот выдержка из одного письма (Красноярского, - оч[ень] умного и уважаемого жителя10): «Возмущены грязными выпадами духовенства, настроившего и тупых мирян.
216
Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
Из резолюций... съездов и собраний духовенства...
217
Ничтожество судило величину, большую ценность, - действительную силу и энергию, -того, кто хотел поднять это убожество и даже преступность»11. И т[ак] д[алее]... Пишу отнюдь не для оправдания себя, а для истины.
ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 580. Л. 49-49об. Рукопись. Подлинник.
1 В собрании, состоявшемся в селе Тасеево, принимали участие представители всех приходов благочиннического округа; всего 32 человека. Председателем собрания и его двумя секретарями были выбраны три местных священника.
Резолюции собрания были представлены в духовную консисторию Енисейской епархии. Та переслала их «на усмотрение» руководителю епархии епископу Енисейскому и Красноярскому Никону (Бессонову) (см. Приложение I к сему документу). Епископ Никон поставил определенные пометы на страницах резолюций, выражающие его отношение к ним. Отказавшись утвердить резолюцию, он направил ее обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову, снабдив своим сопроводительным письмом (см. Приложение II к документу).
2 В источнике день первого заседания благочиннического собрания датирован 25 апреля. Однако о втором заседании сказано, что оно происходило 26 мая. Исходя из общего содержания документа (например, об упоминающемся коалиционном Временном правительстве) ясно, что публикуемый документ относится к 25 мая.
3 Тройственным Союзом.
4 То есть участие России в I Мировой войне.
5 В тексте стоит «условием». Очевидная опечатка. Исправление составителя. За этим исключением, текст предложения соответствует источнику.
6 На машинописном листе с резолюцией по вопросу о войне стоят пометы, сделанные рукой епископа Никона. На верхнем поле листа: «Стыдно...». На левом: «Ленинство».
7 Данный пункт резолюции принят депутатами единогласно. - Примеч. источника.
8 На рукописном тексте с резолюцией по этому пункту стоит помета, сделанная рукой епископа Никона: «Определенно...». По-видимому, Никон имел в виду «Определенно ленинцы».
9 Документ подписали три человека: член духовной консистории (в сане протоиерея), секретарь и исполняющий обязанности столоначальника, фамилии которых написаны от руки и неразборчивы.
10 Другой информации об этом жителе в источнике не содержится.
1' Так в тексте. Вероятно, под «ничтожеством» подразумеваются «ленинцы» из духовенства, а под «величиной, большой ценностью» - члены Временного правительства.
№ 273. Постановление собрания духовенства 1-го Черняевского благочиннического округа Черняевского уезда Сыр-Дарвинской области, Туркестанской епархии
25 мая 1917 г.
Об отношении к политическим партиям:
Члены Церкви свободны в выборе той или иной партии, но всюду должны вносить мир и заботиться об осуществлении заветов Христа и об утверждении веры православной.
Туркестанские епарх. ведомости, г. Верный. 1917. № 12. Часть офиц. С. 163.
№ 274. Из решений съезда духовенства Петровского уезда Саратовской губернии
25-26 мая 1917 г.
Церковь должна быть свободная, соборная, самоопределяющаяся. Государство в административном и материальном отношении должно оказывать ей содействие, поддерж-
ку, тем более отношение государства к Церкви должно быть благожелательное, что большинство членов государства - православные.
Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 17-18. С. 612, 614-615.
№ 275. Из резолюций собрания духовенства и мирян г. Царевосанчурска1 Вятской губернии2
Не позднее 30 мая 1917 г.
Собрание единодушно постановило послать приветственные телеграммы Временному Правительству, Обер-Прокурору Св. синода, Совету рабочих и солдатских депутатов и в действующую армию3.
Слово и жтнъ. Вятка, 1917. № 42. С. 2.
1 Царевосанчурск - заштатный город Яранского уезда; в настоящее время - поселок городского типа Санчурск, райцентр в Вятской области.
2 В источнике приводится в изложении.
3 Тексты телеграмм в источнике не приведены.
№ 276. Из резолюций собрания 1-го благочиннического округа1 Пронского уезда Рязанской губернии
Не позднее 30 мая 1917 г
...5) Для возрождения приходской жизни необходимо широкое участие духовенства в земском, городском и сельском самоуправлении2, необходимо непосредственное участие его во всех союзах, способствующих процветанию экономического благосостояния прихожан.
Миссионерский сборник. Рязань, 1917. № 3-5. С. 288
1 В источнике не сказано, принимали ли участие в этом собрании миряне или нет.
2 Выделено в источнике.
№ 277. Из постановлений собрания священников г. Якутска
8 июня 1917 г
1) Православная Русская церковь должна управляться правилами и законами, составленными на Поместном соборе Русской церкви.
...5) В Русской церкви должен быть Патриарх, но с тем, чтобы с имене\ этим не связывалось понятие о власти в том смысле, как оно было в период пат риарший у нас на Руси. Имя [патриарха] должен носить по чести епископ столич ного града.
Якутские епарх. ведомости. Якутск, 1917. № 8. Отдел неофиц. С. 155-156
№ 278. Из резолюций собрания священников штабов 1-й, V-й и ХН-й арми» Северного фронта
8 июня 1917 ъ
Все военное духовенство стоит на платформе совместной работы с Временныл Правительством, и потому определять свою позицию в ряду существующих партш излишне.
РГВИА. Ф. 2044. On. 1. Д. 30. Л. 24. Машинопись. Копия
Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян
№ 279. Из постановлений собрания священнослужителей 1-й армии Северного фронта1
19 июня 1917 г.
Об участии военного духовенства в политических партиях: Желательно военному духовенству не вступать ни в какие политические партии, освещая общественные события только с христианской точки зрения.
РГВИА. Ф. 2044. On. 1. Д. 30. Л. 33. Машинопись. Копия.
1 Съезд состоялся в г. Якобштадте Курляндской губ. В 1917г. Якобштадт был переименован в г. Екабпилс.
№ 280. Из резолюций съезда духовенства и мирян Курганского уезда Тобольской губернии
17-19 июля 1917 г.
Об отношении церкви к государству:
Православная Церковь в своем внутреннем устройстве должна быть совершенно самостоятельной и обладать всей полнотой свободы самоопределения и самоуправления. ... [Церковь] должна быть признана учреждением правового характера и поэтому пользоваться материальной поддержкой государства и покровительством закона. ...Глава государства, а равно глава того государственного учреждения, которое будет ведать в государстве делами исповеданий, должны быть непременно православными от рождения (от православных родителей); когда потребуется религиозное освящение того или другого события в государственной или местной общественной жизни, должно быть приглашаемо православное духовенство.
ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 297. Л. 1—16. Цит. по: История Курганской области. Т. 4. Церковь Южного Зауралья в досоветский период. Курган, КГУ. 1998. С. 203.
|