РАСКОЛЬНИКИ,
АНАРХИСТЫ И АНОНИМЩИКИ
Альманах"Богородский край" N 3 (96)
www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/31996/5.html
См. старообрядцы, Россия 19 в.
Вниманию читателей предлагается подборка документов, извлеченных из архивного фонда Московского генерал-губернатора (ЦГИА
г. Москвы, ф. 16, оп. 89, д. 29, л.л. 1—23). Эти материалы отражают
нравы и умонастроения определенных кругов российского общества рубежа двух столетий. Кроме того, они интересны для воссоздания биографии знаменитых Морозовых и характеристики их окружения. Документы публикуются без купюр; орфография, синтаксис и авторский
стиль сохранены.
1.
УПРАВЛЕНИЕ
МОСКОВСКОГО
ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА1.
Совершенно секретно.
Московскому губернатору2.
Отдел секретный.
Января 28 дня 1899 года.
№ 213.
Препровождаю при сем на распоряжение Вашего превосходительства
заявление Григория Вялова, Ивана Петрова, Петра Попова и других о
совращении православных в раскол директором Богородско-Глуховской мануфактуры Арсением Ивановым Морозовым, а также о политической неблагонадежности Константина Красильникова, Николая Дурново и некоторых
других лиц, и прошу Вас по содержанию заявления представить мне надлежащие сведения и Ваши соображения.
Генерал-адъютант (подписал) СЕРГЕЙ
Управляющий канцелярией (скрепил) В. Истомин
2.
Глухово,января 18,1899
Его Императорскому Высочеству Великому Князю Сергию Александровичу, Московскому генерал-губернатору3.
У нас именуется фабрика Богородско-Глуховская мануфактура, учрежденная Захаром Морозовым, которая находится в районе Московской губернии Богородского уезда, и от города Богородска отстоит в двух верстах. При означенной мануфактуре находится постоянно Директор Правления Арсений Иванович Морозов. Этот директор Арсений Морозов по секте злой
раскольник, гонитель Православной церкви, у него на фабрике главную роль
играют раскольники по всем должностям, а православные христиане терпят
гонение, цель его следующая чтобы православные христиане, т. е. его служащие не ходили Богу молиться в православный храм, а ходили в его раскольничий молитвенный дом, коих у него два один при доме даче а второй вверху
главной конторы с алтарями и три лже попа раскольники окружники,
которые избраны из числа рабочих.
Во время прошедших святок попы перепились /потому на фабрике
свои кабак и трактир/ и передрались приходили они к хозяину Арсению
Морозову на суд с подбитыми глазами, хозяин раскольник рассудил попов,
дал клочку за волосы и отпустил с миром. Вот какой штат раскольничьих
пьяных попов три, и что же эти пьяницы попы дерзают совершать Седмь
Таинств, по примеру православной церкви, не кощунство ли это, и что же
хозяин злой раскольник
Арсений Морозов, принуждает православных христиан перейтить в раскол, а если не послушаешь, тогда прогонит с фабрики со срамом без
аттестата. Не очень давно был случай г-н Вяземский князь задумал жениться
на православной невесте раскольник хозяин Арсений Морозов был посаженным отцом когда кончилась свадьба молодые живут по православному,
хозяин раскольник видит себя обманутым, прогнал без вины князя Вяземского за то, что обманул хозяина, не перешел в раскол. Управляющий по
постройке Евгений Свешников раскольник женился на учительнице православной христианке г-же Жебелевой, которая совращена в раскол хозяином
Арсением Морозовым. Директор бумагопрядильни г-н Ротклифф англичанин женился на раскольнице г-же Свешниковой пред совершением законного брака оба они сначала перешли в православную церковь, и венчались в
Константинополе в православной церкви. По приезде из Константинополя
на фабрику к раскольнику хозяину Арсению Морозову перешли в раскол г-н
и г-жа Радклифф.
В прошедшем октябре месяце 1898 года у раскольника Арсения Морозова женился племянник раскольник Николай Давидов Морозов. Женился
он на православной девице г-же Чибисовой с которой венчался у лже попа
раскольника в молитвенном доме при доме жениха раскольника в Москве
на Семеновской улице в Таганке в доме К° Богородско-Глуховской мануфактуры. Г-да Чибисовы православные христиане, а дочь свою отдали в
раскол. Этот г-н Чибисов Владимир Григорьевич раньше состоял директором правления Тверской мануфактуры в Москве в Старом Гостином дворе
на Варварке.
Можно было бы еще многое сказать, покуда на этим остановимся, вот
каково положение православных христиан на фабрике хозяина раскольника Арсения Иванова Морозова. Здесь с Арсением Морозовым хлопотали и
его помощники, а именно Красильников Константин Сергеев, Дурново
Николай Николаев и Мельников Федор, которые принадлежат к партии
анархистов, из коих главный руководитель системы анархистов Красильников Константин Сергеев говорит я многое сделаю, и Правительство
сменю, у нас партия сильная, все раскольники за меня, которых не один
миллион, а денег миллиард, и за деньги я все сделаю, могу быть даже
Президентом Республики в России, чего желает весь раскол, в скором
времени мы устроим, и раскольники восторжествуют. Вот чего добивается
анархист Красильников Константин Сергеев с товарищами, чего не дай
Бог слышет.
Покорнейше просим Ваше Императорское Высочество директора хозяина Арсения Иванова Морозова предать суду за совращение православных
христиан в раскол и за притеснение служащих и рабочих на фабрике
православных христиан. А анархиста Красильникова К. С. с товарищами
выслать в отдаленные места России, чтобы никогда не были в Москве,
С.-Петербурге.
Красильников К. С. находится в Московской конторе у Арсения Морозова, хорош конторщик анархист, а квартирует в своем доме дача в Петровском — Разумовском.
Григорий Вялое. Иван Петров. Петр Попов.
Ст. Соколов. Григории Волков. В. Страхов.
3.
Город Богородск Московской губернии.
Декабря 13 дня 1898 года4.
Его Императорскому Высочеству Московскому губернатору Сергию
Александровичу!
Позвольте сказать Вам несколько слов по делу анархистов, за последнее
время у нас в России развелось много этого яда мы укажем Вам покуда
только на двоих 1-й Красильников Константин Сергеев, 2-й Дурново Николай Николаев, эти анархисты мошенники высшей степени, подобных им на
свете нет, а главный зачинщик дела Красильников Константин Сергеев, он
равняется анархисту Рысакову5, все приемы Красильникова видны из тайников его сердца, о которых он рассуждал с раскольником Морозовым, его
цель следующая посредством подпольной печати книг и брошур в защиту
раскола, цель их уронить православие и поднять на должную высоту раскол,
а затем поколебать Государственный строй и провозгласить республику, вот
чего добивается Красильников с Морозовым даже Морозовы назначают
Красильникова президентом Республики и тогда, говорят раскольники восторжествует старообрядчество т. е. раскол а не православие чего не дай Бог
случится. Красильников Константин Сергеев и Дурново Николай Николаев
очень часто ездят в город Богородск на фабрику Богородско-Глуховской
мануфактуры к Арсению Морозову и здесь у них происходит совет, кого
совратить и кого совратили в раскол из православия вот два случая перехода
из православия в раскол. 1-й учительница Жебелева 2-й директор г-н Радклиф англичанин перешел в православие из раскола, присоединилась к
православию г-жа Свешникова. Г-н Радклиф женился на Свешниковой,
венчались в православной церкви в Константинополе, а после свадьбы через
месяц Арсений Морозов совратил в раскол. Красильников К.С. говорит
открыто, что раскол восторжествует, а по делу государства сделаю по своему,
когда придет время переверну, что он мошенник анархист хочет сделать мы
удивляемся. Красильников Константин Сергеев говорит, что я занимаюсь в
Московской конторе у Арсения Морозова и говорят верно, хорош Арсений
Иванов Морозов, открыто покровительствует анархистам.
Красильников К. С. постоянно живет близ Москвы Петровско-Разумовское в своем доме дача, за чертой города (как он говорит здесь лучше в
мутной воде рыбу ловить). Нам один приближенный человек Красильникова
говорил о его биографии, что он Красильников из породы Болгар по вине
своей не отбыл наказания, бежал в Россию с чужим паспортом.
Покорнейше просим Ваше Императорское Высочество анархиста Красильникова Константина Сергеева выслать в отдаленные места от столичных городов, дабы не могло бы произойти от проклятого анархиста зло для
России, чего не дай Бог, лучше одним злодеем будет меньше ходить по
столице, нежели повстречаться в Москве с таким проклятым анархистом.
Мы как православные христиане свидетельствуем и сообщаем истинную
правду.
Иван Новиков. Григорий Струков. Тихон Громов. Петр Ершов.
Р. S. Арсений Иванов Морозов, злой Раскольник и гонитель православных христиан св. Апостольской церкви, по святому писанию это 2-й Савл.
Подчиненные ему служащие православной религии угнетены делом и служат
почти даром, а как раскольник, так занимает хорошую должность и получает
приличное жалованье, православие здесь убито. Следует обратить внимание
на злодея хозяина и надеть ему узду, злому раскольнику.
4.
Зуево Богородского уезда
18 января 1899г.
Его Императорскому Высочеству, великому князю Сергию Александровичу, Московскому губернатору и командующему войсками Московского
военного округа.
Покорнейше просим обратить внимание на село Зуево Московской губернии Богородского уезда. Здесь с публичным служением находится пять молитвенных домов, без законного для службы разрешения, все они принадлежат к
разным сектам раскола. Под № 1 молитвенный дом на земле Апраксина
беспоповской секты с постоянным старцем отцом для требоисправлений.
№ 2 молитвенный дом на земле Захара Морозова секты австрийской
окружники поповцы с постоянным попом Федором Коротковым, который
незаконный лжепоп дерзает совершать Седмь Таинств (по примеру православной церкви) и носит длинные волосы. Все это приказывает так поступать Арсений Иванов Морозов и близкие знакомые Арсения Морозова,
анархисты. Один его слуга Красильников Константин Сергеев, и Дурново
Николай Николаев, бродяга. Оба наносят сильный вред государству, которые заслуживают проживать на острове Сахалине, а они вращаются в столичных городах. Просим удалить анархистов подальше от столичных городов,
потому они много задумали сделать против правительства. И они говорят
т. е. анархисты, что их сильния партия готова и денег сколько угодно расходуй,
а за деньги все сделают. Мы и осмеливаемся просить Ваше Императорское
Высочество, чтобы удалить раскольников анархистов Красильникова К. С. и
Дурново Н. Н. и воспретить проживать в г. Москве и С. Петербурге навсегда.
№ 3 молитвенный дом на земле Кононовой Агафьи Егоровны. Беспоповской секты при постоянной уставщице Анне носуле, которая исправляет
все требы женыцина поп.
№ 4 молитвенный дом на земле Федота Шкотова противу Окружнической секты при постоянном лже попе Иване.
№ 5 молитвенный дом на земле Петра Захряпина. Здесь проживает лже
Архимандрит Игнатий противу Окружнической секты.
Противу Окружники тоже дерзают исполнять Седмь Таинств по примеру православной церкви и открыто ходят лже попы с длинными волосами.
Мы как православные христиане и верные сыны царя и Отечества и
православной церкви осмеливаемся просить Ваше Императорское Высочество
воспретите раскольникам невежам безобразничать незаконное служение в
молитвенных домах, а анархистов выслать подальше от столичных городов и
за что будем очень благодарны.
Иван Скворцов. Павел Струков. Петр Страхов. Семен Иванов6.
5.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
МОСКОВСКОГО ГУБЕРНАТОРА.
Марта 8 дня 1899 года.
№ 1190 по канцелярии.
Совершенно секретно7.
Его Императорскому
Высочеству Московскому
генерал-губернатору.
Вследствие предложений за №№ 213, 229 и 255 с возвращением четырех
анонимных заявлений, имею честь представить Вашему Императорскому
Высочеству:
1). Директор Богородско-Глуховской мануфактуры Арсений Морозов,
по своему вероисповеданию, принадлежит к раскольникам-старообрядцам
австрийского согласия, приемлющим окружное послание, равно и все родственники его состоят в расколе, за исключением двоюродного брата Константина Морозова, присоединившегося несколько лет назад к православной
церкви. Для отправления общественного богослужения по раскольничьему
обряду на фабрике существует моленная, которая находится в одном здании
с фабричной конторой и квартирой помощника управляющего фабрикой; в
эту моленную допускаются все раскольники, проживающие на фабрике,
православным же вход воспрещен; в семейную моленную, находящуюся в
квартире Арсения Морозова, допускается только его семья и родные; все
требы у раскольников исполняет священник и два диакона австрийской
иерархии. На фабрике постоянно состоит до 10 тысяч рабочих; из них
раскольников не более тысячи, остальные же 9 тысяч православные, для
религиозных потребностей которых, исключительно по инициативе Арсения
Морозова, устроены два храма с надлежащим клиром при них.
Указание анонимных заявителей на то, будто бы на фабрике лучшие
должности, оплачиваемые большими окладами, исключительно замещаются
раскольниками, неверно, так как много должностей с хорошими окладами
жалованья занято или иностранцами или православными; равно не было
случаев жалоб рабочих чинам фабричной инспекции на то, что их уволил
Морозов с фабрики за нежелание перейти в раскол.
2). Дворянин (не князь) Борис Вяземский действительно несколько лет
состоял заведующим казармами рабочих, но причиной увольнения его с
фабрики был не случай, указываемый заявителями, а дерзкий поступок,
допущенный им в отношении сына Арсения Морозова — Петра и состоящий
в том, что он, получив записку Петра Морозова об удовлетворении какой-то
просьбы рабочего, тут же на глазах последнего разорвал ее, бросил на землю
и заявил рабочему, что он никаких распоряжений хозяйского сына исполнять не будет. Что же касается случая, указанного в заявлении, то действительно Вяземский несколько лет тому назад, вступая в брак с французской
гражданкой Евгенией Лауденбах, римско-католического вероисповедания, в
качестве посаженного отца пригласил Арсения Морозова, но сделал это, по
всей вероятности, исключительно из материальных побуждений.
3). Московский купеческий сын Евгений Свешников, помощник управляющего фабрикой — раскольник, приемлющий священство; с 1888 года
состоит в браке по расколу с верейской мещанкой Елизаветой Жебелевой и
брак их записан в метрическую книгу пристава 2-го участка Рогожской части
г. Москвы. Отец Елизаветы Свешниковой Андрей Жебелев — православный,
а мать — раскольница. Елизавета девочкой 8-ми лет поступила на воспитание
к своей тетке, также раскольнице, проживавшей в Москве. Когда совершилось совращение ее из православия в раскол, пока не добыто точных
сведений, но по моему распоряжению об этом производится дознание.
До вступления в брак с Евгением Свешниковым Жебелева служила
около двух лет учительницей в Глуховской фабричной школе; дети Свешниковых воспитываются в расколе.
4). Великобританский подданный Джемс Ратклиф англиканского вероисповедания, состоит на фабрике в Глухове директором прядильного отделения, женат на купеческой дочери Анне Павловой Свешниковой вторым
браком; Свешникова — раскольница поповщинского толка. Поводом к заявлению о том, что Ратклиф и Свешникова совратились в раскол из православия, принятого ими в Константинополе, вероятно, послужило следующее
обстоятельство. В 1894 году Ратклиф и Свешникова отправились в заграничное путешествие; до отъезда за границу Свешникова проживала у своего
брата Евгения Свешникова. По возвращении из-за границы, когда Свешникова поселилась на жительство в квартире Ратклифф, на фабрике начали
распространяться слухи, что Ратклифф и Свешникова приняли в Константинополе православие и вступили в законный брак; в интимных беседах со
своими знакомыми как Ратклифф, так и Свешникова не только не опровергали этих слухов, а, напротив, утверждали, что они действительно вступили
в брак, будто бы приняв православие в Константинополе; но большинство
лиц относилось к этим заявлениям с полным недоверием, так как многие
хорошо знали, что Ратклифф женат на англичанке и вступить во 2-ой брак
без формального развода, не мог, что впоследствии, а именно в апреле 1896
года, при рождении у Свешниковой ребенка, вполне подтвердилось, так как
на обращенное к ней требование о предъявлении документов, она должна
была сознаться, что состоит в незаконном сожительстве с Ратклиффом и что
она как была старообрядкою, так таковой и осталась. От незаконной связи с
Ратклиффом Свешникова имеет двух дочерей: Марию и Анну, просвещенных Св. Крещением по обряду православной церкви. Свое желание воспитывать дочерей в православной вере Свешникова мотивировала тем, что хотя
она и не видит особого различия между православием и старообрядчеством,
но тем не менее должна признать, что общество во многом ограничивает
права женщин-раскольниц, почему если бы она решилась воспитывать своих
дочерей в расколе, то тем самым она только усугубила бы несчастное
положение своих дочерей, как незаконнорожденных. В законный брак Ратклифф и Свешникова вступили только в 1898 году в мае месяце, причем брак
совершен в Московской англиканской св. Андрея церкви.
5). Николай Давидов Морозов в сентябре месяце 1898 года вступил в
брак по расколу с дочерью тверского 2-ой гильдии купца Еленой Владимировой Чибисовой, брак записан в метрическую книгу Богородского уездного
полицейского управления 26 сентября 1898 года в ст. № 13, документом,
свидетельствующим о принадлежности Чибисовой к расколу от рождения,
служит выпись из метрической книги пристава Яузской части г. Москвы,
рождение ее записано в 1875 году, ноября 24 дня в ст. № 1.
В настоящем году вступил в брак по расколу с сестрой Елены Чибисовой —
Елизаветой — Петр Арсеньев Морозов; брак записан в метрическую книгу
4 февраля сего года в ст. № 2, документом, свидетельствующим о принадлежности Елизаветы Чибисовой к расколу от рождения, служит копия с
определения Московского Окружного Суда от II Февраля 1882 года за
№ 1901, о признании малолетней Елизаветы Чибисовой законной дочерью
Владимира Григорьева и жены его Ольги Абрамовой Чибисовых, коих брак
по расколу записан в полицейскую метрическую книгу Яузской части, города
Москвы, 16 ноября, 1875 года.
6). Молитвенный дом в селе Зуеве, построенный на земле Апраксина,
ныне Зимина, существует с 1883 года, согласно разрешения на то Московского генерал-губернатора от 14 мая 1883 года, за № 558.
Молитвенный дом там же в доме К° Богородско-Глуховской мануфактуры,
существует с 1840 года при чем, в виду непредставления владельцами документальных данных о получении ими разрешения. Богородским уездным
исправником 6 августа 1898 года, за № 1771, с отсылкой дознания, сообщено
об этом местному судебному следователю. Молитвенный дом на земле
Кононовой в настоящее время не существует и занят под жилье так называемыми «читалками» беспоповщинской секты.
Молитвенный дом на земле Шкотова существует с 1882 года с разрешения Министра Внутренних Дел от 21 апреля 1882 года, за № 182.
Молитвенный дом на земле Захряпина существует без разрешения, за что
в 1890 году владелец привлекался к ответственности, но судом был оправдан.
Указание, что раскольничьи священники открыто ходят с длинными
волосами не может иметь никакого значения, так как деяние это не содержит в себе никаких признаков уголовно-наказуемого поступка.
7). Константин Красильников, православного исповедания, состоит секретарем правления К° Богородско-Глуховской мануфактуры и иногда ведет
личные дела А. И. Морозова; в совращении кого-либо в раскол никогда
замечен не был, тем более, что особенным сочувствием к расколу не отличается, а напротив, часто совершенно публично, не стесняясь присутствием
раскольников, в резких выражениях высказывает порицание по поводу некоторых темных сторон раскола.
Красильников, по убеждению местной администрации, человек вполне
честный, прямой, искренний, может быть несколько увлекающийся, но
глубоко преданный Государю и Церкви, что, однако не мешает ему иногда
прямо, открыто, чистосердечно высказываться неодобрительно в отношении
некоторых непорядков и пороков, замечаемых среди православного духовенства, чем он нажил себе немало врагов среди местных представителей
последнего и может быть этим же вызвал и настоящие анонимные заявления, содержание и тон которых позволяют предполагать в авторе духовное
лицо или по крайней мере близко стоящее к духовенству.
Независимо сего ходатайства анонимных заявителей о выселении Красильникова из Московской губернии является в настоящее время лишенным
всякого смысла, так как он, по имеющимся у меня сведениям, с апреля
месяца сего года займет место помощника управляющего заводами Нечаева-Мальцева во Владимирской губернии8.
8). Н. Н. Дурново, также православного исповедания — довольно известный публицист по церковным и экономическим вопросам, последние статьи
которого в «Русском труде» и «С. Петербургских ведомостях» о необходимости созыва Вселенского собора, о преобразовании прихода, о выборном
духовенстве произвели сенсацию, а в виду того, что личность его известна
жителям Богородского уезда, даже и озлобление среди местного духовенства.
Дурново в Богородске не живет и лишь иногда приезжает в гости к
Морозову.
Собрать какие-либо данные, уличающие Морозова, Красильникова и
Дурново в распространении идей анархизма и принадлежности их самих к
партии анархистов, а равно фактов, сколько-нибудь уличающих Красильникова и Дурново в совращении православных в раскол, не представилось
возможным.
9). Федора Мельникова на фабрике не знают, но есть сведения, что брат
его Василий лет пять тому назад приезжал туда на короткое время и с того
времени его там никто не видел.
Губернатор (подпись)
6.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Его Императорскому
МОСКОВСКОГО ГУБЕРНАТОРА Высочеству Московскому
23 марта 1899 года генерал-губернатору9.
№ 1485 по Канцелярии.
В дополнение к представлению от сего 8 марта за № 1190, имею честь
представить Вашему Императорскому Высочеству, что как ныне оказалось
по собранным сведениям, упоминаемая в том представлении Елизавета
Андреева Жебелева, по мужу Свешникова, при рождении своем была крещена по православному вероисповеданию в гор. Верее в Ильинской церкви;
после смерти отца ее она 12-ти летним ребенком была отдана на воспитание
своей бабушке (по матери) Анне Мартыновой Богдановой, ныне умершей, и
проживающей в Москве на Коровьей площади, д. бывший Живаго. Ввиду
того, что как мать Елизаветы Жебелевой, так и бабушка ее, принадлежали к
раскольникам Рогожского кладбища, то и Жебелева была воспитана в том же
согласии. 20 лет она поступила учительницей в фабричную школу Морозова
в с. Глухове и вскоре вышла замуж за купеческого сына Евгения Павлова
Свешникова, при чем брак их с соблюдением всех законом установленных
формальностей был записан в метрическую книгу пристава 2-го участка
Рогожской части, лит. Б, в 1888 году за № 18.
Губернатор (подпись)
7.
М. В. Д. В кацелярию
——— Московского
КАНЦЕЛЯРИЯ генерал-губернатора10.
МОСКОВСКОГО ГУБЕРНАТОРА
13 мая 1899 г.
№ 3509
Вследствие отношения от 17 марта сего года, за № 737, канцелярия
губернатора имеет честь сообщить таковой же генерал-губернатора, что дело
об устройстве моленной в доме К° Богородско-Глуховской мануфактуры
прокурором Московского Окружного Суда производством прекращено, о
чем сим последним 17 февраля сего года за № 3239 была уведомлена
Московская духовная консистория.
Правитель канцелярии (подпись)
8.
Петровско-Разумовское,
апреля 22 дня 1899 года11.
Его императорскому высочеству великому князю Сергию Александровичу,
Московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского
военного округа.
У нас в районе Петровско-Разумовском находится дача Красильниковой
на этой даче проживает политический преступник анархист Константин
Сергеев Красильников, раньше этот Красильников проживал в Болгарии и
за различные преступления против правительства был арестован, из под
ареста он Красильников бежал в Молдавию. Проживал здесь под чужим
именем и кроме Молдавии скитался по Турции под разными именами
наконец приезжает в Москву здесь начинается его профессия писателя в
газетах заработок ничтожный и не покрывал расходов, с помощью то же
анархиста Николая Николаева «Дурново» пробрался временно, а потом
постоянно заниматься в Московской конторе Захара Морозова а на жительство сначала поселился в Москве, в Москве полиция стала примечать, он выехал в примосковный дачный уголок Петровско-Разумовское, здесь зажил
спокойно построил дом дачу на имя жены и живет здесь зиму и лето.
Начинает анархист Красильников свои дела с производства подпольной
печати брошюр в защиту раскола против православной церкви и кроме того
издавали журнал «Слово Правды» в ком позорили православную церковь и
их защитников, теперь дошла очередь у анархиста Красильникова позорить
и неприличными словами ругать государя императора и Вас, за то что не дает
раскольникам первенствовать со своей церковью в пределах России. Красильников выражается так я все сделаю за деньги у нас денег миллиарды я
устрою республику и выберем президента, тогда раскол будет свободен, и много
сделаю в Москве, когда будет новый губернатор, нужно многое уничтожить.
Вот какие слова и рассуждения Красильникова, анархиста, бродяги с чужими
именами по земному шару. Это только свойственно ему, но православный
христианин пишущий эти строки не может говорить без слез.
Во время праздника Пасхи у анархиста Красильникова здесь в доме на
даче очень много перебывало подозрительной публики, и о чем то все тайно
говорят и рассуждают мы боимся чего бы анархист Красильников не устроил
печального что было с императором Александром Николаевичем, и еще
видим во Франции Президент Карно12 также и императрица Австрийская,
которые пали жертвой злодеев-анархистов.
Покорнейше просим Ваше Императорское Высочество, выслать анархиста Красильникова из пределов России в Сибирь с воспрещением приезда
в столицы Москву и С.-Петербург.
И. Титов. В. Сомов. Павел Иванов. Григорий Страхов.
9.
Его императорскому высочеству Секретно.
Московскому генерал-губернатору.
Исправляющего должность
Московского обер-полицмейстера13
РАПОРТ
Вследствие предложения от 9 мая сего года за № 1200 представляя при
сем заявление за подписью Титова, Сомова, Иванова и Страхова, имею честь
почтительнейше донести Вашему Императорскому Высочеству, что наблюдением, установленным за почетным гражданином Константином Сергеевым Красильниковым ничего предосудительного в поведении его не выяснено, а также не представилось возможным выяснить и авторов заявления.
И. Д. обер-полицмейстера
полковник (Трепов)14
6 июля 1899 г. № 10. 789. Москва. По охранному отделению.
Публикация С. В. Ильина
1 Машинописная копия на бланке. Должность главнокомандующего генерал-губернатора
Москвы и Московской губернии учреждена со второй четверти XVIII века. Указом 5 апреля 1879
года генерал-губернатор получил право объявлять губернию на военном положении, предавать
военному суду гражданских лиц, подвергать административной высылке заподозренных в революционной деятельности и т. п. В том же году московскому генерал-губернатору были временно
подчинены губернии, входившие в Московский военный округ: Владимирская, Калужская, Костромская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская.
2 Должность начальника губернии (губернатора) была учреждена одновременно с образованием Московской губернии в 1708 году. Губернатор представлял высшую административную и
полицейскую власть в Московской губернии и городе Москве. В своей деятельности был подчинен генерал-губернатору.
3 Рукопись. Сергеи Александрович Романов (1857-1905). великий князь, дядя императора
Николая II. В 1891-1905 гг. московский генерал-губернатор и командующий войсками Московского военного округа. 4 февраля 1905 года убит эсером Иваном Каляевым.
4 Подчеркивания в рукописном тексте авторские.
5 Рысаков Николай Иванович (1861-1881). Народоволец, участник покушения на императора Александра II 1 марта 1881 года. Повешен 3.4.1881 г.
6 На обороте рукописного текста схематический план села Зуево с обозначением упоминаемых
в тексте молитвенных домов.
7 Машинописный оригинал на бланке. На первом листе (л. 12 архивного дела) размашистая
надпись красным карандашом «к сведению».
8 Имеется ввиду, по всей вероятности, прядильно-ткацкая фабрика Ю. С, Нечаева-Мальцева
в с. Гусь-Мальцевское Владимирской губернии.
9 Машинописный оригинал на бланке.
10 Машинописный оригинал на бланке.
11 Рукописный оригинал.
12 Карно Мари Франсуа Саади (1837-1894). С 1887 года президент Французской республики. 24.1.1894 года убит в г. Лионе итальянским анархистом С. Казерио.
13 Машинописный оригинал на бланке с надписью синим карандашом «к сведению».
14 Трепов Дмитрий Федорович (1855-1906). С 1896 года - московский обер-полицмейстер, с
11.1.1905 года - петербургский генерал-губернатор, с апреля 1905 года -товарищ министра внутренних дел, зав. полицией и командующий отдельным корпусом жандармов, с 26 октября -
петергофский дворцовый комендант.
|