Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Джорджо Вазари

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЗНАМЕНИТЫХ ЖИВОПИСЦЕВ, ВАЯТЕЛЕЙ И ЗОДЧИХ

К оглавлению

 

Жизнеописание

ТАДДЕО

ди

БАРТОЛИ,

(Taddeo di Bartolo)

сиенского живописца

 

 

          Те художники, которые стяжали себе славу на поприще живописи, заслуживают того, чтобы произведения их находились не в темном и непочетном месте, где их будут порицать те, кто все равно не поймет их, где бы они ни были, но там, где благородство самого места, освещение и видимость позволяют на них смотреть и их разглядывать. Так это было и есть и поныне в капелле, выполненной как общественное поручение сиенским живописцем Таддео Бартоли в палаццо Синьории в Сиене(1). Таддео же этот родился от Бартоло, сына мастера Фреди(2), посредственного живописца своего времени, распи-савшего в приходской церкви в Сан Джиминьяно по левую руку при входе целую стену историями из Ветхого завета; на работе этой, по правде сказать не очень хорошей, в середине еще можно прочитать следующую надпись: Апп. Dот. 1356 Bartolus magistri Fredi de Senis me pinxit. Бартоло был тогда, по-видимому, еще молодым, ибо на доске, выполненной им же в 1368 году в Сант Агостино, в той же области, при входе в церковь через главные двери по левую руку, где изображено Обрезание Господа нашего со святыми, мы видим лучшую манеру как в рисунке, так и в колорите, некоторые головы весьма хороши, хотя ноги выполнены в старой манере; вообще же там можно видеть и много других работ Бартоло. Возвратимся, однако, к Таддео: как уже говорилось, в родном его городе ему была поручена капелла палаццо Синьории как лучшему мастеру того времени, и она была расписана им с такой тщательностью и так почитаема из-за ее местоположения и так высоко оценена Синьорией, что от этого сильно умножились и слава и известность Таддео, почему после этого он не только расписал много досок у себя на родине, к великой своей чести и величайшей выгоде, но и был приглашен с великими милостями властителем Падуи Франческо да Каррара, куда он и поехал с разрешения сиенской Синьории, дабы выполнить кое-что в благороднейшем этом городе, и там, главным образом в Арене и в Санто, он расписал несколько досок и других вещей с тщательностью великой, к большой своей чести и удовлетворению названного синьора и всего города(3). По возвращении в Тоскану он расписал в Сан Джиминьяно доску темперой, напоминающую по манере Уголино сиенца и находящуюся ныне за главным алтарем приходской церкви лицом к хору причта(4).

          Затем он отправился в Сиену, но пробыл там недолго, ибо одним из Ланфранки, попечителем собора, он был приглашен в Пизу и, переехав туда, с большой тщательностью написал в капелле Благовещения фреску с Мадонной, поднимающейся по ступеням храма, где наверху встречает ее священник в торжественном облачении; в лице этого священника он изобразил названного попечителя, а рядом с ним себя самого. По завершении этой работы тот же попечитель заказал ему написать на Кампо Санто, над капеллой, Мадонну, венчаемую Иисусом Христом, со многими ангелами, которых он изобразил в прекраснейших положениях и с отменным колоритом. Равным образом изобразил Таддео для капеллы сакристии Сан Франческо в Пизе на доске, написанной темперой, Мадонну с несколькими святыми, поставив там свое имя и год, когда это было написано, а именно 1394(5). Приблизительно в то же время он выполнил несколько досок темперой в Вольтерре, а в Монте Оливето также доску, а на стене фреской — Ад, где следовал замыслу Данте в отношении распределения грешников и вида наказаний, что же касается места действия, он или не сумел, или не смог, или же не хотел подражать ему(6). Он также послал в Ареццо один образ, тот, что ныне находится в Сант Агостино, и на нем изобразил папу Григория XI, того самого, который вернулся в Италию после того, как двор его пробыл столько десятилетий во Франции. После этого он возвратился в Сиену, но оставался там недолго, ибо был приглашен в Перуджу для работ в церкви Сан Доменико, где в капелле св. Екатерины написал фреской житие этой святой, а в Сан Франческо возле двери сакристии — несколько фигур, которые, хотя ныне их трудно рассмотреть, признаются за работу Таддео, ибо он всегда придерживался одной манеры.

          Вскоре после этого последовала смерть Бирольдо, властителя Перуджи, убитого в 1398 году(7), и Таддео возвратился в Сиену, где он работал беспрерывно и так прилежал изучению искусства, дабы стать выдающимся человеком, что если он и не достиг своей цели, то это произошло, без сомнения, не из-за ошибок или небрежности, допущенных им в работе, а скорое из-за постоянного недомогания от застойной болезни, которая погубила его, так что он не смог полностью удовлетворить свое желание. Скончался Таддео пятидесяти девяти лет, обучив искусству своего племянника по имени Доменико(8); работал же он приблизительно около 1410 года спасения нашего. Итак, как уже сказано, остался после него Доменико Бартоли, его племянник и ученик, который, занимаясь искусством живописи, писал с большим и лучшим опытом, и в историях, им выполненных, обнаружил большую плодовитость и большее разнообразие, чем это делал его дядя. В помещении для паломников болыпой сионской больницы находятся две большие истории, которые Доменико написал фреской и в которых перспективы и другие украшения составлены с большой изобретательностью. Говорят, что Доменико был скромен и приятен и отличался исключительной любезностью и учтивостью, что доставило его имени не меньше чести, чем само искусство живописи. Работал он около 1436 года от рождества Господа нашего, и к последним его произведениям относятся доска с Благовещением в Санта Тринита во Флоренции и доска главного алтаря в церкви Кармино.

          В то время и почти в той же манере работал Альваро ди Пьетро, португалец(9), отличавшийся, однако, более светлым колоритом и приземистыми фигурами; в Вольтерре он написал несколько досок, одну в Сант Антонио в Пизе, а в других местах еще несколько других, о которых нет надобности вспоминать подробнее, ибо большим превосходством они не отличаются. В нашей книге есть лист, на котором Таддео весьма искусно нарисовал Хрита, двух ангелов и прочее.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Таддео Бартоли (ди Бартоло) родился в 1362 (или 1363) г., умер в 1422 г. Работал в Сиене, Сан Джиминьяно, Пизе, Перудже, Вольтерре и Флоренции (почему, видимо, Вазари и счел возможным в рамке для портрета назвать его флорентинцем). Лучшие его работы: алтарные образы в соборе Монтенпульчано (1401) и в Пинакотеке Перуджи (1403), «Распятие» в сиенской Пинакотеке (около 1403 г.), «Поклонение младенцу» в сиенской церкви Серви (1404), фрески в палаццо Пубблико (1406), полиптих в сиенской Пинакотеке. 1 Эти работы Таддео сохранились.

2 От работ Бартоло ди Фреди почти ничего не сохранилось. Отцом Таддео он не был (отец Таддео, согласно документам, был цирюльником).

3 Работы Таддео в Падуе не сохранились.

4 Идентифицировать эти работы затруднительно.

5 Фрески Таддео сохранились в Пизе в Сан Франческо и Сан Мартино.

6 Работы в Монте Оливето не сохранились.

7 Властителя Перуджи звали Бьордо ди Микелотти.

8 Доменико Бартоли (Гецци) племянником Таддео не был. Сохранились его фрески 1440—1444 гг. в сиенской больнице Санта Мария делла Скала.

9 Об Альваро ди Пьетро (де Педро из Эворы) почти никаких сведений не сохранилось. Ему приписываются «Мадонны» в Санта Кроче в Фоссабанда близ Пизы и в соборе в Вольтерре.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова