Яков Шпренгер и Генрих Инститорис
МОЛОТ ВЕДЬМ
1487
Второй главный вопрос этой второй части:
о способах устранения или излечения околдования, чему предпосылается
разрешение одного затруднения
Дозволяется ли устранять околдование с помощью
другого, встречного околдования, или с помощью иных недозволенных
действий? На это дается отрицательный ответ, так как не дозволяется
пользоваться помощью демонов, что вытекает из предыдущего и что
разъяснено учеными (смотри "Сентенции" II, раздел 7). Ведь иначе
это означало бы отступничество от веры. Защитники противного воззрения
рассуждают следующим образом. Околдование может быть устранено или
человеческим искусством, или дьявольским искусством, или властью
бога. Но нельзя себе представить, чтобы человеческое искусство принесло
в этом какую-нибудь пользу. Ведь оно несравненно слабее искусства
дьявола. Власть бога также не сломит околдования, ибо это было бы
чудом, а бог совершает подобные поступки по своему собственному
решению, а не по настоянию людей. Так Христос ответил своей матери,
просившей его совершить чудо над вином в Кане Галилейской: "Что
мне и тебе жено?". Это значит: "Что имеем мы общего при совершении
чуда?" Мы наблюдаем лишь очень редкие случаи избавления от околдования
при призывании людьми помощи божьей и святых его. Значит, околдованные
могут освободиться от порчи только с помощью демонов. Но этой помощи
искать не дозволено.
Несмотря на это, ее часто ищут. Околдованные
отправляются к знахаркам и часто освобождаются там от порчи, не
прибегая к знаниям священников и экзорцистов. Значит, практика подтверждает,
что околдования устраняются с помощью демонов. Раз искать их помощи
возбраняется, то и устранять околдования разрешается еще менее.
Надо переносить их в терпении. Сверх того, по словам Фомы и Бонавентуры
в "Комментариях" к "Сентенциям" (кн. IV, раздел 43 "de impedimento
maleficiali"), "околдование столь глубоко, что против него не существует
никакого человеческого средства. Если же таковое и существует, то
оно людям неизвестно или же его употребление не дозволено". Этими
словами оба указанных святых дают понять, что околдование - почти
что неизлечимая болезнь. Посему они присовокупляют: "Если бы бог
и даровал средство против околдования и заставил демона отступить
от своей жертвы, то исцеление все же не было бы делом человеческих
рук". Значит, если бог сам не вступится, то недопустимо никаким
образом самим искать избавления от чар.
В том же самом разделе и вопросе своих "Комментариев"
указанные ученые высказываются против того, чтобы околдование устранялось
встречным околдованием. Посему они и говорят: "Если даже с помощью
встречного околдования можно было бы найти действительное средство
против чар, то и в этом случае вытекающее отсюда призывание демонов
никак не допустимо". К тому же, экзорцизмы церкви с божьего попущения
не при всех телесных порчах достаточно сильны для оттеснения демонов.
Но экзорцизмы успешны против тех дьявольских напастей, против которых
они главным образом направлены, например, против бесноватости и
при заклинании детей. Сверх того, не является необходимым следствием,
чтобы, если из-за грехов дьяволу дана над кем-нибудь власть, то
с прекращением греха прекращалась бы и власть дьявола. Ведь случается,
что наказание остается несмотря на прекращение вины. Все эти рассуждения,
высказанные упомянутыми учеными, говорят за то, что не дозволено
устранять околдования, что надобно переносить их в терпении, как
и иные неизлечимые болезни, и что следует предоставить богу по его
усмотрению вылечить от них.
Против этой точки зрения выставляются следующие
возражения. Как бог, так и природа не обладают ни в чем излишком:
у них также нет недостатка ни в чем необходимом. Посему против подобных
козней дьявола даны не только средства предупреждения, о которых
говорилось в начале второй части, но и средства врачевания. Ведь
в противном случае бог не в достаточной степени позаботился бы о
верующих, и дела черта представились бы более значительными, чем
дела бога.
Далее, глосса в том месте книги Иова (гл.
XI), где говорится: "Нет на земле подобного ему" и т. д. дает следующее
разъяснение: "Несмотря на это, заслуги святых сильнее дьявола".
Поэтому и в нашей жизни его сила уступает заслугам святых. Августин
в своем сочинении "О нравах церкви" утверждает: "Если мы прилепимся
к богу, никакой ангел не будет могущественнее нашего духа. Ведь
если добродетель - сила, то дух, прилепившийся к богу, возвышеннее,
чем весь мир". Посему таким духом возможно побороть козни дьявола.
Ответ: здесь перед нами два воззрения, которые представляются как
бы противоположными. Имеются такие богословы и канонисты, которые
утверждают, что является дозволенным устранять околдование даже
с помощью встречных околдований. Это воззрение разделяют: Скот,
Гостиенсис и Гоффред и вообще большинство канонистов. Противоположного
воззрения придерживаются такие богословы, как Фома, Бонавентура,
Альберт Великий, Петр Палуданус и многие другие, которые выступают
противниками встречных колдований и которые считают, что лучше человеку
умереть, чем заниматься подобными вещами. Рассмотрим оба воззрения.
Скот в своей книге "Комментарии на сентенции
Петра Ломбардского" (IV, раздел 34) считает заблуждением не прибегать
ко встречным колдованиям и считает заслугой бороться с их помощью
для разрушения козней дьявола. Нам известны различные виды встречных
колдований. Так, знахарки вешают над огнем ведро с молоком от околдованной
и поэтому дающей . мало молока коровы и, наговаривая, бьют по этому
ведру палкой. Эти удары передаются дьяволу, который вымещает их
на ведьме, что досаждает им обоим. Из чувства мести дьявол может
запутать в свои тенета женщину, занимающуюся подобными встречными
колдованиями.
В своей "Summa copiosa de frigidis et maleficiatis",
а именно в главе о половом бессилии Гостиенсис советует прибегать
к врачебной помощи, хотя бы те или иные предписанные средства и
казались отдающими суеверием. Церковь же может относиться терпимо
к тому, что зло изгоняется злом. Убертин в своих "Комментариях к
сентенциям" (IV, 34) утверждает: "Околдования могут быть разрушены
или молитвами или искусством тех, которые эти околдования наслали".
Гоффред в своей "Сумме" в главе под тем же названием говорит: "Околдование
не всегда может быть устранено тем, кто его наслал. Случается, что
околдовавший умер или не понимает, как уничтожить порчу, или же
чародейское средство им утеряно. Когда же колдун знает, как помочь,
то можно прибегать к его "врачеванию".
Те ученые, которые утверждают, что никакое
околдование не является постоянным, убеждены в возможности устранения
порчи или экзорцизмами, или встречным колдованием, или действительным
раскаянием, так как черт имеет власть лишь над грешниками.
Противоположное мнение высказывается святым
Фомой в его "Комментариях" (IV, 34). Он полагает, что, если околдование
может быть устранено только встречным колдованием то его надобно
считать постоянным, хотя бы и было известно, что уничтожить порчу
эту возможно недозволенными средствами, применением которых недопустимо.
Это мнение разделяется Бонавентурой, Петром
Ломбардским, Альбертом Великим и большинством богословов, которые
признают разрешенными средствами устранения околдований только экзорцизмы
или полное покаяние, причем они опираются на авторитет канонического
права и именно на главу "si per sortiarias".
Оба высказанных мнения сходятся в том, что
околдование может быть устранено или встречным колдованием колдуна
через другое чародеяние, или такими людьми, которые, не будучи колдунами
в полном смысле этого слова, но пользуясь колдовским наговором,
колдовским ритуалом, снимают порчу, наведя ее, случается, на других,
или такими людьми, которые при снятии порчи ни на кого ее не наводят,
но молчаливо или громогласно призывают дьявола. Все эти три возможные
случая считаются указанными богословами недозволенными. Они полагают,
что лучше идти на смерть, чем совершать подобную скверну. Канонисты
же считают два последних случая недопустимыми, если церковные экзорцизмы,
молитвенное призывание заступничества святых и полное покаяние не
оказали желаемого действия.
Для лучшего понимания сущности вопроса приведем
несколько фактов. Во времена папы Николая из немецких стран в Рим
прибыл по делам своей епархии один епископ. Его имени мы не назовем,
хотя он уже и умер. Он влюбился там в одну молодую женщину и намеревался
отправить ее в свою епархию в сопровождении двух слуг вместе со
своими вещами и драгоценностями. Эта женщина решила навести на епископа
смертельную порчу, чтобы присвоить себе драгоценности. Вскоре он
опасно заболел, и врачи потеряли надежду на его выздоровление. Тогда
пришла к нему одна старуха, открыла ему колдовскую причину его болезни
и предложила ему свои услуги для встречного околдования. Не видя
другой возможности вернуть себе здоровье, епископ обратился к папе
с просьбой разрешить ему прибегнуть к помощи старухи, указав на
то, что подобное чародеяние, снимая с него порчу, наведет ее на
ведьму, околдовавшую его. Папа согласился. И вот следующей ночью
епископ внезапно выздоровел, молодая же женщина, околдовавшая его,
и старуха, ответившая встречным чародеянием, столь же внезапно были
поражены той же самой болезнью, которой до того страдал епископ.
Можно предположить, что в этих двух околдованиях участвовал не один,
а два демона, из которых один служил молодой ведьме, а другой -
старухе. Молодая ведьма умерла вскоре в ужасных страданиях, а епископ
вернулся в свою епархию.
К этому надо прибавить, что привилегия одного
не является законом для всех и что разрешение папы в вышеприведенном
случае не служит доказательством того, что все могут пользоваться
встречными околдованиями.
Подобный случай приводится Нидером в его
"Муравейнике". Однажды пришел к ведьме человек, искавший вредителя
своего имущества, и просил указать ему преступника. Ведьма вылила
расплавленный свинец на воду, отчего на ее поверхности, с помощью
демона, образовалось подобие очертаний человеческой фигуры, и предложила
просителю указать те части тела, которые у вредителя должны быть
поражены, чтобы по этим признакам пострадавший мог узнать и затем
уличить его. Следуя указаниям пострадавшего, ведьма нанесла по определенным
частям свинцовой фигуры в воде несколько ударов ножом. Но вместо
вредителя, эти удары запечатлелись на теле самой ведьмы, совершавшей
встречное колдование. Я утверждаю, что все подобные встречные колдования
никак не допустимы.
Теперь поговорим о втором роде указанных
случаев, о знахарках, которые хвалятся тем, что совершают удивительные
врачевания. Они открывают просителям причины их несчастий, указывая
при этом на тех лиц, с которыми у них были столкновения. Для сокрытия
своих колдовских поступков они советуют потерпевшим совершать те
или иные паломничества. Люди, прибегающие к помощи подобных знахарок
и знахарей, часто сокращают тем самым года своей жизни. Так Саул,
вначале изгнавший из своей страны магов, а затем начавший искать
их помощи, был убит вместе с сыновьями на войне. (I Царств, 28).
Поэтому и Охозия должен был умереть (II Царств, I).
Несмотря на это, просители толпами идут к
этим ведьмам - советчицам. Так вышеупомянутая ведьма из Рейхсгофена
столь часто и постоянно посещалась околдованными, искавшими у нее
помощи, что граф замка Телон, в пределах земли которого обреталась
эта ведьма, получал от этого значительный доход, требуя от каждого
просителя ведьмы уплаты одного динера. По нашим сведениям, в Констанцской
епархии имеется много подобных знахарей. Нам известен знахарь Генгст,
из деревни Энинген, который ежедневно осаждается такими толпами
людей, страдающих от колдовской порчи, что, без сомнения, ко всем
святым местам богородицы, будь то в Аахене или в Эйнзидельне, подобного
стечения паломников не наблюдается.
Третий возможный случай встречного околдования
совершается, как указано, без наведения порчи на ведьму, виновную
в чародеянии. О таких колдунах рассказывал один купец из Шпейера
приблизительно следующее. Однажды он шел недалеко от замка Адлинген,
в Швабии, с двумя молодыми людьми. Им повстречалась некая женщина,
считавшаяся ведьмой. Оба молодых человека посоветовали купцу осенить
себя крестным знамением, чтобы защититься от возможной порчи. Тот
не послушался и тотчас же почувствовал невыносимые боли в ноге.
Приглашенный для врачевания местный крестьянин, сведущий в деле
устранения околдований, с помощью расплавленного свинца, вылитого
в сосуд с водою, подтвердил наличие околдования и совершенно вылечил
болевшую ногу тем, что приходил к купцу в продолжение трех дней,
возлагал на ногу руки и шептал что-то невнятное, давая окружающим
понять, что он действует с помощью бога. Но нам все же остается
непонятным, каким, собственно говоря, образом он устранил околдование
и узнал по свинцу признаки чар. По всей вероятности, у него был
молчаливый договор с дьяволом.
Но есть еще четвертый возможный случай, который
согласно утверждению некоторых канонистов и богословов, может считаться
дозволенным видом встречного колдовства. Он совершается без призывания
демона и без заключения какого бы то ни было договора с дьяволом.
Этот четвертый возможный случай имеет место при обстоятельствах,
подобных вышеописанному, когда женщины бьют подвешенное над огнем
ведро с молоком, чтобы ведьма, которая уменьшила удой молока коровы,
получила от дьявола удары, наносимые подвешенному ведру. Сюда же
относятся обычаи распознавания ведьм, уменьшающих удой молока, производимый
следующим образом: на голову или на спину коровы прикрепляются мужские
штаны или что-либо другое нечистое. Это делается особенно часто
по большим праздникам. Выпуская корову на улицу, ее бьют, приговаривая,
может быть, те же слова, что и при ударах молочного ведра. Корова
тогда скачет прямо к дому ведьмы и, громко мыча, рогами своими бодает
дверь этого дома. Черт действует подобным образом через корову,
пока он не отвлечется другими чародеяниями.
Хотя подобные средства и не являются запрещенными,
согласно мнению некоторых ученых, однако их нельзя назвать и похвальными.
Ведь апостол говорит, что все нами совершаемое должно происходить
во имя Господа нашего Иисуса Христа, а люди, производящие эти встречные
колдования, показывают отсутствие подобающего страха божия, несмотря
на то, что они и не призывают дьявола. Таких людей надо увещевать
к покаянию и советовать прибегать к святой воде и к экзорцизмам,
как это нами указывалось раньше.
Неправильно поступают и те, которые тащат
домой внутренности трупов своего издохшего скота, вносят их в кухню,
протаскивая их над порогом двери в кухню, кладут внутренности на
сковороду и поджаривают на огне, полагая, что от этого мучаются
ведьмы, наславшие смертельную порчу на скот.
Из вышеприведенного ясно, что два первых
способа встречного околдования никоим образом не могут быть разрешаемы.
Третий же способ, хотя и допустим по законам, является до известной
степени сомнительным по своей католичности, и судья должен внимательно
присматриваться к нему. А законы как бы благоприятствуют этим поступкам.
Ведь в главе "de maleficiis, 1 eorum" говорится: "Те же, которые
подобное совершают, чтобы труды человека не пострадали от урагана
или от града, заслуживают не наказания, а вознаграждения". Антоний
в своей "Сумме", где приводятся канонические и гражданские законы,
придерживается того же мнения. Если судья, исследовав подобное встречное
колдование, найдет, что оно не является соблазном для верующих,
он может допустить его совершение.
Церковные средства
против инкубов и суккубов
Глава I.
Здесь мы будем говорить о церковных средствах
борьбы против околдований, производимых ведьмами. Надо прежде всего
сказать, что здесь следует различать три рода людей: 1) люди, отдающиеся
добровольно инкубам, как это совершается ведьмами; мужчины вследствие
большой силы рассудка не столь подвержены соблазнам со стороны суккубов
и скорее отталкиваются от этой скверны; 2) люди, приневоливаемые
ведьмами к соитию с инкубами и суккубами; 3) девственницы, которые
совершенно против своей воли приводятся в беспокойство инкубами.
Приведем примеры.
В городе Кобленце проживает человек, околдованный
таким образом, что он в присутствии своей жены, но не с нею, совершает
весь любовный акт, как это полагается между мужчиной и женщиной.
Это он совершает несколько раз подряд. Несмотря на настоятельные
слезные просьбы своей жены, он не может перестать совершать такие
поступки и, случается, после нескольких, следующих один за другим
актов, вскрикивает: "Начнем сначала!". Однако телесное зрение не
позволяет различить никакого лица, служащего ему суккубом. Бывает,
что после ежедневных подобных соблазнов этот человек падает в полном
бессилии на пол. Когда же, после приведения его в чувство, ему задается
вопрос, как это все произошло и предстал ли ему суккуб под видом
женщины, он обыкновенно отвечает, что он ничего не видит, но настолько
лишен сознания, что не в силах воздержаться. В наведении этой порчи
была заподозрена одна женщина, которая однажды угрожала ему наказанием
за его отказ исполнить ее желание. Не нашлось подходящих законов
и судей осудить ее. Дурной молвы и сильного подозрения было для
этого недостаточно. Говорили, что без собственного признания или
без явки трех законных свидетелей никто не может быть осужден. Как
будто признаки преступления и очевидность, основанная на тяжелом
или тягчайшем подозрении, не достаточны для наказания.
Относительно второго рода людей, а именно:
приневоливаемых ведьмами к соитию с демонами, приведем следующий
случай, рассказанный Фомой из Брабанта в его сочинении "О пчелах".
Одна известная ему лично скромная набожная девушка на исповеди стала
утверждать, что никогда не соглашалась на половое соитие. Это заставило
подозревать, что она с ним все же знакома. Под угрозой божьего наказания
за сокрытие греха она со слезами призналась своему исповеднику,
что она испорчена скорее в помыслах, чем телесно, действиями инкуба.
Искушения инкуба длились у нее несколько лет и не могли быть рассеяны
ни крестным знамением, ни святой водой, ни даже таинством тела Христова,
пока, наконец, молитвой и постом чары не были уничтожены.
Нидер в своем "Муравейнике" сообщает, что
девушки и мужчины могут быть освобождены от соблазнов инкубов и
суккубов пятью способами: 1) таинство исповеди; 2) святыми упражнениями
в виде положения крестного знамения и повторением молитвы "Богородице
дево, радуйся"; 3) экзорцизмами; 4) изменением местожительства;
5) осторожным отлучением, произнесенным святыми людьми.
Цезарий Гейстербахский51 ("Диалоги") приводит
рассказ о любовнице одного повесившегося священника, которая, после
своего вступления в монастырь, постоянно соблазнялась одним инкубом
к скверне. Крестным знамением и окроплением святой водой ей удавалось
отгонять его от себя, но лишь на короткое время. Когда же она произносила
"богородицу", он исчезал, как стрела, но затем снова появлялся,
не рискуя, однако, подходить к ней поближе.
Относительно третьего способа, а именно таинства
исповеди, Цезарий Гейстербахский говорит, что вышеуказанная бывшая
любовница священника лишь после полной исповеди окончательно была
избавлена от преследований инкуба. Так же было с одним мужчиной
из Люттиха, который освободился от искушений суккуба через полную
покаянную исповедь. Тот же Цезарий приводит пример одной затворницы,
спасшейся от козней инкуба произнесением "Благослови" ("Benedicite").
А до того ни молитва, ни исповедь, ни иные духовные упражнения не
могли остановить его влезания к ней на постель.
Цезарий же приводит пример, как изменение
местопребывания спасает от инкубов, и рассказывает о несчастной
дочери священника, обесчещенной таким демоном, от боли помешавшейся
и перевезенной ее отцом в другую местность, после чего демон-искуситель
покинул ее, но убил из мести ее заботливого отца. У Цезария говорится
также о той женщине, к которой по ночам часто являлся инкуб и беспокоил
ее своим соблазном, и которая из-за этого предложила одной набожной
подруге лечь в постель вместо нее. Эта подруга провела ночь, полную
известного беспокойства, тогда как другая, раньше упорно искушаемая,
проспала совершенно спокойно. Вильгельм замечает, что инкубы являются
чаще всего женщинам и девушкам, обладающим красивыми волосами. Это
происходит потому, что такие женщины больше заняты тщетой заботы
о своих волосах.
Касательно вышеупомянутого отлучения надобно
вспомнить житие святого Бернарда, в котором рассказано следующее:
в Аквитании одна женщина в продолжение шести лет была мучима инкубом,
разжигавшим ее страсти. Инкуб под угрозой еще больших мучений запретил
ей прибегать к помощи святого Бернарда. Она, однако, его не послушала,
и этот святой, выслушав ее жалобы, дал ей свой посох, чтобы она
положила последний к себе в постель. После этого демон не решался
входить в комнату, но грозил отомстить ей самым ужасным образом
в будущем. Тогда святой собрал народ, приказал всем взять зажженные
свечи и произнес вместе со всем народом отлучение над демоном. Этим
он избавил женщину от власти инкуба. Кажется удивительным, что это
отлучение, предназначенное для людей, оказалось действительным и
для дьявола. Однако, это объясняется просто: люди, преследуемые
инкубами и суккубами, находятся под юрисдикцией церкви, и папа может,
в силу своей власти обладания над ключами, освобождать души людей
от наказаний чистилища и обуздывать демонов, препятствующих ему
в этом.
Власть ключей дана, правда, заместителю Христа
на земле, но это не препятствует тому, что она может быть дана и
какому-либо святому церкви ввиду пользы, получающейся отсюда для
всей церкви. Можно разделять то мнение, что если бы ведьмы и демоны
были отлучены и если бы употреблялись еще и другие экзорцизмы, то
освобождение от их козней протекало бы успешнее.
В области Эч, а также и в других местностях,
распространено убеждение, что, если, с божьего попущения, саранча
уничтожает виноградники, листья, посевы и всю зелень, то эта напасть
устраняется отлучением и проклятием. Если это освобождение приписывают
какому-либо святому человеку, то исключительно во имя божье.
Ежели никакое иное средство не помогает,
то надобно прибегнуть к дозволенным экзорцизмам. О них мы скажем
ниже. Если и экзорцизмы не помогают, то следует считать соблазн
инкубов и суккубов наказанием, соответствующим греху; это наказание
следует принимать в терпении и покорности и искать защиты у бога.
Не надо забывать и того, что некоторые женщины
тревожатся инкубами не в действительности. Им только кажется, что
инкубы их беспокоят. С мужчинами это случается значительно реже.
Ведь женщины трусливее и восприимчивее к фантастическим образам.
Посему Вильгельм и говорит: "Многие фантастические явления обусловлены
меланхолией, в особенности, у женщин. Основание этому надобно искать
в женской натуре, т. к. женщины значительно восприимчивее мужчин".
И он добавляет: "Я видел одну женщину, которая была убеждена, что
черт познает ее изнутри, и сказал, что подобное чувство невероятно".
Вильгельм не считает возможным, чтобы женщины
могли забеременеть от инкуба, хотя и утверждает, что их животы увеличиваются
в объеме. Когда же приближается время разрешения от родов, то они
лишь уменьшаются в объеме, испуская значительное количество ветров.
Ведь с помощью муравьиных яиц, принятых в каком-либо напитке, можно
развить много ветров и смятения во чреве человека. То же получается
от принятия травы "не-тронь-меня". Дьяволу нетрудно произвести подобные
и еще более изумительные явления во чреве человека. Это прибавлено
потому, чтобы не особенно верили женщинам, но чтобы верили только
тому человеку, вероятность показаний которого не подлежит сомнению,
а также и тому, кто действительно убедился в этом на опыте в своей
собственной кровати и наблюдал подобные явления у спящих с ним вместе.
Средства врачевания
для тех, чья способность к соитию околдована
Глава II
Хотя количество ведьм и больше количества
колдунов, однако мужчины чаще околдовываются, нежели женщины. Более
частое околдование способности к половому соитию происходит по следующим
основаниям: прежде всего бог попускает здесь большие чародеяния.
Ведь через посредство соития, как известно, распространился первый
грех. Затем это происходит и из-за змей, повинующихся заклинаниям
скорее, нежели все другие животные. Ведь змея была первым орудием
черта. К тому же половое соитие легче всего околдовать как у мужчины,
так и у женщины. Как говорит Петр Палуданус в своих "Комментариях
к сентенциям Петра Ломбардского" (IV, 34), имеется пять видов околдования
способности к половому соитию.
1) Демон может помешать сближению тел мужчины
и женщины. Это происходит оттого, что демон, будучи духом, имеет,
с божьего попущения, власть над телесными созданиями и может оказывать
влияние на их перемещение в пространстве, благоприятствуя или мешая
их сближению. Демон может это произвести непосредственно или посредственно.
Непосредственно - когда он отдаляет или сближает тела по своему
усмотрению. Посредственно - когда он полагает между ними какое-либо
препятствие. Так, один языческий юноша, женившись на идоле, а затем
взяв себе в супруги девушку, никак не мог ее познать, ибо демон,
взяв на себя образ человеческого тела, каждый раз ложился между
ними. 2) Демон может воспламенить сердце мужчины к одной женщине
и отвратить его от другой. Произвести это может он тайно, употребляя
зелья, которые хорошо знает. 3) Демон может возбудить ненависть
между супругами, т. к. ему доступно влиять на силу воображения.
4) Демон может вызвать половое бессилие мужчины так же, как парализовать
движение каждого органа тела. 5) Демон может помешать истечению
или выделению или образованию семени.
Ежели кто-нибудь скажет: "Я не знаю, к какому
виду околдования принадлежит наведенная на меня порча. Я знаю только,
что по отношению к моей жене я страдаю половым бессилием", то на
это надо ответить: если такой мужчина не страдает половым бессилием
в сношениях с другими женщинами, то его околдование относится ко
второму виду. Если же такой супруг при этом ненавидит свою жену,
то его околдование относится ко второму и третьему виду. Когда ненависти
к ней у него нет, и он хотел бы познать ее, но не обладает необходимой
силой полового органа, то такой случай подходит под четвертый вид
околдования. В случае достаточной силы органа, но при отсутствии
выделения семени, следует отнести околдование к пятому виду.
Здесь мы говорим, конечно, об околдовании
полового соития между супругами. Когда такое околдование случается,
это указывает на то, что или оба супруга, или один из них стоит
вне христианской любви. Ведь ангел сказал Товии: "Над теми, которые
предаются похоти, демон приобретает власть". Так он умертвил семь
мужей девицы Сарры. Блаженный Антоний считает невозможным, чтобы
дьявол мог завладеть духом или телом такого человека, который перед
тем не был бы лишен нечистым всех святых мыслей и духовных сил.
Эти слова могут быть приурочены и к околдованию тела. Дадим общее
заключение. Как было уже указано, бог попускает из-за отвратительности
полового акта и из-за того, что через него размножился первый грех,
чтобы этот акт чаще, чем все остальные поступки, подвергался околдованию.
Если супруги, вследствие греха одной из сторон, лишаются божьей
помощи, то они, с божьего попущения, больше всего подвергаются околдованию
в области плотского соития.
Если спрашивают, какого рода эти грехи, то
надо ответить, что эти грехи невоздержания. И так как невоздержание
между родственниками различно, согласно словам Иеронима, утверждающего,,
что "прелюбодей в отношении к своей жене одновременно особенно горячий
любовник", то подобные любовники и бывают чаще всего околдованы
в своих половых органах.
Церковные врачевания двояки. Одни из них
находятся в области суда, другие же - в области совести. Первые
из них установляются судебным разбирательством при рассмотрении
вопроса о причинах полового бессилия и о продолжительности его.
Если оно временно, то оно считается не мешающим браку. Временным
бессилие считается тогда, когда брачущиеся стороны, в продолжение
трех лет, смогли добиться полового соития, будь то вследствие участия
в таинствах церкви, будь то вследствие пользования иными средствами.
Если же ничто не помогло, то половое бессилие считается постоянным.
Если бессилие предшествует заключению и совершению брака, то оно
ведет к тому, что заключаемый брак считается недействительным, а
уже заключенный брак признается нарушенным. Случается и так, что
половое бессилие обнаруживается после заключения, но до совершения
брака. Это является следствием чародеяний покинутых любовниц, не
желающих допустить, чтобы человек, отвергший их, познал соперницу.
Если супруги добровольно решают жить в воздержании, то тогда подобное
половое бессилие не разрушает заключенного брака. Некоторые могут
задать вопрос, почему половое бессилие мужчины может выявляться
только по отношению к одной определенной женщине, а по отношению
к другим может и не выявляться. По словам Бонавентуры, это происходит
потому, что ведьма указала черту одну определенную женщину, долженствующую
вызывать у определенного мужчины половое бессилие, или потому, что
бог не попускает полностью лишить человека способности к соитию.
Неисповедимы пути господни!
Церковное средство врачевания, идущее через
область совести, указано в каноне XXXIII, du. 8 "Si per sortiarias"
в следующих выражениях: "Если через посредство жребиев и колдования
и с божьего попущения, а также при участии дьявола половое соитие
не может совершиться, то те, с кем это произошло, должны быть увещеваемы.
Они должны исповедать в полном раскаянии и в слезах все свои грехи,
давая щедрую милостыню, и в посте и молитве умилостивить господа".
Отсюда видно, что подобные околдования происходят из-за греха и
именно из-за греха тех, которые пребывают вне христианской любви.
Отсюда следует также, что экзорцизмами и другими подобными средствами
Церковного врачевания служители алтаря стараются излечить околдованных
с божьей помощью. Так, молитвы Авраама излечили Авимелеха и дом
его.
Всего имеется пять разрешенных средств врачевания
подобного околдования: 1) паломничество к святым местам; 2) полная
исповедь своих прегрешений; 3) молитвенные упражнения в виде многократного
осенения себя крестным знамением и набожных размышлений; 4) экзорцизмы
церкви; 5) праведные обеты.
Средства врачевания для
обуреваемых чрезвычайной любовью иди чрезвычайной ненавистью из-за
околдования
Глава III.
Как околдование полового соития, так и околдование
чувства любви и ненависти лежит в околдовании воли.
Любовное исступление или чрезвычайная любовь
одного пола к другому может происходить из трех причин: 1) из простой
зрительной неосторожности; 2) из-за искушения одним лишь дьяволом;
3) из-за околдования некромантами и ведьмами с помощью нечистого.
1) О первой причине говорит послание Якова,
гл. 1: "Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью.
Похоть же, зачавши, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть".
Так влюбился Сихем в Дину, вышедшую посмотреть на дочерей той земли.
Он взял ее и спал с ней и сделал ей насилие, и прилепилась душа
его к Дине (Бытие, гл. XXXIV).
2) Примером искушения одним лишь дьяволом
может служить любовь Амона к своей красавице сестре Фамари. Он любил
ее так, что из-за этого даже заболел (II кн. Царств, 13). Если бы
он не был соблазнен дьяволом, то он никогда бы не решился на подобную
скверну. О таких соблазнах говорит и апостол (II Коринф. 12): "Дано
мне жало в плоть, ангел, сатаны, удручать меня".
3) В первой части настоящей книги был разобран
вопрос о возбуждении в людях любовного исступления дьяволом через
посредство ведьм. Там же были приведены соответствующие доказательства.
Если кто-либо спросит: "Петр бешено влюблен
в ту или иную женщину. Как определить, какая из трех вышеуказанных
причин повлекла за собой околдование Петра?", то на это надо ответить:
если ни увещания, ни удары, ни другие меры не способны отвратить
человека от предмета его вожделений, если он отвращается от своей
привлекательной жены и прилепляется к безобразной женщине, если
он, несмотря на поздний час и на непогоду, бросает все и несется
к посторонней женщине, то здесь мы можем, во всяком случае, видеть
дело рук дьявола.
Средства врачевания, указанные в предыдущей
главе, подойдут и к врачеванию любовного исступления. В особенности
подойдут сюда экзорцизмы священными словами, которые околдованный
может сам произнести над собой. Пусть он ежедневно призывает святого
ангела, приставленного к нему богом, пусть посещает святые места
и в особенности места поклонения благодатной Девы. Он без сомнения
получит исцеление.
Достойны порицания те бородатые мужчины,
которые откидывают от себя оружие добродетелей в то время, как слабые
девушки, с помощью этого оружия, разрушают подобные колдования.
Так, недалеко от города Линдау, в Констанцской епархии, жила одна
девушка красивой наружности и приятного обращения. В нее влюбился
один человек духовного сана и хотел, чтобы она ответила взаимностью
на его чувства. Предупрежденная наитием с неба, она отвергла его
любовь. Он стал ей грозить околдованием. Она присоединилась тогда
к паломникам и совершила хождение по святым местам, где принесла
полную исповедь, чтобы злой дух не мог ей повредить. И когда она
обратилась к матери любви со своей просьбой, тотчас прекратились
все козни врага.
Мужественно вел себя также тот весьма богатый
юноша из Инсбрука, когда он был осыпаем ударами ведьм. Поэтому и
он с помощью указанных врачеваний остался победителем.
Что действительно при врачевании любовного
исступления, то действительно и при врачевании чрезвычайной ненависти,
т. к. для противоположностей имеет значение то же самое правило.
Средства врачевания
для тех, у которых, вследствие обмана чувств, устранены детородные
органы, а равно и для тех случаев, когда людям придаются личины
зверей
Глава IV.
Из предыдущего видно, какие средства врачевания
надо использовать тем, у которых, вследствие обмана чувств, устранены
детородные органы. Прежде всего они должны принести полное покаяние
во всех своих грехах. Как было уже раньше указано, никогда ведьмами
в действительности не отрываются эти органы. Они лишь скрываются
обманом чувств от лицезрения и осязания. Люди, находящиеся под благодатью,
не столь легко подвергаются этим обманам как на самих себе, так
и на других. При описании этой болезни в настоящей главе мы укажем
также и средство врачевания.
Относительно тех, которые мнят себя принявшими
звериные облики, надо сказать, что этот вид околдования менее распространен
в западных государствах, чем в восточных. От рыцарей ордена иоаннитов
из Иерусалима мы узнали многое об этих околдованиях и, между прочим,
следующее. В городе Саламисе, находящемся в Кипрском королевстве,
одна женщина продала некоторое количество яиц иностранному юноше,
который закупал себе провизию для дальнейшего путешествия на корабле.
На берегу около корабля он съел несколько штук этих яиц. Некоторое
время спустя, он почувствовал, что потерял дар речи. Когда он захотел
взойти на корабль, то матросы палками прогнали его и кричали при
этом: "Смотрите что случилось с ослом? Будь ты проклят, скотина!
Не хочешь ли ты путешествовать на корабле?". Тогда юноше стало ясно,
что его околдовала продавщица яиц. Он поплелся к ней в надежде на
то, что она снимет с него околдование. Вместо этого, он был принужден
ею к тяжелой работе, которую он не исполнял руками, за исключением
приноски дров и зерна на потребности обитателей дома. Все же остальное
он носил на спине, как вьючное животное. Все окружающие принимали
его за осла, но ведьмы, являвшиеся в дом, признавали в нем человека
и разговаривали с ним, как с таковым. Он все понимал, но отвечать
им не мог. По его собственному признанию, такую жизнь вел он в течение
трех лет.
Августин ("О граде божьем", XVIII, 17) рассказывает
о скотницах, превративших гостей во вьючных животных, а также об
отце Престанции, принявшем облик лошади и носившем мешки вместе
с настоящими лошадьми. Мы видим аналогию между этими превращениями
и тем, которое нами приведено выше, и полагаем, что, в нашем случае,
мы имеем дело с трояким обманом чувств: 1) по отношению к окружающим,
видевшим в юноше осла; 2) по отношению к тяжестям, которые ему пришлось
носить; ведь не он, а лишь демон мог их нести, раз они превосходили
силы человека; 3) по отношению к самому юноше, который и сам считал
себя вьючным животным. Это происходило, по крайней мере, в его воображении
и в его суждении, хотя и не в рассудке. Ведь он понимал, что он
обманут в своих восприятиях с помощью чародейской силы.
На четвертый год подобной жизни указанный
юноша, в виде осла, шел вслед за ведьмой в город. По пути ему повстречался
храм, где в это время происходило поднятие тела Христова. Он сел
на задние копыта и сложил передние, как бы для молитвы, на паперти,
стремясь получить исцеление, но боясь ударов в случае своего появления
в церкви. Генуэзские купцы, видевшие это, направили в суд и осла,
и ведьму, которая созналась в околдовании юноши и вернула ему его
настоящий облик, после чего понесла заслуженную кару.
Средства врачевания
тех, которые стали одержимыми вследствие околдования
Глава V.
Мы уже доказали, что демоны, вследствие околдования,
могут субстанционально обитать в человеке. Это происходит не из-за
собственных преступлений одержимых, но вследствие их больших заслуг
или вследствие легких и тяжелых чужих проступков, или вследствие
чужих позорных поступков. В зависимости от этих проступков меняется
и вид одержимости. Об этом повествует Нидер в своем "Муравейнике".
Выше, при описании одержимости одного чешского священника, были
указаны соответствующие средства врачевания. Но имеется еще три
средства, а именно: 1) причащение; 2) паломничество по святым местам
или предстательство праведников; 3) снятие отлучения.
Кассиан в первом из своих "Собеседований"
утверждает, что употребление святого причащения в защиту от козней
демонов никогда не воспрещалось. Скорее наоборот, наши предки советовали
прибегать к нему по возможности ежедневно. Это служит для защиты
тела и души. Принятое святое причащение обращает в бегство всякого
духа, стремящегося обитать в теле человека. Таким способом был излечен
от бесов авва Андроник. Таково мнение Кассиана.
Апостол говорит: "Да исследует человек самого
себя и затем лишь вкусит от того хлеба" (т. е. причастия). Как же
можно одержимым, лишенным способности пользоваться своим разумом,
давать святое причащение? Ответ дается святым Фомой (III, вопр.
80). Он советует различать людей с помраченным разумом по следующим
признакам: 1) люди с несильным разумом; их можно причащать; 2) люди
от рождения лишенные разума; им причащение давать не надо; 3) люди
со слабыми признаками разума, у которых не исчезло благоговение
к таинству; они достойны причаститься на смертном одре, если нет
основания опасаться, что их вырвет или что они станут выплевывать
тело Господне. Поэтому в каноне XXVI, вопр. 6 говорится: "Если больной
захочет раскаяться, но при появлении священника потеряет дар слова
или впадет в беспамятство, надлежит за него свидетельствовать тем,
которые слышали его слова. И если думают, что он стоит пред самой
смертью, то пусть он будет примерен руковозложением, а евхаристия
пусть будет вложена ему в уста". В "Комментариях к сентенциям Петра
Ломбардского" (IV, 9) святой Фома, однако, советует не причащать
одержимых, если есть уверенность в том, что они мучимы бесом за
какое-либо свое преступление. Петр Палуданус прибавляет в своих
"Комментариях", что, в этих случаях, таких больных надобно считать
за отлученных, преданных сатане.
Относительно излечения одержимых с помощью
предстательства праведников или с помощью усердной молитвы много
говорят жития святых. Ведь заслуги святых мучеников, исповедников
и девственниц требуют того, чтобы злые духи были побеждены молитвою
и предстательством святых, пребывающих в лоне отца. Так же и молитвы
праведных людей на земле ведут к исцелению одержимых. Об этом говорит
Кассиан в вышеуказанном "Собеседовании".
Что касается снятия с одержимого отлучения,
то надо сказать, что оно не общепринято и может применяться лишь
в том случае, когда есть уверенность в том, что одержимость произошла
вследствие церковного отлучения.
Святой Фома ("Комментарии", IV, 8) учит,
что принятие в члены церкви ведет к преумножению благодати, укрепляет
в добродетели и защищает от врага, тогда как отлучение лишает благодати
и защиты и предоставляет больше власти демону над человеком. В первоначальной
церкви отлученный был телесно мучим бесом. Отлучение служит не к
проклятию, а к улучшению. Ведь церковь обладает властью принять
отлученного обратно в свою среду и вырвать его из когтей дьявола,
когда она этого захочет. Таково мнение Фомы.
Если экзорцист примет отлученного в лоно
церкви, то это не является неуместным. Нидер дает понять, что экзорцист
не должен переоценивать своих сил и остерегаться примешивать к этому
возвышенному делу остроту или шутку или употреблять при этом суеверные
или похожие на колдовство ритуалы.
Что касается переоценки экзорцистом своих
сил, то Григорий Великий в своих "Диалогах" рассказывает следующее:
одна женщина, по настоянию своего мужа, должна была согласиться
на половое соитие с ним во время заутрени при освящении церкви святого
Севастьяна. Сознавая греховность участвования, вслед за тем, в церковной
процессии, она все же к ней примкнула. Тогда в нее вошел злой дух,
и она начала бесноваться на улице. Увидев это, священник, желая
ей помочь, взял с престола покрывало и осенил ее им. Тотчас же демон
вошел и в него, и он тоже стал бесноваться, доказав этим, что и
он согрешил. Таково сообщение Григория.
Что остроты при экзорцизмах недопустимы,
об этом сообщает Нидер следующее. В Кельнской епархии священствовал
один монах, бывший острым на язык и отличавшийся даром изгнания
бесов. При одном таком изгнании сильно теснимый бес просил монаха
указать ему, куда он может скрыться, когда он покинет тело больного.
На это монах ответил: "Иди в мое отхожее место". Когда же он ночью
захотел опростать свой желудок, бес столь сильно начал мучить его
возле отхожего места, что он с трудом спас свою жизнь.
Надо особенно остерегаться того, чтобы ставшие
одержимыми через посредство ведьм не ставились под надзор ведьм
же. Повествуя дальше о вышеупомянутой женщине, начавшей бесноваться
во время церковного хода, Григорий Великий сообщает следующее: "Когда
ее близкие передали ее на излечение ведьмам и те повели ее к реке,
окунули в воду и стали творить наговор, то миллион бесов вторгся
в нее, тогда как ведь лишь один подлежал изгнанию. Посему родственники
отвели ее к святому епископу Фортунату, который полностью ее излечил
ежедневными молитвами и постом". Экзорцист, пользующийся при исполнении
своих обязанностей травами, должен следить за тем, чтобы они были
освящены. Вообще же применение при экзорцизмах музыкальных мелодий,
трав и других средств не является предосудительным. В книге Товита
(VI) приводится пример тому, что сердцем и печенью рыбы возможно
изгонять бесов. Ведь Рафаил сказал Товии: "Если кого мучит демон,
то сердцем и печенью должно курить перед таким мужчиною или женщиною
и более этот человек не будет мучиться".
Средства врачевания
экзорцизмом против насланных болезней и указания, как экзорцировать
одержимых
Глава VI.
Как было сказано выше, ведьмы могут наслать
всевозможные телесные болезни. Поэтому можно сделать вывод, что
любое средство врачевания, будь оно на словах или совершено посредством
поступков, применяемых при перечисленных болезнях, может подходить
и для излечения других нами не упомянутых болезней, например, при
наведении колдовскими способами эпилепсии или проказы. К средствам
врачевания на словах надо относить дозволенные экзорцизмы. Здесь
мы разберем следующие положения: 1) может ли лицо, не принадлежащее
к должностным экзорцистам, например, мирянин или светское лицо,
производить дозволенные экзорцизмы? 2) что надо предпринять при
не успешности экзорцизмов? 3) какие имеются средства врачевания
не словами, а поступками, а также предметами?
К первому вопросу: святой Фома в своих комментариях
(IV, 23) говорит: "В цехе экзорцистов, как в других цехах, члены
его берут на себя обязанность совершать то-то и то-то по должности
(и именно экзорцировать). Эта должность может быть исполняема и
такими людьми, которые не состоят в цехе. Ведь обедня может быть
отслужена и в не нарочно для этого предназначенном здании". На основании
этих слов можно сказать: если для излечения одержимого полезно участие
экзорциста, имеющего власть лечить болезни, наведенные чарами, то
временами могут и набожные люди без помощи нарочитых экзорцизмов
или с их помощью устранять подобные заболевания. Рассказывают об
одной весьма бедной и поэтому весьма набожной девушке, знакомый
которой получил через колдование серьезное повреждение ноги, что
выяснилось врачебным осмотром, а также тем, что никакое лекарство
не помогало. Девушка как-то посетила больного, который ее просил
помолиться за него. Она это исполнила, прочитав про себя молитву
Господню и символ веры и осенила себя двойным животворящим крестным
знамением. Тотчас больной почувствовал себя здоровым и захотел досконально
узнать, в чем заключались целительные приемы девушки, чтобы воспользоваться
этим на всякий случай для будущего. На это она ответила: "Вы, с
вашей слабой верой, мало придерживаетесь божественных упражнений
церкви и часто употребляете запрещенные заговоры и средства врачевания
при ваших заболеваниях. Поэтому вы редко телесно исцеляетесь. Ведь
ваша душа всегда ранена. Если же вы возложите упование ваше на молитвы,
то вы легко излечитесь. Для вашего излечения я воспользовалась лишь
молитвой Господней и символом веры, и вот вы выздоровели".
Спрашивается, нельзя ли с помощью дозволенных
наговоров или даже заклинаний, произнесенных как экзорцизмы, достигнуть
таких же благоприятных результатов. Ведь указанная девушка отвергала
лишь недозволенные наговоры, заклинания и экзорцизмы. Чтобы разобраться
в этом вопросе, надо выяснить происхождение этих наговоров и их
постепенное изменение. Их происхождение освящено Спасителем, но
со временем, при участии дьявола и с помощью злых людей, эти наговоры
были извращены, а святые имена изменены. Вначале апостолы и святые
мужи посещали больных и изливали на них молитвы, полные святых слов.
Потом такие молитвы совершали набожные священники. Посему святые
экзорцизмы были общераспространенны во всех случаях заболевания,
а не только при околдовании. Но, увы, суеверные люди выдумали много
недозволенных наговоров, употребляемых ими по сей день при попытках
излечения людей и животных. И духовенство, по лености, не пользуется
дозволенными словами при посещении больных. Вышеуказанной девушкой
порицались именно суеверные люди, пользующиеся недозволенными наговорами
и обладающие слабой верой.
В чем же заключается различие между дозволенными
и недозволенными экзорцизмами? Как надо ими пользоваться? Надо ли
заклинать дьявола при экзорцизмах над больным? Относительно различия
между дозволенными и недозволенными экзорцизмами надо сказать, что
в христианской церкви дозволенными экзорцизмами считаются такие,
которые не пропитаны суеверием. Суеверным же называется то, что
почитается больше, чем предписано религией. Суеверие - это религия,
выражающаяся в скверной и недостаточной обрядности и в соответствующих
этому приемах. Ежели какой-либо поступок совершается в силу христианской
религии, например, ежели кто-нибудь приходит на помощь больному
с какой-либо молитвой или благословением, выраженным в святых словах,
то такой экзорцист должен выполнить семь условий. При их выполнении
экзорцизм должен считаться дозволенным, если бы даже он и происходил
в виде заклинания с произнесением его во имя бога или во имя страданий
Христа. Те, которые пользуются этими экзорцизмами, считаются действующими
на дозволенном основании.
Первое из указанных условий состоит, по словам
святого Фомы (II, 2, 93), в том, чтобы в экзорцизмах не употреблялось
громогласное или молчаливое призывание дьявола. Второе условие -
это отсутствие в экзорцизмах неизвестных имен, так как, согласно
Иоанну Златоусту, нужно опасаться, что под ними скрываются какие-либо
суеверия. Третье условие - чтобы в произнесенных словах отсутствовало
всякое искажение, так как в этом случае нельзя рассчитывать на божью
помощь. Ведь бог не свидетель ложного. Четвертое условие - чтобы
при произнесении экзорцизмов не применялись никакие знамения, за
исключением знамения креста. Поэтому подлежат порицанию и значки,
которые носят солдаты. Пятое условие - чтобы не верили в чудодейственность
того или иного вида надписей и вообще в подобные внешние признаки.
Это не соответствует благоговению перед Господом. Шестое условие
- чтобы при произнесении божественных слов или при чтении Священного
Писания обращалось внимание исключительно на святые слова, на их
смысл, на благоговение перед Господом или на божественную силу,
от которой ожидается помощь. Седьмое условие - чтобы ожидаемый успех
экзорцизма всецело предавался на волю Господню. Ведь бог знает,
что полезнее больному, здоровье или испытание. Так думает святой
Фома (II, 1 и в "Комментариях", IV, 15).
Как надо употреблять или носить написанные
экзорцизмы? Надевать ли их на шею или вшивать в одежду? И то и другое
представляет собою нечто недозволенное. Августин "О христианской
доктрине", II) говорит: "К суеверию относятся тысячи магических
искусств и лекарств, которые и врачами осуждаются, будь то чародеяния,
значки или талисманы". Того же мнения и Иоанн Златоуст: "Многие
носят,- говорит он,- часть написанного Евангелия на шее. Однако,
разве Евангелие ежедневно не читается и не слушается всеми в. церкви?
Если прочитанные Евангелия не приносят пользы, как могут они спасти
того, кто их носит на шее? Где же обретается сила Евангелия - в
очертаниях букв или в понимании его значения?". Однако святой Фома
полагает, что раз позволено произносить над больным те или иные
экзорцизмы, то можно и написанное содержание их носить при себе.
Осуждать можно только то, что кто-либо приписывает написанным словам
большее значение, чем их смыслу.
Надо ли вначале заклинать дьявола и потом
экзорцировать болезнь или вначале изгонять болезнь, а потом дьявола?
Или возможно произвести одно без другого? На это надо ответить:
не болезнь экзорцируется, а лишь сам заболевший человек. Вначале
следует произнести экзорцизм над больным и лишь затем приказать
дьяволу покинуть одержимого. Как соль с водой может быть экзорцирована,
так и другие потребляемые больным кушанья и питье могут быть подвержены
такому же благословению, что послужит на пользу больному.
Как совершается экзорцизм? Прежде всего околдованный
должен исповедаться. После этого надо произвести подробный осмотр
дома, где больной помещается, не пропуская ни одного уголка. Следует
также поискать, не спрятаны ли в кроватях, в мягкой мебели или под
порогом какие-либо орудия околдования. Найденные орудия тотчас бросают
в огонь. Лучше всего, если больной вообще перейдет в другое помещение.
Если ничего подозрительного не было найдено, то больной должен пойти
рано утром в церковь. Также и священник-экзорцист, если он исповедался
и не осквернился во сне, будет иметь больший успех. Больной держит
в руках свечу, сидя или стоя, а присутствующие в церкви за него
громко молятся. После литии священник окропляет больного святой
водой, кладет ему вокруг шеи епитрахиль. Следует лития о больных,
а затем священник произносит экзорцизмы, как, например, следующий:
"Я экзорцирую тебя, (Петра или Варвару), больного, но возрожденного
чрез святой источник крещения именем бога живого + именем бога правого
+ именем бога святого + именем бога, искупившего тебя своей драгоценной
кровью, чтобы ты стал экзорцированным человеком. Да удалится от
тебя всякое зло дьявольского обмана и всякий нечистый дух, заклинаемый
тем, который придет судить живых и мертвых. Аминь. Помолимся. Бог
милосердия, допускающий по милости щедрот своих претерпеть порчу
тем, кого ты любишь, кого ты в любви принимаешь, для исправления
наказуешь; тебя призываем мы, чтобы ты своему слуге, страдающему
слабостью членов тела, оказал свою милость и чтобы ты то, что ради
земной слабости гибнет, что осквернено дьявольским наваждением,
воссоединил в единство тела церкви. Смилуйся, Господи, над нашими
воздыханиями; смилуйся, над слезами этого больного, полного веры
в твое милосердие. Допусти его к таинству примирения с тобой чрез
Христа, нашего Господа. Аминь. Проклятый дьявол, признай свой приговор,
воздай честь богу правому и живому, воздай честь Господу Иисусу
Христу и отойди от этого раба божьего со своими кознями, от слуги
бога, искупленного господом нашим Иисуcом Христом, его драгоценной
кровью". Этот экзорцизм повторяют 2-3 раза. Под конец больного причащают.
Большую силу изгнания бесов имеет чтение страстей Господних. Напиши
также слова из Евангелия Иоанна: "В начале бес слово", надень на
шею больного и ожидай от бога благодати выздоровления.
Второй главный вопрос, поставленный в начале
главы, касается того, что делать, если благодать выздоровления с
помощью экзорцизмов не достигнута. Прежде всего надо сказать, что
это происходит по шести основаниям: или из-за превратных верований
присутствующих; или из-за того, что порча возникла из-за греха больного;
или из-за того, что им в свое время были использованы неподходящие
средства врачевания; или вследствие неправильности веры экзорциста;
или вследствие большой боязни беса перед другим экзорцистом; или
вследствие того, что больной страдает для своего последующего духовного
просветления или совершенствования.
Относительно первых четырех оснований нас
поучают Евангелия: от Матфея (гл. XVII) и от Марка (гл. IX), повествуя
о том, как ученики Христа не могли излечить беснующегося по своему
неверию, а также и по неверию отца заболевшего юноши. Поэтому отец
и сказал Иисусу: "Я верую, Господи. Помоги моему неверию". А к толпе
Христос обратился со словами: "О, род неверный и развращенный! Доколе
буду с вами?". А Иероним, толкуя это место, утверждает, что юноша
заболел из-за своего греха. Иоанн же Златоуст, разбирая это место
Евангелия, утверждает: "Опоры веры, а именно: Петр, Яков и Иоанн,
не присутствовали". Молитвы и пост не были применяемы. А без подобных
средств, по свидетельству Христа, этот вид демонов не мог быть изгнан.
Поэтому Ориген и говорит: "Если будет нужно при излечении больного
остаться при нем, то не надо ни удивляться, ни расспрашивать, ни
говорить, ибо нечистый дух все слышит. Но мы изгоним злого духа
постом и молитвою".
Что неправильность верования влечет за собой
недействительность врачевания, об этом сказал сам Христос, отвечая
ученикам своим на вопрос, почему они не смогли излечить указанного
юношу: "По неверию вашему,- утверждал он,- ибо истинно говорю вам:
если вы будете иметь веру в горчичное зерно и скажете горе сей:
"Перейди отсюда туда" и т. д. Иларий замечает: "Апостолы верили,
но не были еще совершенны в вере. Ведь когда Господь пребывал на
горе с тремя из них, и они сидели среди толпы, некоторая безучастность
их ослабила их веру".
Касательно недействительности некоторых экзорцизмов,
вследствие большего уважения дьявола перед иным экзорцистом, чем
тем, который изгнание проводит, надо сказать, что об этом основании
мы находим кое-что в житиях святых. Так, случалось, что бесноватые
не могли быть изгнаны святым Антонием, а лишь его учеником Павлом.
Что касается последнего, шестого основания,
то из вышесказанного ясно, что если кто и избавляется от вины, то
этим он еще не избавляется от наказания. Случается, что наказание
остается для искупления содеянного проступка.
А теперь скажем о другом средстве, о котором
говорят, что многие благодаря ему избавились от околдования. Это
средство заключается в повторном, хотя и условном, крещении больного.
О нем мы не решаемся высказать какое-либо совершенно определенное
суждение. Во всяком случае, ясно, что если человек не достаточно
был экзорцирован перед своим первым крещением, то дьявол с божьего
попущения получает над таким человеком большую власть. Не подлежит
сомнению, что подобные ошибки при крещении всегда возможны. Этим
я не хочу сказать, что таинства могут быть недействительны, если
они совершаются недостойными священниками. Ведь даже совсем плохой
священник может совершать действительное крещение, если только он
исполняет обряды, произносит соответствующие слова и стремится,
как посвященный, дать таинству действительное завершение. Рассказывают
о таких больных, которые ночью во сне блуждают по крышам высоких
зданий, не падая и не разбиваясь. Врачующие считают этих больных
находящимися под влиянием злых духов. Когда эти больные получают
повторное крещение, замечается улучшение их состояния. Удивительно
то обстоятельство, что, когда этих больных во время их блуждания
по высоким зданиям окликают по имени, они падают с высоты вниз,
как будто их имя, данное им при крещении, дано им не надлежащим
образом.
Разберемся теперь в третьем, главном вопросе
- в вопросе о средствах врачевания с помощью предметов и соблюдения
известных действий. Такое врачевание может быть двояким: разрешенным
или не полностью разрешенным и подозрительным. О разрешенном подобном
врачевании говорилось в предыдущей, пятой главе. Здесь же мы коснемся
его не полностью разрешенной, несколько подозрительной формы. Мы,
инквизиторы, следуя мнению ученых церкви, считаем, что, если дозволенные
экзорцизмы не помогли, то надо больного увещевать к терпению и не
искать других средств. Августин в своей проповеди против прорицателей
и ясновидящих (sermo de auguriis) говорит: "Братья! Вы знаете, что
я часто просил вас не следовать обычаям язычников и колдунов. Но
многие не слушаются. Так как я на судном дне .должен буду дать ответ
за себя и за вас и с вами вместе должен буду претерпевать вечное
наказание, поэтому я не прекращаю вас увещевать и заклинать отказаться
от посещения ясновидящих или прорицателей, и не советоваться с ними
о разных делах или о врачевании болезней. Ведь тот, кто совершает
подобное зло, тотчас же теряет таинство крещения и тотчас же превращается
в богохульника или язычника. Ежели он не раскается, то погибнет
во веки вечные". Далее он прибавляет: "Да никто не блюдет за приметами
при выходе и при возвращении домой. Когда же надобно вам что-нибудь
сделать или куда-либо выйти, то осеняйте себя крестным знамением
во имя Христа и, произнося с верою символ веры или молитву Господню,
действуйте спокойно с божьей помощью".
Если естественные предметы употребляются
для достижения каких-либо свойственных им действий, то это не является
запрещенным. Если же при пользовании ими исполняют какой-либо ритуал,
не имеющий, ясное дело, никакого естественного действия, то это
надо считать запрещенным. А Августин ("О граде божьем", XXI) говорит:
"Демоны привлекаются предметами и существами, созданными не силой
нечистого, но богом. Демоны привлекаются не кушаньями, приятными
на вкус, как это происходит с животными, а различными знамениями,
камнями, животными, словами, обрядами".
Средства против градобития
и при лечении околдованных домашних животных.
Глава VII.
Говоря о средствах против градобития и при
лечении околдованных домашних животных, мы скажем прежде всего о
недозволенных средствах, которыми пользуются некоторые люди и которые
сопровождаются суеверными наговорами и обрядами. Например, одни
лечат от червей на пальцах, произнося недозволенные наговоры, а
другие не кропят скота святой водой, а вливают ее ему в рот. Желающие
поддержать такие способы врачевания говорят: "Бог одарил слово силою,
также как и травы, и камни особыми свойствами". Но священные слова
или сакраменталии, а также благословение и дозволенные наговоры
обладают известными свойствами потому, что так предписано богом
и что на это имеется договор с Создателем. И вот слова таинств производят
то действие, которое они обозначают.
Относительно других слов и наговоров надо
сказать, что они не обладают скрытыми силами; но призывание имени
бога и заклинания, которые являются известным свидетельством тому,
что люди уповают на бога, могут быть полезными.
В Швабии имеется следующий обычай: 1 мая,
до восхода солнца, крестьянки отправляются в лес, срывают ветви
деревьев и другие растения, плетут венки и вешают их над входом
в стойла скота. Они утверждают, что этим они охраняют скот на весь
год от порчи ведьм. По мнению тех, которые говорят, что суетность
изгоняется суетностью же, выходит так, что указанный обычай надо
считать допустимым. На том же основании говорят о допустимости лечения
болезней при помощи наговора, при котором употребляют общепонятные
слова. На это мы ответим так. Если 1 мая кто-либо пойдет собирать
зелень, не обращая внимания на то, восходит или заходит солнце,
и повесит ее над ходом в стойло, произнося молитву Господню или
символ веры и надеясь на волю божью, для защиты скота, то такой
человек не заслуживает порицания. То же надо сказать об обычае ставить
в виноградниках или на полях изображения креста и освященные в день
вербного воскресенья ветви и утверждать, что благодаря этому плоды
не пострадают от градобития. То же надо сказать о поступках тех
женщин, которые для сохранения коровьего молока от околдования все
молоко, надоенное в субботу вечером, раздают бедным и полагают,
что благодаря этому увеличится удой.
Нидер в своем "Наставлении" (I, II) говорит,
что не считается недозволенным благословлять как скот, так и людей
написанными священными изречениями. Дозволенными считает он и наговоры,
если только они отвечают семи (в 6-ой главе этой части указанным)
условиям успешности экзорцизма. Он рассказывает далее о слышанном
от набожных людей утверждении того, что при положении крестного
знамении и при произнесении молитвы Господней и "богородицы", околдованная
корова по прошествии трех дней снова начинает давать молоко. А в
своем "Муравейнике" Нидер сообщает о признаниях ведьм, будто их
околдования находят помеху в исполнении людьми обрядов церкви, например,
окроплении святой водой, взятии освященной соли, возжигании свечей
в вербное воскресенье и т. п.
Против градобития и грозы употребляется,
кроме положения крестного знамении, также и следующее средство:
призывая святую троицу, бросают три градины в огонь. Прибавляют
сюда молитву Господню вместе с "богородицей". Это повторяют два
- три раза, а затем обращают Евангелие от Иоанна на все четыре стороны
света и совершают им при этом крестное знамение для защиты от грозы.
Экзорцист трижды произносит: "Слово плоть бысть" и "По слову Евангелия,
эта гроза должна отступить", Тотчас же гроза прекращается. Это происходит
в том случае, если гроза была вызвана чарами. Этот способ надо счесть
за правильный и неподозрительный. Если же три градины бросаются
в огонь без призывания святой троицы, то это средство будет суеверным.
Если спросят, можно ли остановить грозу, не бросая градин в огонь,
то надо ответить: конечно. Главное значение имеют священные слова.
Бросая же градины в огонь, человек стремится досадить черту и в
то же время пробует разрушить его козни призыванием святой троицы.
Успех же своего экзорцизма он отдает на волю божью.
Многие ведьмы признаются - одни добровольно,
другие на пытке,- что пять сил мешают им в их околдованиях: 1) люди,
с глубокой верой, исполняющие заповедь бога; 2) люди, кладущие крестное
знамение и произносящие молитвы; 3) люди, исполняющие обряды и церемонии
церкви; 4) люди, прилежно исполняющие свои судебные обязанности;
5) люди, повторяющие на словах историю крестных страданий Христа
и размышляющие над этим. Поэтому Нидер в указанном месте говорит:
"На этом основании во всем приходе звонят в колокола, чтобы демоны
скрывались от звона, как от богу посвященных труб, и чтобы народ
собирался и молил бога о предотвращении грозы. На этом основании
совершается и церковный ход с дарами. Так поступают по старому обычаю
во Франции и Германии".
Некоторые сокровенные
средства против некоторых тайных искушений дьявола.
Глава VIII.
Здесь мы снова возвращаемся к разбору вопроса
о вреде, наносимом плодам и злакам червями, муравьями и саранчой,
носящейся по воздуху, тучами своих тел покрывающей поверхность земли
и пожирающей всю зелень виноградников, полей и лугов вплоть до корней.
Поговорим о способах борьбы против обмена детей, совершаемого с
помощью демонов.
Святой Фома (II, 2, 90) утверждает допустимость
заклинания неразумной твари, но добавляет, что такое заклинание
должно носить характер принуждения, который должен относиться к
дьяволу, пользующемуся для нанесения нам вреда этой тварью. С помощью
соответствующих экзорцизмов дьявол лишается власти над нею. А употреблять
заклинания против неразумных созданий было бы тщетно. Поэтому считается
целесообразным возлагать на народ пост, церковные ходы и другие
благочестивые упражнения, сопровождая это дозволенными экзорцизмами
и заклинаниями. Благочестивые упражнения возлагаются потому, что
эти напасти насылаются вследствие блуда и многих других преступлений.
Людям надо советовать исповедываться.
В некоторых областях практикуется также отлучение.
Но тогда они принимают силу заклинания против демонов.
Бывают еще другие ужасные попущения Господни:
у матерей отнимают родных детей и подкидывают чужих. Некоторые из
этих подкидышей всегда остаются тощими и плачут. Четыре мамки не
в состоянии утолить голода этих детей. Другие дети появляются на
свет через посредство демонов-инкубов. Эти демоны, как известно,
не являются их отцами. Их отцы - это те, чье семя получили демоны
в облике суккубов. Таких детей демоны подкидывают матерям, унося
родных детей этих последних. Случается также, что демоны являются
мамкам во сне и, принимая облик грудных детей, совершают с ними
половое соитие.
Почему все это допускается божьей любовью?
На это имеется два основания: 1) потому что родители слишком сильно
любят детей; на пользу таких родителей и совершается подобное; 2)
потому что женщины, с которыми это происходит, в большинстве случаев
суеверны и совращались уже демонами до того много раз. Так же как
ревнивый муж не может терпеть даже признаков прелюбодеяния, так
и Христос, искупивший таких суеверных женщин своей драгоценной кровью
и обручившийся с ними через веру, не может терпеть даже признаков
их прелюбодеяний с демоном, с противником спасения. Нет поэтому
ничего удивительного в том, что у таких женщин выкрадываются их
собственные дети и подкидываются дети, зачатые в прелюбодеянии.
Из Ветхого Завета видно, как бог заботится
о душе и не терпит даже признаков, могущих вызвать подозрение в
неверии. Чтобы охранить свой народ от язычества, он воспретил не
только служение богам, но запретил и многое другое, что дало бы
повод к идолопоклонству. Поэтому бог не только сказал ("Исход",
ХХII): "Ты не должен оставить колдунов в стране", но и присовокупил:
"Они не должны жить в твоей стране, чтобы они тебя не совратили
во грех". А в книге Левит (гл. ХIХ) говорится. "Не стригите головы
вашей кругом умножения идолов. Во Второзаконии же (гл. ХХII) читаем:
"Мужчина не должен одеваться в женское платье и наоборот". Ведь
так поступали одни для почитания богини Венеры, а другие - для почитания
бога Марса и Приапа. На том же основании бог приказал разрушать
алтари идолов. А Езекия уничтожил медного змея, которого народ хотел
ему вручить. На том же основании бог запретил толковать сны и прорицать
будущее по птичьему полету, а также предписал, чтобы мужчина или
женщина, в которых обитает пифонический дух, были умерщвлены. Такие
же люди имеются и по сие время. Они называются кудесниками. Все
это воспрещено богом, т. к. подобное возбуждает подозрение в духовном
блуде. Поэтому и мы, проповедники и пастыри душ, должны указывать
на то, что нет жертвы более приятной богу, чем усердие в заботе
о душах. Вот почему, в третьей части книги, будет идти речь об искоренении
ведьм. Это искоренение - последнее средство церкви, к которому она
обязана прибегнуть, согласно заповеди божьей, гласящей: "Ты не должен
оставить колдунов жить в стране".
|