Монах ВАСИЛИЙ (КРИВОШЕИН)
Альфа и Омега. №3(6), М., 1995 с.77-82
1. Аскетические и гносеологические основы
богословия святого Григория Паламы
Верный духу апофатического богословия, господствующего
восточном святоотеческом предании, свт. Григорий Палама учит, что
Бог умом — непознаваем и словом — неизречен; однако он не делает
из этого вывода об абсолютной недосягаемости Божества для тварного
и о невозможности какого-либо знания о Нем. По учению свт. Григория
Паламы возможность богообщения зиждится на богоподобии, которым
обладает человек, созданный по образу Божию. Как существо душевное
и телесное, предопределенное к господству над тварным, человек больше
оделен этим богоподобием, нежели ангелы, не обладающие собственной
энергией. Он — средоточие мира, микрокосм, отражающий в себе всю
вселенную. Само по себе тело человека не есть нечто дурное. Оно
может участвовать в жизни Духа и еще здесь, на земле, может быть
преображено Его силой. Сердце — средоточие всякого духовного и даже
интеллектуального человеческого действия. Затемненный в нас грехом
образ Бога восстанавливается исполнением Его заповедей, и тогда
человек обретает в любви к Богу и своему ближнему способность богообщения,
выражающегося главным образом в молитве, высочайший образ которой
— непрестанная умная молитва. Она определяется как непосредственное
соединение ума с Богом, совершающееся в сердце некиим тройственным
действием. Не ограничиваясь общим учением об умной молитве, свт.
Григорий Палама в некоторых своих творениях останавливается на описании
способов, известных под названием "искусство" и состоящих в согласованности
молитвы с дыханием и "омфалоскопией". Приемы эти он считает полезными,
но отнюдь не обязательными, а исключительно вспомогательными. Они
помогают сосредоточить внимание и не позволяют уму рассеиваться.
Их действенность оправдана личностным и церковным опытом как способность
тела участвовать в жизни духа при первостепенном значении сердца
и деятельности человека. Несомненно, в успехе подобной молитвы главное
и решающее — это благодать. Именно в ней совершается соединение
нашего ума с Богом, без чего наш ум был бы либо дьявольским, либо
животным. Высшее состояние полного соединения с Богом именуется
у свт. Григория Паламы "исихия" и определяется им как приостановка
всяческой мысли и всякого мирского, как мистическое познание и непосредственное
видение Бога. В таком состоянии "неведения", превосходящего какое
бы то ни было "знание", человек достигает богопознания, того познания,
которое недоступно интеллектуальной философии. Жизнь в "исихии"
освящена примером Пречистой Девы, которая с самого детства, отстраняясь
от всякого житейского попечения, посвятила Себя храму, созерцанию
и внутренней молитве. Такова сила "исихии"; именно через нее Пресвятая
Дева становится способной к приятию во плотившегося Слова.
2. "Сущность" и "энергия"
Основная мысль богословского учения свт. Григория
Паламы может быть выражена антиномичным, но не противоречивым утверждением
о совершенной недоступности Бога в Его трансцендентности и Его внемирного
бытия и одновременно — о Его Откровении Себя миру, о Его имманентности
миру и реальном присутствии в нем. "Бог в Себе" совершенно неизречен,
неуразумеваем и недоступен. Даже сами понятия "бытие, сущность,
природа" не могут быть приложены к Нему по своей с Ним несоразмерности.
За неимением других терминов свт. Григорий Палама говорит о Его
таинственной, сокрытой и невыраженной "сверх-будущности"!. Но Тот
же Бог, ни в чем не лишаясь Своей недосягаемости, как бы выходит
из Себя и открывает Себя тварному миру через Свои действия. Это
Божественное непостижимое действие, это "выступление" Бога (ярбобсх,
Оеой — по терминологии Дионисия Ареопагита, которой пользуется свт.
Григорий) он обычно называет "Божественной энергией". "Энергия"
— не часть Божества и не представляет Собой нечто от Него отличное
или обладающее своей собственной умаленной ипостасью. Энергия —
это Сам Бог, даже в Своем откровении тварному и в Своем проявлении
не умаленный. "Весь Бог" всецело проявляет Себя в Своих энергиях
и тем не менее остается сокровенным. Святитель Григорий Палама с
одинаковой силой подчеркивает сокрытость Бога и Его откровения миру
в энергиях. Они как откровения Троичного Бога присущи Трем Лицам,
и как выражения Самого Божества — несомненно нетварны, потому что
в Боге нет ничего тварного. Имя "Бог" или "Божество", собственно
говоря, означает энергию, потому что Сверхсущность превосходит всякое
наименование. Являясь причиной и энергии, в этом смысле Сверх-Сущность
ее превосходит, откуда и выражение (кстати, идущее от Ареопагита):
"Божество сверхсущное и под-сущностное". Энергии доступны тварному
миру, они им познаются и разделяются в меру его способности сопричастности.
Божественная же Сверх-Сущность доступна только через энергии, а
не Сама по Себе. Эти различения в Боге не противоречат Его единству,
нераздельности и простоте и не привносят в Него большей сложности,
нежели различения межипостасные. Энергии, будучи не-ипостасными,
как действия и откровения Самого Бога, как чистая, неизменная и
адекватная Его активность, не превращают Бога в нечто составное.
Следует отметить, что свт. Григорий Палама всегда говорил о себе
как о последователе церковного и традиционного учения, он писал
о Божественной Простоте, тогда как его противники, и древние и современные,
пытались доказать, что "паламитское" богословие с Божественной простотой
несовместимо. Мне представляется, что в основе всех этих дискуссий,
не принимая в расчет чисто конфессиональную полемику, может лежать
противопоставленность богословских тенденций апофатиков" и "катафатиков".
По богомыслию “катафатствующих”, Бог понимается прежде всего — и
во всей полноте понятия Бытия — как обладающий всеми Своими свойствами
(единством, простотой и прочим) и подчиненный, в силу Своего бытийства,
законам логики, которые сами онтологически обоснованы. Таким образом,
всякое реальное различение в Боге было бы равносильно утверждению
в Нем частей менее совершенных, чем целое, следовательно, несовместимых
с Его абсолютным совершенством. Для "апофатствующих" Бог не может
определяться концепцией "бытие", и Его свойства не могут так просто
к Нему прилагаться. Превосходящий бытие Бог не может содержаться
в рамках логических законов, и было бы затруднительно видеть в Нем
"части" и более совершенное "целое". В общем, наше богословское
мышление неизбежно обретает по отношению к Богу антиномичный аспект,
что однако, нельзя назвать простым противоречием. Именно антиномичностью
и отмечено учение святителя Григория Паламы о содержащейся в Боге
Божественной простоте, несмотря на неизреченное различие Сущности
и энергий.
3. Божественный нетварный Свет
Одно из проявлений божественного в мире — это нетварный
Божественный свет. Он, как и все энергии Бога, нетварен и тем не
менее не есть Его сокрытая и недосягаемая Сущность. Таков богословский
аспект учения о нетварном Свете. Мистический опыт говорит о нем
как об одном из высочайших духовных состояний. Будучи нетварным,
он не может адекватным образом быть выражен понятиями мира тварного
и обычно определяется понятиями негативными: не материальный, нечувственный,
нетленный и тому подобными. Однако свт. Григорий Палама, не принимая
его за простую аллегорию, никогда не отождествляет его с рациональным
знамением и всегда оставляет за ним характер реалистического символа.
Аспекты его явлений различны: от внутреннего озарения до сияния,
так сказать, внешнего, способного освещать предметы в темноте и
одновременно воздействовать на сердце человека. Таким был Свет Воскресения
Христова, освещавший во время прихода Марии Магдалины ко гробу его
внутренность и возжегший в ее сердце любовь к Господу. Таким был
и Свет Преображения Христова, — классический, но отнюдь не единственный
пример нетварного Света. Фаворский свет не был преходящим феноменом.
Он, как слава Божия — превечен. В момент Преображения он был явлен
апостолам в соответствии с возможностью их восприятия, и был увиден
ими телесными очами, несомненно, преображенными силой Духа. Возможность
подобного видения совершенно соответствует учению свт. Григория
Паламы, говорившего о способности тела еще здесь, на земле участвовать
в духовной жизни. Достижение полноты видения этого Света возможно
только в будущем веке (отсюда и определение "Царство Божие" или
"Тайна Восьмого дня"); но святые еще в этой жизни способны вкушать
"заранее" его плоды. Таинственная Сверх-Сущность Бога навеки пребывает
недосягаемой, но видение ее Славы поистине есть созерцание "лицом
к Лицу", потому что Сам Бог в нем Себя являет. И тогда мы достигаем
обожения, которое есть не простое усовершенствование в добродетели,
а дар Божий и таинственное, благодатно совершаемое изменение нашей
природы.
Благодать — тоже Божественная энергия, и как таковую
ее можно было бы отождествлять со светом. Мы ее видим через ее действия,
или, точнее, она — только один из аспектов своего в нас проявления.
Приобщающиеся Божественной благодати могут, оставаясь существами
тварными, становиться, как и сама она, безначальными и бесконечными.
Такой была Пресвятая Дева, эта "грань" мира тварного и нетварного.
Учение о нетварном Свете в дальнейшем часто было
неправильно истолковано, вероятно, из-за трудности понять возможность
существования света нематериального. Если же мы эту трудность преодолеем,
то легче постигнем всю глубину этого учения, утверждающего подлинность
и ценность мистического опыта, в котором, преодолевая грани тварного,
достигается непосредственное видение Божественного, не впадая, тем
не менее, в пантеистическое смешение. Бог являет Себя в как "истинная
и желанная Красота".
4. Заключение. Место святителя Григория
Паламы в православном богословии
Вопрос о месте, занимаемом свт. Григорием Паламой
в православном богословии, был объектом пристрастного обсуждения
в силу полемических или апологетических тенденций лиц, занимавшихся
этим вопросом, вследствие чего его защитники обычно подчеркивали
его совершенный традиционализм, приверженность святоотеческому преданию
и письменности, а противники видели в нем исключительно новатора,
а значит — и еретика. Мы можем, однако, a priori утверждать, что
чисто новаторский дух был бы просто немыслим для религиозного образа
мыслей Византии. Сам свт. Григорий Палама считал себя приверженцем
Предания и любил обосновывать свои мысли святоотеческими свидетельствами.
Легкость, с которой он находил нужные ему цитаты, доказывает, что
бы ни говорили его противники, что он пребывал в самом средоточии
церковного аскетического и богословского предания, тесно связанных
для него то друг с другом. И было бы действительно трудно не узнать
традиционного и православного характера его учения об аскетической
жизни, умной молитве, Фаворском свете и многом другом. Однако мы
не можем считать свт. Григория Паламу просто компилятором, повторяющим
то, что было сказано до него. Он черпал свое богословие из личного
опыта и умел все традиционные проблемы аскетики и богословия формулировать
новым, свойственным только ему образом. Его учение отнюдь не является
собранием разнородных элементов, а представляет собой гармоническое
целое, отмеченное единством мысли. Среди оригинальных, но отнюдь
не "новых" аспектов его богословия следует отметить мысль о важном
значении тела в духовной жизни, о предназначении мира ангельского
и мира человеческого, о деятельности (энергии) человека, а также
его апологию "художественной молитвы" и тематическое развитие, которое
он в рамках общего богословия привносит в богомыслие о Божестве,
о нетварном Свете, о сущности и энергиях, соотнося эти мысли между
собой и исследуя их в их соотношении с "Божественной простотой".
В конце концов мы можем сказать, что традиционное мистическое учение
православного Востока обрело в его творениях как свое систематическое
выражение, так и философское и богословское оправдание. Святитель
Григорий Палама своим учением о нетварном Свете и божественных энергиях
заложил в основу православного вероучения незыблемое основание,
на котором только можно утверждать действительность общения человека
с Богом и реальность его оббжения, не впадая при этом в пантеистическое
смешение, что было бы неизбежным без различения сущности и энергий.
В целом святитель Григорий Палама — не больший "новатор", чем святитель
Афанасий Великий Александрийский, выразивший в неупотреблявшейся
в его время богословской формуле единосущный — оцоойспсх;
— истинно традиционное учение Церкви, невзирая на протесты лжетрадиционалистов
его времени (полуариан). Как человека высокой личной святости и
одного из столпов Православия, святителя Григория Паламу с великой
любовью почитает вся Православная Церковь.
Гора Афон
|