Краткое житие Климента Охридского
Краткое Житие Климента дошло до нас как часть службы святому, помещенная
после шестой песни канона. Совершенно очевидно, что написание Краткого
Жития тесно связано с деятельностью иерарха Димитрия Хоматиана и
может быть датировано годами его правления (1216-1234).
Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской
традиции после Кирилла и Мефодия. - СПб.: Алетейя, 2000. С. 269-277.
27 июля память во святых отца нашего, архииерарха и чудотворца
Климента, епископа Болгарии, [имевшего свой престол] в Охриде.
1. Сей великий отец наш и светоч Болгарии ведет свой род от европейских
мисян (1), которых многие люди знают также под именем болгар. В
древности Александр своей волей насильно переселил их (2) от Олимпа
(3), что возле Прусы (4), к северному океану и Мертвому морю (5),
По прошествии длительного времени они огромными силами перешли Истр
и завладели всеми соседними областями: Паннонией и Далмацией, Фракией
и Иллириком, а также значительной частью Македонии и Фессалии (6).
2. Именно оттуда вел свой род [сей] преподобный муж. Подобно Самуилу,
он был еще в материнской утробе избран Богом и с младенчества возлюбил
боголюбивую жизнь (7). Первым. вместе с божественными Наумом, Ангеларием
и Гораздом (8), он со всем тщанием изучил Святое Писание, содействием
Всемогущего переведенное на здешний болгарский диалект Кириллом,
воистину богомудрым и равноапостольным отцом, который поначалу [трудился]
вместе с Мефодием, знаменитым наставником мисийского народа в благочестии
и православной вере. Подобно плодородной и доброй почве, [Климент],
приняв семя истины, взрастил богатый урожай, по божественному [евангельскому]
слову, "до ста шестидесяти" (Мф. 13, 8; Мк. 4, 20), как он удостоверил
своими делами.
3. Возлюбив монашеский и девственнический образ жизни, каким только
видом добродетели он не овладел, какой только хитрости для борьбы
со страстями не превзошел! Молчальничеством он отбивался от навязанной
ему борьбы с враждебными силами, постом и прочими подвигами ослаблял
порывы сладострастия, постоянным трезвением и молитвой изглаживал
те рубцы, что оставались в душе от страстей и мечтаний. Отличительными
чертами его души были любовь ко всем и непритворное смирение.
4. Так, с младых ногтей положив себе за основу божественный закон
и ведя свою жизнь точно в соответствии с Евангелием, он вскоре стал
сотрудником для предводителей, поводырем к благочестию для всего
мисийского народа. [Святой] претерпел те же самые испытания, какие
выпали на долю его отцов и учителей со стороны имевших тогда полную
силу еретиков, как об этом рассказывает его Пространное Житие (9).
5. Когда божественный Кирилл преставился для лучшей жизни, представив
свое апостольское служение и известное "приращение вверенного ему
таланта" (ср.: Мф. 25, 15-30) Адриану, тогдашнему папе Старшего
Рима, Мефодий же был этим самым папой поставлен архиепископом Моравии
и Болгарии (10), тогда-то и Климент возводится на епископский трон
- Мефодий назначил его епископом всего Иллирика и владевшего этой
страной болгарского народа (11).
6. Чаще всего пребывал он в иллирийском городе Лихниде, являвшемся
митрополией окружающих городов, который теперь на мисийском языке
именуется Охрид, а также в Кефалинии, которая переименована на болгарском
языке в Главницу, где он оставил и памятники.
7. В этом Лихниде, или же Охриде, он от основания возвел, наряду
с другими Божьими храмами, и святой монастырь в честь великомученика
Пантелеймона, где и предавался аскетическим подвигам. Когда он еще
пребывал среди живых, то подобно высокому небесному светилу распространял
лучи этого учения тем, кто у него учился, а переселившись к счастливой
[жизни] во святых, оставил [нам] свою святую могилу, сокровище,
бесценное для его паствы, и приобретение, стоящее целого мира. От
сего гроба каждый день обращаются вспять многоразличные болезни,
и через него этот священный храм был преподнесен Богом для всех,
прибегающих к Нему, в качестве общей и безвозмездной лечебницы.
Но об этом позже.
8. Такие вот реликвии оставил он для нас в Охриде, а еще священные
книги, [плоды] трудов его собственной возвышенной мысли и руки.
Весь народ почитает и уважает их не меньше, чем знаменитые Моисеевы
скрижали, что написаны Богом.
9. В Кефалинии можно видеть и по сей день сохранившиеся каменные
столбы, на которых выдолблена надпись, сообщающая о приходе и приобщении
народа ко Христу (12).
10. Когда болгарский народ еще не весь был просвещен крещением
и сохранял звероподобное варварство, [Климент] своими боговдохновенными
поучениями привел его к свету богопознания, неукротимость их помыслов
он превратил в кротость нравов, введя у них законопослушный и разумный
образ жизни.
11. [Климент] через купель возрождения обратил к новой жизни их
князя Бориса, а после него - его сына Михаила, который первым был
провозглашен царем болгар (13), и убедил их вести государственные
дела, как это в обычае у христиан. Наконец, он стал править этим
народом, словно одним человеком. Они не по принуждению, но добровольно
шли за ним по узкой и крутой дороге [жизни] в согласии с Иисусом
Христом. Их привораживали не только чары его мудрых слов и наставлений,
но и многие чудеса. которые совершил Христос через того же верного
[своего] слугу. [Климент] даровал слепым и немым дар видеть и ясно
говорить, он излечивал бесноватых, врачевал лихорадку своими прикосновениями
и молитвами и с готовностью обращал вспять любое недомогание, так
что [однажды даже] воскресил молитвой чьего-то ребенка.
12. А поименованный царь болгар Михаил сделался настолько послушен
словам [Климента], что помогал ему при возведении храмов и готов
был исполнить все, что тот ему приказывал. Из-за этого самого расположения
и преданности святому он преуспел в добродетели и стал гораздо лучше,
чем был раньше.
13. Когда из-за любви к молчальничеству и созерцанию, не тревожимому
никакими земными [заботами], он решил отказаться от епископских
обязанностей (ибо и старость уже нависала у него над головой), Михаил
не отпустил его, но просьбами и мольбами едва ли разжалобил и уговорил
отправлять свой пастырский долг по отношению к ним до конца жизни.
[Климент] согласился на это и всячески старался, при том что старость
и немощь мешали ему заботиться о пастве и предводить ее к спасению
души.
14. Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были
более ясными, нежели те, что изобрел премудрый Кирилл. Посредством
[этих букв] он записал и все боговдохновенное Писание, и похвальные
слова, и жития мучеников и преподобных святых, и священные песнопения
[Этим письменам Климент] усердно учил наиболее способных отроков,
из числа которых возвел самых достойных в священнический сан. Таким
образом, он собственными стараниями превратил народ варварский и
жестокий в народ святой. Свершив апостольское дело, [Климент] за
это благодати сподобился апостольской.
15. А когда настало время кончины, он, смешав прощальные и предсмертные
слова с наставлениями и напутствиями, помолился за паству, безутешно
[о нем] скорбевшую и не мыслившую лишиться и остаться без такого
прекрасного пастыря, - и радостно преставился к Богу, Коего столь
сильно любил.
16. После свержения им оков [земной жизни] он каждый день стал
чудесами и исцелениями прославлять прославляющего его Господа. Пребывает
он теперь среди апостолов, будучи сам равноапостольным провозвестником
истины, пребывает среди мучеников, сам перенеся ради Слова множество
оков и кар, пребывает вместе с иерархами и преподобными, принося
прошения Господу за [свою] паству и весь мир. Да прислушается Он
к ним благодаря великому Своему состраданию, да умилостивится в
день воздаяния, да простит нам то, в чем мы за нашу жизнь неразумно
согрешили.
Примечания:
1. Мисянами в духе этнографического традиционализма византийцы называли
болгар с середины Х в.
2. Александр Македонский в течение всей византийской эпохи воспринимался
как главный герой истории, а его империя - как предтеча Византийской.
Легендарные рассказы о переселении им диких варварских племен содержались
в многочисленных версиях "Романа об Александре".
3. Гора Олимп (совр. Улу-Даг) высотой 2327 м находилась в Вифинии
(Малая Азия).
4. Грод Пруса, к юго-востоку от которого располагался Вифинский
Олимп, до XII в. почти неизвестен. Он приобрел значение при Комнинах,
а Хоматиан считает нужным упомянуть о нем потому, что Пруса прославилась
в 1204-1205 гг., когда выдержала осаду крестоносцев.
5. Географические представления Хоматиана носят самый фантастический
характер, но желание поместить прародину "мисян" в Малой Азии вызвано
тем, что там в древности также имелась область, называвшаяся Мисией.
6. О том, что болгары пришли с севера, форсировав Истр (то есть
Дунай), византийцы помнили хорошо, но размах их завоеваний Хоматиан
сильно преувеличил, чтобы соответственно представить громадной по
территории и церковную юрисдикцию Климента, а через это - обосновать
территориальные притязания Охридской кафедры.
7. Автор намекает на Ветхий Завет (1 Цар. 1, 11-28). Быть может,
уподобление Климента пророку Самуилу имеет дополнительный смысл:
Климент провозгласил болгарского князя царем, подобно тому, как
Самуил помазал на царство Саула.
8. Феофилакт в разных местах Пространного Жития приводит два перечня
Мефодиевых учеников. Во втором случае вместо Саввы фигурирует отсутствующий
в первом списке Лаврентий. неясность с этими двумя именами прослеживается
и у Хоматиана: по неизвестной причине он опускает здесь имена как
Саввы, так и Лаврентия, при том что в Хоматиановой службе Клименту
говорится: "Ты вышел из Рима со своими божественными сотоварищами,
о блаженный Климент, с Мефодием, Гораздом, Ангеларием, Наумом и
Саввой"
9. Имеются в виду притеснения со стороны немецкого клира в Великой
Моравии, описанные у Феофилакта. Однако характерно, что сама Моравия
Хоматианом здесь не упомянута.
10. Вслед за Феофилактом Хоматиан хочет связать Мефодия с Болгарией.
11. Хоматиан совершенно свободно обращается с данными Пространного
Жития, поскольку его целью была не историческая достоверность, а
обоснование прав Охридской кафедры, патроном которой был Климент.
12. Это сообщение Хоматиана подтверждено археологически: в селе
Балши возле Берата в Южной Албании найдена следующая надпись на
греческом языке: "[крестился князь Болг.] ..арии Борис, переменивший
имя на Михаил, вместе с врученным ему Богом народом в лето 6374".
Впрочем, если бы Хоматиан имел в виду именно эту надпись, то вряд
ли он в гл. 11 заявил, что Михаил - сын Бориса.
13. Под Михаилом явно подразумевается Симеон, который действительно
провозгласил себя царем.
|