Гервард
КСАНТЕНСКИЕ АННАЛЫ
(пер. с лат. А.И.Сидорова)
(По изданию "Историки эпохи Каролингов", М.РОССПЭН, 1999)
ANNALES XANTENES
В год 831. В октябре месяце к
императору прибыли подозреваемые в неверности
Пипин 1, король Аквитании и Бернард 2, граф Барселоны, и поклялись в
верности; и Пипин тайно удалился ночью из Аахена 3. В том же месяце произошло лунное
затмение. Для укрепления мира к императору
прибыли послы от сарацин 4 и с
миром возвратились обратно.
832. В апреле месяце было
лунное затмение; и после этого летом, когда
император 5 находился в Майнце 6, против него пошел его сын Людовик 7, король Баварии, готовый поднять
мятеж против отца, и он не смог [этого сделать], но
отступил, уклоняясь [от сражения]. Поскольку же
отец преследовал его вплоть до Аугсбурга 8, то он, притесненный нуждой, пришел к
отцу и был отпущен с миром. И оттуда император
снова направился в Испанию 9,
чтобы захватить своего сына Пипина, но не сумел
[этого сделать].
833. Летом же в Эльзасе 10 собрались сыновья императора,
Лотарь 11, Пипин и Людовик, и привели с собой
папу Григория 12. И там люди императора посчитали
возможным пренебречь своими клятвами [ему],
оставили его одного и обратились к Лотарю; они
клятвенно обещали быть ему верными; император же
их, лишенный своей супруги 13 и королевства, скорбящий и
опечаленный перешел под власть своих сыновей.
Они отправили его под стражу в город Суассон 14, равно как и жену его 15. Когда они сговорились об этом,
королевство франков было разделено на три части,
и папа возвратился в свое отечество; Лотарь
остался в Компьене 16. Остальные же вернулись каждый к
себе 17.
834. В то время, когда император
Людовик содержался под стражей, его сын Людовик с
коварными мыслями стал строить козни против
своего брата Лотаря, которому в прошлом году
обещал всяческую верность 18. Собрав свое войско, он поспешно
двинулся к Суассону и освободил из-под стражи
своего отца, а также вызволил из заключения
Юдифь; и они обратили оружие против Матфрида и
Ландберта, главных военачальников 19 Лотаря, чтобы, пленив их, увести с
собой или же убить мечом. Так как они
сопротивлялись, [144] то
очень многие из нападавших пали. И там, в числе
многих других были убиты граф Удо и аббат Теодо.
Император же Людовик и супруга его преследовали
Лотаря, который, наконец, пришел к ним со всеми
своими сторонниками; и после того, как обе
стороны обещали быть верными друг другу, хотя и
не слишком уверенно, каждый возвратился к себе. В
то время, когда происходило все это, в славнейшее
селение Дуурстеде 20 вторглись язычники 21 и опустошили его с чудовищной
жестокостью; и в то время королевство франков
само в себе 22 было сильно опустошено, и бедствия
людей с каждым днем многократно возрастали. В том
же году воды сильно разлились по суше.
835. В феврале было лунное
затмение. Император Людовик со своим сыном
Людовиком отправился в Бургундию, и туда пришел к
нему его сын Пипин. Между тем, язычники снова
вторглись в земли Фризии, и немалое количество
[христиан] было убито язычниками. И они снова
разграбили Дуурстеде.
836. В феврале в начале ночи
было видно удивительное свечение с востока к
западу. В том же году язычники снова напали на
христиан.
837. Часто обрушивался сильный
ураганный ветер и на востоке перед взорами людей
предстала комета с большим хвостом длиной как бы
в три локтя; и язычники опустошили Вальхерен 23 и увели с собой многих женщин,
захваченных там вместе с неисчислимыми
богатствами различного рода.
838. Зима была
очень дождливой и ветреной, и 21 января был слышен
гром; сильный гром был слышен также и 16 февраля; и
солнечный зной чрезмерно выжег землю, и в
некоторых областях произошло землетрясение; и в
воздухе был виден огонь в форме дракона. В том же
году за пять ночей до Рождества Христова был
слышен сильный удар грома и было видно сияние, и
всякого рода несчастья и бедствия людские
ежедневно возрастали.
839. 26 декабря поднялся
чудовищный ураган, так что морские потоки далеко
вышли из своих границ и, к великому сожалению,
унесли бесчисленное множество людей вместе с
постройками из окрестных дворов и селений на
побережье. Также и флотилии на море были разбиты
и над всем морем было видно огненное зарево. В том
же году 25 марта на небе с наступлением вечера
появились удивительные полосы света, которые
обволокли всю окружность неба наподобие
круглого здания. В том же году в место, называемое
[145] Вреден 24, прибыли мощи святых Фелициссима и
Агапита, а также святой Фелицитаты.
840. Полосы
света появлялись на протяжении двух ночей
подобно тому, как это было в прошлом году. И 3 мая,
а это был третий день молений 25, в 9 часов наступило солнечное
затмение и на небе, словно ночью, отчетливо были
видны звезды. И после этого 21 июня на небольшом
рейнском острове напротив королевской виллы
Ингельгейм 26 умер император Людовик, а детей и
супруги его не было рядом 27, и был похоронен он у святого
Арнульфа 28.
После же этого из Италии во Франкию
отправился император Лотарь, чтобы завладеть
королевством, оставленным ему отцом 29. Против него выступил упомянутый
уже Людовик, его брат, чтобы снова взять себе
восточное королевство 30. Но когда Лотарь перешел через Рейн,
они с трудом расстались без войны. После этого
Лотарь выступил с войском против Карла. И
Людовик, снова собрав войско, занял берег Рейна.
Узнав об этом, Лотарь двинул войско [на восток] и,
когда он тайно переправился у Вормса 31 через упомянутую реку, Людовик
снова бежал в Баварию.
841. Людовик видел, что он не
может одолеть брата, и объединился с Карлом,
чтобы с его помощью победить вышеупомянутого
императора. Когда Лотарь узнал об этом, он двинул
войска и выступил против них в месте, которое
называется Оксерр 32, и там, о чем и говорить-то больно,
христиане неистовствовали друг против друга в великом кровопролитии 33. В том же году, в четверг 28 июля, при
ярком солнце в небе показались три кольца
наподобие радуги, огибающие одно другое; но самое
маленькое окружало солнце, которое находилось в
его середине и [кольцо] казалось поэтому более
наполненным цветом, чем оба другие. Самое большое
[кольцо] было на Западе, [и], казалось, что оно
соприкасается с краем солнца. На севере
[находилось] среднее [кольцо], которое окружало
равным образом два вышеупомянутых [кольца].
Однако среднее и самое большое казались все-таки
много слабее самого маленького. И [еще было]
маленькое облачко на северо-восток [от них],
которое сияло тем же светом, что и кольца. Явление
началось около трех часов дня и длилось до
послеобеденного времени. В том же году по всей
Саксонии могущество сервов сильно выросло над их
господами и они присвоили себе имя Стеллинга и
совершили много безрассудных поступков. И
знатные люди той страны были очень подавлены и
унижены сервами. [146]
842. Во время великого 34 поста звезда, [находившаяся] на
западе, распространяла необычайно светлое
сияние на восток. И Лотарь, опустошив Галлию,
вернулся в Аахен. И после этого, летом, Людовик и
Карл, разграбив область Вормсфельд, направились
по узкой тропе, проходившей через суровый
Хунсрюк 35, в Кобленц 36. И там Лотарь выступил против них с
войском. Но когда он увидел, что обманут своими,
он бежал и дошел до Лангра и расположился там с
вновь набранными отрядами. Упомянутые же короли 37, опустошив всю область рипуариев 38, преследовали его вплоть до
названного места. И после того, как там при
посредничестве деятельных мужей государство
франков снова было разделено на три части 39, они разошлись с миром, однако,
ненадежным, и отправились: Лотарь в Аахен, Карл в
Галлию, а Людовик в Саксонию; последний [по
возвращении] со славою разбил заносчивых и
чванливых саксонских сервов и возвернул [их] в
обычное состояние 40.
843. Три упомянутых короля,
каждый со своей стороны, послали в качестве
послов самых знатных своих людей 41, чтобы они посредством записи
незыблемого состояния снова поровну разделили
королевство франков на три части. И поскольку
между ними возникли разногласия, короли сошлись
сами, уладили их спор и отделились друг от друга 42. В том же году в городе Type 43 оставила земную жизнь императрица
Юдифь, мать Карла, после того, как сын отнял у нее
все имущество.
844. Папа Григорий покинул
земную жизнь и его наследником стал папа Сергий 44. И граф Бернард 45 был убит Карлом. И Пипин, король
Аквитании, сын Пипина, вместе с сыном Бернарда
разбил войско Карла 46. И там же был убит аббат Гуго 47. В том же году король Людовик
выступил с войском против вендов 48. И там погиб один из их королей по
имени Гостимусл 49, остальные же [короли] пришли к нему
и принесли клятву верности. Когда он ушел, они
тотчас нарушили ее. После этого Лотарь, Людовик и
Карл собрались в Диденхофене и, после совещания,
расстались в мире 50.
845. В округе Вормсфельд дважды
произошло землетрясение: первый раз в ночь на
вербное Воскресение 51, второй раз в святую ночь
воскрешения Христовa 52. В
том же году во многих местах язычники наступали
на христиан 53,
но из них было сражено фризами более 12 тысяч.
Другая часть их устремились в Галлию, и там
погибло из них более 600 человек. Однако Карл, по
причине своей [военной] праздности, [147]
отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра,
чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали.
Несмотря на это, были разрушены очень многие
святые монастыри 54, и они увели в плен многих христиан.
В то время, когда это произошло, король Людовик,
собрав большое войско, отправился в поход против
вендов. Когда язычники 55 узнали об этом, они, со своей
стороны, отправили в Саксонию послов, и
преподнесли ему дары и передали ему заложников и
просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в
Саксонию. После же этого на разбойников 56 нашла чудовищная смерть, при этом
также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери,
который грабил христиан и святые места, умер,
пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они
бросили жребии, которыми их боги должны были
указать им средство к спасению, но жребии упали
без пользы. Когда же некий пленный христианин
посоветовал им бросить жребий перед
христианским богом, они это сделали и их жребий
упал удачно. Тогда их король по имени Рорик 57 вместе со всем народом язычников в
течение 40 дней воздерживался от мяса и медового
напитка, и смерть отступила, и они отпустили в
родные края всех пленных христиан, которых имели.
846. По своему обычаю,
норманны разграбили острова Остерго и Вестерго 58 и сожгли Дуурстеде с двумя
деревнями на глазах у императора Лотаря, когда он
находился в крепости Нимвеген 59, но был не в состоянии покарать их за
злодеяние. Те же возвратились в родные края,
нагрузив корабли огромной по размерам добычей [в
виде] людей и вещей. В том же году Людовик
отправился из Саксонии за Эльбу против вендов. Он
пошел со своим войском дальше против чехов,
которых мы называем Beu-winitha,
подвергаясь большой опасности. Карл выступил
против бретонцев 60, но ничего не совершил. В это же
время, о чем никто не может говорить или слышать
без великой скорби, мать всех церквей, базилика
святого апостола Петра была захвачена и
разграблена маврами или сарацинами, которые до
этого уже поселились в области Беневента, и всех
христиан, которых они нашли за пределами Рима, они убили, равно как
и тех, кто находился внутри и возле этой церкви.
Кроме того, они угнали местных монахов, мужчин и
женщин. Они разрушили алтарь святого Петра
вместе со многими другими и по причине этого
злодеяния христиан повсюду охватила сильная
скорбь. Папа Сергий покинул мир 61.[148]
847. После смерти Сергия до нашего слуха
не доходили никакие вести об апостольском
престоле 62. Рабан, наставник и аббат Фульды 63, после смерти епископа Отгера был
возведен в сан архиепископа 64, сделан его наследником и
торжественно избран [на сей пост]. Впрочем,
норманны повсюду поражали христиан и вступили в
войну против графов Зигира и Лиутгара, и они
пошли дальше за Дуурстеде вверх по Рейну девять
миль вплоть до поселения Мейнер 65 и возвратились после того, как
захватили там добьгау.
848. 4 февраля [ближе] к вечеру сверкнула
молния и был слышен гром и язычники навредили
христианам, как они имеют обыкновение [это
делать]. В том же году король Людовик созвал в
Майнце собрание народа 66; и на епископском синоде некими
монахами было выдвинуто ложное учение о
предопределении всемогущего Бога 67. После того, как они были уличены и
подверглись перед всем народом позорному
бичеванию, они принуждены были вернуться в
Галлию, откуда и пришли, и — благодарение
Господу! — положение церкви осталось неизменным.
849. В то время, когда король Людовик был
болен, его войско из Баварии начало поход против
чехов; но после того, как многие из них были там
убиты, они возвратились в родные края, сильно
униженные. Язычество же с севера, как обьгано,
причиняло вред христианству и оно все больше и
больше усиливалось, но, если рассказывать более
подробно, это вызывало бы скуку.
850. 1 января, то есть на восьмой день
после Рождества 68,
ближе к вечеру был слышен сильный гром и видна
огромная молния, и наводнение поразило
человеческий род в эту зиму. И в последовавшее [за
этим] лето земля была выжжена чудовищным
солнечным зноем. Лев, папа апостольской кафедры,
избранный муж, возвел укрепления вокруг церкви
святого апостола Петра. Мавры же повсюду в Италии
опустошили приморские города. Норманн Рорик,
брат упоминавшегося уже юного Гериольда 69, который бежал прежде, посрамленный
Лотарем, снова взял Дуурстеде и коварно причинил
христианам множество бедствий 70. В том же году между двумя братьями,
императором Лотарем и королем Людовиком, царил
такой мир, что они вместе в Айслинге с небольшой
свитой очень много дней посвятили охоте, так что
многие удивлялись этому; и расстались они друг с
другом в мире.
851. Из Рима в Саксонию прибыли
мощи святых Александра, одного из семи братьев 71, Романа и Эмеренциана. В [148]
том же году покинула мир благороднейшая
императрица Ирмингарда, супруга императора
Лотаря. Также норманны бесчинствовали во
Фрисландии и устье Рейна. Огромное войско
[норманнов] собралось на Эльбе против саксов и их
городов; одни из них были осаждены, другие
преданы огню. И они очень сильно притесняли
христиан. Поэтому наши короли встретились тогда
на реке Маас.
852. Железо язычников сверкало;
был чрезмерный солнечный зной и последовал
голод; и иссяк корм для скота; и пищи для свиней
было в достатке 72.
853. В Саксонии был великий
голод, так что многие питались кониной.
854. Помимо многих других
бедствий, которые норманны всюду причиняли
христианам, они предали огню церковь святого
Мартина 73, епископа города Тура, где покоятся
его останки 74.
855. В начале года Людовик,
восточный король, послал своего сына Людовика в
Аквитанию, чтобы тот взял себе королевство
своего двоюродного брата Пипина 75.
856. Норманны снова поставили
себе короля, который был родственником прежнего
и носил такое же имя; и даны, переплыв море, снова
со свежими силами напали на христиан.
857. Великое мучение от гнойных
пузырей распространилось среди людей и
завершалось оно отвратительным гниением, так что
перед смертью [телесные] члены отмирали и
отваливались.
858. Людовик, восточный король,
созвал в Вормсе собрание народа 76 своей части королевства.
859. 1 января в Вормсе после
утренней мессы произошел один и в Майнце перед
рассветом три подземных толчка.
860. 5 февраля был слышен гром; и
король 77 возвратился из Галлии, после того
как королевство было испорчено и ни в чем не было
улучшений 78.
861. Блаженный епископ
Лиутберт снабдил монастырь Фрекенхорст многими
мощами святых, а именно: мучеников Бонифация и
Максима, исповедников Ионы и Антония, вместе с
частью яслей Господних и гробницы Его, а также
пылью ног Его, когда он вознесся на небеса. В том
же году была очень длинная зима, и упоминавшиеся
выше короли снова имели тайное совещание на
названном уже острове 79 у Кобленца; при этом они опустошили
все в округе. И Лотарь, король рипуариев, без
оправданного повода оставил свою законную
супругу 80, сестру клирика Хугберта 81. После этого в том же году ее взял к
себе ее упомянутый [150] брат.
Король же открыто содержал наложницу 82, из-за любви к которой он оставил
жену.
862. Людовик 83 сделал графом безбожного Хугхарда 84. В глазах почти всех его
приближенных это было несчастьем. Было бы только
досадно рассказывать о раздорах наших королей и
бедах, которые принесли нашему королевству
язычники.
863. Король Людовик
созвал собрание народа сначала в Вормсе и после
этого в Майнце, и туда пришел к нему Лотарь; они
намеревались совершить военный поход против
славян, что после этого и сделали. Но он оказался
неудачным. В том же году зима была неспокойной,
изменчивой и очень дождливой, почти совершенно
без мороза, как впоследствии 85 стало ясно в церкви святого Виктора.
864. При чудовищном
наводнении неоднократно уже упоминавшиеся
язычники 86, всюду разоряя Церковь Божью,
добрались по Рейну до Ксантен 87 и опустошили [это] славнейшее место 88. А также, к великой скорби всех, кто
это видел и слышал, они сожгли церковь святого
Виктора, сооружение достойное удивления. Все, что
нашли внутри и снаружи святилища, они разграбили.
Однако духовенство и весь народ убежал недалеко.
Но саму церковную сокровищницу они, охваченные
после этого сильным бешенством, вернули на место.
Святые же мощи Виктора настоятель монастырской
братии, сев на лошадь и поставив ящик перед собой,
вместе с одним священником ночью перевез в Кельн,
подвергаясь при этом великим опасностям и
избежав их только благодаря заслугам святого. В
то время в качестве правителя и епископа главным
там был, по-видимому, Гюнтар 89, племянник молодого Хильдвина 90. Разбойники же, после совершенного
[ими] гнусного поступка, отыскали недалеко от
монастыря маленький остров, соорудили
укрепления и жили там некоторое время. Но
какая-то часть из них двинулась оттуда вверх по
реке; они сожгли большую королевскую виллу и
потеряли при этом более ста человек, так что один
из их кораблей вернулся обратно пустым. Другие
же, как только взошли на свои корабли, смущенные
возвратились к своим. Теперь Лотарь вооружил
свои корабли и думал напасть
на них, но его приближенные не одобрили этого. И,
напротив, проворные саксы активно действовали на
другом берегу реки, так что одного из их королей,
по имени Гальб 91, который в заносчивой храбрости
пытался напасть на их берег, они убили, сбросив
его и почти всех, следовавших за ним, в ту самую
реку. После [151] этого
остальные из страха оставили названное выше
место и искали неизвестно чего. Людовик же почти
весь год оставался в Баварии, опасаясь
восставших моравов, равно как и своего сына 92. Упомянутый выше архиепископ Гюнтар
из Кельна и архиепископ Титгауд из Трира по
приказанию папы Николая 93 в том же году пришли в Рим по причине
нарушения Лотарем супружеской верности, которое
он совершил незадолго до этого, потому что они
вместе с их суффраганами 94 потворствовали ему в этом без
законного основания [и] вопреки христианской
религии 95. При этом они взяли с собой
многочисленные сентенции, оформленные как будто
в соответствии с каноническим авторитетом. На
римском синоде, осужденные со всеми их
утверждениями, они были совершенно опровергнуты
и отпущены после того, как им была запрещена на
время какая-либо священническая деятельность.
865. Поскольку
прибытие Лотаря задерживалось 96, оба этих епископа вновь отправили к
папе Николаю безрассудные послания, где они
говорили, что он неблагочестив и что он без
всякого разумного основания проявил свой
тиранический нрав в несправедливом суде против
них. Они объявили, что требуют к себе на своих
местах такого же уважения, какое
он [требует] в Риме и что их положение ни в чем не
уступает его, не думая при этом о том, что они
получили от него паллиум [своего] сана 97. Ибо вещал через них вероломный дух,
который сказал: Я вознесу престол мой на севере и
буду подобен Всевышнему 98. Тот же папа снова известил их на
епископском синоде, что если они будут и дальше
продолжать [действовать] таким же образом, то
лишатся духовного сана. Они возвратились туда,
откуда пришли; и когда Гюнтар прибыл в Кельн, он
противозаконно провел всю пасхальную службу
прямо со святого дня обедни Господней 99, и из-за этой дерзости в той же самой
провинции всеми епископами Лотаря он вторично
был лишен духовного сана. Ведь нет ничего
удивительного, когда человек, лишивший
сокровищницу святого Петра золота и серебра в
виде священных сосудов и разных других [видах],
постоянно пылавший огнем алчности и обративший
его к [достижению] светской роскоши, [раздаривая]
своим братьям и племянникам, сестрам и
племянницам, утратил все свои блага. Его
сотоварищ ничего из того делать не пытался. Но
все-таки они оба еще раз возвратились в Рим.
866. В январе
произошло лунное затмение и святейший епископ
Ансгар из Бремена 100 оставил мир. Граф Людольф 101 [152] на
севере и Эвервинг в Италии, зять короля Людовика 102, благороднейшие мужи удалились из
[этого] мира. В это же время упомянутый выше
клирик Хуберт, с сестрой которого незадолго до
этого король Лотарь расторгнул брак, пятью
епископами был лишен духовного сана [и] убит на
войне сыновьями Конрада, брата бывшей королевы
Юдифи. В этом году язычники сильно разорили
остальную Фрисландию. И Людовик, восточный
король, созвал летом во Франкфурте 103 собрание народа своей части
королевства, и там принял участие Арсений,
канцлер папы Николая, принесший от него письма,
касающиеся состояния католической веры и защиты
христианской религии. Отправившись оттуда
дальше, он посетил короля Лотаря, удалил от него
недозволенно возведенную в королевы наложницу —
дав свое согласие на это дело, оба архиепископа,
Гюнтар и Титгауд, тяжело провинились, —
восстановил при нем законную жену 104, которая до сих пор была удалена от
него с греховными обоснованиями, и возвратился
оттуда в Рим. В это время оставил мир
благороднейший муж по имени Эрнст 105, тесть Карломана, первенца короля
Людовика. Поскольку прибытие Гюнтара в его город 106 задерживалось, преемником на его
месте стал некий насильник по имени Гуго 107, сын упомянутого уже графа Конрада,
который вторгся в стадо Господне не как пастырь,
но как волк хищный 108 и, поэтому, с соизволения Божьего,
быстро был изгнан оттуда после того, как очень
многие были убиты им в этом епископстве. И
язычники жестоко разорили Галлию. И, получив от
короля Карла бесчисленные сокровища, они на
время возвратились [к себе], чтобы в другом месте вредить церкви Божьей.
867. В Саксонии два
священника посвятили себя монашескому образу
жизни, однако они, будучи невежественными,
создавали у всех епископов и священников этой
провинции впечатление, что они святые, поскольку
их почитали как мужей необычайной святости. И
поначалу они лицемерно вместе вели
отшельническую жизнь. Но потом, когда между ними
обнаружился дух раздора, они отделились друг от
друга, отыскали все-таки отдаленные жилища и даже
постоянно хвастались, что они видели ангельские
явления и получали некие знаки. И стекалось к ним
великое множество народа, как богатых, так и иных,
принося им различные дары. Они принимали их
исповедь и выносили свои суждения, но Господь,
который знает все тайны, узрел с неба их
лицемерие и обнаружил намерения их сердец 109, так что в [153] того,
кто казался из них первым, вселился дьявол.
Другой же летом на синоде перед архиепископом
Майнца Лиудбертом и другими епископами был
уличен в каноническом заблуждении, опровергнут и
лишен своего сана. В то время, когда происходило
все это, в Саксонию были перенесены реликвии
святого мученика Магнуса, которые переслал
епископу Лиудберту достопочтенный папа Николай.
В это время Гюнтар, бывший архиепископ Кельна, во
второй раз возвратился из Рима
после того, как ему было позволено руководить
мирской общиной, но запрещено исполнение всех
епископских обязанностей. Однако он входил в
церкви с большим высокомерием, под звон
колоколов, а навстречу ему с евангелиями и
кадилами [в руках] выбегали клирики. В этом году в
Галлии велась жестокая война между местным
населением и язычниками и бесчисленное
множество [людей] пало с обеих сторон. И при этом
был убит Руодберт 110,
герцог Карла, очень храбрый муж, по происхождению
из Франкии.
868. Некогда Господь посетил народ свой 111 и на закате солнца за денарий
призвал праздных работников ежедневно
возделывать виноградник 112. Народ болгаров, который до сих пор
почитал ложных идолов, обратился к католической
вере, когда он велел свершиться среди народа
поразительным знамениям и чудесам 113. Когда Николаем, высочайшим
первосвященником и всеобщим папой города Рима,
были посланы апостольские мужи, те приняли [от
них] проповедь бога нашего Иисуса Христа и
крестились. Посему было справедливо то, что
старый рыбак простер улов [свой], издавна
предназначенный ему Господом и определенный
неводом проповеди в европейском море, до конца
мира [земного], и ветхий днями 114 был назначен в пастыри к овцам,
которые были вверены ему особо, и долго вел
заблудших агнцев на пастбища, где неразлучный
спутник их и выдающийся наставник человеческий
давал бы им пить молоко в качестве пищи 115, до тех пор, пока они не стали бы
тучными овцами, размножающимися на своих
пастбищах 116, и было бы одно стадо и один пастырь 117, Господь наш Иисус Христос. Притом, в
дни сентябрьского поста 118 на небе были видны два огромных
кольца, подобные радуге. Большее из них на севере
поначалу было красивее, но после утомилось [и] как
будто передало свое изобилие южному. Меньшее же,
которое сомкнулось вокруг солнца, блистало во
всем великолепии, касаясь внешней стороны
другого. Они появились перед тремя часами и
держались до девяти, чтобы потом исчезнуть. [154] В это же время в
Саксонии видели огонь, с быстротой стрелы
пролетевший в воздухе, по толщине он был с жердь
для [подпорки стога] сена. Он метал искры, словно
груда железа в плавильной печи, и внезапно на
глазах у многих людей превратился в нечто вроде
смоляного дыма. Но значение этого явления знает
одни Бог. Затем осенью от королей вышло повеление
119, чтобы соблюдался всеобщий
трехдневный пост, поскольку усилился страх
голода и чумы; и в королевствах произошло сильное
землетрясение, так что великое отчаяние охватило
земную жизнь, В это время епископ Саксонии
Лиудберт 120, происходивший из ..., опекал округ
Гюнтара в восточной части, за исключением
раздачи духовных санов и помазания. В этом же
году из этого мира к Господу отправился Николай 121, высочайший первосвященник и боец
Христов. Также, язычники вновь жестоко разорили
Ирландию и Фрисландию.
869. В феврале во мраке
вод облаков воздушных 122 неоднократно был слышен гром, и 15
февраля, то есть в святую ночь семидесятницы, на
северо-западе появилась комета, за которой
немедля последовал чудовищный ураган и
чрезмерно большое наводнение, в котором многие
неожиданно погибли. И после этого, летом, во
многих провинциях наступил жестокий голод,
бывший наиболее сильным в Бургундии и Галлии, где
великое множество людей умерло горькой смертью,
так что люди были вынуждены поедать трупы. Но говорят, что кое-кто питался и
собачьим мясом. В то время, как говорит пророк 123, «из-за грехов страны в ней
[оказалось] много начальников», ибо четыре короля
царствовали в некогда [едином] государстве Карла
Великого: Людовик 124, сын императора Людовика, который
был мудрее и справедливее остальных, на востоке и
у славян, в Баварии, Алемании и Реции, Саксонии,
Швабии, Тюрингии и Франконии с областями
Вормсфельд и Шпейер; его брат, Карл 125, господствовал над Галлией,
Аквитанией и Васконией, очень часто сдерживал
враждебность язычников, постоянно откупался от
них деньгами и ни разу не победил в войне. Людовик
126, старший сын императора Лотаря, осел
в Италии и Беневенте. Он причинил папе Николаю
множеств во несправедливостей и не изгнал мавров
из Беневента. Его брат, Лотарь 127, вспыльчивый и легкомысленный,
оставил законную супругу вопреки заветам святых
и повелению папы Николая и поддерживал запретные
сношения с наложницей. Он владел Рипуарией,
Бургундией и Провансом 128. Снова и снова Гюнтар и Титгауд
просили Рим, когда власть [155] там
унаследовал Адриан 129, чтобы им можно было как-нибудь
достигнуть прежнего положения; но они не смогли 130 сделать этого, так как трудно идти
против рожна 131. Дело в том, что прямо на чужбине
Теотгауд 132 был охвачен жестокой лихорадкой и
оставил жизнь вместе со священническим саном 133. Церковью же его руководили
посвященные в епископский сан. Второй,
настигнутый тем же недугом, едва выздоровел. И
когда он увидел, что никоим образом не сможет
вступить на свое старое место, что его обманом
приобретенное богатство было растрачено и почти
все его приверженцы умерли, он отправился с
немногими блуждать по земле, нищий и безвестный.
И вот так два митрополита, по причине их согласия
на греховный разрыв королем супружеских уз, были
поколеблены и пали 134. Невеста 135 же Гюнтара, которая ценилась
когда-то как самая предпочтительная после Рима,
сидела как вдова 136, оставленная своим мужем, в
разорванных одеждах, с грязной кожей,
растрепанными волосами, босыми ногами, без
пастыря 137, во прахе 138. Также дети ее, не имеющие отца,
повсюду были пожраны волками хищными 139. Священники ее воспитывались
сурово, битием и розгами, так как не было у них
никакого защитника. Благородные мужи ее пали от
меча, и горько она плакала 140 день и ночь, и, скорбя и вздыхая,
говорит: «Всюду я в нужде и не знаю, что должна
выбрать, так как умножились скорби сердца моего» 141. Также говорила она, обращаясь к
путникам: «О все вы, проходящие путем, замечали ли
вы и видели ли, есть ли скорбь, подобная моей
скорби 142. Вот, при живом муже меня называют
вдовой. Нежные младенцы мои задушены. Воззри,
Господи, на бедствие мое, когда уже отовсюду
возвеличился враг. Нет никого, кто бы меня утешил,
кроме тебя одного, Господи» 143.
870. Лотарь, король
Рипуарии, наконец после многочисленных призывов
прибыл в Рим и имел разговор с папой Адрианом 144. И от того получил он повеление
отвергнуть наложницу и принять законную супругу.
Итак, он обещал быть во всем послушным, но никоим
образом не выполнил этого. И поэтому Господь
сурово покарал его почти со всей свитой, когда он
возвращался обратно из Рима 145. Их тела подобающим образом были
доставлены в Кельн и погребены 146. Ибо Мститель сказал 147: «Мстить — мой удел и я воздам. Я
извлеку меч из ножен и истребит их рука моя». В
том же году Людовик 148, восточный король, послал двух своих
сыновей, Карломана и Карла 149, против моравов, [156] долгое
время непокорных ему. Они обратили в бегство
короля Растица, опустошили страну и вернулись
обратно с богатой добычей. Гюнтар, часто уже
упоминавшийся, осенью, не сказав никому, тайно на
корабле снова прибыл в Кельн с немногими
[сторонниками], как волк, который напал на стадо;
он отправил посланника и повелел, чтобы звонили
церковные колокола и его доставили с почетом. При
этом он сказал, что располагает силой, которой не
имел, как после доказал исход дела.
871. Карл, король
Галлии, самоуверенно вторгся в бывшее
королевство Лотаря и обосновался в аахенском
дворце, уверяя, что он желает приобрести в свою
собственность все королевство без чьей-либо
милости 150. Позднее это [дело] было улажено и
упорядочено мирным путем при посредничестве
деятельных мужей 151. Однако, пока его 152 упрямство не было преодолено и видя,
что Гюнтар изгнан со своего места, он послал
своего племянника, некоего Хильдвина, с одним
только епископом из Люттриха в святой день
праздника Пришествия из Аахена в Кельн, чтобы
назначить его епископом и незаконно занять эту
кафедру. Но чтобы воспрепятствовать этому,
Людовик, восточный король, направил в Кельн
архиепископа Лиудберта из Майнца со всеми
епископами-суффраганами [принадлежащими к его
церковной провинции] с другой стороны Рейна,
лежавшей напротив города, с целью назначить
епископом некоего Виллиберта 153, бывшего уроженцем Кельна; он был не
чванлив, не жаден, не лицемер, не поденщик и не
нанятый за плату человек, но угнетенный тяжелой
нуждой, хотя и сведущий во всех духовных науках.
Когда все это совершилось таким образом, открыл
Господь перед очами народов правду свою 154 и мздоимец уклонился и отступил,
истинный же пастырь заботливо охранял стадо
свое. Поскольку Гюнтар видел, что там он не мог
лелеять дальше в своем упрямстве никакой
надежды, он покинул Кельн, уйдя оттуда
побежденным и придя в замешательство, и никогда
больше снова не возвращался туда. Но в следующем
году, как всегда непостоянный и полный интриг, он
снова прибыл в Рим, угрожая папе Адриану, и
поэтому был исключен из всего римского синода и
потерял неизвестно когда и ничего не подозревая
об опасности свою упрямую жизнь. В том же году 27
апреля епископ Лиудберт Саксонский и сын
Рипуарии, о котором мы говорили много хорошего,
отошел из этого мира к Господу. Священный город
Иерусалим и гора Ель и все святые места вокруг
подверглись нападению сарацин и были заняты ими. [157] Монахи, которые служили
там Господу, были подвергнуты различным пыткам и
брошены в темницу. Слушайте теперь, все
почитатели католической веры, сказанное вам:
«Плачьте, священники, служители Божьи и говорите 155: Пощади, Господи, пощади народ твой,
чтобы не господствовали над ним язычники и не
говорили: Где Бог их?».
Растиц, король моравов, был схвачен
Карломаном и отправлен к отцу во Франкию и там
после был ослеплен. Также язычники опустошили
тогда почти всю Ирландию, возвратились с богатой
добычей и доставили много несчастий роду
человеческому в богатых водой местностях
Франкии и Галлии. Также мавры в течение многих
лет владели Беневентом, и Людовик, король Италии,
не смог изгнать их, и со всех сторон католическая
церковь была окружена враждебностью язычников.
При этом она стонала, душевно трепеща и ожидая
времена пришествия Антихриста.
872. Королевство
моравов вновь выскользнуло из рук Карломана
из-за некоего Склава 156, из того же народа [происходившего],
и со стороны Карломана погибло значительное
войско. В том же году враждебное действие гроз и
ливней и града причинило роду человеческому
чудовищный вред в плодах [земных] и постройках.
Дело в том, что первая мать-церковь святого
апостола Петра в Вормсе, которая недавно была
отстроена заново епископом
Самуилом и аббатом монастыря святого Назария,
была подожжена ударом молнии и разрушена. Снова
было собрано против моравов могучее войско из
восточных франков. Они обратили врагов в бегство
и загнали их в сильно укрепленный город. И там они
долго находились в осаде и несли тяжелые потери.
Также и Карломан часто опустошал страну. Равным
образом в этом году умер папа Адриан и на его
место вступил блистательный муж по имени Иоанн 157. Умер епископ Гунцио из Вормса, и на
его место вступил юный Адельгейм из церкви
святого Кириака 158, мученика Христова.
873. Людовик,
восточный король созвал во Франкфурте собрание
епископов и лайенов 159.
И туда против него пришли два сына, полные
неправедных мыслей 160, [первый] одного с ним имени, [а
второй] Карл. Они желали установить тиранию,
считая возможным пренебречь своими присягами, и
хотели отнять у отца королевство и заключить его
под стражу. Но Господь, праведный и терпеливый
судья 161, явил там публично перед всеми
великое чудо: злой дух на глазах у всех вошел в
Карла и жестоко терзал его противоречивыми
возгласами. Но в тот же день он был изгнан
молитвами [158] и
заклинаниями различных священников. При виде
этого ужаса старший брат бросился к ногам отца,
сознался в совершенном преступлении и умолял о
прощении. Благочестивый же отец, смягчившись,
мудро уладил все это. В ту же зиму неожиданно
возникло наводнение вследствие таяния снегов;
особенно сильным оно было на берегах Рейна. Из-за
прибытия вод погибло множество людей вместе с постройками и
бесчисленными плодами [земными]. Летом того же
года упомянутый король снова имел в аахенском
дворце заседание всеобщего синода и совета
приближенных. И когда там все справедливо было
приведено в порядок, к королю пришел некий слепой
клирик, сын его брата Карла, короля Галлии,
которого отец сам ослепил и после этого велел
находиться в монастыре, обещая делать ему еще
хуже. Он просил защиты. Равным образом пришел к
нему Рюрик, желчь христианства, притом на [его]
корабль были доставлены многочисленные
заложники, и он стал подданным короля и поклялся
верно служить ему. И немного времени спустя
Рудольф, племянник упомянутого выше тирана,
который жестоко опустошил побережье по ту
сторону моря 162 и королевство франков со всех
сторон, и Галлию, и почти всю Фрисландию, в том же
месте, в Остерго, тем же народом вместе с 500 мужами
был убит и окончил, хотя он был крещен, свою
собачью жизнь заслуженной смертью. После этого в
середине августа поднялся старый бич египтян, то
есть бесчисленный рой саранчи, подобный
вылетевшим из улья пчелам, направлявшийся с
востока через наши земли. Летя по воздуху, они
издавали тонкий звук, словно маленькие птички. И
когда они поднимались, небо едва можно было
видеть, как через сито. В очень многих местах
реликвиями и крестами им противостояли пастыри
церкви и все духовенство, призывая божье
сострадание, чтобы он отвел от них этот рой. Тем
не менее они навредили пусть и не всюду, но
местами. Также с 1 ноября до шестидесятницы 163 снег покрыл всю поверхность земли и
различными роями Господь постоянно бил свой
народ и посетил жезлом беззаконие их и ударами
злодеяния их 164.
В год 874. ...
Комментарии
1 Пипин Аквитанский,
средний сын императора Людовика Благочестивого.
2 Граф Бернард Септиманский,
крестник императора, один из его фаворитов.
3 Аахен-город в междуречье
Рейна и Мааса. Со времени Карла Великого столица
Франкской империи.
4 Сарацины — арабы.
Арабские государства граничили с Франкской
империей в Италии и Испании.
5 Т.е. Людовик
Благочестивый
6 Майнц — город в
среднем течении Рейна.
7 Людовик Немецкий,
третий сын императора Людовика.
8
Аугсбург — город на границе Швабии и Баварии.
9 Точнее, в Аквитанию.
10 Армии императора и
его сыновей встретились на Красном поле в долине
Эльзаса 24 июня 833 г.
11 Лотарь, старший
сын Людовика Благочестивого. С 817 г. соправитель
отца и официальный наследник императорской
короны.
12 Папа Григорий IV
(827—844 гг.) поддерживал партию Лотаря, видя в этом
единственную возможность сохранить единство
империи.
13 Т.е. королевы
Юдифи.
14 Суассон — город в
Нейстрии.
15 Юдифь была сослана
в город Тортону.
16 Компьен — город на
р. Уазе.
17 Людовик — в
Баварию, Пипин — в Аквитанию.
18 Причина
выступления Людовика — недовольство
деспотизмом Лотаря, подвергшего отца
унизительной судебной процедуре и
претендовавшего на абсолютную власть в империи.
19 В тексте —
principes consules.
20 Дуурстеде —
поселение в устье Рейна, во Фрисландии.
21 Т.е. норманны.
22 Лк. 11:17.
23 Вальхерен —
поселение во Фрисландии.
24 Вреден —
поселение во Фрисландии.
25 Rogationes (моления, прошения) или т. н. литании
справлялись в течение трех дней до праздника
Вознесения Господня. Их практика введена
епископом Мамертом Вьеннским ок. 452 г. (Gregorii
episcopi Turonensis Historiarum libri decem. Berlin, 1956,
11.34). Литании, представлявшие собой краткое
молитвословие, совершались обычно во время
церковных процессий. Этот обряд восходит к
языческому древнеримскому lustratio urbis vel agrorum — очищение жертвоприношением
города и полей. Он был воспринят христианской
церковью и трансформировался в церковный обряд (Buchner
R. Zehn Buecher Geschichten. Berlin. Bd. I, № 3.
S.127).
26 Ингельгейм — одно
из королевских поместий на Рейне ниже впадения
Майна.
27 Королева Юдифь с
сыном Карлом находились в это время в Аквитании,
Людовик — в Баварии, а Лотарь — в Италии.
28 Император Людовик
умер 20 июня 840 г. в возрасте 64 лет и был похоронен
епископом Дрогоном в Меце, в церкви св. Арнульфа.
29 После смерти
Людовика Благочестивого империю унаследовал его
старший сын Лотарь.
30 В тексте — regnum
orientate. Имеется в виду Бавария и
другие земли, лежащие на восток от Рейна.
31 Вормс — город на среднем
Рейне.
32 Оксерр или Осер —
поселение в южной Нейстрии.
33 Имеется в виду битва при
Фонтенуа, которая состоялась 25 июня 841 г.
34 Великий пост начинается за
40 дней до Пасхи.
35 В тексте написано: asperum
Gronneorum. В рукописи оба слова
сильно повреждены, поэтому при переводе возможна
неточность.
36 Кобленц — город на Рейне у
впадения в него р. Мозель.
37 Т.е. Людовик и Карл.
38 Область на среднем Рейне.
39 Более полных сведений об
этом разделе не сохранилось.
40 Речь идет о восстании
Стеллинга в Саксонии.
41 С каждой стороны было
послано по 40 представителей.
42 Речь идет о так называемом
Верденском договоре, по которому вся территория
бывшей империи Карла Великого была разделена
между Лотарем, Карлом и Людовиком.
43 Тур — город на Луаре.
44 Папа Сергий II (844-847 гг.)
45 Имеется в виду граф Бернард
Септиманский. Он поддерживал партию Пипина II, в 844
г. был схвачен и обезглавлен Карлом.
46 Пипин II, племянник короля
Карла Лысого, унаследовал Аквитанию от своего
отца. После Верденского раздела отказался
признать за Карлом верховную власть. В 844 г.
разбил королевскую армию возле Ангулема и
добился утверждения собственной власти над
Аквитанией. На стороне Пипина II выступил сын
Бернарда Септиманского
Гийом.
47 Аббат Гуго из Сен-Кантена,
побочный сын Карла Великого. Погиб в битве при
Ангулеме 14 июня 844 г.
48 Т.е. ободритов. Славянские
племена ободритов населяли территории северной
части междуречья Эльбы и Одера.
49 Один из племенных вождей.
50 Представления о былом
имперском единстве еще долго сохранялись в
сознании современников, рассматривавших новые
каролингские королевства как составные части
одного целого. С 843 по 855 гг. трое Каролингов,
преемников Карла Великого и Людовика
Благочестивого, поддерживали довольно тесные
отношения. Они встречались в Диденхофене в
октябре 844 г., в Мерсене в феврале 847 г. и в мае 851 г.
51 Т.е. в ночь с 22 на 23 марта.
52 Т.е. в ночь с 28 на 29 марта.
53 С 845 г. начинается новый
этап норманнской агрессии. Объектом нападений
становится, преимущественно, территория
Западно-франкского королевства.
54 В тексте — monasteria sanctorum
plurimorum. В трактовке этого места
возможны два варианта: имеются в виду либо
монастыри, носившие имя какого-либо святого, либо
монастыри, где покоились его мощи. Могло быть и
так, что монастырь носил имя святого, обладая его
мощами.
55 Т.е. славянские племена
ободритов.
56 Т.е. норманнов, совершивших
набег на Фрисландию и Галлию.
57 Рорик, норманнский конунг,
брат Харальда, датского короля, изгнанного с
родины. Еще при Людовике Благочестивом последний
в обмен на обязательство защищать побережье от
набегов сородичей получил от императора часть
земель в восточной Фрисландии. А в 841 г. император
Лотарь I отдал ему на тех же условиях остров
Вальхерен. Рорик унаследовал от Харальда эти
земли.
58 Остерго и Вестерго —
острова у западного побережья Фрисландии.
59 Нимвеген — поселение на
берегу Рейна во Фрисландии.
60 Герцог Бретани Номиноэ в
ноябре 845 г. нанес в Баллоне сильный удар по
войскам Карла Лысого, а самого короля взял в плен.
После чего последовало долголетнее чередование
войн и перемирий между королем и бретонским
правителем.
61 Папа Сергий II умер в 847 году.
62 Сергию II наследовал папа
Лев IV (847—855 гг.)
63 Монастырь в Фульде был
основан в 745 году архиепископом Майнца
Бонифацием при содействии принца Карломана.
Монахи жили по уставу св. Бенедикта. Рабан Мавр
стал в 822 году пятым аббатом монастыря.
64 Рабан Мавр получил
архиепископскую кафедру в г. Майнце.
65 Здесь были расположены
владения Лоршского монастыря.
66 В источнике «conventum populi»
— собрание народа. Под термином
«populus» в данном случае следует
подразумевать представителей светской и
духовной аристократии.
67 речь идет о так называемом
деле Готшалка. С 845 года Готшалк, монах и
священник, ученик Рабана Мавра, странствуя по
стране, особенно в рейнских землях, проповедовал
крайнее истолкование учения о предопределении. В
его представлении божественное предопределение
абсолютно. Каждый человек изначально либо
предопределен к спасению, либо нет. Сам человек
ничего не может сделать для своего спасения.
Следовательно, все его дела и поступки не имеют
никакого значения. Эта проповедь вызвала крайне
негативную реакцию со стороны церкви. Усилиями
Рабана Мавра, ставшего к тому времени
архиепископом г. Майнца, и епископа Реймского
Гинкмара Готшалк был заточен в монастырь
Отвилль, где умер в 868 году. С теологической точки
зрения, проповедь Готшалка была приемлемой и не
вызывала возражений даже у таких значительных
ученых и теологов того времени, как Луп
Феррьерский, Ратрамн Корбийский, Иоанн Скот
Эриугена. Главная ее опасность заключалась в
моральном и социальном отношениях. Идеи
Готшалка, неверно понятые, могли возбудить в
народе, еще недостаточно прочно усвоившем идеи
христианства, дурные наклонности и привести к
отрицанию христианских моральных законов,
послушания и единства, столь необходимых для
поддержания существующего общественного
порядка.
68 Католическое Рождество
приходится на 25 декабря.
69 Т.е. Харальда. См. прим. 57.
70 В 850 году Лотарь I
решился передать Рорику и его племяннику
Готфриду, сыну Харальда, Дуурстеде и ряд фризских
графств при условии защиты Фрисландии от набегов
других викингов.
71 Т.е. сыновей св.
Фелицитаты.
72 Имеется в виду
хороший урожай желудей. Свиней в то время пасли,
главным образом, в дубовых лесах.
73 Церковь св.
Мартина — одна из самых известных и почитаемых
франкских церквей. Была разрушена норманнами в 853
году.
74 Св. Мартин Турский
(336—397 гг.), национальный святой Франции. Родился в
г. Сабария римской провинции Паннония.
Воспитывался в Павии, затем переселился в Галлию.
В 361 году организовал монастырь близ г. Пуатье.
Вскоре занял епископскую кафедру в Туре по
настоянию местных жителей. Активно боролся с
язычеством и идолопоклонством. Жил сначала в
келье, а затем построил хижину на берегу Луары.
Позднее здесь возник монастырь Мармутье (Maius
monasterium — Великий монастырь).
75 Власть Карла
Лысого на землях к югу от Луары была весьма
неустойчивой. Аквитанская аристократия,
обладавшая большой политической
самостоятельностью, долго не желала признавать
его верховенства и настойчиво искала себе
другого короля. Фульдские анналы под 853 годом
упоминают о том, что послы аквитанцев пришли к
королю Людовику, умоляя его или самому стать их
господином или послать своего сына, чтобы он
освободил их от тирании Карла (Ann. Fuld., 853). Этим объясняется поход Людовика
Юного в Аквитанию, предпринятый год спустя.
76 См. прим. 66.
77 Имеется в виду
Людовик Немецкий.
78 Неточно. Это
произошло в 859 г. После смерти Лотаря I в 855 году, в
бывшей империи Карла Великого вместо трех
правящих Каролингов стало пять королей с таким
же количеством королевств. Людовик II, старший сын
Лотаря I, получил Италию вместе с императорским
титулом. Лотарь II унаследовал центральные земли
от Фрисландии до Лотарингии. Страдающий
эпилепсией Карл получил Прованс. Со смертью
Лотаря I окончился период мирного
сосуществования. Между Каролингами до крайности обострилась борьба за
власть и земли. Наиболее грозный кризис
разразился в 858 году. Еще в 856 году воцарение в
Нейстрии Людовика Заики вызвало протест со
стороны местной аристократии. В 858 году дело
дошло до открытого восстания. Во главе него
стояли Роберт Сильный, граф Труа и Анжера, и
Венилон, архиепископ Санский. К восставшим
присоединились Эд Орлеанский и Адалард
Парижский. Значительную поддержку восставшим
оказал и Пипин Аквитанский. Мятежники отправили
посольство к Людовику Немецкому, призывая его освободить их от
тирании Карла (Ann. Fuld., 858; Ann. Bertin., 858). В августе 858 года Людовик
Немецкий напал на Западно-франкское королевство.
Он быстро захватил Шалон-на-Марне, Сане и Аттиньи,
где находился один из наиболее посещаемых
королевских пфальцев. Светская знать в
большинстве своем присягнула Людовику. Тот щедро
раздавал графства, монастыри и королевские
земли. Однако епископат холодно отнесся к этому
демаршу. Когда Людовик созвал в Реймсе собрание
знати, которое должно было закрепить законность
его власти, франкские епископы под руководством
Гинкмара Реймского отказались в нем участвовать
и сохранили верность Карлу. Без их признания и
благословения Людовик ничего не сумел добиться.
В начале 859 года Карлу удалось собрать силы и
отогнать своего брата обратно за Рейн.
79 Первое упоминание
этого острова, по-видимому, было удалено из
текста кельнским автором анналов.
80 Имеется в виду
королева Титберга, на которой Лотарь II женился в
855 году.
81 Хугберт или
Хуберт, граф-аббат монастыря Сен-Морис в Агоне.
82 Имеется в виду
Вальдрада, от которой Лотарь П имел сына Гуго.
83 Т.е. Людовик
Немецкий.
84 О нем сведений
больше нет.
85 В тексте — in
sequentibus. Это указывает на то, что
анналист описывает события предшествующего года
зимой или весной следующего.
86 Т.е. норманны.
87 Ксантены —
поселение во Фрисландии, в устье Рейна.
88 Норманны во главе
с Рориком, стремившимся подчинить своей власти
всю Фрисландию, впервые вторглись во Франкию по
Рейну.
89 Гюнтар,
архиепископ Кельна. С 855 года архикапеллан Лотаря
II.
90 Гильдуин, аббат
Сен-Дени.
91 Один из
норманнских вождей.
92 Имеется в виду
принц Карломан, старший сын Людовика Немецкого.
Он был обвинен в заговоре против короля и
стремлении превратить Каринтийскую марку в
самостоятельное княжество. В 863 году произошло
открытое военное столкновение, в результате
которого Карломан был на время отстранен от
управления Каринтией (Ann. Fuld., 863).
93 Папа Николай I
Великий (858-867).
94 Suffraganei или suffragani (от
лат. suffragan — подавать голос в
чью-то пользу, рекомендовать) — епископы,
принимающие участие в выборах архиепископа их
провинции; члены коллегии епископов, которая
рассматривает различные церковные вопросы в
рамках церковной провинции.
95 Речь идет о так
называемом деле Лотаря II. В 855 году Лотарь II, чтобы
упрочить свое положение в Ломбардии и Бургундии,
женится на Титберге, чей клан был очень влиятелен
в этих землях. Два года спустя он отверг Титбергу,
поскольку она оказалась бесплодной и не могла
дать ему наследника, и приблизил к себе наложницу
Вальдраду, от которой уже имел сына Гуго. В 860 году
он организовал бракоразводный процесс, для
которого привлек архиепископа Кельна Гюнтара,
архиепископа Трира Титгауда и некоторых других.
Титбергу обвинили в кровосмесительной связи со
своим братом Губертом. Такое пятно аннулировало
ее брак с королем. В 862 году Лотарь женился на
Вальдраде и сделал ее королевой. А их маленький
сын Гуго стал наследником королевства и получил
титул короля.
Тем временем Титберга с братом бежали
в королевство Карла Лысого и оттуда подали
апелляцию папе. Кроме того, ряд епископов,
сторонников Карла, и, в первую очередь, Гинкмар
Реймский, заняли негативную позицию в этом
вопросе: Карл любыми средствами добивался
устранения законного наследника в королевстве
Лотаря, поскольку стремился подчинить эти земли
своей власти.
Папа Николай I потребовал от Лотаря
отказаться от Вальдрады и взять обратно в жены
Титбергу. Архиепископы Гюнтар и Титгауд были
вызваны в Рим, осуждены и лишены сана.
96 Папа Николай I
вызвал в Рим Лотаря II для покаяния и поставил
очень жесткие условия, при которых король мог
получить прощение: восстановить брак с
Титбергой, выслать Вальдраду в Рим и заново
назначить епископов Кельна и Трира. Лотарь
отказался выполнить эти условия.
97 Паллиум — вид
своеобразной накидки, которую с IV в. получали при
посвящении все епископы как символ пастыря,
несущего на плечах овцу. В описываемое время
имела вид широкой ленты, расшитой золотыми
крестами, вручавшейся от имени папы епископу при
введении его в сан.
98 Иса. 14:13.
99 Т.е. 30 марта
100 Епископство
Бремен расположено в Саксонии на р. Везер.
101 Людольф, маркграф
Остфалии. Благодаря своей активности на
восточной границе стал одним из самых
могущественных и влиятельных магнатов не только
Саксонии, но и всего Восточно-франкского
королевства. После 866 года герцогским титулом в
Саксонии владели только его потомки.
102 Эверинг, маркграф
фриульской марки, происходил из могущественной
династии Унрошид. Был женат на Гизеле, дочери
Людовика Благочестивого, родной сестре Карла
Лысого.
103 Франкфурт —
город на р. Майн.
104 Неточно. Это
произошло в августе 865 года. Но в ноябре 866 года
Титберга, доведенная до отчаяния бесконечной
травлей при дворе Лотаря, известила папу, что
хочет отречься от своего положения королевы. Тем
не менее, ей не позволили этого сделать.
105 Граф Эрнст,
влиятельнейший магнат Восточно-франкского
королевства. Современники называли его summus
inter omnes optimates. Тем не менее,
положение даже крупной знати в этот период было
далеко не прочным. В 861 году Эрнст по обвинению в
измене был лишен всех своих ленов и должностей
(Ann. Fuld., 861).
106 Т.е. в Кельн.
107 Имеется в виду
Гуго Аббат, граф Нейстрии, двоюродный брат Карла
Лысого.
108 Мф. 7:15.
109 Пс. 13:2; 1 Кор. 4:5
110
Руодберт или Роберт, по прозвищу Сильный, сначала
граф Тура и Анжера. С 865 года граф Отена, Оксера и
Невера. В 866 году Карл Лысый, с целью организации
обороны против норманнов, поручает ему Анжу и
Турень. Осенью 866 года Роберт погиб в Бриссарете.
111 Лк. 7:16.
112 Мф. 20:8.
113 Ср.: Пс. 134:9;
Деян.14:3.
114 Дан. 7:9.
115 1 Кор. 3:2.
116 Пс.143:13.
117 Иоан. 10:16.
118 С 17 сентября.
119 Лк. 2:1.
120 Имеется в виду
архиепископ Майнца Лиутберт.
121 Папа Николай I
умер в 867 году.
122 Пс. 17:12.
123 Притч.Сол. 28:2.
124 Т.е. Людовик Немецкий, сын
Людовика Благочестивого.
125 Т.е. Карл Лысый, младший
сын Людовика Благочестивого.
126 Т.е. Людовик II, старший сын
Лотаря I, унаследовавший от отца титул
императора.
127 Т.е. Лотарь II.
128 В 863 году после смерти
Карла Провансальского, младшего сына Лотаря I,
его земли унаследовал Лотарь II.
129 Папа Адриан II (867-872 гг.).
130 Все же Титгауд
получил от папы разрешение исполнять
епископские обязанности без посвящения в сан.
131 Деян. 9:5.
132 Т.е. Титгауд.
133 Титгауд умер зимой 867/868
годов.
134 Пс. 19:9.
135 Т.е. кельнская церковь.
136 Плач Иер. 1:1.
137 Числ. 27:17.
138 Иона 3:9.
139 Мф. 7:15.
140 Ср.: Плач Иер. 1:2
141 Пс. 24:17.
142 Плач Иер.
1:12.
143 Плач Иер.
1:9.
144 Лотарь II
прибыл в Рим летом 869 года после того, как папа
Адриан несколько смягчил условия его прибытия,
поставленные Николаем I.
145 На обратном пути в Лукке
Лотарь II заболел и в Пьяченце 8 августа 869 года
умер.
146 Неверно, Лотарь II был
похоронен в Пьяченце в церкви св. Антония.
147 Римл. 12:19; Исх. 15:9.
148 Т.е. Людовик Немецкий.
149 Карл Толстый, младший сын
Людовика Немецкого.
150 Узнав о смерти Лотаря II,
Карл Лысый немедленно вторгся в Лотарингию и 9
сентября 869 года короновался в Меце в соборе
Сент-Этьен.
151 8 августа 870 года в Мерсене
Людовик Немецкий и Карл Лысый окончательно
разделили королевство Лотаря II. Раздел произошел
по линии Мааса и Мозеля. Карл Лысый получил Льеж,
Верден, Туль, Безансон, Лион, Вьенн и весь левый
берег Роны. К Восточно-франкскому королевству
отошли Мец, Аахен, Трир и все правобережье Рейна.
152 Т. е. Карла Лысого.
153 Виллиберт, каноник
кафедрального собора в Кельне, был избран
архиепископом 7 января 870 года.
154 Пс. 97:2.
155 Иоиль 2:17.
156 Правильнее — Склагамарус.
157 Папа Иоанн VIII (872-882 гг.).
158 Церковь св. Кириака была
сооружена епископом Самуилом в 847 году.
159 Лайен — светское лицо,
владеющее церковным леном.
160 Дан. 13:28.
161 Пс. 7:12.
162 Имеется в виду Британия.
163 Т. е. до 14 февраля.
164 Пс. 88:33.
КОММЕНТАРИЙ
Из статьи Сидорова.
Текст Ксантенских анналов был найден Г.Х.Пертцем среди рукописей Британского
музея в 1827 году и впервые опубликован в Monumenta Germaniae Historica, Scriptores,
Т. II, с. 217-235. Поскольку в тексте нет ссылок на его местонаписание, то название
было выбрано на основании того, что под 864 годом упоминается об опустошении
Ксантен норманнами, которое автор видел собственными глазами. Первая часть анналов
написана клириком Гервардом. Некоторое время он был придворным библиотекарем
Людовика Благочестивого. После завершения своей деятельности при дворе императора
вступил в Лоршский монастырь и, поселившись в Ганнеции близ Нимвегена, взял
на себя управление землями, которые сам же пожертвовал монастырю.
Годы с 790 по 829 он описал в очень сжатой форме, используя старые анналы.
831-860 годы изложены им в самостоятельном труде (830 год в рукописи отсутствует).
После смерти Герварда (ум. в 860 г.) в течение десяти лет никто не брался за
продолжение анналов. Только после 870 года текст был дополнен в Кельне неизвестным
автором, который частично переработал заметки своего предшественника, относящиеся
к 852-860 годам. Анналы доведены до 873 года. Как далеко они выходили за эти
рамки, сказать невозможно.
На каждой из частей текста лежит печать интересов и привязанностей их авторов.
Так, Гервард, будучи сторонником императора Лотаря I, особое внимание уделял
судьбам Фрисландии. Для его продолжателя, приверженца Людовика Немецкого, более
важными явились события, происходившие на восточно-рейнских землях, особенно
на территории вокруг Кельна и примыкавшей к ней Вестфалии. В тексте и первой
и второй части много хронологических ошибок. Так, неверно указана дата смерти
папы Сергия II, разрушения норманнами церкви св. Мартина в Туре, похода Людовика
Немецкого в Западно-франкское королевство, восстания принца Карломана, гибели
графа Роберта Сильного, смерти папы Николая I и короля Лотаря II. Анналисты
фиксируют все эти события годом позже. Отчасти это можно объяснить тем, что
события предшествующего года описывались в течение последующего и помечались
не датой их свершения, а временем получения информации о них. Вторая часть анналов
изобилует библейскими реминисценциями и различного рода моральными сентенциями,
что указывает на социальное положение ее автора, который несомненно являлся
духовным лицом.
Позднейшими средневековыми хронистами Ксантенские анналы практически не использовались.
|