V.
Месяца Февраля 13-го.
ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ
преподобного отца нашего
МАРТИНИАНА.
.
Пер. В. В. Латышева.
1. Весьма близко от города Кесарии
Палестинской есть гора, именуемая Место Ковчега.
К этой горе прилежит пустыня, в которой живут
многие мужи, ведущие подвижническую жизнь. В
числе их я узнал и блаженного и добродетельного
Мартиниана, жившего на этой горе. Сей блаженный, с
юного возраста и с младенчества, возлюбив Бога,
показал многие подвиги против врага. Посему,
отличаясь телесною красотою и имея юношеский
возраст, около 18 лет, он, покинув город и живущих в
нем, и смятения их, предав себя спокойной и
одинокой жизни, поселился в сей пустыне и жил в
ней 25 лет, показывая евангельскую жизнь на земле.
Посему он и удостоился получить от Бога дары
исцелений, и многих исцелил Господь преподобными
молитвами его. Ибо многие бесноватые, придя к
ному на гору, стали свободны от злобы демонов;
также многие, будучи одержимы горячками и
получив благословение от сего мужа, получили
исцеление; и многие другие страдания исцелил
Господь ого молитвами. Со дня на день [98]
сей блаженный Мартиниан преуспевал в своем
всеотличнейшем подвижничестве, и повсюду
распространялась добрая и прекраснейшая слава
сего преподобного мужа, и все слышащие приходили
к нему на гору получить от него помощь. Но
ненавидящий добро враг рода человеческого и
человеконенавистник диавол не вынес, видя
обнаруживаемую в молодом теле престарелую душу,
и сперва начал воздвигать ему разные искушения и
хотел устрашить мужа многосплетенными
замыслами; после же старинным своим оружием,
которым соделал Адама изгнанником из Рая,
замыслил и сего извергнуть из благого его
решения.
2. Итак, в один из дней, когда
блаженный Мартиниан пел псалмы, враг,
преизратившись в величайшего дракона и
подползши внизу келлии его, начал поспешно
подрывать некую часть основания, как бы желая
ниспровергнуть келлию его. Блаженный же
Мартиниан, несмятенно исполнив псалом и выглянув
чрез окно, говорит: «Истинно подобает тебе так
ползать по земле. Что ты суетно трудишься,
бессильный и окаянный; ибо меня не страшат твои
замыслы, так как я имею Иисуса Христа помогающего
мне, побеждающего замыслы твои и попирающего
силы твои». Диавол же, услышав это, превратившись
в мальчика и убегая, сказал: «Подожди меня,
Мартиниан, подожди меня, и я скоро поражу тебя в
этих мыслях; ибо я нашел средство, чрез которое
сделаю тебя пленником сей надежды твоей. Ибо если
я не смирю тебя, не отступлю от тебя; ибо в эти дни
принесу тебе гнев, которого ты не сможешь снести,
и выведу тебя из келлии твоей, как лист от ветра».
И сказав сие, диавол стал невидим ему; [99]
блаженный же пребывал так, как бы и не видел
сего видения, но услаждался изучением Писаний.
3. В один из дней, когда некие
прогуливались в городе Кесарии, беседовали о
жизни великого и весьма дивились его твердости,
некая женщина, проходя мимо, услышала их слова и
по внушению сатаны говорит им: «Кто сей, которому
вы дивитесь? В чем его подвиги? Или какую он ведет
жизнь? Если я захочу, то унесу его как лист с
дерева. Ибо в чем состоит его занятие? Он заключил
себя как дикий зверь в пустыне, не могши
переносить плотские похоти и соблазны, и, не видя
женщины, не имеет и похоти. Когда вы знаете, что
трава горит без огня? Но если трава останется
несгораемою, когда предлежит огонь, — это дивно.
Так и о нем: если я пойду к нему и он, увидевши
меня, не поколеблется в решении и не соблазнится
обо мне, и не двинется помышление его к красоте
моего благообразия, тогда будет дивен сей не
только у людей, но и у Бога и ангелов». И сказав
это и сделав условие с мужами о твердости
блаженного, пошла в дом свой и, сняв красоту
одеяния своего, одевается в рубище; и обвязала
тряпицу на голову свою, опоясалась веревкою и,
взяв расшитую золотом суму, золотые запястья,
перстни и прочее, что есть у женщин для обмана
юношей, в поздний час, при сильном ветре и дожде,
взошла на гору, где пребывал сей блаженный
Мартиниан, и, став вблизи келлии его, начала
жалобным голосом призывать преподобного мужа,
говоря: «Помилуй меня, раб Божий, и не оставь меня
на съедение зверям, ибо я сбилась с пути, попала в
эту пустыню и не знаю куда идти. Не презри
пребывающую в такой нужде и не [100] погнушайся
мною грешною, ибо и я создание Божие. Воззри на
меня и помилуй меня смиренную, молю тебя, не
оставь меня погибнуть, прошу святость твою, и не
отринь меня заблудившуюся, молю тебя, господин
мой».
4. Когда она говорила это и причитала
еще больше этого, блаженный, отворив окно,
выглянув и увидев ее в таком виде, говорит в себе:
«Увы мне грешному; ибо предстоит мне испытание
сердца, и я должен отпасть или от заповеди, или от
решения. Женщина пребывает в нужде. Итак, если я
презрю ее и не введу в келлию, она будет съедена
зверями и осквернит душу мою; если же это
искушение и войдет сюда, то не извергнет ли меня
из заповеди? И что делать, не знаю». И воздев руки
свои к небу, сказал: «На Тебя, Господи, уповал я, да
не постыжусь во век, и да не посмеются мне враги
мои (Псал. XXX, 1; XXIV, 2). Не попусти
одолеть меня лукавому, но по воле Твоей спаси
меня в час сей и укрой меня под крепкую руку Твою,
ибо благословен еси во веки. Аминь». И сказав это,
отворил дверь и ввел ее и, возжегши огонь, говорит
ей: «Женщина, грейся и позаботься о себе; ибо
здесь нет прислуживающего». И принесши финики, от
которых он имел утешение (ибо стояли две
финиковые пальмы вне келлии), предложил ей и
сказал: «Поешь и останься здесь». И оставив ее,
вошел во внутреннюю келлию и запер дверь и,
отпевши первый час ночи и помолившись, лег на
полу, как было у него в обычае.
5. В ту ночь сатана, вошедши, смутил
его к воспламенению плоти, и он, вставши утром,
вышел [101] из келлии, чтобы
изгнать и проводить женщину. Она же, встав около
полуночи, украсила себя и приготовилась к
прельщению мужа. Он же, увидев ее и потеряв
рассудок, говорит ей: «Кто ты и откуда, и что
значит этот дьявольский вид, зачем ты явилась и
чего ради я вижу измененною твою внешность,
поведай мне». Она же, отвечая, говорит ему: «Я,
господин мой, из Кесарии Палестинской и,
услышавши о твоей юности, что ты обладаешь такой
красотой и пребываешь владыкою такого
благообразия, весьма распалилось сердце мое по
твоей красоте и я пришла ради того, чтобы
посмотреть на тебя и насытиться твоей красотой. К
чему же, господин мой, этот безвременный пост и
чего ради ты иссушаешь такой возраст свой в
безвременном воздержании? Какое писание говорит
не есть и не пить, или не соединяться законным
браком? Не сказал ли апостол Павел, что брак
честен и ложе нескверно? (Евр. XIII, 4)
Кто из пророков и патриархов не вступил в
супружество с женою и показан наследником
царства небесного? Разве Енох великий и дивный,
вступивши в брак, не был вознесен на небеса? И
Авраам святой разве не имел трех жен и назван
другом Божиим, и самого Бога узрел и принял в
палатке? Иаков же разве не имел двух жен и одолел
в борьбе с ангелами и узрел Бога лицом к лицу и
удостоен царства небесного? Моисей же великий и
верховный из пророков, раб Божий, не имел ли двух
жен и говорил с Богом и вызвал народ Еврейский из
горького рабства и достиг царства небесного?
Подобным же образом и Давид; о [102] Соломоне
же не следует и говорить, а также и об остальных
святых мужах, пребывавших в браке, родивших детей
и обитающих в царстве небесном». Женщина, говоря
это, возбуждая мужа и хватая его за руки,
отклонила его от его благого размышления и
начала увлекать его в бездну погибели.
6. И отвечая, говорит ей: «Потом, если
я возьму тебя в жены, куда мы отправимся? Или
откуда я буду содержать тебя, ничего не имея? Ибо
я прожил нестяжательною жизнью доныне все дни
жизни моей». Она же, отвечая, говорит ему: «Ты
только пребудь со мною, господин мой, и я
наслажусь красотой твоей и юностью твоей, и
нисколько не заботься об этом; ибо я имею и дом, и
имения, и золото, и серебро, и отроков, и над всем
этим поставлю тебя владыкою и господином. Только
согласись на мою просьбу и пребудь со мною, ибо
великий огонь любви в сердце моем сожигает меня».
Когда она говорила это, муж воспламенялся
плотскою похотью и начал колебаться в решении
своем и уже говорить с нею о грехе, как соделать
его с нею. Затем говорит ей: «Женщина, подожди
меня немного, ибо некоторые имеют обычай
приходить сюда и получать от меня благословение.
Я осмотрю дороги, чтобы кто-нибудь не пришел и не
застал нас в деле нашем, и если мы и не можем
скрыть прегрешение от Бога, то по крайней мере не
совершим непристойного в людях».
7. И сказав это, вышел из келии своей
и, ставши наверху высокой скалы, осматривал
дороги. Когда же он осматривал, человеколюбивый и
милосердный Бог, не презиравший труда его от
юности и не уничтоживший молитвы его, изменил
сердце его отклониться от лукавого помышления
его и изменил на [103] благую
мысль. И сходя со скалы, нашел он сухой хворост и,
взяв его, вошел в келлию; и бросив его посреди
келлии, взял и возжег огонь и, когда стало
подниматься великое пламя, отвязав сандалии свои
и вскочив в средину огня, начал обжигаться. И
сильно обожженный, почувствовав боль в ногах,
вышел из огня и, как бы борясь с самим собою,
говорил: «Что это, Мартиниан? Хорошо взял тебя
этот огонь? Вытерпи этот огонь временный и
вынесешь наказание за сию пылкость. Если можешь
вытерпеть это, подойди и к женщине; ибо она, или
лучше чрез нее диавол, уготовляет тебе огонь
вечный; ибо не она виновна, а подвигнувший ее на
помеху благого решения твоего. Итак, вообрази то
наказание, Мартиниан, возьми в ум твой и тот огонь
вечный, червя неусыпимого, скрежет зубов. Ибо сей
огонь и водою угашается и жгущий свет имеет, а тот
огонь не имеет света и никогда не угашается. Те
черви не усыпляются, ангелы при наказаниях
неумолимы в мучениях. Сообрази все это,
Мартиниан, и если можешь это претерпеть, подойди
и к женщине». Сие говорил он, напоминая ей о
вечном наказании и, когда боль немного утихла и
он успокоился, он снова вошел в костер, стал среди
огня и начал обжигаться. Итак, выйдя из огня, он
упал на пол, повсюду обжегши себя и, воздохнув от
всего сердца своего, сказал: «Прости мне
стремление мое ко греху, Господи, испытующий
сердца и утробы (Псал. VII, 10); ибо ты
знаешь сердце мое, Владыко, ибо я Тебя возлюбил и
Тебя возжаждал от юности моей и ради Тебя предал
тело мое сему огню. Прости мне, ибо [104]
благословен еси во веки». Сказав это, лежа
на полу (ибо встать он не мог от ран обжога), начал
петь: «Коль благ Бог Израилев правым сердцем! Мои
же ноги вмале не подвиглись, вмале не пролились
стопы мои» (Псал. LXXII, 1-3).
8. И когда он исполнил псалом и
помолился, женщина, пришедши в себя и понявши
мужа, как он ради спасения души своей предал на
смерть тело свое, и вспомнив множество
собственных дурных дел, вставши и снявши
украшение одеяния своего, бросила все свои
украшения в огонь и, припав к ногам блаженного,
поклонилась ему, говоря: «Молю тебя, прости меня
грешницу; ибо ты знаешь, владыко, что лукав
диавол; но сам помолись обо мне, прошу святость
твою, дабы молитвою твоею спасена была душа моя.
Ибо знай, владыко, что как диавол замыслил
ополчить меня против тебя, так я ополчусь против
него во имя Господа нашего Иисуса Христа,
очистившего блудницу, и посрамлю его; ибо он
думал понести меня против тебя, но вознес против
себя и, ожидая одолеть тебя, мною осмеян». И пока
она говорила это, слезы непрерывно текли из очей
ее. Блаженный же, отвечая, говорит ей: «Господь
Бог простит тебе прегрешение; иди с миром и, как
ты сказала, подвизайся за спасение свое; ополчись
против удовольствия раскаянием и так сможешь
посрамить лукавого». Она же, отвечая, говорит ему:
«Куда ты советуешь мне идти? Молю тебя». Он же
говорит: «Иди в Иерусалим, сойди в святой Вифлеем
и отыщи там святую деву, именем Павлину, которая
воздвигла и храм Владыки Христа; и войди к ней, и
возвести [105] ей происшедшее и
получишь великую пользу». Она же, вставши,
поклонилась ему и попросила его молиться за нее.
9. Итак, блаженный, вставши с болью от
ран обжога, дал ей немного фиников для пропитания
в дороге и, выведя из келлии и показав ей дорогу,
ведущую к Иерусалиму, говорит ей: «Иди, женщина, и
спасая спаси душу свою и подвизайся за спасение
свое. Смотри, не обратись назад; ибо никто,
возложивший руку свою на плуг и обратившийся
назад, не благонадежен для царства небесного (Лук. IX, 62). Итак, не обратись назад, то
есть к удовольствиям жизни, но следи за собою,
чтобы не быть осмеянной, и пребудь в раскаянии;
ибо раскаивающихся есть Бог». Она же, услышавши
это, еще более усилила плач свой, говоря ему:
«Уповаю на Христа, на которого уповали народы и
не постыдились (Ср. Псал. XXI. 6), что
не найдет более части во мне диавол». И так,
помолившись и поклонившись рабу Божию,
удалилась. Блаженный же, назнаменовав ее
знамением креста, сказал: «Господь Бог мой
сохранит душу твою и спасет тебя до конца». И
сказав это, вошел в келлию и пал, и пребывал
стеная и молясь.
10. Женщина же пошла, плача и молясь,
чтобы Господь был ее путеводителем к спасению. И
ту ночь, не имея силы перейти море пустыни,
пребыла в том месте, где застигла; вставши же
утром, пошла дальше, плача и молясь. Итак, пройдя
тридцать миль, глубоким вечером достигла
Вифлеема, и придя в монастырь блаженнейшей
Павлины девы и войдя, возвестила ей все
последовавшее; она же, услышавши, [106]
прославила Бога милосердного и
человеколюбивого и приняла ее в монастырь,
каждый день поучая ее о спасении. Она же так
сильно предавалась подвижничеству, что очень
часто блаженная Павлина увещевала ее и говорила:
«Пощади, дитя, плоть свою, чтобы могла довлеть до
конца». Она же еще больше напрягала, не ослабляя
напряжения подвижничества. Около же кончины
своей испросила благодать у Бога, чтобы ей было
показано, принято ли ее раскаяние. И
человеколюбивый Бог совершал исцеления ее
молитвами. Ибо в один из дней некая женщина,
жестоко страдавшая глазами, прибыла в монастырь
для исцеления. Итак, желая испытать ее раскаяние,
блаженнейшая Павлина говорит ей: «Приди, дитя, ко
Христу и помолись за нее, чтобы по
предстательству твоему Господь даровал ей
исцеление». Итак, после того как она помолилась, в
немногие дни исцелилась женщина, которая,
удалившись от мира, поселилась в том же
монастыре. Она же, проживши в монастыре
двенадцать лет, скончалась, во Христе совершив
путь. Ибо во все время подвига своего вина не
пила, елея не вкушала, а также ни овощей, ни
чего-либо другого, кроме только хлеба и воды, но и
то не до пресыщения, а вкушая вечером, иногда же и
через два дня; упокоение же ее было на полу. Таков
конец блаженной жизни и таковы подвиги.
11. Но необходимо нам, опять
возвратившись к блаженному Мартиниану,
рассказать его доблестные подвиги на пользу
многих. Через семь месяцев он излечился от ран
обжога и начал размышлять в себе, говоря:
«Воистину, если я не удалюсь из этого места, то не
оставит меня лукавый успокоиться. Итак, я должен
поселиться в таком месте, куда [107] невозможно
придти женщине». И размыслив так, встав и,
помолившись, сказал: «Владыко неба и земли, не
желающий кому-либо погибнуть, но всякому
человеку спастись и в познание истины войти (Ср. Тим. I, II, 4) и к полезному
устроиться, милостив будь к моему смирению и не
оставь душу мою погибнуть до конца, но помоги мне,
Господи Боже сил, и будь мне врач, и путь, и жизнь,
и трость, и пира, и хлеб». И сие сказав и
назнаменав все тело свое, вышел из келлии и
устремился к морю. Демон же воскликнул позади
его, говоря: «Да возмужают силы мои и да будет имя
мое славно, ибо я осилил его: доселе я изгнал его
из келлии, сожег тело его в огне и сделал его
беглецом и пленником». И снова говорит демон: «Ты
бежишь, Мартиниан? Но куда бы ты ни пошел, я приду
туда и, как отсюда изгнал тебя, так изгоню тебя,
где бы ты ни пожелал поселится, и не отступлю от
тебя, пока не усмирю тебя в конец». Блаженный же,
отвечавши, сказал: «Бессильный и окаянный, ты
подумал, что ты изгнал меня из келлии моей, или ты
даже вообразил, что я ухожу, оставив заботу? Нет,
для того, чтобы еще более попрать тебя». И опять
говорит: «Не довлело тебе первое и второе
нападение с искушением, попытайся и еще раз.
Теперь ту мастерскую, которую ты построил против
меня, я разрушил и принес Богу; посему и она сама
признала тебя прахом и попрала силы твои, и ты не
дерзаешь более приблизиться даже к тени ее». И
когда он говорил сие, диавол исчез от него.
12. Блаженный же начал петь псалом сей
и говорить: «Да воскреснет Бог и расточатся врази
Его, [108] и да бежат от лица Его
ненавидящие Его» (Псал. LXVII, 1, 2). И
воспевая, шел по дороге к морю. И вот, пришедши в
гавань, нашел некоего корабельщика, боящегося
Бога, и, подошедши, говорит ему: «Брат, знаешь ты в
средине моря остров малый, на котором никто не
живет?» Он же, отвечая, сказал ему: «Чего ради
вопрошаешь меня и чего хочешь?» Говорит ему
блаженный: «Я хочу успокоиться от мира и сей
суетной жизни и не нашел места, в котором мог бы
пристать и избежать соблазнов лукавого». Говорит
ему корабельщик: «Есть скала узкая, весьма
высокая и страшная, (далеко) отстоящая от земли;
ибо если кто будет близко к той скале, то не видит
уже земли». Блаженный же говорит: «Я весьма
радуюсь такому месту, особенно куда невозможно
придти женщине». Говорит ему корабельщик: ..... (Пропуск в копии или в рукописи. См.
примечание к греческому тексту) «Положу
завет между нами, и ты будешь доставлять мне пищу,
а я буду молиться за тебя Богу, а кроме того буду
работать, сидя на скале; только ты привози мне
ваий финиковые, и я буду работать в плетениях рук
моих, а ты будешь вывозить их от меня, продавать и
привозить мне пищу. Возьми мне и сосуды
скудельные, куда мы наливаем воду, и мы, охладив и
преломив хлеб, положим его в сосуды; а ты будешь
приезжать ежегодно дважды или трижды, привозя
мне хлеб и воду».
13. Корабельщик услышав это и поняв,
что муж — духовный, охотно условился все делать;
и взяв малый кораблик и приняв на него
блаженного, направились прямо к скале при
попутном ветре и к вечеру достигли места.
Блаженный же, увидев, что [109] место
весьма удобно, возрадовался душою и,
возблагодарив Бога и благословив корабельщика,
взошел на скалу и, взошедши, запел псалом, говоря:
«Терпя потерпел Господа, и внял мне, и услышал
молитву мою, и возвел меня из рва страстей и от
брения тины, и поставил на камне ноги мои и
направил стопы мои» (Псал. XXXIX, 1-3).
И исполнив псалом и помолившись, говорит
корабельщику: «Отойди, брат, в море и привези мне
сосуды, хлеб и воду». Говорит ему корабельщик:
«Хочешь, привезу тебе и дерева, дабы сделать тебе
сень». Он же не допустил, но пребывал под открытым
небом, сидя на воздухе и будучи жаром палим, а от
холода и мороза коченея. Корабельщик же,
удалившись, привез ему все, как поручил ему
блаженный, и ежегодно трижды привозил ему хлеб и
воду. Итак, блаженный Мартиниан как бы упокоился,
вышедши из мира, и пребывал радуясь и славя
Господа в добром житии.
14. Но лукавый и сквернейший диавол
все-таки не прекратил войны с праведным, но начал
снова там наводить на него искушения. Ибо в одну
ночь, взволновав море и возбудив великие волны,
показывал ему, что волны поднимались над его
головою на пятнадцать локтей. Демон же кричал,
говоря: «Ныне потоплю тебя, Мартиниан, в водах».
Блаженный же, отвечав несмятенно, говорит:
«Слабый и окаянный, зачем ты трудишься вcye? Меня
не смущают твои замыслы, и угрозы твои не
устрашают меня. Ибо я уповаю во имя Господа моего
Иисуса Христа, что до конца посрамлю тебя». И
сказав сие, начал петь псалом: "«Спаси меня,
Боже, ибо вошли воды до души [110] моей.
Я погрузился в бездну глубины, и нет постояния;
пришел в глубины морские и буря потопила меня» (Псал. LXVIII, 1-3). И исполнив псалом,
помолился, говоря: «Иисусе Христе единородный,
ради грехов наших сошедший на землю, услыши меня;
запретивший морю и удержавший неудержимое в
стремлении его, запретивший ветрам и победивший
непобедимое, ибо все повинуется Тебе в трепете,
услышь меня в час сей и прекрати возбужденное на
меня искушение, и посрами восстающего на меня
диавола, ибо Ты все можешь, Господи». И когда он
говорил сие, диавол исчез от него, а блаженный
остался невредим.
15. Шесть лет пробыл так блаженный на
скале, перенося всякий труд и утомление за
спасение души своей; но и так не мог успокоиться
лукавый, но навел на него и другое искушение,
страшнейшее первого. Ибо демон, заметивши в один
день мимошедший корабль, везший мужчин и женщин,
поразил корабль ветром и, сокрушив его, потопил
всех бывших там. Но одна весьма красивая девица
смогла ухватиться за доску и, приблизившись к
скале, повисла и начала кричать: «Помилуй меня,
раб Бога Всевышнего, подай мне руку помощи, спаси
меня из этой воды и не допусти меня погибнуть».
Блаженный же, увидев, что ни откуда иначе нет
спасения души ее, как помощь, улыбнувшись сказал:
«И сие есть умышление лукавого; но ты не победишь
моего решения, диавол». И говорит в себе: «Увы мне
грешному, что снова предстоит мне испытание
сердца. Что же сделать? Если я оставлю ее, она
потонет в водах и запятнает душу мою в день
судный; ибо она [111] находится
в страшнейшей нужде, нежели первая, так как та,
находясь на земле, могла спастись, а сия ни откуда
иначе не может спастись». И возведя очи свои к
небу, сказал: «Господи Боже мой, на Которого я
уповал от юности моей, не допусти меня погибнуть,
но устрой полезное душе моей». И сказав сие, подал
ей руку и вывел ее из воды и, посмотрев на нее
прямо, говорит ей: «Воистину не согласится огонь
с травою; не могу я и ты быть здесь вместе, ибо
лукавый соделает в нас тление. Но ты будь здесь и
ничего не бойся; имеешь и хлеб, и воду, и как ел я,
так ешь и ты, дабы довлело тебе, пока прибудет
корабельщик, привозящий мне хлеб; ибо остается
еще два месяца, и он прибудет сюда, и когда
прибудет, расскажи ему происшедшее, и он вывезет
тебя отсюда, и ты уйдешь в свой город».
16. И сказав сие, назнаменовал море и
сказал; «Господи Боже мой, запретивший ветрам и
морю, и повиновались тебе с трепетом, призри на
меня и не допусти меня погибнуть; ибо вот во имя
Твое я бросаюсь в море; ибо я предпочитаю
неразумно умереть, чем приобщиться к похоти
телесной». И обратившись к девице, сказал:
«Господь сохранит тебя, дитя, от всякой злобы
диавола и спасет душу твою до конца». И сказав
сие, бросился в море; и тотчас приняли его два
дельфина и, подняв его на спины, вынесли из моря и
поставили на земле. Девица же, пока он не скрылся
из глаз ее, видела его несущимся по водам и не
могла понять, что случилось. Блаженный же,
вышедши на землю, помолился, говоря: «Благодарю
Тебя, Господи Боже мой, что сотворил милость к
моему смирению; но и до конца не оставь [112] меня». И сказав сие, говорит в
себе: «Что мне делать? В горах не оставил меня
сатана, и в море также, и не знаю, что делать. Добро
мне изучать слово евангельское и исполнять его;
ибо Господь учит, говоря: Если будут гнать вас в
городе сем, бегите в другой; ибо не окончите
городов израилевых» (Матф. X. 23). И
сказав это, начал бегать и говорить: «Бегай,
Мартиниан, дабы не взяло тебя искушение; бегай,
монах». И так бегая и гоня себя, окончил дни жизни
своей, не нося ни сумы, ни трости, ни двух хитонов,
ни меди в поясе, ни другое что-либо нося с собою
для телесной нужды, что должно служить человеку;
но куда входил, в город или в деревню, разыскивал,
кто в ней муж богобоязненный, входил туда и,
получая съестное, уходил. И так бегая и гоняя,
проводил дни свои; и где застигал вечер, на горе
ли, или в пустыне, или на скале, там и оставался.
Итак, в течение двух лет бегая и гоня себя,
исполнил бег добрый, обошедши 164 города.
17. Когда же ему предстояло
переселиться к Господу, он пришел в Афины;
епископу же, бывшему там, было откровение о
кончине блаженного. Блаженный же Мартиниан,
вошедши в церковь и заранее зная день смерти
своей, упав на скамью, говорит бывшим там:
«Призовите мне поскорее епископа». Они же
приняли его за безумного. Когда же он еще более
просил их, послушались и ушли, говоря: «Человек
некий возлежит в церкви на скамье и не знаем,
безумен ли он, или кто он. Он сказал нам: призовите
мне поскорее епископа». Он же говорит им:
«Безумны вы: ибо тот выше и [113] меня
и вас». И тотчас поспешно вставши, ушел в церковь;
блаженный же, увидев его, встать не мог, но
простер руки свои к полу и так воздал ему
подобающую честь. Епископ еще большую честь
представил ему, говоря: «Давно обещал мне Бог
показать раба Своего, и неложно исполнил
сказанное Ты же, когда вселишься в царстве
небесном, помяни и мою душу, молю тебя». Он же,
отвечав, говорит ему: «Благослови меня, отче, и
молись обо мне, дабы я нашел дерзновенно в
предстоянии страшному престолу Христову». И
сказав сие, возвел очи свои к небу и сказал: «В
руки Твои предаю дух мой, Господи». И
назнаменовав все тело свое с обеих сторон,
говорит епископу: «Представь меня Богу, отче». И
сказав сие, с улыбающимся лицом предал дух свой
Господу, совершив бег, сохранив веру, получив
обетование предлежащего венца и будучи удостоен
царства небесного. Ибо кто не удивится сему
святому и крепкому подвижнику? Кто не ублажит его
непреоборимый бег и благосвободную его жизнь?
Кто не расскажет и не поразится его
добродетельною жизнью, как он до смерти и огня
подвизался за спасение души своей? Но он сам себе
устроил и мученичество подвига: ибо без гонения,
без царя гонителя или начальника он сам себе
самолично устроил мученичество, повоевав с
диаволом и поправ гордыню его; сам он, говорим,
был себе и гонителем, и царем, и палачом, мучившим
себя, и мучеником подвизавшимся, и борцом
увенчиваемым, и праведником возвещаемым. Ибо он,
как крепкий мученик, презрел огонь; и опять, о
диво, сам себе возжег печь и огнем чувственным
победил огнь вечный; и ту женщину, которую
воздвиг [114] на него диавол,
молитвою показал рабою Божиею и привел к Богу
чистую душу.
18. Но должно нам рассказать и о той
девице, оставленной на скале в море, какой конец
она получила и как неукоризненно совершила
предел жизни. Ибо и ради ее молитва блаженного не
оставалась неисполненною, но сохранила ее до
конца. Ибо она, будучи оставлена на скале, ела так,
как заповедал ей блаженный. Корабельщик же,
привозивший хлеб и воду, прибыв и приблизившись к
скале и увидев стоящую девицу, принял ее за
видение и, убоявшись, начал удаляться на веслах
от скалы. Она же, говорила, крича корабельщику:
«Не бойся, брат, ибо я воистину женщина и
христианка. Приблизься ко мне, и я расскажу тебе
происшедшее». Когда же он еще более не верил и
боялся, она поклялась, говоря: «Клянусь Царем
Христом, я христианка. Приди ближе ко мне, и я
расскажу тебе дела». Тогда корабельщик привел
свой кораблик и говорит ей: «Где здешний монах,
или что случилось с ним, что он удалился? Тебя же
кто ввел сюда?» Девица же, назнаменовав себя,
рассказала ему случившееся с ними; он же, услышав,
говорит ей: «Итак иди, я вывезу тебя отсюда, и иди
в город свой». Она же, отвечав, говорит ему: «Нет,
прошу тебя, господин мой, не выбрасывай меня с
этой скалы, но сотвори мне милость и
человеколюбие и, удалившись в твой город, привези
мне вирий и стихарь власяной, а также хлеба и
воды, как ты привозил блаженному, и получишь ту же
награду от Господа Христа, ибо нет у Бога
различия мужского пола от женского, как сказал
апостол Павел, что все вы едино есте во Христе
Иисусе (Гал. IV, 23). [115]
Итак не погнушайся мною грешною, хотящею
спастись; ибо если бы Бог не захотел спасти меня,
то я погибла бы со всеми в море. Итак, когда Бог
хочет спасти меня, ты не погуби меня за то, что я
женщина. Вспомни, что создавший Адама создал и
Еву, сам сотворил обоих и в конце дней явился чрез
святую Деву. Итак прошу тебя, пойди, отправься в
твой город и, как я раньше сказала тебе, привези
мне стихарь и вирий, хлеб, воду и шерсть; привези
сюда и жену свою, чтобы мне с нею условиться о
шерсти и чтобы она переодела меня в мужской
образ, и Господь Бог мой будет с тобою во все дни
жизни твоей и да подаст тебе в сей жизни милость и
отпущение грехов и в той дерзновение пред
престолом Христовым».
19. Корабельщик, услышав это и увидев
ее любовь к Богу, говорит ей: «Вот я сделаю все,
как ты заповедала мне; только ты мужайся и будь
здорова, и Господь исполнит желание твое». И
сказав сие и приведя в движение кораблик свой,
отправился в свой город и на другой день, взяв
жену свою и что она заповедала ему, прибыл к деве;
и жена, взойдя, поклонилась деве до земли и
принесла все из корабля. Дева же попросила мужа
удалиться на кораблик, чтобы ей переодеться в
мужской образ. Когда же он удалился, она, сняв с
себя женские платья, а вместе и женскую слабость,
опоясалась мужским разумом и оделась в мужские
платья, вирий и власяной стихарь, и, став,
молилась Господу, говоря: «Услышавший всех
святых Твоих, Господи, услышь и меня грешную и
соверши меня в теле сем непостыдною, соблюди душу
мою и утверди сердце мое, укрепи тело мое и поведи
ум мой к угождению [116] заповедям
Твоим, и оказавшим мне послушание воздай,
Владыко, достойную мзду; ибо благословен еси во
веки». И говорит женщине: «Прошу тебя, госпожа,
при привозе мне хлеба и воды ты будешь привозить
мне и шерсть и я, связав, буду отдавать тебе, дабы
не есть хлеб даром, платья же мои возьми на
память, обо мне». И сказав сие, отпустила их с
миром.
20. Через три месяца прибыли к ней
корабельщик и жена его, привозя ей нужное для
пропитания; блаженная же пребывала ликуя в
добром житии; она творила в день двенадцать
молить, а в ночь — двадцать четыре. Пища же ее
была в два две литр хлеба и одна кружка воды. И так
совершила она бег свой в добром житии; когда она
взошла на скалу, ей было 25 лет, жила же она на
скале шесть лет. За два месяца до прибытия
корабельщика и жены его блаженная Фотина предала
дух свой Христу, совершив бег подвизания своего в
добром житии, как и самому корабельщику было
откровение о ней. По исполнении времени двух
месяцев прибыл корабельщик с женою своею, и нашли
ее скончавшеюся и благолепно лежащею с
крестообразно сложенными руками, так что они
подумали, что она спит. Подошедши же, нашли ее
умершею (было же лицо ее, как цвет весенний) и,
поклонившись честным и святым останкам ее, взяв
их на кораблик и принеся в город Кесарию,
возвестили его епископу добродетельную жизнь ее.
Итак епископ повелел похоронить ее в видном
месте со светильниками и песнями во славу Бога
Вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа, ему,
же слава и сила во веки веков. Аминь.
VI.
Того же месяца (февраля) в 13-й день.
ЖИТИЕ И ДЕЯНИЯ преподобного отца
нашего
МАРТИНИАНА.
1. Весьма близко к Кесарии
Палестинской есть гора, именуемая Место Ковчега.
К этой горе прилежит пустыня, цветущая многими
прекрасными мужами, из коих один есть и
божественный Мартиниан. Сей измлада, возлюбив
Бога, входит в эту пустыню, достигнув 18-ти лет;
прожив в ней 26 лет; он исправил всякий вид
доблести и излечивал всякую человеческую
болезнь, сделавшись отличным врачом не только
тел, во и душ. Посему лукавый не переставал
воздвигать на него множество искушений, из коих
одно я расскажу вкратце.
2. Когда однажды преподобный пел
псалмы, прелестник, сделавшись как бы драконом и
подползши к дому, в котором пел святой, начал
подрывать часть основания, чтобы внушить ему
страх и вложить робкие мысли. Но преподобный,
оставшись неустрашимым, по окончании псалма
выглянул из оконца и сказал ему: «Что ты
трудишься всуе, ползая по земле, как тебе и
подобает? Ибо мне бояться твоих замыслов все
равно, что ужасаться сновидений». Враг услышал
это и тотчас, убежав как вихрь, [118] делается
невидимым, говоря: «Подожди меня, подожди, и я
наведу на тебя страсть, которой ты не сможешь
противостоять; но я заставлю тебя скоро выбежать
и из этого домика». Итак, он, убегая, говорил это, а
блаженный, не услышав ничего из сказанного,
обернувшись, пребывал в покое, услаждаясь
божественным чтением писаний.
3. Но лукавый был лукав как всегда,
так и ныне, и что он делает? Когда некие люди шли
по дороге и вспоминали о подвигах преподобного,
некая женщина прислушивалась к словам их;
сделавшись языком и устами лукавому, она говорит
им: «Кто сей, возбуждающий ваше удивление? Если я
захочу, он легко будет извергнут. Ибо что он
творит великое? Он заперся и величается
целомудрием. Так будет гордиться и сено,
сохраняясь несгораемым вдали от огня. Если он
останется бесстрастен, когда я подойду к нему,
тогда я поверю, что вы говорите правильно, и
увенчаю мужа многими хвалами». Так сказавши и
заключив условие с этими людьми, она тотчас
устраивает коварство, как изощренную бритву (Псал. LI, 4). Именно, надев худое
платье, положив свои украшения в кошель и взяв
его с собою, взошла на гору, где был и святой,
когда наступила ночь, шел сильный дождь и дули
тяжкие ветры. Уже подойдя близко к нему, она
испускала жалобные слова, говоря: «Помилуй меня,
раб Божий, помилуй заблудившуюся и уже
предлежащую на пищу зверям; ибо я, несчастная,
сбилась с дороги и не знаю, куда идти. Итак, не
отринь меня жалкую, не погнушайся грешницы, ибо и
я создание [119] Божие. Ибо если
ты презришь меня, то предашь душу зверям, и суд
будет сожигать твою душу».
4. Когда она говорила это со слезами,
преподобный, выглянув через оконце и увидев ее в
таком жалком состоянии, поражается в душе, говоря
в себе: «Увы, что мне делать? Если я не введу ее,
она будет съедена зверями; введя же, я боюсь,
чтобы враг не ископал мне ямы чрез нее». Затем он
сказал и к Богу: «На Тебя, Господи, уповал я, да не
постыжусь во век, но спаси меня по воле Твоей и
покрой, благословенный во веки. Аминь». Так
сказавши, приотворяет дверь и, введя ее и
возжегши огонь, говорит: «Женщина, грейся».
Принеся и финики и предложив ей (ибо вне его келии
стояли две финиковые пальмы), говорит: «Поешь и
останься здесь и позаботься о себе». Так сказавши
и оставив ее, он вошел во внутреннюю келлию и,
помолившись, предался сну, имея вместо постели
голую землю, как было у него в обычае.
5. Женщина же, проснувшись в эту ночь,
одевается и украшает себя, чтобы прельстить
святого. А он, возбужденный плотскими помыслами,
встал, чтобы изгнать женщину и отправить домой, и,
увидев ее столь разукрашенную, говорит: «Что это,
женщина? Что значит эта неожиданная перемена?»
Она же, тотчас перешедши к вольному и
соблазнительному обращению, говорит: «Я из
города Кесарии Палестинской; услышав о твоей
юности и красоте, я оставила все прочее и
обратилась к одному тому, чтобы ты увидел мою
истинную душу и дыхание, и чтобы я насладилась
твоей красотой и приятнейшей юностью. Что значит
это великое твое воздержание для удручения твоей
красоты и прелести? И какое [120] писание
говорит не есть, не пить, не соединяться с женою?
Кто из пророков или патриархов не сопрягся с
женою? Кто же, сопрягшись, стал изверженным из
царства небесного? Не Енох ли, не Авраам, не Иаков,
не великий Моисей, жившие с женами, стали
великими и любезными Богу? Что же божественный
Давид? Что же остальной лик святых, чтобы не
назвать и Петра верховного? Разве и они,
причастившиеся к браку и бывшие отцами детей, не
были потом славно удостоены царства небесного?»
Так говоря (ибо она имела лукавого подсказчиком)
и гладя его руки и льстя словами, она начала
колебать твердыню души его.
6. Итак, вняв ей, Мартиниан говорит:
«Если я возьму тебя в жены, куда мы отправимся и
как я прокормлю тебя?» Она же сказала ему: «Какая
тебе забота об этом? Ты удовлетвори мне одно
желание, ради которого я пришла, а я сделаю тебя
беззаботным об этом; ибо у меня есть и дома, и
имения, и золото, рабы и рабыни, над которыми
всеми я поставлю тебя господином и владыкою, если
только я наслажусь такою красотою и сладостью
очей». Когда она говорила это, тяжкое
воспламенение овладело мужем, и он всецело был
ведом пленником ко греху. Но не убойся,
возлюбленный! Ибо благий поспешает и простирает
руку, и способ как удивителен! Ибо доблестный,
находясь в таком состоянии, говорит: «Подожди,
женщина, ибо некоторые имеют обычай приходить к
нам пользы ради. Итак я, вышедши, осмотрю дороги,
дабы кто-нибудь не застал нас и мы не были
осмеяны; ибо если невозможно скрыть греха от
Бога, то постараемся скрыться хоть от людей». [121]
7. Итак он, вышедши, осматривал
дороги, и смотрящего его видит Бог и изменяет его
сердце и вводит раскаяние в задуманном. Итак,
сойдя со скалы и набрав хвороста, подложив в него
огонь и развязав сандалии, он вошел в средину
зажженного пламени, как бы сожигая лукавые
помыслы. Будучи сильно обожжен и почувствовав
боль в ногах, он выходит из огня и, как бы упрекая
себя и борясь, говорит: «Что тебе кажется,
Мартиниан? Хорошо тебе обожжение? Выносишь ты
наказание этого огня? Если тебе возможно вынести,
то подойди и к женщине, чрез которую лукавый
готовит тебе огонь неугасимый и червя
неусыпимого и те прочие страдания». То же сказал
он и в уши женщины. Когда же боль немного стихла,
он снова входит в огонь, страшно обжигается и, не
вынесши страдания, выходит и, бросившись на
землю, стонет из самой глубины сердца, говоря:
«Прости меня, Христе, прости и отпусти стремление
души к греху; ибо знаешь Ты, знаешь, что единого
Тебя возлюбил я, Царь, и ради Тебя предал себя
огню». Так помолился он, лежа на голой земле, ибо
встать не мог от обжога; пел он также и
приличествующий псалом, говоря: «Коль благ Бог
Израилю; мои же вмале не подвиглись ноги, вмале не
пролились стопы мои» (Псал. LXXII, 1-3).
8. Услышав это и обратив ум к
содеянному, женщина, быстро вставши и отбросивши
те украшения, испустила поток слез, говоря: «Не
посетуй на меня, отче! Ты знаешь хитрость
лукавого, помолись обо мне несчастной. И то знай,
что отселе не увидит меня ни город мой, ни дом, во
я уже предоставляю тебе и тело и душу; ибо я
поспешу, при помощи твоей [122] молитвы,
показать лукавого игралищем и всем попечением
спасти душу мою». При этих словах слезы капали из
очей ее, всячески удостоверяя раскаяние.
Преподобный же сказал: «Господь Бог мой простит
тебе прегрешение, о женщина! Итак, иди с миром, не
забывая уговора». И она сказала: «Каким же путем
пойду я?» И он сказал: «Тебе полезно сойти в
Иерусалим и к святому Вифлеему, где должно
отыскать святую деву, именем Павлу. Ей расскажи
случившееся и получишь большую пользу».
9. Женщина, когда услышала это, творит
ему поклонение и просит молиться за нее; он же, с
трудом привставши (ибо тяжело ему было от ран) и
дав ей немного фиников, скромное утешение на
пути, показывает ей дорогу и говорит: «Иди, иди,
женщина, и спасая спаси свою душу, ибо
раскаивающихся есть Бог». При этих словах она с
рыданиями сказала: «Уповаю на Христа, на Которого
уповали и народы и не постыдились (Псал.
XXI, 6), ибо после не будет во мне части
противнику». Так сказавши и поклонившись
божественному Мартиниану, она пустилась в путь;
он же, запечатлев ее знамением креста и
помолившись о спасении ее, вошел в келлию и,
бросившись на землю, издавал тяжкие стенания и
горячо молился.
10. Женщина же идущая, как говорит
божественное писание, шла плача и бросала семена
слез для последней благодатной жатвы, затем
приходит в Вифлеем и подходит к монастырю Павлы
девы, которой подробно рассказав все случившееся
(согласно заповеди преподобного), принимается ею
хорошо и удостаивается попечения душевного и
телесного. Она так напрягала себя к аскетическим
подвигам, что, [123] коротко
говоря, ей не только явилось отпущение грехов, но
и дана была благодать исцелений. Ибо некая
женщина, страдавшая глазами, и очень болезненно,
пришла в монастырь, и блаженная Павла поручает ей
принести Богу молитву за страждущую; когда она
это сделала, больные глаза стали здоровы, и
получившая исцеление, отказавшись от мирской
жизни, тотчас постригает свои волосы и
сопричисляется к прочим женам монастыря. А та
дивная женщина, прежде худая и окаянная (ибо я
радуюсь, познавая силу покаяния, так как и сам
неумеренно одержим грехами), прожив в монастыре 12
лет, оканчивает жизнь, не вкусив ни вина, ни елея,
ни винограда, ни других плодов, но питаясь только
хлебом и водою, и то лишь по требованию природы.
Так доблестная рассеяла обуявшую ее прежде тьму,
так явно победила обманщика.
11. Но надо обратиться снова к
блаженному Мартиниану и рассказать, какою
кончиною и он прекратил жизнь. Он до седьмого
месяца не мог свободно ходить вследствие боли от
ран; когда же они немного залечились, он стал
размышлять, как и в какое переселиться место,
совершенно недоступное для женщин. «Ибо, говорил
он, если это не совершится, я никак не буду
свободен от стрел противника». Поэтому он стал
молить Бога указать ему путь, ведущий в жизнь. Так
сказав и оградив себя знамением креста, он вышел
из келлии и устремился к морю; когда же он
выходил, демон испустил голос, говоря: «Да
мужаются силы мои и да будет имя мое светло, так
как я одолел его; ибо вот я и огнем сжег его, и
изгнал из кельи, и сделал беглецом». И прибавив,
говорит: «Куда [124] бежишь,
Мартиниан? Куда бы ты ни ушел, я и сам приду и
скоро выгоню тебя оттуда и не отстану от тебя,
пока не смирю тебя до конца». На это преподобный:
«Но ты думаешь, немощнейший, что ты изгнал меня из
келлии? Да не будет это тебе в гордыню, окаянный:
ибо я добровольно отступаю, дабы уничтожить твое
высокомерие. Смотри, как я принес Богу и орудие,
которое ты приготовил против меня, и ныне она
ставит тебя наравне с грязью, а ты не дерзаешь
коснуться даже и тени ее». Когда преподобный
говорил это, диавол обратился в бегство и
удалился.
12. Блаженный же пел против него: «Да
воскреснет Бог и расточатся врази Его» (Псал. LXVII, 1) и прочую часть псалма.
Когда же он был уже в гавани, то встретил
корабельщика, боящегося Господа, и обратился к
нему: «Есть ли у тебя, брат, на примете
какой-нибудь остров, лежащий где-либо среди моря
и не имеющий ни одного обитателя?» Он же сказал:
«Чего ради ты спрашиваешь об этом?» И праведный
говорит: «Меня объяла любовь к покою и желание
бежать из этого мира». И корабельщик: «Есть некая
скала узкая и высокая, отстоящая от земли на
большом расстоянии; ибо находящемуся очень
близко от нее земля совершенно не видна». И
святой: «Очень сильно объяла меня любовь к такому
месту, и в особенности потому, что она может быть
совершенно недоступна женщине». — «Откуда же,
сказал корабельщик, будет у тебя потребное для
пищи?» И преподобный: «Ты будешь доставлять мне
нужное для жизни, а я буду предстательствовать за
тебя Богу; а кроме того, если ты будешь привозить
мне финиковые [125] ваии, то
чрез изделия из них я буду иметь жизненные
потребности; ты привезешь мне и глиняные сосуды,
в которых у меня будет храниться вода. Ты будешь
приезжать дважды или трижды в году, привозя нам
воду и хлеб».
13. Когда корабельщик услышал это, то,
поняв, что этот муж духовный, согласился с
готовностью делать все. Итак, посадив его на
судно, они к вечеру прибыли к скале, на которую
великий взошел с радостью и воспел: «Терпя
потерпел я Господа, и внял мне и поставил на камне
ноги мои, и исправил стопы мои» (Псал.
XXXIX. 1-3). И говорит корабельщику: «Удались с
миром и привези мне, брат, глиняные сосуды, хлеб и
воду». Он же сказал: «Если хочешь и дерева, из
которого сделаю тебе кущу». Но он не согласился и
остался так, преданный ветрам, солнцу и дождю.
Итак, корабельщик, удалившись, привозит ему все и
продолжает это делать трижды в год. Преподобный
же вел жизнь полную покоя и исполняемую отрадою в
Боге.
14. Но у лукавого демона снова
составляются против него замыслы, и однажды
ночью злодей, возмутив море, воздвиг волны,
переносившиеся выше головы преподобного на 15
локтей, и громко кричал: «Ныне я тебя, Мартиниан,
утоплю в водах». И святой возразил ему: «Напрасны
твои измышления; ибо имею укрепляющего меня
Христа, чрез Которого и в конец посрамлю тебя». И
тотчас псалом на устах: «Спаси меня, Боже, ибо
вошли воды до души моей», и прочая часть псалма.
Затем и помолился, говоря: «Христе единородный,
сошедший на землю ради грехов наших, услышь меня
и разреши [126] грядущее на меня
искушение». Когда он так помолился, враг стал
невидим, а преподобный остался невредимым.
15. Прошло шесть лет, и враг снова
воздвиг на него другое искушение, тягчайшее
первого. Ибо враг сильным ветром натолкнул на
скалу целое судно, проходившее мимо этого места,
полное мужчин и женщин, и само судно разбил, а
бывших на нем потопил в водах. Но одна девица
необычайной красоты (о, злостные хитрости твои,
лукавый!), ухватившись за доску, приблизилась к
скале и начала кричать: «Помилуй меня, раб Божий!
Простри руку, поспеши! Ибо бездна уже берет меня».
И так блаженный, увидев, что гибель неминуема, с
улыбкою сказал: «И это твоя хитрость, лукавый! Но
ты не победишь силы Христовой». Затем, сойдя и
воззрев на небо, сказал: «Господи мой, Господи, не
допусти меня, желающего спасти себя, погибнуть;
но устрой мне полезное по душе». Так сказав, он
подает женщине руку и выводит из воды. Когда же
увидел, что она очень красива, то сказал:
«Воистину не согласится сено и огонь, ибо обоим
гибель будет чрез лукавого. Итак, ты останься
здесь и ничего не бойся, ибо есть у тебя и хлеб и
вода». Затем говорит и о корабельщике и
прибавляет: «Когда он приедет, объясни ему
происшедшее, и он отвезет тебя в твой город».
16. Так сказав, он полагает на воды
знамение креста и говорит: «Боже, призри на меня и
не допусти меня погибнуть; ибо се во имя Твое я
вверяю себя водам». Затем, помолившись и о
спасении души девицы, он бросился в море, где
тотчас два дельфина, подставив себя и безопасно
перенесши на [127] хребтах мужа,
выносят его из вод. Девица же с высоты, пока
хватало ее зрения, видела его уносящимся по верху
вод. Когда же преподобный вступил на землю,
возблагодарил Бога за спасение и смотрел, что ему
делать, то, взявши на ум евангельское повеление
гонимым из сего города бежать в другой (Ср. Матф. X, 23), говорит к себе: «Бегай,
Мартиниан, да не постигнет тебя искушение; бегай,
смиренный монах». Итак, он пребывал в бегстве,
свободный от всего необходимого и от всякого
жилища; ибо где заставал его вечер, или на горе,
или в пустыне, или на скале, там он и проводил
ночь. И пока он так бегал или, скорее, преследовал
царство Христово, прошли два года и он пробежал 164
города; самым последним из них были славные
Афины, где и застиг его блаженный конец.
17. Итак, когда он уже прибыл в Афины,
то епископу этого города было откровение об его
кончине. Но и сам божественный Мартиниан,
предузнав день кончины и вошедши в храм,
склонился на одну скамью и сказал
присутствующим: «Призовите мне поскорее
епископа». Они же, предположив, что он
безумствует, пренебрегли, но все же, пришедши к
епископу, говорят: «Человек некий, вошедший в
храм и склонившийся на скамью, подобный
безумному, говорит: Позовите мне епископа». Он же
говорит: «Вы безумны; ибо сего велика честь среди
нас». И быстро вставши, пришел в храм; когда
Мартиниан увидел его, то, не могши встать, почтил,
простирая руки к полу. И епископ, почтив его
подобающим образом, сказал: «Когда ты будешь [128] наслаждаться блаженством, не
преминь поминать и нашу душу». И святой говорит:
«Благослови меня, отче, и молись за меня, чтобы я,
имея предстать страшному престолу Христову,
обрел дерзновение пред ним». Так сказал он и,
назнаменовав себя крестом и сказав епископу:
«Предай меня Богу», с улыбающимся лицом предает
душу Христу, муж по истине всего достойный.
18. Надо, однако, рассказать и о
девице, которую он покинул на скале, — какое она
имели житие и какой конец. Оставшись на скале, она
имела пропитание, как и заповедал ей Мартиниан,
пока не прибыл корабельщик. Когда же прошли два
месяца и он приехал с хлебом и водою, то сначала,
увидев девицу, принял ее за привидение, испугался
и целыми веслами стал поворачивать назад; когда
же она стала кричать, что «Я воистину женщина и
христианка», то он, наконец, поверил и, подходя,
сказал: «Где монах, который был здесь, куда он
удалился и как ты сама взошла на скалу?» Она же
прежде всего знаменует себя знамением Христовым,
а затем объясняет все, — бурю, кораблекрушение,
спасение ее одной, восшествие на скалу,
низвержение преподобного в воды ради целомудрия
и чудесное спасение его дельфинами. Корабельщик,
услышав это, сказал ей: «Итак, иди сюда, и я увезу
тебя отсюда, и ты отправишься в свой город». Ею же,
когда она услышала это, овладела сильная печаль,
и она горячо просила не презреть ее, но так же
привозить ей хлеб и воду, а кроме того привезти ей
так называемый вирий, власяной стихарь и шерсть.
«Когда ты привезешь мне это, пусть тогда прибудет
и жена твоя, чтобы мне в ее присутствии одеться в
мужское одеяние; а [129] Господь
да подаст вам и ныне милость и в будущем
дерзновение».
19. Услышав это, корабельщик, тотчас
прибыв в город и взяв все, а также и жену свою, еще
до окончания второго дня возвратился к ней.
Затем, когда он отошел и женщины остались вместе,
то достопочтенная женщина снимает женские
одеяния, а вместе с ними женскую слабость, и
надевает мужские и с ними благодать Духа. Затем,
став к востоку, просит себе усовершенствования, а
послужившим воздаяния. Потом говорит жене
корабельщика: «Когда вы будете привозить мне
хлеб и воду, пусть будет с ними и шерсть, чтобы мне
не есть хлеб в лености; а эти одежды (говоря о тех,
которые сняла) пусть будут тебе на память обо
мне».
20. Когда все это так произошло,
корабельщик с женою возвратились домой и по
прошествии трех месяцев прибыли снова, привозя
все, и продолжали до конца поступать подобным
образом. Она же на скале пребывала в великом
благодушии; днем у нее было двенадцать молитв, а
ночью вдвое больше; а пища — один хлеб весом в
литру, в течение всей жизни принимавшийся в два
дня. На скалу взошла она, имея 25-й год от роду, а на
скале прожила 6 лет и скончалась за два месяца до
прибытия корабельщика, жена воистину достойная
удивления. Когда же корабельщик прибыл вместе с
женою, то узрели ее благолепно лежащею и мертвою,
с таким свежим видом, как будто бы она не задолго
испустила дух. Итак, павши на землю, они
поклонились ей, а затем, обрядивши ее, как
следовало, и положив на корабль, привезли в город
дар общеполезный, мертвое тело, великое
благодеяние живущим. [130]
21. Таковы у тебя, Мартиниан, трофеи
победы над диаволом: ибо он вооружил против тебя
женщин, а ты выступил против него и показал, как
должно женщинам мужествовать, не оскверняя
своего тела наслаждением, но чисто посвящая его
Христу, Творцу и Владыке всех. И ныне
соуслаждаясь с ними в небесных обителях,
помолись, чтобы и нашему верному, святолюбивому и
во всем доброму царю дана была от Бога долгота
жизни и мирное состояние жития, сила на врагов
невидимых и видимых, воспитание в Боге и познание
Его, обитание святого двора, причастие славы
солнца, наследование лугов божественных,
пользование всеми благами и достижение царства
небесного. Ибо Христу Богу нашему подобает слава
и сила ныне и присно и во веки веков. Аминь.
|