Сказание о Макарии Римском
(V-VI вв.)
Оп.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. – с. 95-111. Пер. С.Поляковой.
Перевод древнерусского текста.
(Текст переведен по
изданию: A. Vassiliev. Anecdota Graeco-Byzantina, I. Mosquae, 1893)
Мы, смиренные и ничтожные монахи Феофил, Сергий
и Игиин, призываем купно всех наших отцов и
братьев послушать о жизни святого Макария.
Отрекшись от мира сего, мы затворились в
монастыре Кира 1
Асклипия в Месопотамии сирской, 2
что лежит между двух рек, зовущихся Евфратом и
Тигром. После девятого часа мы трое сели в
уединенном месте, и каждый из нас говорил о
воздержании и подвиге. И вот на ум мне, смиренному
Феофилу, пришла такая мысль, и я сказал братьям
Сергию и Игиину: “Мне, братья, все годы [96] жизни моей хотелось идти, пока
не увижу, где кончается небо, ибо говорят, что оно
кончается у железного столпа”. И братья говорят:
“Брат Феофил, ты первый среди нас и духовный отец
нам, и отныне неотступно последуем тебе, куда бы
ты ни пошел, ибо и нам по сердцу то, что ты
сказал”. Тотчас мы поднялись и той же ночью тайно
от архимандрита 3 ушли
из монастыря и за 18 дней пешком дошли до
Иерусалима. Поклонившись Святому Воскресению и
Честному Кресту, мы направились в святой Вифлеем,
поклонились Святой пещере, где родился Христос, и
увидели звезду Христову и кладезь воды,
путеводивший магов, 4
шедших поклониться младенцу, и посетили место в
двух милях 5 оттуда, где
ангелы водили с ними хороводы и пели, говоря:
“Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках
благоволение”. 6 И мы
возвратилась и поднялись на святую гору
Елеонскую, 7 где был
схвачен Христос, а оттуда снова вернулись в
Иерусалим и оставались там двадцать дней, ибо
обходили святыни и молились в тамошних
монастырях, благодарили и славили Бога и
крестились, не чая уже увидеть мир сей. Спустя 55
дней пути мы переправились через реку Тигр, и
вступили в страну персов, и пришли на широкую
равнину, называемую Азия, где скончал жизнь свою
Юлиан Отступник. 8 Мы
вошли в пределы Персиды, 9
в город, зовущийся Ктесифонт. Там могилы трех
отроков — Анании, Азарии и Мисаила. 10
Этот город далеко от Вавилона. Мы поклонились
погребенным там святым отрокам и досыта поели и
попили. Возблагодарив Бога и оставив город
Ктесифонт, мы двинулись в путь и, пройдя
персидскую землю, через четыре месяца пришли к [97] пределам Индии и
расположились в одной индийской хижине в
западной стороне от города, и люди индийские
стали нас преследовать. (Вместо города у них одни
хижины.) И снова мы ушли в другую брошенную
хижину, и, войдя, не нашли там никого. Мы
оставались там два дня, и вот появились
андрогины, 11 и на
головах у них вместо венков были острые стрелы. И
андрогины, увидев нас, весьма испугались: они
приняли нас за соглядатаев. И ушли к своим
соплеменникам, и собрали около двух тысяч
человек, и окружили дом, где мы молились, и
взывали к Богу. Андрогины сразу со всех сторон
метнули огонь, чтобы сжечь нас, а мы пребывали в
великом страхе, и, выскочив из хижины, оказались
посреди них и не могли бежать. И они стали
говорить на своем языке, мы же не понимали, что
они говорят, и, не зная языка их, ничего им не
отвечали. Андрогины схватили нас, и заперли в
тесной темнице, и сказали, что десять дней не
будут нам давать ни есть, ни пить. Мы же в смирении
своем и слезной молитве благодарили Бога, и
спустя десять дней андрогины, думая, что мы
умерли, собрали несметную толпу и, открыв двери,
нашли нас склонившими колени на молитве Господу.
Они о чем-то посовещались между собой и выгнали
нас из города, ударяя крепкими прутьями. Видит
Бог, что мы не вкушали пищи 70 дней. И,
перекрестившись во имя Отца и Сына и Святого
Духа, много дней шли по дороге на восток. Через 40
примерно дней мы оказались в месте, где росли
плодоносные деревья, прекрасные видом и отличные
вкусом своих плодов, которых было на них великое
изобилие, и, прославив Господа нашего Иисуса
Христа, поели и [98] насытились
от тех плодов, а оттуда пришли в страну
песиглавцев. Когда мы проходили по их земле,
песиглавцы, видя нас, дивились и глядели во все
глаза, но зла не причиняли. Нагие, они сидели с
женами и детьми, и каждый, подобно диким зверям,
имел под скалой логово. Мы же, идя по дороге на
восток, через сто дней или более пришли в некую
страну обезьян, где ничего не видели, кроме
обезьян. При нашем приближении они убегали, и мы
восславили Господа, избавившего нас от их пасти.
И потом мы пришли на высочайшую гору, где не
светило солнце, и не было деревьев, и не росла
трава, а были лишь одни ядовитые гады, и слышалось
шипение их, и скрежет зубовный аспидов, змей и
ехидн, ярящихся друг на друга, и буйволов, и
василисков. Мы встречали множество других
зверей, имен которых не умеем назвать, и видели
единорогов, онокентавров, 12
леопардов и всех прочих, сколько их есть на земле,
и восславили Господа, избавившего нас от их пасти
и укреплявшего на всем пути. В четвертый день
нашего странствия мы услышали свист гадов и
заткнули уши, не в силах вынести свист их. Но по
Божьей воле гады нас не тронули. И мы миновали ту
гору, и вновь оказались на огромной пустынной
горе, где ни один след не указывал, что там
когда-либо были люди. Проведши здесь 60 дней и
обдумывая, что делать, мы молили Бога спасти нас
от великой крутизны той, и вот могучий олень
предстал нам и, забегая вперед нас, издавал
мычание, а мы следовали его голосу, и пришли к
другим кручам, и претерпели страшные и великие
опасности, и, в трепете спустившись с высот, с
трудом достигли равнины. Там паслись [99]
необозримые стада слонов. И мы прошли по
равнине той среди слонов, которые не причинили
нам вреда, и сбились с дороги. И, помолившись Богу,
мы пошли, не вкушая, видит Бог, никакой пищи. Через
70 примерно дней, чтобы сказать коротко, мы снова
вышли на гладкую равнину, густо поросшую
деревьями с чахлыми плодами, ибо в месте том не
было света, а только темный туман. Постояв там, мы
подняли рыдание и великий плач, потому что не
было нам ни пути, ни света. Мы плакали семь дней, и
вот перед нами стала летать голубка, и села на
высокое место, и снова вспорхнула, и залетала
перед нами; мы же в ликовании восславили Господа
и, следуя за ней, увидели арку, на которой было
написано: “Эту арку воздвиг Александр,
македонский царь, когда от стен Карфагена до мест
сих, как дикого зверя, гнал перса. 13
Это — область темной мглы, которую он прошел.
Желающий проникнуть далее да пойдет влево, ибо
все воды земные истекают с этой стороны. Если
пойдет на шум вод этих, выйдет к свету; направо же
одни горы, кручи и превеликое озеро, кишащее
гадами”. Когда мы прочли надпись на арке
Александра, мы воспрянули духом, и восславили
Господа, повсюду спасающего нас, и возрадовались,
и пошли влево от арки. Через сорок дней пути на
нас повеяло удушающим смрадом, и мы едва не
умерли от этого зловония и каждодневно молили
Бога сохранить нам жизнь. Нас одержала
неслыханная беда, ибо послышался громкий шум,
словно от ржания множества коней. Пройдя немного,
мы неожиданно увидели перед собой превеликое
озеро, кишащее змеями, так что воды его из-за змей
не было видно, и рыдание, и плач, и [100]
вопль великий, как от толпы людской,
исходил из вод озера, и мы услышали глас с неба,
говорящий: “Се воды судные и се — отрекшиеся
Господа”. И в великом страхе мы миновали то
судное озеро. После многих дней пути мы пришли в
некое место, и там были две высокие горы. И мы
поглядели на эти горы, и увидели посреди них мужа
ростом в сто локтей. 14 И
был он по всему телу связан восьмью медными
веригами, и четыре были прикованы к правой горе,
четыре — к левой, и вокруг того мужа пылало пламя,
и голос его слышался чуть ли не за тридцать миль.
И, увидев нас, муж тот начал плакать, и стенать, и
биться головой оземь. Он весь обгорел в пламени,
так что на нем не было ни одного волоса, мы же от
страха и ужаса закрыли лица свои и прошли меж тех
двух гор. Большой страх и великий ужас одержали
нас. Пять дней мы шли и еще слышали его стенания. И
снова оказались в высоком месте, и была там
глубокая яма, и некая жена с распущенными
волосами стояла над ней, и большая змея обвилась
вокруг нее от ног до самой шеи. И когда жена
открывала уста свои, чтобы говорить, змея вонзала
в них жало. Волосы у жены досягали земли. И другой
несказанно странный голос, точно гул большой
толпы, исходил из глубины ямы: “Помилуй нас,
Господь, Сын Всевышнего Бога, помилуй нас”. Мы в
страхе сказали: “Господи, скончай нашу жизнь в
месте сем, ибо глаза наши видели удивительные и
дивные тайны и великие судилища на земле”. И
когда с рыданием и плачем мы миновали то место,
скоро пришли в некое другое, где высилось могучее
дерево, видом сходное со смоковницей, и была там
тьма птиц, видом подобных [101] воробьям,
голос же у них точно человечий, и все они
одновременно кричали: “Отпусти нам, Господь,
отпусти нам, милостивый Боже, хотя мы погрешили
перед тобой паче всего земного сотворения”. Мы
же, смиренные, видя эти ужасные и дивные знамения,
были в великом страхе и молили Бога, чтобы
показал нам свершение тайн сих. И тотчас земля
разверзлась перед нами, и голос, исходящий
оттуда, сказал: “Вам не дано узнать эти тайны,
идите дорогой своей”. И мы миновали место это с
трепетом и снова пришли в место ровное, страшное
и славное. И вот там стоят четыре пречестных мужа,
облик которых был неизречен. Перед этими святыми
мужами были сверкающие мечи, смола и сера, а
кругом змеи и ехидны, и те четверо святых мужей
имели на головах венцы из золота и перлов и в
руках своих держали золотые награды за
состязание. Увидев их, мы пали на землю и громко
закричали: “Помилуйте нас, небесные мужи, чтобы
не коснулись нас эти мечи и пламя, исходящее от
гадов”. И они ответили нам, говоря: “Ступайте с
миром дорогой своей, которую начертал вам
Господь, и ничего на ней не страшитесь — они не
имеют власти над вами, ибо мы сторожим их до того
дня, пока Господь не приидет в мир сей”. Услышав
от них эти слова, мы издали им поклонились и,
восславив Бога, ушли оттуда в страхе. И снова шли
сорок дней, не вкушая ничего, кроме воды, и вдруг
до нас донеслись песнопения, словно пела большая
толпа, и сладостный запах благовоний, и мы
почувствовали дух драгоценного мирра. И от звука
этих песнопений и от благовония нас стало
клонить в сон, так что мы заснули, и тогда уста
наши усладились нежданно [102] слаще,
чем сотовым медом. Пробудившись, видим храм
великий из хрусталя и в середине его престол и
источник, струящий как бы молоко, который течет
из-под того престола, и мы подумали, что подлинно
это молоко; и мужи страшные и досточудные стояли
вокруг источника и пели ангельские песнопения и
херувимские напевы. И, увидев их, мы от страха
замерли, как мертвые. Но один из стоявших святой
муж с благолепным ликом, взглянув на воды того
источника, сказал нам: “Се источник бессмертия,
который для праведников, чтобы вкусили от него”.
Мы же, услышав это, восславили Бога и того святого
мужа купно со всеми, кто был с ним, и в великом
страхе и ликовании миновали место то, ничего не
вкушая, видит Бог, ибо уста наши от сладости
благоухания того мирра и воды на три дня
слепились, как от аттического меда. И снова
пришли в некое место, где текла большая река, и,
напившись из нее, мы стали сыты и прославили
Господа нашего. И в шестой час пополуденного зноя
мы стояли возле устья этой реки, обдумывая, что
нам делать. И от реки этой исходил свет вдвое
сильнее земного, и мы взглянули на четыре страны
земли и неба. И там дули ветры не такие, как дуют
здесь. Ибо ветры имели иное дуновение; западный
был зелен, восточный подобен цвету желудя, ветер
от полуночи золот, как чистая кровь, а полуденный
снежно-бел. 15 И звезды
небесные были светлее, и солнце то было седмицею
жарче этого, и деревья те больше, краше и
густолиственнее — одни приносили плоды, другие
были бесплодны,— и горы те выше и краше, и вся
земля та двуобразна: частью огневидна, частью
бела как молоко. И [103] всякий
род птиц там особый по облику. Сто дней мы
оставались тут, не вкусив, видит Бог, ничего,
кроме воды той. И внезапно — не знаю откуда —
стеклась к нам неисчислимая толпа мужей, жен и
детей; одни были обычного роста, другие карлики.
Мы, увидев их, задрожали от ужаса и, весьма
страшась, чтобы они нас не пожрали, стали
обдумывать, что делать. Брат Сергий говорит:
“Вот, братья, растреплем волосы, чтобы
показаться лохматыми, и бросимся на врагов, и они
либо побегут от нас, либо пожрут нас”. Мы так и
сделали. И, увидев нас, те побежали, скрежеща
зубами и хватая детей своих, и мы переправились
через ту реку; и пошли туда, где они обитали, и
увидели там белую как молоко траву, вкус которой
был как у медового сота. Трава поднималась над
землей на локоть, и мы поели той травы, и
насытились, и вид наш стал другим, и сила
укрепилась, и мы восславили Всевышнего,
каждодневно питающего и путеводящего нас. И
снова мы шли 18 дней, не зная дороги. По устроению
Божию видим вдруг торный путь и с виду обитаемую
пещеру и, идя много дней по тому торному пути,
оказываемся у пещеры святого Макария. И была та
пещера украшена, как святой храм. Тогда мы,
помолившись, перекрестились и пожелали войти
внутрь, но никого там не нашли и стали
раздумывать в душе своей и говорить: “Эта лепота
— дело рук человеческих, но подождем до вечера и
посмотрим, что будет”. Когда мы малое время
посидели, вдруг пещера наполнилась благоуханием
мирра, и благоухание то достигло нашего обоняния,
так что нас стало клонить в сон, и мы заснули. И
когда пробудились, вышли из пещеры той и,
поглядев на [104] восток,
увидели страшного мужа, вместо одежды прикрытого
белоснежными волосами, ибо воистину возвращался
Макарий. Волосы на голове его от времени стали
так длинны, что закрывали все тело. Когда святой
шел к пещере, он издали почуял запах наш, и пал
наземь, и начал кричать, заклиная нас: “Если вы от
Бога, подайте знак, если от диавола, отступите от
меня, смиренного и грешного”. И мы закричали,
говоря: “Помилуй нас, святой отец, мы — рабы
Божий и отреклись от диавола”. Тогда он идет к
нам, и, простерев руки к небу и помолившись
Господу Богу, благословляет нас, и, откинув
волосы, закрывавшие ему лицо и бороду, стал
беседовать с нами. И были его волосы белы как
снег, так что нас ослепило сверкание их. И мы
увидели лик его, и от великой старости очей его не
было видно, ибо брови нависли над ними и скрыли
очи его, а ногти на руках и на ногах его были
длиной с локоть и более, усы же закрывали уста,
спускаясь на подбородок. Поэтому, когда он
говорил нам, казалось, что кто-то говорит из ямы. И
мы увидели его загрубевшее тело, и было оно точно
кожа черепахи. И святой спросил нас, откуда мы и
зачем пришли сюда. И мы рассказали ему все, что с
нами было, и что мы хотели дойти туда, где
кончается небо. Святой Макарий, отвечая, сказал
нам: “Дети мои, никому из рожденных от женщины
нельзя идти дальше места сего и узнать или
представить в мысли чудеса Господни и силу. И я,
грешный, много ревновал о том и тщился пойти, и
ночью предстал мне некто, говоря: „Не хоти
испытывать Создателя своего, ибо ты не сможешь
достичь сего места". И я сказал: „Почему,
владыка?". И он говорит мне: [105] „В
двадцати примерно милях оттуда стоят две стены,
железная и медная, а внутри рай, где когда-то
пребывали Адам и Ева, а выше рая на востоке
кончается небо. Подле рая Господь нарядил
херувимов и пламенный меч, обращающийся охранять
дорогу к древу жизни. 16
Херувимы видом таковы: с ног до пупка — люди,
грудь у них львиная, а голова не львиная, руки из
кристалла держат пламенные мечи, и херувимы
охраняют путь туда, чтобы никто не смел взглянуть
далее из-за сил, пребывающих там. Ибо все страшные
силы 17 и могучие ангелы,
которые за пределами Неба обитают там, и Небесные
пояса стоят там, где Небо кончается"”.
Выслушав того Божьего человека, поведавшего нам
реченное ему в видении, мы устрашились великим
страхом и, пав на землю, восславили Бога и
сотворили хвалу святому Макарию за то, что он
открыл нам все чудеса Божий. И настал вечер, и он
говорит нам: “Удалитесь мало от места сего, ибо
из вечера в вечер приходят ко мне двое
прислужников, и я боюсь, как бы, нежданно увидев
вас, они, пораженные удивлением, не причинили вам
вреда”. Мы подумали, что святой говорит о людях,
ибо обличьем отличались от него, но — вот два
льва прибежали из пустыни и, пав к его ногам,
рыком своим приветствовали святого, а мы от ужаса
упали наземь и не могли вымолвить ни слова. И
святой возложил на них руки свои и говорит им:
“Добрые мои дети, к нам пришли путники людского
племени, не причиняйте им вреда, ибо они — рабы
Божии”. И, позвав нас, он сказал: “Братья, без
страха приблизьтесь к нам, и сотворим вечернюю
молитву”. И когда мы в испуге подошли к святому,
оба льва побежали нам [106] навстречу,
и кому облизали ноги, кому, когда он творил
поклоны, голову, и, как наделенные разумом люди,
согнули лапы свои и легли у ног наших. Мы же
принесли хвалу Богу, усмирившему их, и, возложив
на них руки, благословили их. По совершении
ночного песнопения мы покоились в течение всей
ночи. На следующий день мы говорим святому
Макарию: “Скажи нам, честной отец, а как ты
оказался здесь?”. Он отвечает, говоря: “Склоните,
братья, слух ваш к речам моим и услышьте от меня,
как я, смиренный, пришел сюда. Я — сын некоего
Иоанна, римского синклитика; 18
он сыскал мне жену без моего ведома и против моей
воли устроил свадьбу. И вечером, когда молодых
собирались закрыть в брачном покое и все водили
хороводы, никем не замеченный, я крадучись вышел,
будто к тому побуждал меня желудок, и в доме одной
вдовы укрывался семь дней, в течение которых
незабвенная та старица приносила мне вести из
дому и рассказывала о том, как оплакивали там мое
исчезновение. Затем на рассвете осьмого дня, еще
впотьмах, я, славя Бога, покинул дом вдовы.
Господь, не оставляющий никакого человека, но
простирающий длань свою к тому, кто призывает имя
его, послал в образе старца-странника,
сопутствующего мне, ангела своего Рафаила, и я
спросил его: „Куда идешь, отец?". Он говорит:
„Куда ты намереваешься идти, туда пойду и я". Я
сказал: „Владыка, выведи меня к дороге жизни".
И я шел за ним и по его приказу брал в селениях
пропитание. И мы вместе прошли весь путь, и
принявший вид старца и путеводящий меня открыл
мне, что он — ангел Божий. Три года шли мы до
назначенного места, где [107] положили
отдохнуть, и заснули в месте том. И вот я
проснулся и не нашел своего старца, и начал
плакать и печалиться, и тотчас он предстал мне,
говоря: „Я — Рафаил, архангел Господень, кто по
Божией воле в образе старца привел тебя сюда. Не
печалься и не страшись, а восславь Господа своего
в день сей. Ибо ты миновал мрак и узрел все чудеса
Господни, и суд над грешниками, и места праведных,
и источник бессмертия, и пришел к свету жизни".
И, сказав это, Рафаил, ангел Господень, скрылся с
моих глаз и исчез. Я же продолжал свой путь, и
тотчас навстречу мне вышла дикая ослица, которая
паслась на лугу, и, закляв ее, я говорю: „Ради
Создателя твоего, укажи мне людское жилье". И
тотчас она остановилась, и заревела, и пошла
впереди меня, а я следовал за нею в течение двух
дней. И теперь навстречу нам вышел высокий олень,
и дикая ослица, увидев оленя, ушла восвояси, и
теперь олень путеводил меня в течение трех дней.
И вот теперь навстречу мне ползет змей. И олень,
увидев его, ушел, и я, испугавшись этого змея, стал
заклинать его, чтобы он не тронул меня. И змей,
поднявшись на хвосте своем, отверз пасть свою и
заговорил человечьим голосом: „Благо, что ты
пришел сюда, раб Божий Макарий,— уже двенадцать
лет ждет тебя эта гора. Ибо вот и дом я построил
для тебя по велению архангела Рафаила — ведь ты
Макарий, о котором он предрек мне, и словесно
начертал лик твой, и поступь твою, и разговор
твой, и вот я узрел тебя сегодня. Десять дней я
ожидаю тебя, не отходя отсюда ни ради еды, ни ради
питья, и сей вечер видел тебя сидящим на
сверкающем облаке, и мне был голос: “Встань,
прими раба [108] Божьего
Макария”, Теперь последуй мне, и взгляни на место
твое, и восславь Господа". И, сказав это, змей,
если я смотрел на него, шел впереди меня, будто
юноша. И когда мы пришли, он подвел меня к входу в
пещеру и тотчас исчез с глаз моих. Я увидел в
пещере мертвую львицу и детенышей, скулящих под
брюхом ее, не находя в сосцах молока. И, взяв обоих
детенышей, я вскормил их соком плодов, точно
собственных моих детей, а мать их вынес из пещеры,
и предал земле, и стал славить человеколюбца
Бога”.
И пока мы беседовали со святым, вот
прилетел ворон и опустился рядом с нами, держа в
клюве своем половину хлеба, и положил ее перед
нами, и улетел. Старец сказал нам: “Теперь я знаю,
что Бог не оставил вас, но вместе со мной послал
пропитание и вам. Ибо до сего дня птица эта вот
уже много лет доставляет мне от единого
всемогущего Бога пропитание — каждый день
половину хлеба. Поедим, и я поведаю вам свои
прегрешения”. После того как мы сотворили
молитву и насытились едой, он начал нам
рассказывать: “Когда я прожил здесь, дети мои,
двенадцать лет, и вышел однажды около седьмого
часа, и сидел с львятами, сатана стал испытывать
меня. И вот он претворился в женский платок, 19 весьма богатый и дорогой,
подобно лоскуту, лежащий на земле у меня под
ногами. А я, несчастный, в ослеплении рассудка
ничего не сознавал и, увидев платок этот, поднял и
принес в пещеру, и гадал про себя, откуда он здесь.
И на следующий день вышел и нахожу другую вещь,
принадлежащую женщине, поднял и эту, и положил
вместе с первой, и снова в ослеплении своем не [109] осенил себя крестным
знамением. На третий день, выйдя поутру
помолиться Богу и не перекрестившись, дабы
честным крестом как-нибудь охранить себя от
греха, снова я вижу диавола в новой личине. И вот
женщина неописуемой красы, украшенная богатой
одеждой и золотом, сидит на камне и так горько
плачет, что и меня она заставила плакать. И я
сказал ей: „Как ты оказалась здесь?". И она
говорит мне: „Я — несчастная женщина по имени
Мария, дочь римлянина. Родители заставили меня
вступить в брак, а я, не желая сблизиться с мужем,
тайно от веселящихся и от жениха, никем не
замеченная, бежала из брачного покоя и без пути
блуждала по пустыням и горам, и вот пришла сюда, и
не знаю, куда мне идти". Я же, жалкий, был еще
ослеплен и поверил в то, что она мне говорила,
искусно обманывая жалкую мою душу, и за руку ввел
ее в пещеру эту, и, сочувствуя ей, дал поесть от
плодов этих, чтобы она не умерла с голоду. Она
продолжала плакать, и душа моя была бездыханна, и,
ослепленный, я не осенил себя крестом. Когда
наступил вечер, я, хотя и был ослеплен, сотворил
обычную молитву и, окончив вечернее песнопение
Христу, лег на землю, чтобы немного отдохнуть.
Едва я, несчастный, заснул, женщина тотчас
подходит ко мне и, открыв одежду мою, прикасается
рукой ко всему телу моему, и во сне я испытывал
великое отягчение. Но я, несчастный, еще не
подозревал грозящего мне зла, и, то ли
ослепленный, то ли лишившись рассудка, с того
самого часа стал влечься ко греху и пожелал
смещаться с ней во грехе, так как возжелал ее, а
женщина та вдруг исчезла с глаз моих. И я,
несчастный, сомневаясь умом, [110] навзничь
лежал на земле, как бы после глубокого сна, и,
когда освободился от диавольского соблазна, и
пришел в себя, и сознал свой позор, вышел из
пещеры, громко плача. А львы эти не подходили ко
мне в течение десяти дней и не повиновались мне,
зная о позоре и прегрешении моем. Я, несчастный,
издали увидев их, слезно попросил львов пойти со
мной в глубину пещеры этой и вырыть там глубокую
яму. И они вырыли своими когтями глубокую яму в
два человеческих роста, и я лег в нее, и пять дней
лежал, плача и призывая их засыпать и забросать
меня землей. И они, плача, как люди, засыпали меня,
и я пролежал так три года, и весь стал перстью
земной, и не умер, потому что Господь был моим
заступником. Через три года приключается великая
буря, и по изволению Божию пещера расселась под
самой моей головой, и потоки дождя открыли лицо
мое и трещину наверху пещеры, и я увидел свет и
восславил человеколюбца Бога, смывшего страшное
мое прегрешение по воле Господа, 20
сказавшего: „Я пришел призвать не праведников,
но грешников к покаянию"”. 21
Мы, смиренные, выслушав это из уст того
святого мужа, изумились и восславили Бога, и вот
являются вдруг из пустыни два льва, о которых
была речь, и, возложив на них руки, святой
благословил их, и они пали на землю и
приветствовали нас. И говорит нам воистину
Макарий 22: “Возложите
руки свои на них”. Мы сказали святому:
“Благослови нас, святой и честный отец, чтобы,
вернувшись в мир, мы поведали о тебе и возвестили
о святом твоем житии”. И, помолившись за нас и
обняв, он поручил нас Богу, чтобы Господь [111] хранил нас и был наш вожатый,
и дал нам для безопасности в дороге львов, и с
Божией помощью они провели нас по всему пути
невредимыми и вывели к пределам мрака, и вновь мы
увидели арку Александра. И, склонив свои головы,
оба льва приветствовали нас и возвратились к
святому. Человеколюбец Бог сохранил нас от всех
неверных, и мы достигли персидского города,
называемого Ктесифонт, и, переправившись через
реку Тигр, увидели христиан и на их расспросы
открыли им тайны, которые мы видели во время
хождения нашего, и рассказали о житии святого
человека того и об остальных 55 днях нашего
странствия. И, войдя в святой город Иерусалим,
поклонились Святому Воскресению и прочим святым
местам, а потом по милости Божией вернулись в
монастырь наш и поклонились всем братьям,
которых застали там, и святому игумену нашему
Асклипию, и поведали им все, что с нами было. Отцу
и единородному Сыну и Святому Духу слава и сила и
поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Комментарии
*Все ново- и ветхозаветные цитаты
даются в синодальном переводе.
1. Кир — господин.
2. Месопотамия сирская, т.
е. сирийская. В древности эту страну Передней
Азии нередко причисляли к Сирии.
3. Архимандрит — глава монастыря.
4. ...и увидели звезду
Христову и кладезь воды, путеводивший магов...
— согласно Евангелию, восточные мудрецы (маги,
или волхвы) шли в Вифлеем поклониться
новорожденному Иисусу, следуя за путеводившей их
звездой.
5. Миля — римская мера длины,
приблизительно соответствующая 1,4 км.
6. Слава в вышних Богу... — начало
церковного песнопения, так называемого
“Славословия”.— Лук. 2, 14.
7. Елеонская, или
Масличная, гора находилась вблизи Иерусалима
(позднее, когда город вырос, она вошла в его
территорию). С нею связаны многие эпизоды жизни
Христа: с Масличной горы он спустился в
Иерусалим, на ней оплакивал судьбу этого города,
с этой горой связываются преображение Христа,
последняя ночь перед тем, как его предали, и
вознесение.
8. Юлиан Отступник —
римский император (361—363 гг.), был убит в битве с
персами вблизи города Ктесифонта на восточном
берегу Тигра.
9. Персида — главная
провинция Персидского царства, границы которой
приблизительно совпадают с границами
современного Фаристана (Иран); нередко
обозначает и все Персидское царство.
10. ...могилы трех отроков —
Анании, Азарии и Мисаила.— подразумевается
библейский рассказ о вавилонском царе
Навуходоносоре, который бросил в раскаленную
печь не желающих поклоняться истукану из золота
иудейских отроков Ананию, Азарию и Мисаила:
отроки, однако, вследствие чуда, наградившего их
праведность, не погибли в пламени.
11. Андрогины — легендарный народ.
12. Василиск — сказочный змей, онокентавры
— полулюди-полуослы.
13. Перс — царь Дарий III
Кодоман (336— 330 г. до н. э.), за которым Александр
действительно, как за диким зверем, охотился всю
вторую половину кампании. Упоминание в этой
связи Карфагена фантастично, как и многие
другие сведения, сообщаемые в средние века об
Александре Македонском (336—323 гг. до н. э.),
превратившемся в легендарную личность, с которой
связывались чудесные приключения вроде
посещения загробного мира или спуска на морское
дно.
14. Локоть — греческая мера длины;
немного менее 0,5 м.
15. ...западный был зелен,
восточный подобен цвету желудя, ветер от
полуночи золот..., а полуденный снежно-бел.—
Странное представление о разноцветных ветрах
встречается также в житии Андрея Юродивого: Acta
Sanctorum 18, Maii, 6, col. 19*.
16. ...охранять дорогу к древу
жизни.— Согласно Быт. III, 24, Бог “поставил на
востоке у сада Едемского херувима и пламенный
меч, обращающийся, чтобы охранять путь к дереву
жизни”.
17. Силы — один из девяти
ангельских чинов, которые в свою очередь
разделяются на иерархии. Высшую составляют
серафимы, херувимы и престолы, среднюю —
господства, силы и власти, низшую — начала,
архангелы и ангелы.
18. Синклитик — член синклита
(сената), т. е. высший чиновник.
19. ...претворился в женский
платок...— речь в оригинале идет о сударе: здесь
это слово означает носовой платок.
20. ...восславил
человеколюбца Бога... по воле Господа...— под
человеколюбцем Богом имеется в виду Бог Отец, под
Господом — Бог Сын, т. е. Христос.
21. Я пришел призвать не
праведников...— Матф. 9, 13.
22. Святой назван воистину
Макарием, так как по-гречески Макарий значит
блаженный.
ПЕРЕВОД ДРЕВНЕРУССКОГО ТЕКСТА
Слово о трех монахах, как пришли они к святому Макарию
Господи, благослови, отче!
Умилимся же и мы, убогие и недостойные иноки - Сергий, Феофил и Угин. Вы же, отцы и братья, послушайте нас, отрекшихся от жизни этой, исполненной соблазнов. Вошли мы в монастырь отца нашего Асклепия в Месопотамии Сирийской между двумя реками, одна по имени Ефрат, а другая - Тигр. И когда отпели службу девятого часа, сели все трое на низменном берегу. И стали друг друга расспрашивать о посте и о воздержании монашеском. И пала одному из нас на сердце мысль божественная, и сказал Феофил братьям своим Сергию и Угину: "Хотел бы всю жизнь ходить и странствовать по земле, чтобы увидеть, где сходится небо с землею". И сказали оба брата Феофилу: "Мы тебя почитаем вместо отца и не оставим тебя". И в ту же ночь тайно вышли из монастыря. Шли до Иерусалима шестнадцать дней и поклонились гробу Господню и честному кресту. По-шли в святой Вифлеем и поклонились святой пещере, в кото-рой родился Христос, и видели звезду и источник водный. Отойдя далее на два поприща, нашли место, где ангелы пе-ли: "Слава Богу в вышних". И возвратились, и взошли на гору Елеонскую, на которую взошел Христос, и вернулись в Иерусалим, и провели здесь двенадцать дней, ходя по мо-настырям и молясь Богу. И не надеялись возвратиться в этот мир. И направились на восход солнца, шли восемь дней, и перешли реку Тигр, и вступили в землю Персидскую, на равнину, именуемую Азией, где убил святой Меркурий Юлиана Преступника . И вошли в город, называемый Ктесифон , а в том городе лежат три отрока - Анания, Азария и Мисаил. И поклонились трем отрокам и прославили Бога, провед-шего нас сквозь землю Персидскую. И вступили в землю Индийскую, и через четыре дня набрели на пустое жилище индийское, в котором не было людей. И, войдя в него, за-ночевали здесь. И не было там поселения, но каждый должен был иметь свое жилище. И пробыли мы в том жилище два дня.
И вот пришли двое супругов, с диковинными венцами на головах. И увидев нас, очень испугались и подумали, что мы выходцы из земли (иной). И, пойдя, собрали на нас людей. И было их две тысячи человек, и пришли они, и застали нас молящимися Богу, и, принеся огонь, хотели нас сжечь. Мы же, испугавшись, выскочили и стали посреди них, ибо некуда было бежать. Они нам говорили, а мы не понимали языка их, а они нас не понимали. И, схватив, повели нас, и заперли в месте тесном, и не давали нам ни есть, ни пить. Мы же, грешные, молились Богу и благословляли Бога, десять дней проведя в заточении. И собрались на нас люди, и увидели нас, молящихся Богу, а они думали, что уморили нас голо-дом. Вывели нас вон из жилища того и погнали нас из земли той, избивая палками.
А уже много дней не вкушали мы никакой пищи. И, помо-лившись Богу, шли сорок дней, и набрели на деревья, красивые на вид и очень плодоносные, рождавшие добрые плоды. И прославили Бога, и насытились теми плодами прекрасными. И перешли в другую землю - псоглавцев, - и смотрели они на нас, и не причиняли нам зла. Повсюду живут они в гнездах, устроенных между камней, живут с детьми своими. Шли через землю их сто дней, двигаясь на восход солнца, и всту-пили в землю обезьян. Они же, увидев нас, убежали, а мы прославили Бога, избавившего нас от них. И взошли на гору высокую, где ни солнце не светит, ни деревьев нет, ни трава не растет, только гады и змеи свистящие. И скрежетали зуба-ми аспиды, ехидны и увалы, и василиски. Видели и других змей, но многим названия не знали. И прославили Бога, из-бавляющего нас от них. Шли четыре дня, слыша глас змеи-ный, уши свои залепив воском, так как не могли переносить змеиного свиста. Когда перешли мы через ту гору, то вступили в землю пустынную и бескрайнюю, и не было в той земле ничего, не приходил сюда человек никогда.
Шли мы дней шестьдесят, размышляя, что нам делать, и решили помолиться Богу, чтобы защитил он нас от лютых напастей. И подошел к нам олень и пошел перед нами. Пош-ли мы вслед за оленем, и повел он нас сквозь темноту и через огромную пропасть. Шли со страхом и трепетом и, пройдя, вышли на ровное место, где паслось стадо оленей. И прошли всю ту землю бездорожьем, и впали в уныние. И помолились Богу, указывающему нам верный путь. И оттуда шли семьдесят дней и пришли на равнину благодатную, и увидели множество деревьев на месте том, но стояла темнота. И тут, несчастные, сев, заплакали, ибо дорога сделалась невидимой и не знали мы, куда путь держать. Плакали мы на месте том семь дней, и прилетел к нам с вышины голубь и стал летать перед нами. Мы же, несчастные, обрадовались и возвесели-лись, и прославили Бога. Пошли вслед за голубем тем и набрели на столп со сводом. И было написано по ободу его: "Этот столп поставил Александр, царь македонский , идя от Халкидона и победив персов. Дошел, воюя, до этого места, которое именуется "Мрак", и если кто хочет миновать место это, то пусть налево идет, ибо все воды мира с левой стороны текут, и если держаться по течению вод этих, то выйдет на свет. А по правую сторону - горы высокие и озеро, полное змей". Так было написано на столпе Александровом. Мы же, прочитав это, утешились, - пришла нам удача, и прослави-ли Бога, спасающего нас.
И пошли мы на левую сторону, и шли сорок дней, и все эти дни страдали от зловония. И, благословив Бога, дающего нам терпение духовное, шли в печали великой, и донесся до нас звук, подобный ржанию коней. И подошли к месту, откуда шел звук этот. И увидели озеро, полное змей, так что не бы-ло видно воды под ними, и услышали плач и горькие стена-ния. И было то озеро полно людей, и донесся до нас другой голос с неба, вещающий: "Это люди осужденные, ибо те лю-ди Бога отвергли". Тогда мы со страхом и трепетом миновали озеро то осужденное и, пройдя несколько дней, увидели две высокие горы, и там увидели мужа огромного роста, высотой в сто локтей, и был он привязан опутавшими все его тело це-пями медными, и огонь опалял все тело его, и вопил он голо-сом громким. Разносился вопль мужа того на тридцать по-прищ. И, увидев нас, муж тот заплакал, склоняясь к земле, и было опалено все тело его. Мы же от страха прикрыли ли-ца свои и, миновав ту гору, шли пять дней, все еще слыша го-лос его. И дошли до обрыва над глубокой пропастью, и увидели простоволосую женщину, стоящую на краю пропасти, и змей огромный обвил тело ее от ног и до головы. И хотела она сказать что-то, и не давал ей змей, и затыкал ей рот хвостом и бил им ее по губам, чтобы ничего не говорила. И дру-гие голоса доносились из пропасти глубокой - многих лю-дей, вопивших из глубины: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас, Сын Бога вышнего!" Мы же от страха того шли, говоря: "Господи, пощади жизнь нашу, ибо увидели очи наши чудеса эти и страдания на этой земле". И снова пошли от места то-го, плача, и набрели на место другое, а на месте том - дере-вья, подобные смоковницам, и на деревьях тех множество птичьих стай, тьмы тьмущие. И речь их была подобна речи человеческой, и все в один голос вопили, говоря: "Оставь нас, Владыка, и помилуй нас, Господи, ибо мы согрешили больше всех сотворенных". Мы же, несчастные, те чудеса видевшие и слышавшие, поклонились Господу, говоря: "Господи, объяс-ни нам чудеса эти, которые мы видели и слышали". И когда мы молились Богу, расступилась земля перед нами, и раздал-ся голос, произнесший: "Не дано вам видеть дел тех, но иди-те своей дорогой".
Мы же миновали то место со страхом и пришли к другому страшному месту. И там увидели четырех мужей, вид которых нельзя описать словами, и было перед святыми теми мужами оружие острое, строго охраняемое. Змеи с ехиднами окружа-ли их, у этих четырех мужей на головах были красивые венцы, а в руках у них были золотые палицы. Тогда мы, несчастные, упали ниц на землю и возопили: "Помилуйте, мужи небесные, да не коснется нас оружие это". И отвечали нам, говоря: "Встав, идите своей дорогой, туда, куда знаете, не бойтесь ничего, не может причинить вам зла оружие это, мы стережем его до дня Судного". И мы, то услышав, перекрестились, и по-клонились, и прославили Бога, и прошли мимо, едва живы.
Шли мы сорок дней и неожиданно услышали звуки голосов множества людей и насладились благоуханьем - от голосов по-ющих исходило благоухание. Сон нас сморил, и мы уснули, и встали, когда начали слипаться губы наши от сладости, пре-восходящей сладость меда и медовых сот. И, встав, увидели церковь, и была она изо льда и огромна, посреди же церкви той - алтарь. Посреди же алтаря того - источник водный, - бел словно молоко. И увидели тут мужей страшных с виду, во-круг воды стоящих. И пели они ангельские песни. И мы, видя то, затрепетали и помертвели, и тогда один из них, прекрасный видом, сказал, подойдя к нам: "Это источник бессмертия, ожи-дает, чтобы праведники насладились". Мы же, услышав это, прославили Бога и отошли от места того со страхом и в радости великой были, чему свидетель Бог. Но были уста наши ослаж-дены той водой, и три дня слипались губы наши как от меда. И дошли до большой реки, и напились воды из нее, и наслади-лись благостью, и прославили Бога. И, когда настал девятый час, сели на берегу реки той, размышляя, что дальше будем де-лать. И разлился по реке той свет, в семь раз светлее дневного света. И помолились мы на четыре стороны этой земли, и были ветры в земле той различные по виду: западный ветер зеленого цвета, а от восхода солнца, от рая - рыжий ветер и желтый, а с севера ветер - словно свежая кровь, а с южной стороны - ветер белый как снег. Солнце теплее нашего в семь раз и деревья выше, и краше, и гуще, и плодовитее, а другие - не имеют плодов. И горы выше наших, и земля два облика имела - крас-ная и белая, и птицы различны видом.
Прошло уже сто дней, как не вкушали мы пищи, кроме воды той, чему свидетель Бог. И когда мы шли так, неожиданно напало на нас множество мужчин и женщин и детей, не знаем откуда. Одни из них угрожали, что одолеют нас, другие же дивились на нас, те, что были невысоки ростом. Мы же, увидев их, испугались, говоря между собой, что съедят они нас. И начали советоваться: "Что будем делать, братья?" И сказал Сергий к братии: "Распустим волосы на своих головах и уставимся на них. Если же мы побежим, то съедят нас". И сделали так, и они побежали, хватая детей своих и скрежеща зубами своими.
Шли по земле той много дней и нашли траву невысокую, в локоть от земли высотой. И, грызя ее, прошли землю ту, и была трава та бела, но слаще меда и медовых сот, и, ту тра-ву грызя, изменились мы в лице и повеселели. И славили Бога, идя по земле той дней пятьдесят, не зная дороги. Божьим повелением нашли мы дорогу и пещеру, человеком обустроен-ную. Увидев это, обрадовались мы. И, войдя внутрь пещеры, ничего в ней не нашли. Но тут благоухание коснулось ноздрей наших, и сказали мы: "Братья, останемся здесь до вечера, не придет ли кто-нибудь сюда". И легли поспать, и, поднявшись ото сна, вылезли вон из пещеры под вечер. И, глядя на восток, ожидая, не придет ли кто на это место, увидели мужа страш-ного обликом, и не было на нем никакой одежды, но только волосы, и покрывали они все его тело от головы до ног. И на-правляясь к той пещере, он почувствовал издалека наше при-сутствие, и пал ниц на землю, и произнес: "Заклинаю вас Бо-гом: если явились ко мне от Бога, то предстаньте передо мной, если же - от Дьявола, то идите, проклятые, прочь от меня!" Тогда мы воскликнули, говоря ему: "Отец благой, мы - грешники, рабами Божьими называемся, от Дьявола отрека-емся". Тогда, подойдя к нам и возведя руки свои к небу, по-молился он Богу и благословил нас, и отвел волосы от лица своего, и усы свои расправил. И были волосы его белы как снег, и исходило благоухание от него. И услышали голос стар-ца того, и лицо его увидели: глаза его впали от старости, и брови его свисали, а ногти его были длинны на руках и на ногах, тело же у старца тоже было совсем дряхлое. И, буду. чи спрошены им, поведали ему всю правду, как пошли мы, чтобы увидеть, где небо сходится с землею. И сказал святой Макарий: "Чада мои милые! Не может человек во плоти, рожденный от женского греха, ни места того видеть, ни тех чудес, ни силы Господа Бога нашего Иисуса Христа. Я ведь, грешный, много раз пытался и Бога молил дать мне увидеть чудеса те. И сказал мне ангел: "Не гневи Господа Бога свое-го, создавшего тебя. Никто не может до того места дойти". И я спросил: "Почему же, господин мой?" И ответил он мне: "От этого места в двадцати поприщах находятся два горо-да - один железный, а другой медный. И за теми города-ми - Рай Божий, где были прежде Адам и Ева. К Востоку за Раем небо сходится с землей. А вне Рая поставил Бог херувимов и серафимов с оружием огненным в руках, чтобы ох-раняли они Рай и древо жизни. А херувимы те от ног до пу-па - люди, а грудь у них львиная, а голова иного обличья, а руки их словно ледяные, и оружие огненное в руках их сна-ружи стен городских. И не может никто туда войти, ибо тут Силы грозные и многочисленные, и сонмы ангелов тут пребывают, и поясы небесные тут, где покоится небо"". И услышав от человека Божьего Макария, что сказал ему ангел, испуга-лись мы, охваченные страхом великим; прославили Бога мы и святого Макария. И обрадовались, что поведал он нам о дивных чудесах Божьих.
Настал уже вечер, и сказал Макарий: "Чада мои, отойдите немного и постойте немного, ибо есть у меня два детища, которые приходят ко мне всякий вечер. Боюсь, как бы не испу-гали вас". Тогда мы отошли немного. И вот пришли два льва из пустыни, и поклонились ему. И мы, увидев их, пали ниц от страха, не в силах и слова вымолвить. И возложил Макарий руку свою на них, и благословил их, и сказал им: "Чада мои добрые, из мира людей пришли к нам гости, не делайте им ни-чего. Рабы они Божьи". И сказал нам: "Идите сюда, братья, и не бойтесь ничего, сотворим вечернюю молитву". Подошли к нему со страхом, и двинулись львы нам навстречу. И начали радоваться, одному ноги лизали, другого по голове гладили, словно разумные люди, и кланялись. Мы же руки свои про-стерли к Богу, укротившему таких зверей.
И сотворили вечернюю молитву, и сели тут, и спросили святого Макария, и сказали: "Отец благой, как ты пришел на место это святое, скажи нам". И поведал нам Макарий о жизни своей с самого начала: "Скажу вам, братья. Склоните уши свои к словам уст моих, и послушайте меня, и расскажу вам обо всем. Я, грешный, Иванов сын был, и насилие надо мной сотворили родители женитьбой. Совершили брак и при-вели мне жену. И когда настал вечер, хотели меня положить на ложе. Пока народ плясал, я вышел тайно, людьми не уз-нанный, и скрылся у женщины-вдовы. И пробыл там семь дней, скрываясь у вдовы, и та старица сообщала мне вести о скорби моих родителей. И сказала мне старица: "Сынок, уйди от меня, чтобы не увидели тебя здесь. Боюсь родителей твоих". И встал в полночь в глухое время, вышел от нее и про-славил Бога, не оставляющего никого, но подающего руку всем, кто молится ему. И послал мне Господь ангела Рафаила в образе мужа - старца-странника, и подошел он ко мне, и я спросил его: "Куда идешь?" И сказал он мне: "Куда ты своим умом помыслишь, туда и я с тобою иду". И сказал я: "Госпо-ди, настави меня на путь жизни моей". И пошел вслед за ним по земле, и стали мы просить милостыню на пропитание се-бе. Я же не знал, что ангел ведет меня, но думал, что старец ведет меня. И длилось путешествие наше три года, и пришли на место некое и легли поспать. И когда я проснулся и не уви-дел возле себя старца, я заплакал, говоря себе: "Куда мне де-ваться в пустынях этих?" И тут услышал я голос, говорящий: "Я Рафаил, ангел Господень, приведший тебя на это место повелением Божьим". И, услышав тот голос, я утешился. И сно-ва пошел, не ведая пути, куда мне идти. И встретил меня не-кто дикий, что пасся. И заклял его Богом, сотворившим небо и землю, и сказал я ему: "Поведи меня в места, где живут лю-ди". И он пошел предо мной, и я пошел вслед за ним. Шел я за ним два дня, и встретил меня олень, и, увидев оленя, этот ди-кий возвратился назад. И повел меня олень следующие два дня, и встретил меня змей. И олень, увидев змея того, возвра-тился назад. Я же, увидев змея того, испугался и заклял его именем Бога, чтобы не причинил мне никакого зла. И тут змей, поднявшись на хвосте своем, заговорил, как человек, и сказал мне: "Хорошо, что пришел ты на это место, раб Божий Мака-рий, вот уже двенадцать лет ожидает тебя место это, тебе уго-тованное. Так иди же за мной и увидишь место свое". И про-славил я Бога, слыша речь змея того, и пошел он предо мной, обратившись в юношу, и, приведя, поставил меня у дверей пещеры и стал невидим. Я же влез в пещеру и обнаружил мертвую львицу и детенышей, плачущих над ней и не могу-щих сосать молоко. И я стал кормить их, словно детей своих, верхушками древес, а мать оттащил и похоронил в пещере". Пока так беседовали мы, прилетел ворон, принесший три ломтя хлеба и, положив перед нами, улетел. И сказал Макарий: "Теперь понял я, что вы - рабы Божьи, раз поспешил Господь принести пищу эту. Многие годы провел я на месте этом, и птицы приносили мне пищу всякий день. И еще пове-даю вам о грехах своих". И сказал: "Когда прожил я на этом месте двенадцать лет, вышел я из пещеры посидеть, и начал меня мучить Сатана. И нашел я одежду женскую. Я же, грешный, не догадался, откуда это, и взял ее, и положил ее в пещеру, раздумывая, что означает одежда эта в этих пусты-нях. И на другой день обнаружил другое знаменье женское и внес его, и положил тут же. И пролежал ночь, не перекрес-тившись и не поклонившись. На третий день вылез, чтобы поклониться Богу. И не смог перекреститься из-за охватившего меня греха моего, и увидел сидящую женщину в дорогих одеждах. Была она красива безмерно, а плакала горько. И я, грешный, обратился к ней: "Что плачешь и что делаешь здесь?" Она же, по-прежнему плача, сказала: "Я грешница по имени Мария, дочь богатого человека из Рима. Принуждали меня родители мои выйти замуж. Я же не хотела осквернить девственность свою и во время свадьбы, когда люди плясали, скрылась тайком. И никто обо мне не знал. И зашла в пустыню эту, не зная пути. Потому и плачу". Я же, грешный, возбудился и поверил ей, ведь враг ловил душу мою. И я, грешный, взял ее за руку и повел к себе в пещеру, и пожалел, и дал ей поесть дубовых желудей. Она по-прежнему плакала, а мою душу смущали помыслы. Я же, грешный, лег, не перекрестившись. Она же приползла ко мне, и развязала пояс мой, и обвила руками тело мое. Я же лежал, обессиленный сном тяжким, и тогда и замыслил согрешить с ней. И, пробудившись ото сна, овладел ею и согрешил. Она же исчезла. Я же, грешник, очнулся и лег на землю, как мрамор, холодную. И тут вспомнил о своем грехе, вылез из пещеры, плача горько, а львята, разгневавшись на меня, качали головами своими, видя грех мой. Я звал их, и не шли ко мне. Молил их и повелел им выкопать яму в углу пещеры. Выкопали они яму глубиною в человеческий рост. Я же, грешный, ввергнулся в яму и три дня умолял их, чтобы закопали меня в яме. И пришли львята, плача обо мне, и закопали меня в яме. И пробыл в ней три года и не умер. Господь - мой заступник. И когда пробыл я там все три года, случилась лютая зима, по Божьему повелению, и рассеклась земля над головою моею, и открылась яма, и увидел я свет. Вылез я вон и прославил Бога, очистившего меня от греха. И предо мной голос, возвестивший с небес: "Пришел я не праведных ради, но грешных спасти и в покаяние привести". И до сего дня милует меня Бог".
Мы же, услышав то от святого Макария, подивились и прославили Бога. Пока мы дивились словам его, пришли из пустыни два льва. И возложил Макарий руки свои на них, и благословил их, и поклонился всем нам. И сказал нам: "Возложите руки свои и вы на детищ этих". И благословил их преподобный отец. И, поцеловав нас, предал нас Господу, направляющему нас. И двух львов отдал нам, чтобы довели нас до темных мест. Божьим повелением дошли мы, нашли столп со сводом Александров. Тут оба льва поклонились нам и возвратились в свои места. Мы же, Богом наставляемые, пришли в Персию, и перешли реку Тигр, нашли христиан. И те спросили нас о путешествии нашем. И рассказали обо всем, что видели и слышали от человека Божьего Макария. И пришли в Иерусалим, и поклонились гробу Господню и всем святым местам. И, придя в свой монастырь, поклонились всей братии и великому игумену Асклепию. И рассказали ему обо всем, что видели и слышали. Во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне, и присно, во веки веков. Аминь.
|