ЖИТИЕ МАРИИ АНТИОХИЙСКОЙ
Оп.: Жития византийских
святых. СПб.: Corvus, Terra Fantastica, РоссКо. 1995. Пер. Софьи
Поляковой. С. 348-362. Номер страницы следует после текста на ней.
(хронология не
определена, но не позже VI в.)
(Текст переведен по изданию: Acta
Sanctorum, Mail, VII.)
Мы почли необходимым во славу Божию, а
равно в назидание и спасение читающих и
слушающих записать то, что случилось в великом
сирийском городе Антиохии. Рассказ об этом таков.
Была в городе Антиохии некая женщина
добродетельной жизни, добрых нравов и скромного
достатка. Она овдовела, и от мужа у нее осталась
дочь по имени Мария, которую женщина эта
воспитывала в правилах своей боголюбезной жизни.
Когда девочка выросла, мать стала внушать Марии,
что лучше ей оставаться девой и [349] не
вступать в брак, ибо девство в жизни сей
освобождает от забот, в грядущем же веке
вознаградится великой радостью и честью.
Девушка, будучи дочерью столь богобоязненной
матери и слушая такие ее поучения, отказалась от
брака в пользу чистоты и девства. Днем и ночью она
с матерью прилежно ходила в церковь и внимала
песнопениям, и столь великая любовь к Богу
охватила ее, что Мария знала до слова всю святую
Псалтирь. А ненавистник добра, диавол, злобствуя
на то, что дочь и мать вели такую богоугодную
жизнь, воздвигает против них одного из первых
людей города, юношу по имени Анфимий. Приметив
достойную мать и дочь ее, вместе с ней прилежно
посещавшую церковь, он был охвачен сильной
любовью к Марии. И вот, велев одному из слуг своих
вызнать, где они живут, Анфимий через рабов начал
склонять девушку всякими обещаниями и
диавольскими посулами. А она не удостоила их
никакого ответа, так что Анфимию самому своими
обольщениями и обещаниями пришлось показать
женщинам, что он подстрекаем диаволом, ибо
пытался отвратить их от благочестия и любви к
Богу. Мать Марии многажды заклинала юношу
прекратить все это и не досаждать более себе во
вред, а им в тягость, ибо грешно им согласиться на
то, что ему угодно. А диавольское вожделение
Анфимия не усмирялось. Ибо после этого он через
женщин, которые исполняют подобного рода
поручения, велел передать, что сделает Марию
законной женой своей и щедро одарит и
отблагодарит мать и дочь. Когда обе женщины
поклялись, что никогда на это не пойдут, Анфимий,
услышав [350] их ответ, в свою
очередь дал клятву, что добьется девушки
непременно, даже если это будет стоить ему всего
имущества. По прошествии двух лет, хотя Анфимий и
прибегал ко множеству диавольских ухищрений,
желание его не осуществилось, и диавольское
наваждение продолжало владеть им, и он не знал,
что ему делать. И вот в один из дней, когда юноша
сидел с несколькими из своих сограждан, появился
какой-то человек, незнакомый ему, но известный
его собеседникам. Увидев его, те встали перед ним
и сели, только когда сел он. Через час пришедший
поднялся и ушел. Тут Анфимий начал спрашивать
своих знакомых: “Кто этот пришедший, что вы все
встали, когда он вошел?”. Один из них сказал ему:
“Имя этого человека Мегас, а могущество
соответствует имени, 1
ибо он — известный чародей, который может
сделать все, что пожелает”. Услышав это, Анфимий
обрадовался, надеясь с его помощью насытить
диавольское вожделение свое. И один всемогущий
Бог, спасающий души прибегших к Нему, будь то мужи
или жены, желающий спасти всякого человека и “не
хотящий смерти грешника, но чтобы грешник
обратился от пути своего и жив был”, 2
от века творящий великие чудеса, и ныне по
мудрости своей спас верную мать с добродетельной
дочерью ее, но не их одних, а также и мужа,
стремившегося к своей и их погибели. А то, как Он
спас их, я расскажу, чтобы всякий слушающий
восславил Спасителя всех, на Него уповающих.
Этот Анфимий зачастил в место то и,
вновь встретив вышеупомянутого чародея, открыл
ему диавольское вожделение свое, сказав: “Я
люблю [351] одну девушку-сироту,
которая живет со своей бедной матерью. Уже второй
год мне не удается ни самому, ни через людей
склонить ее неустанными уговорами и
обещаниями”. Чародей сказал ему: “Покажи мне
дом, где живут женщины те, и будь спокоен, ибо
сегодня ночью я заставлю девушку прийти и стать у
постели, где ты спишь”. Анфимий пал к ногам
чародея и молил сделать это, и пообещал ему
награду, и ушел, оставив при нем одного раба,
чтобы тот показал, где те женщины живут. Ночью
Анфимий бодрствовал и ждал обещанного чародеем.
Напрасно проведя все время без сна, он рано утром
пошел, чтобы попенять на это волхву. Найдя его и
приветствовав, он сказал: “То, что ты вчера
пообещал мне, господин мой, не сбылось”. Тот
сказал ему: “Вечером я забыл о тебе, но следующей
ночью девушка непременно придет”. Когда опять
настала ночь, юноша не спал, ожидая свершения
диавольского обещания. Но, так как волхв и на этот
раз не исполнил своего слова, Анфимий, утомленный
бодрствованием, в отчаянии и горе наутро
отправился к волхву, чтобы еще горше упрекнуть
его, и, найдя, сказал: “Если вам невозможно
заставить девушку прийти в дом мой, сделай хотя
бы, чтобы женщины заговорили со мной или
позволили мне говорить с ними”. Чародей сказал
ему: “Молчи, безрассудный. Я пренебрег твоей
просьбой, так как поглощен был более важным
делом, но и твое уже сделано. Иди и будь спокоен —
этой ночью девушка придет к тебе, хочет она того
или не хочет”. Снова поверив его словам, Анфимий
ушел. И, когда [352] наступил
вечер, тревожимый безбожной той надеждой, он
опять бодрствовал и рассуждал в уме своем.
Волхв же отправился дому, где жили
почтенные те женщины, и поставил там двух
демонов, сказав им: “Тут живут мать с дочерью, а
блистательный Анфимий, здешний гражданин, любит
эту дочь. Никоим образом не уходите отсюда и
отведите девушку в спальню его, иначе вам
несдобровать”. И, оставив этих двух демонов,
чародей ушел. Демоны вошли к спящим и стали
тревожить их различными сновидениями. Мать
проснулась и, перекрестившись, говорит дочери:
“Встанем, дитя, и пойдем в церковь, ибо всю ночь
эту меня тревожили сны. Казалось мне, будто
ужасный тот человек схватил тебя и хочет увести
от меня, а я противилась и боролась с ним, и
держала тебя, заклиная Богом и всеми святыми уйти
от нас. Он же не отступал, сказав, что не уйдет,
мол, „пока я не отниму ее от тебя". И тут я
увидела клириков и толпу верных, как это бывает,
когда ждут архиепископа. И архиепископ тотчас
освободил тебя и удалился, и мы вошли в церковь, и
возблагодарили Господа, спасшего нас. Право,
дитя, пойдем помолимся Богу, чтобы Он спас нас и
призрел на бедность нашу”. Дочь, отвечая, говорит
ей: “Пойдем, почтенная мать моя: и я претерпела
тяжкое испытание, ибо приснилось мне, что мы с
тобой идем в церковь, и я, не знаю как, очутилась в
каком-то просторном покое, и там был нечестивый
тот человек; он держал меня и показывал мне много
серебра, всевозможные украшения, шитые золотом
одежды, великолепные ложа, множество [353]
рабов и рабынь, и говорил мне: „Всем этим ты
будешь владеть, если будешь со мной". А я со
слезами говорила: „Не нужно мне это, видит Бог, не
нужно" — и так с плачем и пробудилась. Пойдем в
церковь”. Одевшись, они вышли из дома своего,
чтобы пойти в церковь. Было еще очень рано,—
разбуженные своим страшным сновидением, женщины
подумали, что проснулись в обычный час свой.
Когда они миновали один переулок и собирались
войти в следующий, те два демона встали между
матерью и дочерью. Один принял образ матери и
повел девушку по другой улице, говоря ей: “Иди
сюда, дитя мое, следуй за мной”. Девушка, думая,
что сопровождает мать, в действительности
сопровождала демона. И этот демон привел ее в дом
Анфимия и, открыв двери, привел к ложу, где тот
спал, и удалился. Другой демон, приняв образ ее
дочери, следовал за матерью и говорил с ней, пока
они не дошли до притвора 3
церкви, и тогда удалился.
А Анфимий, увидев у своего ложа
девушку, с которой он много лет стремился хотя бы
вступить в беседу, был поражен и, вскочив на ноги,
взял ее за руку и сказал ей: “Это ты, госпожа моя
Мария? Сколько раз и через других людей, и сам я
просил вас хотя бы поговорить со мной, и вы не
желали, а ныне — вот ты сама пришла в дом мой, и в
спальню мою, и теперь ты в руках моих”. А раба
Божия Мария, увидев, куда она попала и какой
подвергается опасности, содрогнулась от ужаса и
со слезами воскликнула: “Горе мне, несчастной!
Что пришлось мне претерпеть? Господи Боже, к кому
я спешила прийти, помоги мне в час сей, [354] потому что нет у меня других
помощников”. Анфимий говорит ей: “Не бойся,
госпожа моя Мария, и будь спокойна. Вон, гляди,
сколько у меня серебра. Вон, посмотри, как много у
меня украшений, сколько всевозможных одежд и лож,
сколько рабов и рабынь будут служить тебе и
матери твоей. Если же по своей воле ты не
согласишься выйти за меня замуж, я сделаю тебя
наложницей и не позволю тебе взглянуть на свет
солнца, и ты будешь всецело в моей власти”. И,
взяв ее за руку, он стал показывать ей серебро,
украшения и одежды. Но раба Божия Мария даже не
взглянула на серебро и другие богатства, но
непрестанно из глубины своей души вздыхала и
плакала, и Господь, ведающий глубины сердец
человеческих, единый могущий спасти уповающих на
Него ото всякого насилия и опасности, ниспослал
ей помощь Святого Духа. Овладев собой, девушка
падает в ноги Анфимию и говорит ему: “Господин
мой, коль скоро я в твоих руках и не могу бежать,
скажу тебе всю правду. Мы всегда были бедными
женщинами и бедны теперь, и мать постоянно
поучала меня, говоря так: „Дитя мое, никому
невозможно спастись, если он не исполняет
заповедей Божиих и не благотворит нищих. А так
как по бедности своей мы никому не можем подавать
милостыню, должно нам принести Богу хотя, бы
телесную чистоту и всенощные молитвы, дабы Он
помиловал нас в день Судный. 4
Если же ты выйдешь замуж, то придется тебе
разлучиться со мной, и я, оставшись одна, буду
плакать по тебе, а ты впадешь во зло и во грех и,
исполненная вины, предстанешь пред судом
Господним. Послушавшись же меня, ты [355]
соблюдешь девственность, и мы верно будем
служить Богу и унаследуем вечное блаженство".
Потому невозможно было нам с тобой общаться. А
раз ты согласен вместе со мной взять и матушку
мою, я готова быть твоей рабой; молю только не
совершать надо мной пока ничего, ибо я уговорю
матушку дать свое согласие. Если же она не
захочет, я сама отдамся твоей власти”. Анфимий,
обольщенный обещаниями девушки и успокоенный
клятвой, что через пятнадцать дней его желание
исполнится, отпустил Марию.
Раба Божия Мария, покинув дом Анфимия,
пошла в церковь и застала мать свою слезно
умоляющей Бога открыть ей, где дочь ее, ибо,
разыскивая Марию, она вернулась в дом свой, но и
там ее не нашла. Увидев девушку, мать стала
спрашивать, говоря: “Куда ты ушла, дитя, когда
оставила меня в притворе церкви, и где я была?”.
Та говорит ей: “Не бойся, почтенная мать моя, ибо
со мной по молитвам твоим не случилось ничего
дурного. Когда мы совершим молитву нашу и
вернемся домой, я расскажу тебе, где была”. Когда
они вернулись домой, мать стала спрашивать дочь
свою, куда она уходила. Та рассказала ей всю
правду. Мать, услышав это, пала на землю и начала
горько плакать. Дочь же призывала ее успокоиться,
ибо с ней по смотрению Божию не случилось ничего
дурного. “Попросим,— говорила она,— Бога
удалить от нас человека, воздвигшего против нас
это испытание. Бог, спасавший нас до сих пор,
поможет нам и ныне”. Обе они в печали своей долго
плакали и молились, прося Бога послать им
избавление до того, как минут те [356] пятнадцать
дней, срок, который Мария клятвенно обещала
Анфимию соблюсти. И так оно по воле единого,
могущего все благоустроять Бога и случилось. Ибо
Анфимий, отпустив рабу Божию и деву из дома
своего, долго дивился в душе тому, как волхв сумел
уговорить мать отпустить от себя свою дочь и как
склонил ее “прийти ко мне в мой дом”, и говорил
себе: “Человек, который творит столь великие
чудеса, сильнее всех людей. Почему же мне не
предложить ему все мое достояние, чтобы он и меня
сделал таким, каков сам?”. И, горя таким желанием
и подогреваемый своей любовью, он рассуждал сам с
собой так: “Если я сделаюсь всемогущ, я получу
все, чего только ни пожелаю”. И эта мысль, словно
по предусмотрению Божию, пришла ему на ум, дабы он
по своей воле отказался от девушки, и она не впала
в клятвопреступление, и блудонаставник диавол
был посрамлен и девушкой, и ее врагом.
На рассвете Анфимий поспешно ушел из
дома, чтобы увидеть чародея и возблагодарить его.
Увидев его и приветствовав, юноша со всяческой
благодарностью отдает чародею обусловленную
плату, а затем, пав ему в ноги, обещает дать
сколько тому будет угодно денег, если только
сделает его таким же всемогущим, каков он сам.
Чародей говорит, что Анфимий, будучи
христианином и приняв крещение, не может стать
волхвом.
Анфимий говорит: “Я отрекусь и от
крещения, и от самого имени христианина, только
бы мне стать волхвом”. Чародей говорит ему: “Ты
не можешь стать волхвом и соблюдать установления
волхвов, а если отступишь от них, навеки должен [357] будешь проститься с
волхвованием”. Анфимий снова припал к ногам
Мегаса, обещая соблюдать все его наставления. А
волхв, видя его настойчивость, говорит ему:
“Хорошо, сделаю”,— просит харатью 5
и пишет на ней что-то, и дает Анфимию со словами:
“Возьми харатью эту и после ужина глубокой ночью
выйди из города и стань на тот мост, и в полночь с
громким криком по нему пронесется толпа и
сидящий на повозке владыка. Но смотри — не бойся,
ибо с этой моей харатьей ты не претерпишь
никакого зла. Держи ее в поднятой руке, чтобы была
заметна, и, если тебя спросят: „Что ты здесь
делаешь в такой час?" — или: „Кто ты?" —
скажи: „Почтенный Мегас послал меня к владыке
моему, чтобы я передал ему это". Только не
пугайся, не крестись, как христианин, и не
призывай Христа, ибо тогда ты не достигнешь своей
цели”. Анфимий, взяв харатью, удалился и, в
поздний час выйдя из города, стал на мосту, держа
ее в поднятой руке. Когда же в полночь появилась
толпа, множество всадников и сам сидящий на
повозке владыка, прибывшие первыми говорят: “Кто
здесь стоит?”. Анфимий сказал: “Почтенный Мегас
послал меня, дабы я передал владыке моему эту
харатью”. Они взяли у него харатью и подали
сидящему на повозке владыке. Прочитав, он что-то
написал на ней и отдал Анфимию, велев отнести
волхву. На рассвете Анфимий приходит к чародею и
отдает ему эту харатью, а волхв, прочитав, говорит
Анфимию: “Хочешь знать, что здесь написано? То,
что я тебе и предсказал: „Разве ты не знаешь, что
он — христианин? Я его не приму, пока он не
совершит все то, [358] что
полагается, и не отречется от веры своей и не
отвергнет ее"”. Выслушав это, Анфимий сказал:
“Я, господин, и прежде отрицал и ныне отрицаю
самое имя христианское, и веру христианскую, и
крещение христианское”. Тогда маг, снова что-то
написав, дает харатью Анфимию и говорит: “Иди, и
опять стань там ночью, и, когда владыка прибудет,
отдай ему. И посмотри, что он тебе скажет”.
Анфимий ушел и стал на мосту, и снова в тот же час
явились те же люди и говорят ему: “Зачем ты опять
пришел сюда?”. Анфимий сказал: “Почтенный Мегас
послал меня, владыка, с этой харатьей”. И владыка,
взяв ее и прочитав, снова что-то написал на ней и
вернул Анфимию, дабы отнес ее волхву. Вернувшись
на рассвете, Анфимий отдает харатью чародею, и,
прочитав ее, волхв говорит ему: “Знаешь, что он
опять написал мне? Я написал ему: „Этот человек,
господин, от всего отрекся в моем присутствии,
так что, если угодно, прими его", а он ответил
мне: „Если он не отречется ото всего письменно
своей рукой, я не приму его". А дальше, смотри,
поступай, как знаешь”. Несчастный Анфимий
сказал: “Я, владыка, готов это сделать”. И, сев, он
написал так: “Я, Анфимий, отрекаюсь от Христа и от
веры его, отрекаюсь и от крещения его, и от самого
имени христианского, и от Креста его, и присягаю
никогда не вспоминать и не называть всего
этого”. И, когда он писал, весь, с головы до ногтей
на ногах, покрылся испариной, так что нижний
гиматий на нем насквозь промок, как он потом со
слезами признался. Однако, продолжая писать и
закончив, Анфимий дает харатью посмотреть
чародею. Тот, [359] прочитав,
сказал: “Хорошо. Снова иди, и теперь он примет
тебя. А когда примет, пади ему в ноги и скажи:
„Прошу тебя, владыка, назначь мне будущих
помощников моих",— и он даст тебе, сколько ты
пожелаешь. Но предупреждаю тебя: не проси больше
одного или двух, ибо они доставят тебе заботу,
ежедневно и еженощно досаждая просьбами дать им
дело”. Когда же Анфимий, уйдя от волхва, стал на
обычном своем месте, появились те же люди, и
тотчас шедший впереди, узнав Анфимия, вскричал,
говоря: “Владыка, Мегас снова прислал с харатьей
того человека”. И владыка велел Анфимию
приблизиться к нему. Подойдя, юноша вручил ему
свое злосчастное и достопечальное отречение.
Прочитав харатью и держа ее в поднятой руке,
владыка начал громко говорить: “Иисус Христос,
се Твой прежний раб Анфимий письменно отрекся от
Тебя. И не я тому причина. Сам он домогался этого,
и по своему желанию написал он отречение это и
вручил мне. Пусть он Тебя больше не заботит!”. И
дважды и трижды владыка громко повторил это. А
Анфимий, услышав страшные эти слова и задрожав
всем телом, воскликнул: “Отдай мне отречение мое,
ибо я христианин. Прошу и заклинаю — я хочу
остаться христианином. Верни мне греховное это
отречение”. Когда несчастный еще выкрикивал эти
слова, владыка говорит ему: “Теперь уже ты не
можешь получить отречение свое; я представлю это
твое отречение в страшный день суда. С часа сего
ты принадлежишь мне и всецело в моей власти, если
не попрано будет мое право”. И, сказав так, он
удалился, оставив Анфимия на том мосту. [360] Анфимий до рассвета лежал там
на лице своем, оплакивая совершенное им. Чуть
только рассвело, он поднялся и пришел в дом свой,
и непрестанно плакал, и бил себя в грудь, не зная,
что ему делать.
Милях в 18-ти находился другой город,
где, как говорили, был весьма боголюбивый епископ
и раб Божий. И вот Анфимий решил отправиться к
нему за советом, покаяться во всем и приять от
него крещение, ибо в своем городе он совестился
признаться в том, что с ним случилось. Юноша
остригся наголо, надел грубый стихарь, 6 набросил на себя вретище
и пришел к тому епископу; уведомив его о своем
приходе, он был принят, и, войдя, пал в ноги ему, и
просил его, говоря: “Умоляю тебя, окрести меня”.
Епископ говорит: “Я полагаю, что ты не был крещен
до сего дня?”. Тогда Анфимий отвел епископа в
сторону и рассказал ему обо всем, говоря: “В
детстве меня окрестили, но раз я письменно
отрекся от крещения, значит, нет его на мне”.
Епископ говорит ему: “Чем ты мне докажешь, что
нет на тебе крещения, которое ты приял?”. Анфимий
говорит ему: “В недобрый час, когда я писал
отречение от Господа моего Иисуса Христа и
крещения Его, тотчас с головы до ногтей на ногах я
покрылся испариной, так что одежда на теле моем
намокла, потому, я думаю, как я отрекся Его, так и
Он оставил меня. Но если можешь, помоги мне,
честной отец, и сжалься над человеком, по
собственной воле своей погубившим себя”. И он
говорил это, простершись на земле и плача. Раб
Божий епископ, услышав слова его, сам пал на землю
и вместе с Анфимием плакал и молился Богу. Спустя
много времени епископ поднялся с [361]
земли и, заставив Анфимия встать, говорит
ему: “Верь, дитя, я не смею вновь окрестить уже
крещеного, ибо нет у христиан второго крещения,
кроме слезного. Не теряй надежды на спасение свое
и уповай на человеколюбие Божие. Поручи себя
Богу, все остальные дни жизни своей воссылай к
Нему мольбы и молитвы, и Бог по благости своей и
человеколюбию, когда представлено будет Ему
написанное тобою отречение, может простить тебе
великое прегрешение твое, как простил должнику
его десять тысяч талантов. 7
Лучшей дороги не ищи, ибо нет ее”. Анфимий, вняв
совету епископа и напутствуемый молитвой его,
ушел, скорбя и оплакивая нечестивый свой
поступок. И, придя в свой дом, продал все свое
имение, отпустил на свободу рабов и рабынь, дав
каждому, что тот желал, а все остальное, дабы
даритель остался неизвестен, роздал через
верного раба на нужды церквей и нищей братии.
Послав в одну из городских церквей за матерью той
девушки, любовью к которой его распалил на
погибель ему диавол, Анфимий дал ей три литры 8 золота, сказав: “Прошу
вас, молитесь за меня, грешного. Более я не буду
досаждать ни вам, ни кому бы то ни было, ибо уйду,
сам не знаю куда, чтобы оплакивать свои злые
дела”. После этого человек тот покинул город и
всецело вверил себя милости Божией, прибегнув к
которой всякий спасается от погибели.
Мы же, услышав страшную эту повесть, да
прославим всемогущего Бога и да подивимся
величию дел Его, ибо Он дал свершиться благому
решению Марии остаться девой, уберег мать ее от
печали и щедро позаботился обо всех нуждах их и [362] о пропитании, избавил от
страха прегрешения и безо всякой кары разрешил
Марию от клятвы, которую она дала врагу своему
Анфимию. Ибо до свершения клятвенно назначенного
девушкой пятнадцатидневного срока Господь
сделал так, чтобы мы сказали по слову Евангелия:
“Все хорошо делает Господь наш”. 9
Он не погубил того, кто прибег к Нему и раскаялся,
ибо милостив к распаянным, как рек Сам: “Я пришел
призвать не праведников, но грешников к
покаянию”. 10 Мы же да
будем неустанно молить Его, дабы простер над нами
всемогущую десницу свою и избавил ото всякого
диавольского наваждения, да удостоены будем по
молитвам святых Его войти в Царствие Небесное.
Слава Господу нашему, честь и поклонение ныне и
присно и во веки веков. Аминь.
Комментарии
*Все ново- и ветхозаветные цитаты
даются в синодальном переводе.
1. Имя этого человека Мегас.
а могущество соответствует имени...—
прилагательное megas значит великий,
могущественный.
2. ...не хотящий смерти
грешника, но чтобы грешник обратился от пути
своего...— Иезек. 33, 11.
3. Притвор — сени храма.
4. День Судный —
подразумевается Страшный суд в последние дни
мира, когда, согласно христианским верованиям,
Христос будет судить людей, чтобы определить
участь грешников и праведников, и умершие
восстанут перед ним из могил.
5. Харатья — писчий
материал и сама рукопись.
6. Стихарь — род длинной,
до щиколоток, рубахи с вырезом по горлу и
длинными широкими рукавами. Анфимий состриг
волосы и облекся во вретище, чтобы показать свое
смирение.
7. ...как простил должнику его
десять тысяч талантов.— Имеется в виду
евангельская притча о том, как царь вместо того,
как он первоначально предполагал, чтобы продать
своего должника вместе с женой, детьми и
имуществом, “умилостивившись над рабом тем,
отпустил его и долг простил ему”.— Матф. 18, 23 сл.
8. Литра — фунт, единица
монетного веса; из него чеканились 72 золотые
номисмы или солида.
9. Все хорошо делает
Господь наш.— Марк 7, 37.
10. Я пришел призвать не
праведников, но грешников к покаянию.— Марк 2,
17.
|