Иоанн Эфесский
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К оглавлению
КНИГА 4
[Первые главы книги не сохранились, из конца 5-й
главы известно, что священник Лонгин,
"сослуживший" патриарху монофизитов Феодосию,
когда он стал старцем, был поставлен епископом
Нубии, о чем "рассказано для памяти" в
последующих главах "Истории"].
Глава 6
О варварском народе нобадов,
обращенном в христианство, и о причинах его
обращения.
В синоде папы Феодосия был один старец,
прекрасный священник, по имени Юлиан, охваченный
духовной ревностью по поводу заблуждений народа,
который находился на границе восточной Фиваиды в
Египте, не был подчинен государству ромеев и даже
получал мзду с тем, чтобы не вторгаться и не брать
в полон в Египте. Заботясь об этом народе,
блаженный Юлиан явился и сообщил покойной царице
Феодоре, чтобы вызвать ее усердие к обращению
этого народа. Царица горела ревностью Божией, она
приняла (его) с радостью и обещала, что будет
сделано все, чтобы отвратить этот народ от
заблуждения почитания идолов. Об этой радости
она известила победоносного императора
Юстиниана и обещала позаботиться, чтобы
блаженный Юлиан был туда послан. Император же не
обрадовался, когда узнал, что этого противника
собора (Халкидонского) стремятся послать туда,
предполагая написать своим епископам в Фиваиду,
чтобы они отправились поучать их и установили
там имя (значение) собора. И поскольку у него
возникло рвение, он поспешно первым направил
туда посланцев с золотом, крещальными ризами и
подношениями царю этого народа и с писаниями
дуксу Фиваиды, чтобы он позаботился о его
посланце и отправил его к тому народу.
Когда об этом узнала царица, и она
тотчас с хитростью составила письма к дуксу
Фиваиды и послала магистриана. "Так как я и
император решили направить посла к народу
нобадов, то вот я и посылаю благого мужа, по имени
Юлиан, и я желаю, чтобы этот мой до того
[посланного] императором прибыл к этому народу.
Да будет тебе известно, если ты сделаешь так, что
тот прибудет туда раньше моего, и ты не задержишь
его под предлогами [разными], пока не прибудет мой
благой [посланец] и не будет отправлен и не
достигнет [нобадов], то не будет тебе жизни. Я
пошлю туда, и тотчас снимут твою голову". [489]
После того как получил это дукс
Фиваиды, прибыл к нему посол императора, он
удерживал его, говоря: "Подожди, посмотрим, чтобы
мы приготовили тебе [вьючных] животных, чтобы мы
приготовили людей, знающих пустыню, тогда ты
сможешь отправиться". Так он удерживал его, пока
не прибыли посланцы благочестивой царицы,
которые нашли приготовленными животных и людей.
В тот же день как бы насильно они захватили
животных и отправились первые.
[Дукс] послал сказать императорскому
[послу]: "Да будет тебе известно, что я приготовил
тебе и хотел послать к тебе, [но] прибыли посланцы
царицы, напали на меня силой, захватили животных,
отправились и уехали. Страх перед царицей хорошо
мне известен, поэтому я не посмел противиться им.
Но подожди еще, пока я вновь не приготовлю тебе, и
ты отправишься с миром". Когда тот это узнал, он
разорвал его одежды, унижал [его] всячески и
ругался.
Через несколько времени выехал и он,
отправился наконец, не зная об обмане, который
был.
Глава 7
О прибытии блаженного Юлиана и
бывших с ним в землю нобадов, о том, как они были
приняты, и о прочем, что с помощью Божией они там
совершили.
Когда блаженный Юлиан и бывшие с ним
посланцы достигли страны, они послали к царю и
его знатным и известили их. Навстречу им выслали
войска, приняли их с радостью, доставили их в свою
страну к своему царю, и он принял их обрадованно.
(Юлиан) отдал писания царицы, прочитал и сообщил
их содержание, они приняли также богатые
подношения, многочисленные одежды крещения, все
приготовленное.
Тотчас они предались восторгу,
отверглись от всех заблуждений своих отцов,
исповедали Бога христиан, говоря: "Есть один Бог
истинный, и нет другого, кроме него". Он учил их
многому, обучил, и они узнали; он сообщил им и
следующее. "Так как между христианами
относительно веры произошло некое разногласие,
поэтому и блаженный Феодосии, когда его просили
принять [постановления собора], отказался, и
император лишил его престола, царица же приняла
его и радовалась ему, потому что он стал за правую
веру и за это был лишен престола. Поэтому она
послала нас к вам, чтобы вы следовали за папой
Феодосией, в его веру были крещены и его правду
хранили. Послал также к вам послов и император,
вот они [490] прибудут
после нас". Они учили их, как их принять и какой
дать ответ. Когда все это было условлено, тогда
прибыл посол императора, вошел и представил их
царю письма и подарки. Они также сообщили, как им
было приказано говорить, сказав: "Нас послал к
вам наш император ромеев, если вы станете
христианами, вы присоединитесь к церкви и к тем,
кто ее поддерживает, а не будете блуждать с теми,
которые изгнаны из церкви".
Когда услыхал это царь нобадов со
своими знатными, он ответил им, говоря: "Мы
принимаем подарки императора ромеев, и мы пошлем
ему подарок, веру же его мы не принимаем. Если мы
удостоились стать христианами, то мы пойдем за
папой Феодосией, который не захотел принять ее [т.
е. веру] из-за зловерия императора, а тот изгнал
его из церкви. Мы же от язычества и заблуждений
удаляемся не для того, чтобы вновь попасть в
зловерие, которое не принимаем". Так отпустили
послов, написав все это.
Оставался блаженный Юлиан у них на
время 2 лет, страдая от большой жары. Он
рассказывал, что с 3 часов до 10, обнаженный и
перепоясанный льняным [поясом], как все местные
люди, он погружался в пещеру, полную воды, и сидел,
поднимаясь из воды только ради того, чтобы
дышать. Но он был тверд, он поучал царя, его
знатных и много бывшего с ним народа. Он взял с
собой одного епископа из Фиваиды, старого мужа,
по имени Феодор. Когда он их обучил и определил,
он поставил им этого епископа, уехал от них и
прибыл в Константинополь. В нашем присутствии он
был с большой честью принят царицей, рассказав
относительно этого большого народа удивительное
и многое [много удивительного]. Из-за множества
рассказов мы воздержались написать их все и
использовали только немногие.
Глава 8
О том, что, когда покидал мир
блаженный Феодосии, он вспомнил этот народ и
приказал, чтобы тотчас был им послан туда
епископом Лонгин, так как и Юлиан умер.
В день смерти папы Феодосия он
вспомнил этот народ, особенно потому, что
незадолго умер и блаженный Юлиан, который их
обучал, и успокоилась душой царица Феодора. Он
приказал, чтобы там был блаженный Лонгин как муж
усердный и могущий совершенно обратить и
утвердить их в христианстве. Тотчас после
кончины папы Лонгин был поставлен епископом [491] туда и стал
готовиться к отъезду. Когда положены были его
пожитки на отходящий корабль, нашлись люди, о
которых написано — "зубы их, как копья и стрелы,
а язык их, как острый меч", которые пошли и
сказали императору: "Да будет тебе известно, что
Лонгин стал епископом и что он враг нашего
дворца, положены его пожитки на корабль
отходящий. Если он отправится, то, так как он муж
гневливый, он отправится и прибудет к этому
народу и тотчас возбудит их к войне и полону
земли ромейской. Итак, прикажи тотчас взять его".
Когда узнал это император, распалился гневом и
приказал схватить, снять его пожитки с корабля,
так что ему было невозможно выехать. С того
времени прошло 3 года, что его стерегли. Наконец,
зная, что его стерегут и не дают уехать, он
изменил свою внешность, надел на голову
волосяной парик, 12 так
как он был совсем лысым. Тогда, взяв двух отроков
с собой, бежал, и освободил его Бог. Он отправился,
прибыл и был принят в той земле торжественно, с
большой радостью. Снова он всех обучал, просвещал
и учил. Он учредил там церковь, установил клир,
научил порядку служения и всем правилам
христианским.
Когда он бежал и император узнал об
этом, то страшно разгневался, приказал захватить
все морские пути и стеречь все дороги, написать
во все области, но все явилось напрасным. Лонгин
побудил царя этого народа направить посла к
императору ромеев с подарками и подношениями. Он
был принят, почтен при нас (в нашем присутствии) и
других, он похвалил Лонгина, говоря: "Хотя мы и
были христианами по имени, что такое
христианство действительно (мы не знали), пока не
прибыл к нам Лонгин и не обучил нас". Он много и
хорошо говорил о нем, но император был недоволен
и молчал.
Глава 9
(Перевод Е. Н. Мещерской)
О том, что от Феодосия,
архипресвитера, и Феодора. архидиакона клира
церкви православной Александрии, к Лонгину было
написано.
Итак, когда провел Лонгин в стране той
более или менее 6 лет, сатана, завидующий всему
доброму, затеял отвратить и вывести его оттуда. И
произошли по причине сей ущерб, и разделение, и
раскол в церкви. Он сделал (так), что письма к нему
от главы клира Александрии Феодосия,
архипресвитера, и от [492] Феодора, сына сестры его, архидиакона, были
написаны, дабы призвать его покинуть ту страну, и
прийти в пределы Александрии, и поставить им
папу, и помочь церкви. Сие и было то, что стало
началом зла и разделения. Письма же эти получив,
Лонгин взволновался, и загорелся пылким рвением,
и, презрев всю опасность смерти, стал готовиться
к тому, чтобы покинуть страну ту и то, что
приказано было ему письмами теми, совершить и
исполнить. Когда же это узнал царь и все вельможи
его, они собрались и все (сделали) для того, чтобы
он не уходил. Он же показал письма, говоря: "Дело,
для которого приказано мне уйти, — оно для общего
(блага) всей церкви, и поэтому не могу я не идти".
И снова препирались они с ним, и плакали, и
стенали, говоря: "Опять, как и прежде, мы будем
покинуты, подобно сиротам без отца". И так, в горе
и с плачем горьким, они отпустили его и снабдили
его всем для путешествия...
Глава 21
О ревности и усердии Мундара бар
Харита, царя арабов.
Ибо и Мундар бар Харит, царь арабов, муж
верующий, ревностный и усердный, в течение
длительного времени настаивал и убеждал обе
стороны прекратить гнев и раздоры, сойтись друг с
другом, переговорить и побеседовать друг с
другом, но с ним не согласились сторонники
Иакова. Павел же был согласен вместе с Мундаром и
со многими, чтобы они рассмотрели и расследовали
то, что посеял между ними сатана. С давнего
времени, с дней Харита, его отца, они считали
старца Иакова великим мужем, а затем и Павла, так
что, когда все это раздражение, споры и
разделение были между ними, не согласились
сторонники Иакова примириться, было разделение
во всем войске арабов, многие из них были обижены,
из них одни были за Павла, другие — за Иакова.
Глава 22
О том, как отправились Лонгин и
Феодор, который сделался папой, в области Сирии и
(земли) сторонников Павла.
Из-за того повсеместно, особенно же во
всей Сирии, были споры и противоречия. Лонгин и
бывшие с ним, Феодор, ставший патриархом,
отправились в Египет, а оттуда в восточные
области Сирии, спустились к сторонникам Павла
для того, [493] чтобы объединиться со
сторонниками Иакова и, если возможно, разрешить
различия и зло, разделявшее их. В то время как
Феодор остался мирно в городе Тире, Лонгин
отправился в Хирту дома Харита бар Габалы к
Мундару бар Хариту. Когда он в своем ответе
сообщил точно всю правду, усердствовал царь
Мундар, чтобы собрать их, примирить, но
сторонники Иакова совсем с ним не согласились.
[Далее следует подробный рассказ о
клерикальных спорах между сторонниками Павла и
Иакова Барадея].
Комментарии
12 Буквально: "шлем".