Иоанн Эфесский
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К оглавлению
КНИГА 3
Глава 25
О бедах, многочисленных войнах,
сопутствовавших царю Тиверию, когда он был еще
кесарем.
С тех пор, как кесарем стал милостивый
Тиверий, при жизни императора Юстина, так как сам
Юстин был в бедственном [положении] из-за
различных болезней, кесарь сам вел войны,
происходившие со всех сторон, как борьбу против
персов и с прочими варварскими народами,
восставшими против мощной ромейской державы. Ему
угрожали со всех сторон, а после смерти Юстина
еще больше восстали против него, особенно же
проклятые народы склавены и те, что по волосам
своим называются аварами. Особенно, когда он стал
автократором, ему не дали вздохнуть и малое время
от сообщений и слухов, которые с разных сторон
множились около него. Многие из знатных и из
малых сочувствовали ему, говоря: "В тяжкие
бедствия, в трудные дни досталось этому
государство. Днями и ночами он находится в борьбе
и в заботе, чтобы собирать отовсюду войска и
посылать их во все стороны на многочисленные
войны".
Глава 40
О Мундаре бар Харите и обвинениях
против него. 11
Когда на востоке войсками командовал
комит Маврикий, он сговорился с Мундаром, царем
арабским, что они вместе перейдут в пределы
персидские. После того как они продвигались в
течение нескольких дней и достигли [места] против
Бет-Арамайе, где находится город царя персов, они
нашли перед собою сломанным мост, так как [персы]
предполагали, что они переправятся и осадят
столицу. Тогда [Маврикий и Мундар] поссорились
между собою, так как Маврикий полагал
относительно Мундара, что это он послал к персам
предупредить их, и они разрушили мост. И затем,
когда вражда и ссора завязались между ними, они
возвратились, ничего не сделав. С того времени
они начали писать императору Тиверию друг против
друга. Император всячески старался их примирить,
но так как [485] он этого не смог сделать, то Маврикий
отправился к императору и оговорил его [Мундара]
зло и тяжко. Император принял его (слова) и сильно
разгневался на Мундара и стал помышлять, как его
обмануть и как сделать, чтобы его схватили и
доставили в столицу. Тогда Магна сириец, куратор,
так как он был другом Мундара и его патроном и
(Мундар) надеялся на него, что он устроит его
защиту перед императором, желая понравиться
императору, сказал ему: "Если ты прикажешь, я
доставлю его тебе связанным". Император
обрадовался и послал (Магна). Получив приказ, он
отправился на восток, в селение, называемое
Хеварин, которое он устроил, как город, окружив
его стеной и построив в нем храм. Он отправился
под предлогом его освящения и взял с собою и
патриарха антиохийского, для того чтобы еще
более ввести в заблуждение Мундара относительно
своего приезда. Затем с хитростью он послал
[сказать] Мундару: "Так как я пришел для
освящения этого храма и у меня был тягостный
путь, то не я приду почтить тебя, но, так как я
желаю осведомиться о твоем здоровье, я прошу тебя
тотчас прийти ко мне, не беря с собою большого
количества войск. Я прошу тебя, чтобы ты пробыл у
меня несколько дней и мы отдохнули вместе. Но не
делай больших дорожных расходов с большим
войском, а приходи с немногими".
Глава 41
О приезде Мундара к Магну, его
захвате и о прочем.
Когда Мундар получил от Магна это
приглашение, он обрадовался и тотчас, без
промедления, доверчиво, как к любимому другу,
отправился к нему без большого войска. А тот,
чтобы не было открыто его злое предательство,
принял его радостно, приказал устроить пиршество
и сказал: "Отпусти тех, кто пришли с тобою".
Мундар сказал ему: "Вот как ты приказал, я не
пришел с большим войском, но, когда я буду
возвращаться я не могу ехать без войска, хотя бы и
малого". Магна сказал ему: "Отпусти их, а когда
ты поедешь, я пошлю за ними и они придут". Но так
как Мундар был муж большого опыта, то ему это дело
не понравилось, и он начал бояться. Он послал к
своему войску, чтобы они немного отдалились и
ждали его. Когда они были отпущены, Магна
приказал войску, которое было с ним, тайно
приблизиться, а также и дуксу, которому было
приказано быть при Магне. Затем в вечернее время
он начал говорить ему [Мундару]: "Господин
патрикий, тебя оговорили перед царем, и он
приказал тебе прийти к нему, [486] защититься и убедить его, что неправда то,
что возведено на тебя". Тогда Мундар ответил ему
говоря: "После всех этих моих трудов я не думаю,
чтобы было правильно возводить на меня
обвинения. Хотя я и слуга (раб) императора, но
нельзя требовать, чтобы я пришел; особенно в это
время я не могу покинуть мой лагерь [мою хирту]
так, чтобы не пришли персидские арабы, не
полонили жен и детей и не захватили все, что я
имею". В это время показалось ромейское войско,
которое было вооружено. Разгневался на него
Магна и сказал: "Если ты не пойдешь по своей воле,
я наброшу на тебя цепи, посажу тебя на осла и так я
отправлю тебя". Тогда ему стала ясна его
хитрость, и он увидал, что он лишился своего
войска. [А Магна] схватил его и отдал ромейскому
войску, чтобы они его стерегли. Так он был унижен
и потоптан, как лев пустыни, загнанный в пещеру.
Когда его войско это узнало, оно окружило лагерь
и приготовилось поджечь его; но когда они
увидали, что ромеи появились и приготовились к
битве, они удалились. Его же окружили ромеи,
повлекли его, чтобы повести с многочисленной
стражей, и привели его в столицу. Когда он прибыл,
император приказал, чтобы он жил там, где жил
прежде, и положил ему и тем, что были с ним,
содержание. И так он оставался, не будучи
принятым. При нем были одна его жена, двое сыновей
и одна дочь.
Глава 42
О четырех сыновьях Мундара и о том,
что они сделали.
Четыре сына Мундара, особенно же
старший, по имени Нааман, муж мудрый и
боеспособный более Мундара, собрали свои войска
и напали на лагерь Магна, который также
отправился к императору. Без того, чтобы брать в
плен и убивать людей или жечь, они ограбили и
забрали все — золото и серебро, медь и железо, всю
одежду из шерсти и из полотна, зерно, вино и масло.
Они захватили все стада скота всякого рода,
которые попали в их руки, всех волов, стада
баранов и коз. Надвинулись войска арабов и
ограбили все деревни Аравии и Сирии,
бесчисленное множество имущества и добычи. Они
удалились в глубь пустыни, разбили там большой
лагерь и делили добычу, будучи бдительными,
готовыми к битве и оберегаясь со всех сторон. И
вновь они выходили, грабили, обирали и уходили в
пустыню, так что в страхе перед ними была вся
восточная область до моря, [люди] бежали в города
и не осмеливались появляться перед ними. Когда же
начальники области и [487] главнокомандующие послали к ним [сказать]:
"Для чего вы все это делаете?" — послали и они
[сказать]: "Зачем император взял в плен нашего
отца, после всех этих трудов, побед, подвигов,
которыми он за него потрудился и был удручен? Он
прекратил нам анноны [выдачу аннон], и нам нечем
было жить, и поэтому мы были вынуждены так
поступить, но мы не убивали и не жгли". Наконец
они отправились на город Бостру, обложили его и
сказали [жителям]: "Отдайте нам оружие нашего
отца и прочее из его царских вещей, которые у вас.
Если же вы этого не сделаете, то мы вырвем, сожжем
и убьем все, что мы сможем в вашем городе и во всей
вашей области". Когда услыхал это дукс, который
был мужем именитым и осведомленным, он
разгневался, собрал все войско и выступил,
презрев их, как арабов. [Последние] построились
против него, превзошли его и убили его и многих из
его войска. Когда жители города увидели то, что
они наделали, они послали им [сказать]:
"Прекратите [действовать] мечом. Ваше мы отдаем
вам, примите с миром". Так они вынесли им вещи их
отца. Они взяли их и возвратились в пустыню, в
свой лагерь. Что касается грабежа и разбоя, то они
не оставляли их в течение долгого времени.
Глава 43
О вторичном приезде Магны и о смерти,
которая его там постигла и прекратила его
хитрости и злодеяния.
Когда Тиверий услыхал относительно
сыновей Мундара, он весьма разгневался и снова
обратно послал Магна, чтобы тот сделал брата
Мундара царем арабов вместо него, а сыновей
Мундара, если может, хитростью или обманом, в
восстании или в бою подчинил и захватил. Также
было приказано судьям городов и дуксам с большим
войском идти с ним. Таким образом, он отправился с
большим торжеством и сначала поставил брата
Мундара царем..., который через 10 дней умер и
затем...
[Здесь текст обрывается, отсутствуют
конец третьей и начало четвертой книги].
Комментарии
11 Анализ исключительно ценных
сведений об арабах, сообщенных Иоанном Эфесским,
в связи с другими источниками, относящимися к их
истории, дан мною в статье: Арабы VI в. по сирийским
источникам // Труды второй сессии
ассоциации арабистов. М.; Л., 1941. С. 49—70 (ТИВАН. Т. 36).