ЧУДЕСА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
Оп.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. – с. 112-125. Пер. С.Поляковой.
(VII—IX вв.)
(Время возникновения
определяется последним издателем неопределенно:
“века, когда христиане и сарацины оспаривали
друг у друга господство в Палестине, Сирии и
Малой Азии”.)
(Текст переведен по
изданию: Miracula S. Georgii ed. J. B. Aufhauser. Lipsiae, 1913)
2.
Другое чудо великомученика о сарацинах
1
В том самом городе, в котором, как мы
сказали, святой явил предыдущее чудо, 2 некогда раскинули
свой стан сарацины 3:
взяв в плен всех жителей, они разбили там шатры и
отдыхали, предаваясь пирам и разгулу. Некоторые
из них дошли до такой дерзости, что в пречудном
том храме, где покоится тело святого,
удостоенного мученического венца, они пировали,
валялись пьяные, метали кости, а потом стреляли
из лука в святые иконы. Один из пленников смело
сказал им, что нельзя столь [392] дерзко
ругаться над святым. “Ведь мученик,— говорил
он,— во имя которого величается храм этот, был
необоримым воином, он и сегодня сумеет отомстить
врагам за поношение”. Сарацины с хохотом
ответили ему: “Который из них таков? Покажи нам
его”. Пленник указал пальцем на высоко стоявшую
икону мученика, дивно составленную из камешков,—
святой был облечен в панцирь воина и медные
наголенники, в руках нес боевое копье и грозно
взирал на тех, кто глядел на него.
И вот тотчас один сарацин,
прицелившись в ту почитаемую икону, спустил
тетиву. Но стрела уклонилась от своего пути и
полетела вспять и, поразив стрелка прямо в
сердце, вышла на спине. Он тут же рухнул и
испустил дух, и все остальные враги видели, как
святой на иконе вытянул руку. А увидев, в великом
страхе обратились в бегство. И, словно поражаемые
мечом, одни, пытаясь спастись, падали замертво,
других растаптывали, и они так предавали
несчастные свои души, третьи, бегством добыв себе
жизнь, каждый на свою родину нес весть о чудесном
могуществе святого. И вот с тех пор враги уже не
смели дерзостно приближаться к тому святому
храму, а когда им приходилось идти мимо, шли со
всяческим трепетом, великим страхом и
благоговением, рассказывая о чудесном
могуществе обитающего его мученика.
Мы же, и в этом прославляя Бога,
творящего через мученика Своего чудеса,
поведаем, насколько в наших силах, о другом
исполненном человеколюбия деянии славного
мученика.
[393]
3.
Другое чудо о юноше, похищенном из
Сирии
Однажды войска агарян 4 вторглись в пределы
Пафлагонии, 5
и воины увели оттуда много пленных и захватили
большую добычу. Среди пленников находился некий
юноша, который нес службу при храме святого в
деревне, называемой местными жителями Фатри. 6 И вот всех
пленных привели к нечестивому военачальнику —
одни стали жертвой мечей, других по его приказу
сделали рабами. Юноша же тот, поскольку он
показался краше остальных, попал в рабство к
самому военачальнику. Господин юноши, придя в
свой дом, пытался склонить пленника отречься от
христианской веры. За то, что тот не соглашался,
господин не предал его смерти, но не приставил к
какому-нибудь более приличествующему ему
занятию, а отослал на кухню носить воду и колоть
дрова. А юноша тот, раздумывая, как после честного
служения мученику он попал в позорное рабство к
неверным, слезно молил святого сжалиться над его
злосчастьем и простереть руку помощи просящему
его заступничества.
И вот, когда вера в великого слугу
Божиего крепла в сердце юноши и он неутешно
плакал, поздним вечером, возвращаясь к себе спать
и входя в дверь, ведущую со двора в дом, услышал,
как кто-то снаружи зовет его по имени, и спросил:
“Кто ты, господин?”. Тот назвался его знакомым и
сказал, что хочет с ним побеседовать. Юноша без
колебаний, но очень удивленный, как, стоя на
улице, пришедший мог его увидеть через стену, [394] немного приоткрывает ворота
и видит какого-то всадника, молодого годами и
прекрасного лицом. Юноша приветствовал его и
стал внимательно в него вглядываться, чтобы
убедиться, знает ли он своего гостя. А тот, словно
желая обнять юношу, наклонился и, подняв его с
земли, перебросил через шею коня. Затем пустил
коня вскачь и помчался вперед. Вскоре он снял
юношу с коня и на руках внес в какой-то дом, затем
обнял его и исчез. Юноша не понимал, что
случилось, и от изумления так обессилел, что
заснул, не зная ни того, что с ним произошло, ни
страны и дома, куда попал.
На рассвете, когда кто-то вошел туда со
светильником, юноша пришел в себя и встал ему
навстречу. Едва вошедший увидел человека в
платье, какое носят агаряне, как он испугался и,
приняв юношу за вора, со страху стал кричать;
юноша, увидев вошедшего христианина, одетого как
клирик, в свою очередь закричал от удивления.
Сбежавшиеся люди схватили юношу и стали его
спрашивать, кто он и откуда и как при закрытых
дверях сюда вошел. Объятый ужасом, юноша
рассказал им все по порядку, а они прослезились,
слыша это, и вспомнили его приметы: ведь это по
большей части оказались люди, которые вместе с
ним были при храме святого. А когда подлинно
узнали юношу и громко восславили Бога, который
через святого Своего мученика творит столь
дивные чудеса, сказали: “Ты в храме святого
мученика Георгия, из которого был уведен в плен”.
Юноша пришел в себя и, уверовав, что
приключившееся ему не сон, вместе со всеми ними
воздавал слезную хвалу Господу. Потом он
постоянно рассказывал о чудесах величайшего
мученика.
[395]
5.
Другое чудо
Послушайте, братья мои, о другом
удивительном чуде, которое явил великомученик
Георгий в Каппадокии 7
во времена наших отцов при благочестивейшем
нашем императоре Феодосии, 8 в предшествующее
поколение.
Был в Каппадокии человек по имени
Феопист. Жену его звали Евсевия, и она подлинно
была благочестива. 9
Она жила в браке с ним семь лет, но детей у них не
было.
Однажды Феопист пошел в поле пахать.
Когда он работал вместе с рабами, случилось ему
отпустить волов своих попастись, а люди легли на
землю и заснули. Животные пощипали травы, отошли
куда-то и пропали с глаз. Феопист проснулся и
говорит своему рабу: “Куда девались наши волы?”.
Раб говорит: “Жив наш Бог, не знаю, ведь я тоже
спал”. А Феопист поднялся и напрасно проискал их
до самого вечера. Вернувшись в дом свой, он
говорит жене: “Мы потеряли своих волов”. Она
говорит: “Как?”. Он говорит: “Мы отпустили их
пастись, а сами легли и заснули; когда проснулись,
волов не было”. Жена говорит: “Ты плохо искал”.
Он сказал: “Право, жена, мы обыскали все кругом,
но не могли их найти”. Она подняла глаза к небу и
говорит: “Возблагодарим святого и милосердного
Бога”. Назавтра Феопист говорит своему рабу:
“Возьми других наших волов и иди пахать. Но
хорошенько смотри за ними, а я стану искать
пропавших волов”. Он пошел и, [396] напрасно
проискав волов своих целую седмицу, вернулся в
дом свой. Пришедшие соседи стали смеяться, говоря
ему: “Какой из тебя хозяин, когда ты потерял
своих волов”. Он же улыбался. Соседи говорят ему:
“Призывал ты каких-нибудь святых, чтобы они
смилостивились и помогли тебе найти волов?”. Он
сказал: “Всех призывал, но ничего не нашел”. Один
юноша сосед говорит ему: “Помолись святому
Георгию Каппадокийцу — он скор на помощь и за
малый сосуд елея вызволил одного человека из
Сирии. 10
Так и ты, может быть, найдешь волов своих”.
Феопист говорит: “Жив мой Бог, если найду своих
волов, зарежу одного и позову Георгия. Но он,
разумеется, не придет, потому что уже умер и не
может угощаться”.
Но человеколюбивый и милосердный Бог
хотел, чтобы все люди спаслись и достигли
познания истины, 11
желал открыть чудеса святого своего и обратить
зломысленных еретиков, не верящих в воскресение,
а также показать явление Георгия. И вот в ту ночь
во сне Феописту предстает святой и говорит ему:
“Феопист”. Тот сказал: “Вот я, господин”. 12 Святой
говорит: “Ступай на дорогу и найдешь волов своих,
но скорее исполни свое обещание, и позови меня, и
я приду”. Пробудившись, Феопист говорит жене
своей: “Мне приснилось то-то и то-то”. Она
сказала: “Ступай и погляди, сбудется ли
откровение святого”. Он пошел и увидел волов
своих пасущимися при дороге. В великой радости,
возблагодарив святого, Феопист пригнал волов в
дом свой. И жена говорит ему, чтобы его испытать:
“Может, ты не искал на той дороге?”. Он же сказал:
“Право, я обошел все, но ничего не находил. [397] Ведь дорога эта длинная — не
один стадий 13
хода”. Жена говорит ему: “Возблагодарим Бога и
святого великомученика Георгия, и скорее исполни
свое обещание”. Феопист сказал: “Давай заколем
козленка, чтобы почтить память святого”, и они
сделали так, думая, что святой этим
удовольствуется.
Когда настала ночь, святой является
Феописту во сне и говорит ему: “Феопист”. Тот
сказал: “Что, господин мой?”. Святой говорит: “Ты
собирался пригласить меня на этого козленка?
Уверен ли ты, что мне довольно козленка? Быстро
исполни, что пообещал, и зарежь быка, и я приду. А
не сделаешь, пожалеешь”. Феопист проснулся и,
опечалившись, говорит жене своей: “Я видел во сне
то-то и то-то. Давай заколем овцу с ягненком, и
святой примет этот дар”. Они сделали так и
свершили память святого. И снова той ночью святой
является Феописту во сне и говорит: “Феопист”.
Тот сказал: “Вот я, господин”. Святой говорит:
“Ты имел намерение пригласить меня на овцу и
ягненка? Не знаешь разве, что я комит 14 и у меня большая
свита? Не сам ли ты сказал: „Зарежу вола и позову
святого". Недавно из сострадания к тебе я
требовал одного вола, но ты вывел меня из
терпения. Если теперь не зарежешь четырех волов,
всех своих овец и свиней, я не приду к тебе
пировать, но попрошу Господа дать мне сжечь тебя
и дом твой”.
Феопист проснулся и в великом страхе
закричал громким голосом: “Увы, что мне делать?
Кто предстает мне во сне? Не пустой ли призрак это
меня морочит, чтобы я разом лишился своего добра
и вместе с женой впал в нищету? Святой не говорит
так: „Зарежь весь свой скот, а я приду к тебе [398]пировать". И разве умерший
может пировать? Нет, не сделаю так, чтобы лишиться
всего своего достояния. Право, лучше б мне было
вовсе не найти волов”. А жена его Евсевия
увещевает мужа разумными словами, говоря: “Да
простит тебе Бог, что святого ты принял за
призрак. Ты боишься, что святой придет, а быть
может, он собирается сделать нас богатыми, как
сделал многих других”. 15
Феопист повеселел сердцем. И снова его жена
Евсевия говорит: “Господин мой, может статься, мы
лишимся своего скота, настанет лихая година, и
наши двадцать овец и десять свиней пропадут,
может, они уже пропали, так как святой попустит
это”. Феопист лишился покоя и с горя перестал
пить и есть.
А святой в ту ночь предстал ему на
белом коне и с честным крестом, говоря:
“Человече, ты одержим демонами, если считаешь
меня призраком”. Указуя Феописту на честной
крест, он говорит ему: “Клянусь силой Христовой,
если ты не выполнишь мое желание, я нашлю огнь
небесный и сожгу тебя и дом твой”. Святой
увещевал Феописта, и грозил ему страшными карами,
и говорил: “Пригласи многих богатых и бедных,
чтобы прислуживали за столом”. Феопист
проснулся и в сильном страхе закричал: “Я сделаю,
что ты велишь, господин мой, и не только зарежу
свою скотину, но отдам тебе и себя, и все мое
достояние”.
Он приказал надежнейшим рабам своим,
говоря им: “Зарежьте всю мою скотину. Я видел во
сне то-то и то-то”. Они же говорили про себя: “Не
лишился ли он рассудка, что хочет расточить все
свое достояние”. Когда были зарезаны все овцы,
свиньи и упряжные волы, слуги приготовили [399] достаточно кушаний и вина для
пира. А Феопист созвал нищих, множество
односельчан и иереев, с вечера и до утра
распевавших каноны 16
святого. Служители большинства храмов святого
Георгия тоже пришли на пир. Сотворив молитву, они
сели, ожидая явления святого.
И в час этот раздался громкий топот и
сильный шум. И тут же явилось более тридцати
отроков на конях, и говорят: “Наш комит едет”.
Чуть они это сказали, как еще большее число
всадников прискакало с криком: “Феопист, иди
встречать комита, он едет”. Феопист вышел и в
великом страхе говорит: “Кто он, господа мои?”.
Они говорят ему: “Новый комит, родом он
каппадокиец и едет к тебе в гости”. И говорят ему
еще: “Царь, ибо раб этот полезен ему, не только
сделал его комитом, но вверил ему управление
всем”. 17
А юноша в испуге говорит: “Может быть, у меня не
хватит хлеба и вина, чтобы угостить их”.
В это время перед ним появляется
верхом на белом коне святой; двое прекрасных
юношей ехали по одну и по другую сторону его, и
множество людей следовало за ним, кто верхами,
кто пешком; некоторые деревенские жители
всполошились, что приехал комит. Святой сказал:
“Здравствуй ты, Феопист, и все друзья твои”. Они,
поклонившись ему, говорят: “Ты пришел в добрый
час, святой комит Божий”. А он спешился, чтобы
угоститься у Феописта, и говорит ему: “Вот я,
господин. Как я слышал, ты собирался пригласить
святого Георгия, а вместо него пришел я, потому
что зовусь Георгием Каппадокийцем. Но не горюй —
труды твои не пропадут даром”. [400]
Феопист немного ободрился и говорит
ему: “Пусть войдут и угощаются все пришедшие с
тобой”. Святой говорит: “Нет, они пойдут
пировать к другому воину”, и велел всем, кроме
двух отроков, кому надлежало прислуживать за
столом, сесть на коней, запретив им даже задать
коням сена и ячменя, а потом сказал: “Феопист”.
Тот говорит: “Вот я, господин”. Снова святой
говорит: “Пусть сядут за стол все твои друзья, ты
и жена твоя, а эти двое отроков будут
прислуживать”. Феопист говорит отрокам: “Вот в
сосудах вино; когда они опустеют, откройте пифос 18”. А
отроки взяли небольшие кувшины и сколько ни
наливали, вино в них только приумножалось, а
сосуды те не оскудевали, и не пришлось им открыть
пифос, и поданный на стол хлеб не убывал, и все там
ублаготворились.
А святой говорит собравшимся: “Ешьте
мясо, а кости оставьте для свидетельства святого;
если кто из вас бросит хоть одну, я его жестоко
покараю”. Феопист шепотом говорит жене своей:
“Не сказал ли я тебе, что они не только расточат
добро мое, но еще жестоко покарают меня и моих
друзей”. Она говорит ему: “Молчи. Этот человек не
сделал нам ничего дурного”. И Феопист замолчал.
Когда все ублаготворились, святой говорит им:
“Воспойте песнь святому”. Они пропели
“Взрощенный Богом” 19a
и дальше и стали славить святого, и, прочитав:
“Пресвятая Богородица, спаси нас”, встали с
колен.
Святой вскочил на коня и говорит:
“Несите мне сюда кости со стола”. Все говорили
себе: “Может, он захмелел и не знает что
говорит”. Феопист [401]
говорит: “Может, он хочет оказать мне милость”.
Все принесли кости и бросили их перед святым.
Взглянув на небо, он говорит: “Господи Иисусе
Христе, за коего я, раб Твой, состязался, да
снизойдет благословение Твое на раба Твоего
Феописта и на дом его, и, как Ты размножил звезды
небесные и прах земли, 19
умножь милости Свои рабу Своему Феописту”. И
тотчас сделалось трясение земли, так что все
упали с ног, и в час этот приумноженной втрое
восстала вся скотина Феописта. А святой сказал:
“Храни вас Бог” — и исчез с глаз вместе со своим
конем.
Толпа, увидев удивительное чудо, долго
повторяла: “Господи, помилуй”. А Феопист и его
жена начали плакать и говорить: “Почему мы не
припали к честным стопам его?”. И стали взывать
громким голосом: “Прости нам, владыка,
безрассудное наше неведение”. Некоторые же,
найдя на земле, где святой ступал, отпечаток его
ног, собирали эту землю. Ибо истинно говорю вам,
что он исцеляет слепых, хромых, бесноватых,
одержимых трясовицей и прочих недужных.
Чудо это стало повсюду известно, так
что услышал о нем и благочестивейший император
наш Феодосий. И восславили Бога. Прославился по
всей земле той и Феопист, так что даровано ему
было семьдесят тысяч голов скота, а хлеба и вина
столько, что не счесть. Он родил семерых сыновей и
трех дочерей. После прихода к нему святого
Феопист прожил двадцать два года и постригся, 20
прославляя Бога и святого Георгия,
великомученика Христова, слава и сила которому
вместе с его безначальным Отцом во веки веков.
Аминь. [402]
6.
Правдивое, весьма назидательное и
исполненное сладости
повествование Григория о видении,
которое некогда было одному сарацину,
и он, обратившись после этого, приял
мученичество за Господа нашего Иисуса Христа.
Благослови, отец
Стратиг Николай Иула рассказал мне,
что в родной его город, который сарацины на своем
наречии называют Ампелон, 21 амерумн Сирии
послал своего родича для устроения каких-то дел в
упомянутом городе. А там есть большой древний и
пречудный храм великомученика Георгия. Когда
сарацин издали заметил храм этот, он приказал
своим слугам перенести туда его поклажу, а также
поставить верблюдов числом двенадцать, чтобы он
мог видеть их, когда они кормятся.
Иереи святого того храма просили его,
говоря: “Господин, не делай так, потому что это
храм Божий, не оскверняй его и не вводи верблюдов
туда, где стоит святой престол”. Сарацин же, как
человек бесстыдный и своенравный, не пожелал
внять просьбам пресвитеров 23 и сказал по-арабски
рабам своим: “Почему вы не исполняете мое
повеление?”. Тотчас рабы его сделали, как он
приказал. И вот введенные в храм верблюды по воле
Божией внезапно все рухнули на землю и испустили
дух. Увидев несказанное чудо, сарацин удивился и
приказал слугам своим вытащить [403]
павших верблюдов и бросить подальше от храма. Так
они и сделали.
День тот был праздничный, и подходило
время божественной литургии, 24 и священник
готовился совершить святую проскомидию, 25 но
весьма опасался, как в присутствии сарацина он
прикоснется к бескровной жертве. 26 Другой иерей,
сослуживший ему, сказал, заметив, что он медлит
приступить к священнодействию: “Будь спокоен.
Разве ты не знаешь, что удивительное чудо
свершится. Чего же ты боишься?”. Тогда упомянутый
иерей бесстрашно приступил к святой проскомидии.
А сарацину, глядевшему на это, хотелось узнать,
что будет дальше. Когда же иерей, приступив к
свершению святой проскомидии и взяв хлеб,
собирался принести бескровную жертву, сарацину
почудилось, будто тот руками своими заклал
младенца, налил кровь его в потир, 27 а тело разъял на
куски и положил на дискос. Увидев такое, сарацин
пришел в изумление и, исполнившись на иерея гнева
и ярости, хотел убить его. Когда же пришло время
выхода, 28
сарацин снова еще явственнее увидел на дискосе
младенца, разъятого начетверо, и кровь его в
потире. И снова пришел в изумление и гнев. А
божественная литургия близилась к скончанию, и
некоторые христиане подошли, чтобы причаститься
святых тайн, а иерей произнес: “Со страхом Божиим
и верою приступайте”, и все в церкви набожно
склонили головы, а иные подошли причаститься, а
сарацину в третий раз почудилось, точно иерей из
лавуды причащает их кровью и плотью младенца.
А так как, покаявшись во грехах,
прихожане причастились плоти и крови младенца,
сарацин и на [404] них
исполнился гнева и ярости. После скончания
божественной литургии иерей снял с себя
священное облачение и, разделив между всеми
христианами антидор, 29
дал от лучшего хлеба, который остался, также и
сарацину. А тот спросил по-арабски: “Что это?”.
Иерей ответил ему: “Господин, это остаток
хлеба”. Сарацин с гневом сказал: “Разве хлебы
брал ты, грязный пес, нечестивец и убийца?! Неужто
я не видел, как заклал ты младенца, кровь его
вылил в потир, а тело разъял и часть за частью
положил на дискос? Что ли не видел я всего этого,
убийца? Не видел, как ты ел от плоти и пил от крови
младенца, и давал вкушать окружающим? Теперь во
рту их кровавое мясо”. Иерей, услышав эти слова, в
изумлении сказал: “Господин, я — грешник и не
могу зреть подобных таинств. А раз твоя милость
узрела, Бог свидетель, ты — великий муж”. Сарацин
сказал: “Того, что я видел, значит, нет?”. И иерей
ответил: “Есть, господин мой, но я — грешник, и
потому не дано мне зреть подобное, но только хлеб
и вино, и мы, христиане, веруем во хлеб этот и вино
и почитаем их, и жертвуем как плоть и кровь
Господа нашего Иисуса Христа. Великие и
пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков
был святой и великий Василий, преславный
Златоуст и Григорий Богослов 30, не видели страшного
этого и ужасного таинства. Как же могло оно
открыться мне?”.
Сарацин, услышав это, изумился и
приказал рабам своим и всем стоявшим покинуть
храм; он взял иерея за руку и сказал: “Как я вижу и
убеждаюсь, вера христианская имеет великую силу.
Если будет на то воля твоя, отец, окрести меня”. [405] Иерей говорит ему: “Господин,
мы веруем и исповедуем Господа нашего Иисуса
Христа, Сына Божия, пришедшего в мир ради
спасения нашего. Веруем во святую, единосущную и
нераздельную Троицу, Отца, Сына и Святого Духа,
единое божество, веруем в Приснодеву Марию,
Матерь Света, родившую плод жизни, предреченного
Господа нашего Иисуса Христа, деву до чадородия,
в чадородии и после чадородия деву. Веруем во
всех святых апостолов, пророков, мучеников,
святых и праведников, ибо они — слуги Божий.
Знаешь ли ты, господин мой, что нет веры истиннее,
чем вера православных христиан?”. Снова сарацин
говорит: “Прошу тебя, отец, окрести меня”. Иерей
говорит: “Да не будет так, ибо я не могу сделать
этого. Если сделаю, а родич твой, амерумн, о том
прослышит, он убьет меня и разрушит храм. Но если
ты задумал креститься, ступай на гору Синайскую,
и тамошний архиерей тебя окрестит”.
Сарацин поклонился пресвитеру и вышел
из храма. После первого часа ночи он снова пришел
к иерею и, сняв золотые царские одежды, надел
грубое вретище, и бежал, и скрылся без вести.
Придя на гору Синай, он воспринял там от архиерея
крещение.
Через три года сарацин этот на память
знал Псалтирь и каждодневно говорил стихи ее.
Однажды он сказал архиерею: “Скажи, владыка, что
мне сделать, чтобы узреть Христа?”. А архиерей
сказал: “Молись с истинной верой и в один из дней
по желанию своему узришь Христа”. Вновь бывший
некогда сарацином сказал: “Дозволь мне, владыка,
пойти к иерею, наставившему меня, когда мне было
страшное видение в храме преславного [406]
мученика Георгия”. Архиерей сказал: “Иди с
миром”. С его согласия сарацин пошел к иерею, пал
в ноги ему, поклонился и сказал: “Узнаешь, отец,
кто я?”. Иерей сказал: “Как я могу узнать
человека, которого никогда не видел”. Снова
бывший некогда сарацином говорит: “Разве я не
тот сарацин, родич амерумна, введший во храм
верблюдов, которые все пали, не тот, кому во время
божественной литургии было страшное видение?”.
Иерей взглянул на него, поразился и восславил
Бога, увидев, что араб, прежде лютый волк, стал
кроткой овцой в стаде Христовом, и приветствовал
его с любовью, и пригласил его в келию свою
подкрепиться хлебом.
Некогда бывший сарацином сказал:
“Прости, отец, я желаю и жажду зреть Христа”.
Иерей сказал: “Ступай к своему родичу, объяви ему
веру Христову, хули и проклинай сарацинскую веру,
лжепророка сарацинского Магомета и бесстрашно
возвещай истинную христианскую веру — тогда
узришь Христа”.
Сарацин, услышав это, с радостью
отправился во дворец и ночью громко постучал в
дверь родича своего сарацина. А стражи ворот и
дома амерумна спросили: “Кто кричит и бьет в
двери?”. Тот сказал: “Это я, родич амерумна,
некогда бежавший и скрывшийся без вести. Теперь я
хочу увидеть моего родича и поговорить с ним”.
Стражи ворот этих тотчас сказали амерумну:
“Господин, пришел родич твой, некогда бежавший и
скрывшийся без вести”. Амерумн стал стенать,
говоря: “Где он?”. Они сказали: “У дверей
дворца”. Амерумн велел слугам своим с факелами и
светильниками выйти [407] ему
навстречу. И все они сделали по велению его, и
взяли за руку монаха, бывшего некогда сарацином,
и привели к амерумну, его родичу. А амерумн,
увидев его, весьма возликовал и, обняв родича со
слезами, говорит: “Что случилось? Где жил ты до
сих пор? Нет, ты не мой родич?”. Монах сказал: “Ты
не узнаешь своего родича? Ведь теперь, как видишь,
я — христианин и милостью всевышнего Бога монах,
и жил в пустынном месте, чтобы унаследовать
Царствие Небесное, и, уповая на несказанное
милосердие вседержателя Бога, унаследую царство
его. Зачем ты медлишь — прими святое крещение
православных христиан, дабы унаследовать жизнь
вечную”. А амерумн, засмеявшись и покачав
головой, сказал: “Что ты болтаешь, несчастный,
что болтаешь? Что приключилось с тобой,
несчастный, что с тобой приключилось? Увы тебе,
увы тебе, жалкий! Как мог ты оставить прежнюю
жизнь свою, и отказаться от власти, и ходить,
подобно нищему, в зловонной овчине!”. Монах
возразил, говоря: “Милостью Божией все, что я
имел, когда был сарацином,— закон и наследие
диавола, а то, во что облачен ныне,— слава,
гордость и залог грядущей и вечной жизни. Я
предаю проклятию веру сарацин и лжепророка их”.
Тогда амерумн сказал: “Выведите его отсюда, ибо я
не знаю, что он говорит”. Его вывели, и поместили
где-то во дворце, и дали ему еду и питье, и там он
пробыл три дня. Он не ел и не пил, но от души и с
верой молился Богу и, преклонив колена, говорил:
“На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек,
да не восторжествуют надо мной враги мои”. 30а И еще:
“Помилуй меня, Боже, по великой [408]
милости Твоей и по множеству щедрот Твоих
изгладь беззакония мои”. 31 И еще: “Просвети
очи мои, Христос, Боже мой, да не усну я сном
смертным, да не скажет враг мой: „Я одолел его".
32
Господи, укрепи сердце мое, чтобы я восстал на
заблуждение сарацинское, чтобы не растоптал меня
диавол и я не устрашился умереть во святое имя
Твое”. И, сотворив крестное знамение, он сказал:
“Господь свет мой и спасение мое: кого мне
бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне
страшиться?”. 33
И снова возвысил голос, говоря к амерумну:
“Амерумн, прими святое крещение и обретешь
вечное и славное Царствие Небесное”. А амерумн
снова велел ему предстать перед собой,
приготовил для него весьма красивые одеяния и
сказал: “Радуйся, несчастный, радуйся и ликуй на
царство свое и не губи своей жизни и цветущей
молодости, по безумию своему не ходи в рубище, как
последний нищий. Увы тебе, несчастный, каковы
мысли твои?”. Монах рассмеялся и говорит
амерумну: “Не печалься об этом. Ибо я думаю о том,
как свершить дело Христа моего и пославшего меня
отца, того иерея, который наставил меня. Одежды
же, что ты приготовил мне, продай на подаяние
нищим, откажись от бренного скипетра бренной
своей власти, чтобы получить скипетр жизни
вечной, оставь упование на нынешнее ради
упования на грядущее, отрекись лжепророка
Магомета, нечистого и презренного исчадия
погибели, уверуй в распятого назарянина Иисуса
Христа, уверуй в Отца и Сына и Святого Духа,
единосущную и нераздельную Троицу, единое
божество”. Амерумн опять рассмеялся и говорит
собравшимся [409] во дворце
вельможам: “Он безумен, как нам с ним поступить?
Выведите его и прогоните отсюда!”. Восседавшие с
амерумном сказали: “Намерение его — оскорбить и
попрать сарацинскую веру. Разве ты не слышишь,
как он хулит и проклинает великого пророка
нашего?”. А монах, бывший некогда сарацином,
громко вскричал: “Я скорблю о тебе, амерумн, ибо
ты, несчастный, отвергаешь спасение. Уверуй в
распятого Господа нашего Иисуса Христа и
отвергнись, подобно мне, сарацинской веры и ее
лжепророка”. Амерумн сказал: “Выведите его, как
я вам приказал, ибо он безумен и не ведает, что
говорит”. Восседавшие с амерумном сказали: “Он
бесчестит веру сарацинскую и хулит великого
пророка, а ты утверждаешь: „Он не ведает, что
говорит". Если ты не предашь его казни, мы тоже
станем христианами”. Амерумн говорит им: “Я не
могу казнить его, потому что он мой родич, и мне
жаль его. Сами сделайте с ним что желаете”. В
сильном гневе схватив монаха, вельможи совлекли
его из дворца и подвергли всяческим пыткам, чтобы
обратился к прежней своей сарацинской вере. Он же
не соглашался и поучал всех во имя назарянина
Иисуса Христа, чтобы они уверовали и спаслись.
Тогда сарацины повлекли его за город и там
каменовали этого святого монаха, нареченного
Пахомием.
В ту ночь звезда с небес пала ко стопам
святого мученика, и все видели ее сорок дней
лежащей перед ним, и многие обратились. По
заступничеству святого мученика и Пречистой
Богоматери приснодевы Марии и всех святых да
отпустятся нам грехи наши. Аминь.
[410]
8.
Другое чудо великомученика Георгия о
закланном мечом воине.
Господи, благослови
Некий военачальник 34 со всем
императорским войском выступил в Сирию, ибо
агаряне подняли оружие на ромеев. 35 Когда же
императорское войско пришло и захватило
тамошние города, ему досталась богатая
ассирийская добыча. 36
Упомянутый военачальник дал одному своему воину
много золотых и серебряных украшений и много
денег и отослал его в дом свой, говоря: “Ступай в
дом мой и отдай все это. Посмотри, как там дела, и
скорее возвращайся обратно”. Воин взял подарки и
пошел. На четвертый день он пришел к просмонарию 37 храма
святого великомученика Георгия, так как решил
заночевать. Упомянутый просмонарий увидел
сокровища и деньги и, распаленный демоном,
заколол мечом воина, когда тот лег спать. Золото
он забрал, а тело воина рассек на куски и сложил
их в глиняный сосуд, чтобы сварить и подать в
своей корчемнице путникам.
А жена воина той ночью видит сон, будто
мужа ее постигла ужасная беда и скорбь.
Проснувшись, она решила, что видение было
неложным, и начала плакать и говорить: “Увы, увы,
мой горячо желанный супруг, какая тебя постигла
беда, я не знаю! Увы, увы, мой сладчайший муж, в
каком ты несчастье, а я его не ведаю! Увы, увы, мой
возлюбленный воин, в какой ты опасности, а я ничем
не могу помочь тебе! Я не знаю, что делать. Кому
мне [411] доверить свой сон? С
кем посоветоваться о моей тайне? Кто уврачует мою
боль?! Кто наставит меня?!”. Всю ночь она так
жаловалась, а наутро эта разумная женщина
находит решение — она берет елею, ладана, свечей
и другие приношения, подобно горюющей львице,
бежит в храм святого великомученика Георгия и
отдает дары свои просмонарию, а сама отходит к
раке, где покоился святой. Став в изножье раки,
она лобзала ее и говорила со слезами: “Божий
святой, смилуйся над ним. Ты знаешь, в какой беде
муж мой и твой раб. Ты знаешь, в каком он
утеснении, а я не знаю. Поспеши же и спаси его.
Ведь ты это можешь, если захочешь. Тебе ведомо,
что в нем одном все мои надежды: нет ведь у меня ни
отца, ни матери, ни брата, ни детей, а только он
один, которому грозит злая смерть. Поторопись же,
святой; где бы ты ни был, направляешь ли корабль
плывущих по морю, сопутствуешь ли тем, кто в
дороге, сражаешься ли вместе с воинами,
избавляешь ли кого от опасности, поспеши к нему,
святой, где бы он ни был, и спаси своего раба.
Истинно, Божий святой, я уповаю только на твое
заступничество. Где бы ни терпел утеснение твой
раб, спеши к нему, ведь ты знаешь, тонет ли он в
реке, попал ли в плен к неверным или в руки
разбойников, или его обижают начальники, а я не
знаю. Смилуйся, Божий святой, как смиловался над
сыном вдовицы 38
и вернул его к жизни и спас девушку от ядовитой
пасти змия. Как в дни мученичества своего
заставил ты четырнадцать седалищ покрыться
листвой, так, Божий святой, сжалься над рабом
своим и спаси его от беды, которая ему
приключилась”. И, пав на колени в изножье раки [412] святого, она сказала так: “Я
не встану и не подниму головы, пока не узнаю,
какая беда с мужем моим”. Божиего святого
тронули ее слезы и мольбы, он, не медля, вскочил на
своего коня и, свершив путь в пятьсот тысяч
стадиев за малую долю часа, остановился перед
келией просмонария, громко крича ему: “Выходи ко
мне, просмонарий!”. Тот вышел и, видя святого,
принял его за военачальника и поклонился ему. А
святой говорит: “Где воин, который жил здесь?”.
Просмонарий ему ответил: “Господин мой, уже
шесть дней человек этот не приходил в мою
корчемницу”. Святой говорит ему: “Где воин,
посланный мной с мешком золота из Сирии к тебе в
дом и остановившийся тут?”. Просмонарий сказал:
“Клянусь могуществом моего святого Георгия, при
котором я и ночью и днем, что воин тот пришел
поздно, переночевал, был принят мной с великой
честью, а наутро отправился к тебе в дом”. Святой
в гневе сказал: “Ты не просмонарий, а убийца, не
просмонарий, а разбойник и нечестивец, служитель
не святого храма, а демонского. Подай мне деньги и
украшения и неси сюда мясо, которое у тебя в
глиняном сосуде”. Просмонарий испугался и, упав
под копыта коня, на котором сидел святой, стал
плакать. Святой спешился и, взойдя в келию
просмонария, взял все, что тот похитил, и
разрезанное на куски тело воина. Он разложил их в
присутствии просмонария и многих других, которые
там случились, и стал собирать куски эти член к
члену и сустав к суставу подряд, как
располагаются все части человеческого тела. И
простер свои святые руки к небу, и, помолившись
около трех часов, возложил длани на тело воина, и
сказал: “Тебе говорю [413]
именем Иисуса Христа, воскресшего из мертвых,
восстань”. И тотчас суставы тела соединились, а
плоть срослась, и снова во второй раз святой
сказал: “Восстань, воин, скорее и скорее ступай
своей дорогой”. И тотчас воин поднялся на ноги и,
словно в восхищении, оглядывался и дивился
мужественной осанке и исходившему от юного
Георгия благовонию, а также красоте, крутым
бедрам и статности его коня. И не знал, ни кто это
перед ним, ни что сам претерпел, помнил только
свою встречу с просмонарием. Святой, оживив
воина, велел ему с миром идти своей дорогой.
А разумная жена воина, простертая на
полу перед ракой, увидела во сне это предивное
чудо. Она встала совершенно успокоенная и
говорит просмонарию и всему народу: “По
заступничеству святого муж мой спасен”. Воин
возвратился и пришел в дом к своей жене.
Отличнейшая и разумная женщина с плачем поведала
ему все, а он ей то, что случилось с ним. И они
возблагодарили Бога и святого Георгия и,
пожертвовав много благовоний и свечей,
восславили Господа нашего Иисуса Христа, слава
которого и сила ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
10
Другое чудо
В феме 39
Пафлагония есть преславный храм святого
великомученика Георгия, который местные люди
зовут Фатринон. Во времена, когда он был весьма
убог и грозил совсем обрушиться [414]
и не было средств, чтобы поддержать его или, лучше
сказать, вновь отстроить, случилось там такое.
Однажды вблизи того храма собрались дети и
затеяли игры. Один из мальчиков постоянно
проигрывал, и остальные дразнили его. Обратив
глаза к храму святого, мальчик этот сказал:
“Святой Георгий, сделай, чтобы я выиграл, и я
принесу в храм твой пирог”. И тут же принявшись
играть, он выиграл — и не единожды, и не дважды, а
множество раз. Тогда мальчик побежал к матери
своей и попросил ее дать для святого дар, который
он ему посулил. А женщина, любя сына своего, а паче
того мученика Георгия, тотчас испекла пирог и
отдала мальчику. Он принес пирог в храм мученика
к престолу и ушел. В это время четырем купцам
случилось проходить здесь, и они зашли в храм
помолиться. Увидев свежий вкусно пахнущий пирог,
купцы сказали себе: “Ни к чему святому брашно,
съедим это сами, а заместо дадим ему благовоний”.
Так они и сделали, но не смогли после выйти из
храма. Они сложились и дали по милиарисию 40 каждый,
но все же не могли выйти. Тогда положили номисму 41 и молили
святого выпустить их, но и тут не смогли выйти,
так как внезапно ослепли. Только когда все
четверо уплатили по номисме и горячо помолились,
они невозбранно покинули храм. Освободившись,
купцы сказали: “О святой Георгий, дорого же ты
продаешь свой пирог; в другой раз мы у тебя не
станем покупать, а за случившееся прости нас”. 42 В этом
храме без счету случалось чудес, случаются они и
поныне.
[415]
12.
Чудо святого великомученика Георгия о
змие.
Господи, благослови
Слыша о великом множестве чудес
великомученика и чудотворца Георгия, восславим
Господа, возвысившего его и даровавшего такую
благодать этому преславному мученику. Кто от
века слышал о столь великом чуде, которое
совершил блаженный, или когда-нибудь был
свидетелем ему подобного?
Во времена оны был город по названию
Ласия, 43
и над ним царствовал царь, звавшийся Сельвий; он
был грязный идолопоклонник, беззаконник и
нечестивец, беспощадный и немилосердный к
верующим во Христа. Но Господь воздал им по делам
их. 44
Вблизи того города была трясина со множеством
воды. И в воде трясины этой поселился лютый змий,
и каждодневно выходил он и пожирал жителей
города. Часто царь со всем своим войском выступал
против чудовища, но оно возмущало воду, и царь не
мог даже приблизиться к этому месту.
Так как змий пожирал их, горожане были
сильно удручены. И вот город собрался, и все
закричали царю: “Царь, вот город наш
благоденствует и процветает, а мы умираем злой
смертью”. Царь говорит: “Начертайте имена всех
граждан, и каждому да будет определен его черед. У
меня есть единственная дочь, и я тоже отдам ее,
когда придет мой срок, и да не отступим мы из
города нашего”. Речь царя понравилась всем. И —
день за днем — все по очереди стали отдавать
своих детей на съедение змию, пока не пришел
черед царя. [416] Царь нарядил
свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и
драгоценными камнями, и перлами и, обняв с
любовью, целовал, слезно оплакивая как мертвую:
“Иди, мое единственное и сладчайшее дитя, свет
моих глаз! На кого мне, сладчайшее мое дитя,
теперь глядеть, чтобы хоть немного утешиться?
Когда я сыграю твою свадьбу? Когда увижу твой
брачный покой, когда зажгу факелы, когда запою
песнь, когда узрю плод чрева твоего? Увы,
сладчайшее мое дитя, иди без времени к смерти — я
расстаюсь с тобой”. А народу царь говорит:
“Возьмите золото, серебро и царство мое, только
пощадите дочь мою!”. И никто не согласился из-за
указа, объявленного царем. Тогда царь в глубокой
печали отослал дочь к той трясине. Весь город от
мала до велика сбежался посмотреть на девушку.
Но человеколюбивый и милосердный Бог,
не хотящий смерти грешника, 45 но чтобы обратился
от пути своего и жив был, пожелал явить знамение
через преславного великомученика Георгия.
Во времена те жив был святой Георгий,
который был тогда комитом, 46 войско его было
распущено, а сам он шел в Каппадокийскую землю,
свое отечество. По изволению Божию святой
оказался в месте том и решил напоить своего коня.
И видит, что сидит девушка, а слезы так и капают ей
на колени, и, озираясь по сторонам, она жалуется.
Святой сказал ей: “Женщина, кто ты и что это за
люди вдали и почему они громко плачут?”. Девушка
говорит: “Повесть эта очень длинна, и я не могу
тебе ее поведать. Но беги, пока не настигла тебя
ужасная гибель”. Святой говорит ей: “Женщина,
скажи мне правду — ведь, клянусь Господом Богом,
я умру с [417] тобой и не оставлю
тебя”. Тогда девушка, горько застенав, сказала:
“Господин мой, наш город благоденствует и
процветает, но в воде трясины поселился лютый
змий. Каждодневно он выходит на землю и пожирает
жителей города. Мой отец объявил указ и вот
послал меня на съедение чудовищу. Теперь я
сказала тебе все. Уходи скорее”. Выслушав это,
святой говорит девушке: “Отныне не страшись и
будь покойна”. И он спросил ее, говоря: “Кому
поклоняется отец твой и его домочадцы?”. Девушка
говорит ему: “Гераклу, Скамандру, 47 Аполлону и великой
богине Артемиде”. Святой говорит девушке: “А ты
уверуешь в моего Бога: отныне не страшись и будь
покойна”. И блаженный возвысил голос свой к Богу
и сказал: “Боже, восседающий на херувимах и
серафимах 48
и зрящий бездны, Бог сущий и ведающий безумие
сердца человеческого, явивший страшные знамения
рабу своему Моисею, 49
яви и на мне свою милость, дай через меня благое
знамение и повергни лютое чудовище к ногам моим,
да знают люди, что Ты повсюду со мною”. И с неба
сошел глас, говорящий: “Твоя мольба дошла до ушей
Господа — делай, что задумал”. И тотчас девушка
закричала: “Увы, господин мой, уходи —
приближается этот лютый змий”. Святой осенил
себя крестным знамением и бросился навстречу
чудовищу, сказав: “Господь Бог мой, погуби лютого
змия, чтобы уверовали эти неверные”. Лишь только
он сказал это, с Божией помощью и по молитве
мученика змий упал к ногам святого Георгия.
Святой говорит девушке: “Сними с себя пояс, а с
коня моего поводья и дай сюда”. Девушка сняла и
подала их святому. И по [418]
устроению Божию он связал змия и передал его
девушке, говоря: “Поведем его в город”. Она взяла
змия, и они пошли в город. Люди, увидев дивное
чудо, испугались и в страхе перед змием хотели
бежать, но святой Георгий крикнул: “Не бойтесь,
стойте и зрите славу всевышнего и уверуйте в
истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и я
убью змия”. Царь и весь город закричали: “Веруем
в Отца, Сына и Святого Духа, в единосущную и
нераздельную Троицу”. Услышав эти слова, святой
обнажил меч свой и убил змия, и вернул девушку
царю. Тогда собралось множество народа, и все
стали лобзать стопы святого и славить Бога.
Святой Георгий позвал александрийского
архиепископа и за пятнадцать дней окрестил царя,
его вельмож и весь народ, примерно двести сорок
тысяч человек. И была радость великая в месте том.
50 Тогда
город Ласия воздвиг пресвятой храм во имя
святого Георгия. И, когда созидался этот храм,
святой, став неподалеку, прочел молитву — и вот
истек источник благодати. Тогда все уверовали в
Господа. Множество чудес и знамений сотворил
святой Георгий по данной ему благодати.
Комментарии
*Все ново- и ветхозаветные цитаты
даются в синодальном переводе.
1. Сюжет этого чуда
очень популярен и у разных народов сохранился
вплоть до нового времени. См.: Соколова В. К.,
Русские исторические предания. Л., 1970. С. 45 и сл.
2. В том самом
городе... явил предыдущее чудо...— место
действия предыдущего чуда, т. е. открывающего
греческий сборник,— г. Лидда (Палестина).
3. Сарацины — арабы.
4. Агаряне — арабы.
5. Пафлагония — область на
северном побережье Малой Азии.
6. Фатри — местность не
идентифицирована.
7. Каппадокия — страна в
восточной части Малой Азии.
8. ...при... нашем императоре
Феодосии...— вероятно, имеется в виду император
Феодосий III (716—717).
9. Евсевия — по-гречески
благочестивая.
10. ...вызволил
одного человека из Сирии.— Не вполне ясно,
какое из многочисленных чудес, совершенных
Георгием, здесь подразумевается.
11. ...милосердный Бог хотел,
чтобы все люди спаслись...— I Тимоф. 2, 4.
12. Вот я,
господин.— Частая в Библии формула; ср. I
Царств. 3, 4: “Воззвал Господь к Самуилу, и отвечал
он: „Вот я"”.
13. Стадий — греческая
мера длины, соответствующая 184,97 м.
14. Комит — здесь,
по-видимому, военачальник.
15. ...собирается
сделать нас богатыми, как сделал многих других.—
О такого рода милостях Георгия упоминает одна из
дошедших до нас версий его мученичества.
16. Канон — серия
песнопений для церковной службы; полные каноны
состоят из девяти песен, неполные содержат от
одной до четырех.
17. И говорят ему еще:
“Царь...” — спутники Георгия разумеют здесь не
императора, а Небесного царя.
18. Пифос —
вместительный сосуд, в котором хранили различные
съестные припасы — масло, вино, зерно и т. п.
19a. Взращенный
Богом. — Начало анонимного гимна Георгию,
опубликованного Крумбахером, см.: Krumbacher К. Der heil. Georg
in d. griech Ueberlieferung. Abh. d. konigl. Bayerisch Akad. d. Wiss. philsiph. =
philolog. u. hist. Kl. Bd. XXXV, Abh. 3, 1911. S. 95.
19. ...и, как Ты
размножил звезды небесные и прах земли...— Ср.
Неем. 9, 23 и Сирах. 44, 23.
20. ...прожил
двадцать два года и постригся...— речь,
очевидно, идет о пострижении в монахи перед
смертью.
21. Ампелон — очевидно,
Рамвле, Рамле, местечко вблизи палестинского
города Лидда.
22. Амерумн — так
византийцы передавали титул арабского халифа,—
'амир ал-му'минин, т. е. эмир верующих.
23. Пресвитер — вторая степень священства;
сан, соответствующий священническому.
24. Литургия —
важнейшая из церковных служб, во время которой
приготовляются хлеб и вино, т. е. Святые дары.
Священник извлекает из просфоры кубик,
символизирующий агнца, кладет его на дискос (это
символизирует пребывание младенца Христа в
яслях) и крестообразно разрезает (символ смерти);
затем дискос и сосуд с вином, потир, накрываются
покровцем, и в этот момент, как мыслили себе
верующие, происходило пресуществление вина и
хлеба в плоть и кровь Христову, которыми верующие
причащались.
25. Проскомидия —
первая часть литургии, когда священнослужители
приготовляют все для евхаристии (причастия) и
надрезают на четыре части жертвенный хлеб.
26. Бескровная жертва —
евхаристический хлеб и вино.
27. Потир — чаша
для евхаристического вина, дискос — блюдо, на
которое клали евхаристического агнца.
28. Выход — обряд
перенесения евхаристических даров с жертвенника
на престол, т. е. на стол, стоящий посредине алтаря
и, служащий главным образом для совершения
евхаристии. Проскомидия совершалась в професисе,
особом помещении вне алтаря, и священник
торжественно следовал со святыми дарами через
храм к алтарю.
29. Антидор —
буквально вместодарие; часть просфоры, из
которой вынут агнец для евхаристии, раздавалась
после литургии молящимся, которые не
причастились Святых даров.
30. ...великий
Василий, преславный Златоуст и Григорий Богослов
— знаменитые церковные деятели и писатели
Василий Великий (ок. 329 — 379), Иоанн Златоуст (347—407)
и Григорий Назианзин, или Богослов (ок. 329 — ок. 390).
С Василием Великим связан аналогичный данному
чуду рассказ. Как сообщает его житие, некий иудей,
зайдя в храм и увидев, будто Василий вместо
евхаристического хлеба рассекал на дискосе
младенца, подобно родичу амерумна, уверовал в
таинство пресуществления.
30а. На тебя. Господи,
уповаю...— Пс. 24 (25), 2.
31. Помилуй меня, Боже, по
великой милости Твоей...— Пс. 50 (51), 1.
32. Просвети очи мои...— Пс.
12 (13), 4.
33. Господь свет мои и
спасение мое...— Пс. 26 (27), 1.
34. Военачальник — в
оригинале говорится о таксиоте, офицере.
35. Ромеи — византийцы,
желая подчеркнуть свою преемственную связь с
Римской империей, называли себя ромеями.
36. ...ассирийская добыча...—
ассирийцами нередко называли арабов.
37. Просмонарий —
страж и хранитель храма, в функции которого
входило поддерживать храм в порядке, т. е.
запирать и отпирать его, возжигать свечи и т. п.
38. ...как смиловался
над сыном вдовицы...— агиограф перечисляет
эпизоды из жизни Георгия: он исцелил глухого,
хромого и слепого сына вдовицы (об этом
рассказано в маргарин святого), избавил цареву
дочь от змия (см. чудо 12) и по требованию своего
жестокого гонителя, царя Магнентия, обратил
доски четырнадцати седалищ в цветущие деревья,
какими они некогда были.
39. Фема — военный округ,
во главе которого стоял представитель военной
власти. Фемы были учреждаемы с VII в. в угрожаемых
пограничных или неспокойных внутренних районах
империи. Пафлагония — см. примеч. 5.
40. Милиарисий —
византийская серебряная монета.
41. Номисма —
византийская золотая монета.
42. О святой Георгий... прости
нас.— Аналогичный сюжет встречается в
“Фацетиях” Бебеля, III, 179.
43. Город Ласия и его царь Сельвий
вымышлены.
44. Но Господь воздал им по
делам их.— Ср. Пс. 27 (28), 4.
45. ...не хотящий смерти
грешника...— Иезек. 38, 11.
46. Комит — см. примеч. 14.
47. Скамандр — бог
одноименной реки под Троей, с которым, согласно
“Илиаде”, сражался Ахилл.
48. ...восседающий на
херувимах и серафимах...— согласно библейским
представлениям (псалмы, Исайя), Бог восседал на
херувимах и серафимах.
49. ...явивший
страшные знамения рабу своему Моисею...— Бог
являлся ему в пылающем кусте терновника, посылал
ему манну с неба, указывал путь облаком или
светом огненного столпа.
50. И была радость великая..,
— Деян. ап. 8,8.
|