Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

АНТРОПОЛОГИЯ

ВОСТОЧНЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ V BEKA

К оглавлению

Блаженный Феодорит Кирский

17. О том, что Один и Тот же дал и Ветхий и Новый Заветы

Мы знаем единого Установителя и Ветхого и Нового Заветов, и этому самому ясно научает Он нас устами пророка Иеремии. Ибо говорит: Завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, не по завету, его же завещах отцем их, в день, в онъ же емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския. Но завещаю им Завет Новый, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31, 31-33). Этими словами ясно показал, что давший Ветхий Завет дает и Завет Новый, ибо сказал: Завещаю не по завету, его же завещах. И устами пророка Исаии изрек: И завещаю им завет вечен, преподобная Давидова верная (Не. 55, 3). А также и пророк Давид взывает: Воскресни Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред тобою. Настави Господи законополо жителя над ними (Пс. 9, 20 - 21). Если же не верят пророчествам, то пусть слышат, как Сам Законоположник не разоряет законов Ветхих, но придает им большую строгость. Ибо разоряющему следовало сказать: Речено бысть древним: не прелюбы сотвориши, а я говорю вам: прелю бодействуй; и речено быстъ древним: не убывши; а я говорю вам: уби вай. Это самое и делают родственные Маркиону антитакты. Господь же Своими законоположениями ясно учит, что не разоряет Он Ветхий Завет, но вводит строжайший образ жизни. И как обучающий грамоте начина ющим учиться объясняет различие в начертании букв, обучившимся же этому предлагает сложение слов и, преподавая правила одним для скла дывания слов, а другим для стройного чтения, не противоположные вво дит законы учения, но преподает уроки соразмерно возрастам, - так и Владыка Христос дал законы, сообразные каждому роду. Необходимые и первые начертал Он в самом естестве человеческом, потому что каж дый имеет способность различать добро и зло; и делая то, чего сами не хотим потерпеть, возвещаем этим, что делаемое нами худо. Поэтому, кто убивает или прелюбодействует, тот знает, что делаемое им худо. Ибо не только не хочет быть убитым, но даже употребляет все способы, чтобы не случилось с ним этого. И если жена его впала в прелюбодеяние, он обвиняет восхитившего ложе его, и если сам подвергся злословию, при носит жалобу за оскорбление. А исследовав таким образом и все прочее, найдем всякого человека знающим, что худое худо. Итак, создавший нас Бог законы эти положил в самом естестве, иные же в каждом роде давал различно. Ибо Адаму дал закон о древе, Ною - о ядении мяса, патриар ху же узаконил обрезание, а другие законы написал рукою великого пророка Моисея; в божественном же Евангелии, оставив законоположе ния о вещах маловажных, как изучение каких-либо букв, дал законы совершеннейшие. Как матери новорожденным младенцам дают сосцы, через несколько же времени мягкую пищу, а когда делаются отроками и юношами, предлагают пищу твердую, так и Бог всяческих обученным этому предлагает совершеннейшие уроки.

Впрочем, и Ветхий Завет уважаем мы, как материнские сосцы, хотя не приемлем млека, потому что молоко вскормившей делается излишним для взрослых, однако же чтут они кормилицу как воспитанные ею. Так и мы не согласны сохранять обрезание, субботу, жертвы, окропления, но извлека ем иную пользу из Ветхого Завета, потому что преподает нам точные уроки о благочестии, о вере в Бога, о любви к ближнему, правде и муже стве и представляет для подражания образцы ветхозаветных святых.

18. О крещении

Вместо же тех кроплений верующим достаточно дара всесвятого крещения, потому что не только дарует нам оставление прежних грехов, но и влагает в нас упование обетованных благ, соделывает причастни ками Владычней смерти и Воскресения, дарует нам причастие дара Духа, делает нас сынами Божиими, и не только сынами, но и наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми. Крещение не уподобляется, как думают повредившиеся в уме мессалиане, голой бритве, отъемлю щей предшествовавшие грехи. Ибо с избытком даруется нам это. А если бы это одно было делом крещения, то для чего крестить нам мла денцев, не вкусивших еще греха? Не это одно, но большее и совершен нейшее обещает нам таинство это. Оно есть залог будущих благ, образ будущего воскресения, приобщение Владычних страданий, причастие Вла дычнего Воскресения, одежда спасения, хитон веселия, светлая риза, луч ше же сказать - самый свет. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27); и: Елицы во Христа Иисуса крести хомся, в смерть Его креспгихомся: да якоже воста Христос от мерт вых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще бо сообразны быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем (Рим. 6, 3 - 5). Так мудрствовать о всесвятом крещении научил нас божественный апостол, а именно, что, спогребаясь со Христом, будем иметь часть в воскресении. Но здесь требуется учение более таинственное, и, в другом месте написав двенадцать таинственных слов, к ним отсылаем желающих научиться, сами же рассмотрим остающиеся главы.

19. О воскресении

Так, совершая таинство крещения, приемлем упование воскресения, ожидаем же воскресения тел. Это дает видеть само наименование. Ибо воскресение есть восстановление в прежнее состояние; тело же истле вает, разрушается и превращается в прах. Сказано: Изыдет дух его, и возвратится в землю свою (Пс. 145, 4); и еще: Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся (Пс. 103, 29). И Сам Творец изрек Адаму: Яко земля ecu, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Поэтому приведение тела в прежнее состояние справедливо называется воскре сением, потому что бессмертная душа не воскресает при этом, а возвра щается в тело.

А Маркион, Кердон, Манес и все не допускавшие воскресения тела отрицали вообще будущую жизнь как нечто невозможное. Они думали, что Бог не может созидать без готового вещества, и еще менее возмож ным для Него признавали привести опять в первоначальный вид то, что однажды разрушилось, обратилось в мелкий прах и с продолжением времени утратилось.

Однако же и они говорят, что Бог, взяв из земли одну глыбу, создал человека. Надлежало же понять, что, как тогда Бог всяческих эту глыбу удобно превратил в тело, сделал из нее многие и различные части тела, так нетрудно Ему из малых этих останков уготовать сущность тела. Ибо и ныне видим это по образу древнего созидания совершаю щимся в материнской утробе, где из малого вещества семени происхо дят кости, перепонки, нервы, бьющиеся и кровеносные жилы, кожа, жир, плоть и все прочее, из чего состоит тело, потому что Божию уставу следует природа и, подобно некоему ваятелю, созидает одушевленный памятник; малость вещества, теснота места, окружающая тьма не пре пятствуют этому созиданию. Поэтому крайнее неразумие - не верить видимому, и особенно когда обещает Бог.

Сам Христос сказал, что сущии во гробех услышат глас Сына Бо жия, и изыдут сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотвор шие злая, в воскрешение суда (Ин. 5, 28, 28). Но никто из здравомыс лящих не скажет, что в гробах живут души - напротив того, в них лежат тела. И, вразумляя саддукеев, не приемлющих учения о воскресе нии, Господь сказал следующее: О воскресении мертвых, несте ли чли реченнаго вам Богом глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Иса аков, и Бог Иаковлъ. И присовокупил: Несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых (Мф. 22, 31-32). И Марфе сказал: Воскреснет брат твой (Ин. 11, 27). Она же, наученная этому Ветхозаветным Писанием, отвечала: Вем, яко воскреснет брат мой в воскрешение в последний день (24). Потом, продолжая речь, Господь сказал: Аз есмь воскреше ние и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (25). Поэтому, как тогда, сказав: Востанет брат твой, не одну Лазареву душу воскресил, но душу возвратил, воскресил же тело смердящее и разрушающееся - так, обещав общее воскресение, распавшиеся тела и снова приведенные в их состав возвратит душам, сделав свободными от смерти и тления. И этому ясно научает божественный апостол: Подобает бо тленному сему облещися в нетление (1 Кор. 15, 13); и еще: Понеже не хощем совлещися, но пооблещися, да пожерто будет мертвенное животом (2 Кор. 5, 4); и также: Сеется в тление, востает в нетлении: сеется в немощи, востает в силе: сеется не в честь, востает в славе: сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 51, 42 - 44); и еще: Вострубит бо, и мертвии востанут нетленныи (52).

Апостол представил и возражение неверующих: То речет некто: како востанут мертвии? киим же телом приидут? (35) И прежде всего назвал их безумными, потому что образ воскресения видят в семенах, и этим не приводятся к заключению о воскресении тел. Ибо сказал: Безумие, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих (36, 37). Посмотри, говорит, на то, что совершается ежедневно; борозды ничем не отличаются от гробов, потому что в них, как в гробах, погребаются семена; но Зиждитель всяческих, ниспосылая дождь, устрояет, что производят они корень, листья, стебель, ости, коло сья, и, когда земледельцы ничего более не делают, как только погребают семена, определение все Сотворившего совершает прочее. Ибо это ска зал и божественный апостол: Бог же дает ему тело, яко же восхощет (38). И чтобы не подумал кто, будто бы созидается иное тело, апостол по необходимости присовокупил: И коемуждо семени свое тело.

И пиша к филиппийцам, взывает он: Наше бо житие на небесех есть, отонуду же и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Хрис та, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообраз ну телу славы Его (Флп. 3, 20 - 21). Преображением же назвал не изменение в иной вид, но преложение из тления в нетление. И утешая фессалоникийцев, которые крайне скорбели об умерших, предложил им учение о воскресении. Ибо, говорит, не хощу вас братие не веде ти о умерших, да не скорбите, яко же и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако Бог и умершия в Иисусе приведет с Ним (1 Фес. 4, 13-14). И чтобы не подумал кто, будто бы говорит это от себя собственными словами, присовокупил: Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии вставшии в пришествие Господне не имамы предварити умерших (15). Мож но же найти тысячи и других мест об этом свидетельстве, ясно пропо ведающих воскресение. И Иерусалимлянам, обвиняемым в преступле нии закона, апостол взывает: О воскресении мертвых аз суд прием лю днесь (Деян. 24, 23).

И что говорю об апостолах, принявших от Господа яснейшее уче ние о воскресении? И богомудрые пророки жили в этом же упова нии. Ибо слышим, как божественный Давид глаголет к Богу: Отъи меши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 29 - 30). Слышим же, и богомудрый Исаия взывает: Воскреснут мертвии, и востанут, иже во гробех (Ис. 26, 19). А треблаженный Иезекииль говорил, что видел он сам образ воскресения. Ибо, имея пред очами множество костей, получил повеление приказать им произвести плоть, жилы и кожу. И бысть, говорит, внегда ми пророчествовати, и се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости каяждо к составу сво ему: и видех, и се быша им жилы, и плоть растяше, и восхождаше на них, и протяжеся им кожа верху (Иез. 37, 7 - 8). Потом извещает, как, получив повеление, отовсюду собирались духи и как по соедине нии их с костями начертался образ будущего воскресения. Если и до пришествия Спасителя предсказали об этом пророки, то какое наказа ние справедливо потерпеть тем, которые по Воскресении Спасителя, после апостольской проповеди, не веруют учению о воскресении?

20. О суде

Да и суд будет ли законным, если, по учению неверных, тела не воскреснут и одни души подвергнутся ответственности за прегреше ния? Душе, которая согрешила с телом, посредством очей допустила в себя зависть и неуместные пожелания, посредством слуха обольстилась беззаконными речами, посредством каждой части тела приняла в себя какое-либо недоброе возбуждение, несправедливо одной нести наказа ние за эти прегрешения, и притом мучиться не малое какое-либо время, но беспредельные века. И этому научены мы Божественным Писанием. Ибо сказано: И идут сии в жизнь вечную, а онии в муку и в стыдение вечное (Дан. 12, 2). Справедливо ли также, чтобы души святых, вместе с телами преуспевавшие в добродетели, одни наслаждались обетован ными благами? Ибо очи проливают слезы умиления, слух передает душе божественные слова, язык и песнословит Благодетеля, и непрес танно творит молитву, руки оказывают потребные услуги, ноги то по спешают в молитвенные дома, то утруждаются стоянием на молитве и несут много других трудов. Справедливо ли, чтобы тело, которое вмес те с душою собирало богатство добродетели, пребывало прахом и было оставлено, одна же душа провозглашена была победоносною? Если же это противно справедливости, то, конечно, следует сперва воскреснуть телам, а потом уже сообща с душою давать отчет в образе жизни. Это сказал и божественный апостол. Все предстанем, говорит он, пред суди щем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или благо или зло (2 Кор. 5, 10). Согласно же с этим говорит и блаженный Давид: Яко Ты воздаси комуждо по делом его (Пс. 61, 13).

Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так назы ваемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание. Мерзкие же учителя Карпократ, Епифан, Продик и Каиены, узаконивая скотский образ жизни, говорили, будто бы души посылаются в тела, чтобы похотливостью и всяким непотребством угождать каждому из мирозиждителей-ангелов. Но Церковь благочестивых гнушается эти ми и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что вос креснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнут ся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград.

21. Об обетованиях

Великодаровитый же обетовал даровать не что-либо бренное и не временное, но вечное наслаждение благами, потому что царство Бога и Спасителя нашего будет не земное и назначенным временем определен ное, как учили Керинф и подобные ему. Они воображали себе тысяче летний период, тленные забавы и разные виды сластолюбия и сверх того жертвы и иудейские празднества. А мы ожидаем жизни нестарею щей. Ибо Господь говорит: восстанут сии в жизнь вечную, а онии в муку и стыдение вечное (Дан. 12, 2), и еще: Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34), и: Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3), и: Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное (10). И божественным апостолам повелел, пропо ведуя, говорить: Приближися Царствие Небесное (Лк. 10, 9). И в другом месте сказал им: Когда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12, 32). И еще: много обителей у Отца Моего: аще ли же ни, рекл бых вам, иду и уготовлю место вам. И паки прииду и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете (14, 2, 3). И еще: Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный (1, 52). И беседуя с Отцом, изрек так: Отче, их же дал ecu Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою, юже дал ecu Мне, яко возлюбил ecu Мя прежде сложения мира (17, 24). Научившись этому, божественный апостол сказал: Восхищены будем на облацех в срете ние Господне, и тако всегда с Господем будем (1 Фес. 11, 17); и еще: Верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся (2 Тим. 2, 11 - 12). В Послании же к римлянам говорил: Аще единаго прегрешением смертъ царствова единем, мно жае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни воца рятся единем Иисус Христом (Рим. 5, 13); и еще: Еже бо ныне легкое печали нашея по преумножению в преспеянии вечную тяготу славы соделовает нам, не смотряющим нам видимых, но не видимых: види мая бо временна: невидимая же, вечна (2 Кор. 11, 17 - 18).

А верх благ в том, что обетованная жизнь свободна от греха, потому что, когда тела воскреснут нетленными и души приимут неизменяемость, грех не будет уже иметь никакого места. Когда же отнимется грех и диавол с демонами предан будет геенне, тогда прекратятся труды подвигов, страх быть побежденным, забота о победе, даруется же достойным жизнь беспечальная и блаженная, насладятся они духовным и Божественным светом, лучше же сказать, сами сделаются светоносными. Ибо тогда, гово рит Господь, праведницы просветятся яко солнце (Мф. 13, 43).

22. О втором пришествии Бога и Спасителя нашего

Будет же это по втором пришествии Спасителя нашего, ибо так обетовал Он и апостолам: возвращусь и прииду к вам (Ин. 14, 18), и еще: Паки прииду к вам, и поиму вы к себе (3); и в другом месте: тогда узрите Сына человеческого, грядуща на облацех небесных (Мф. 24, 30) в славе Его, и вcu святии ангели с Ним: тогда сядет на престол славы Своея, и соберутся пред Ним вся языцы, и разлучит их друг от друга, яко же пастырь разлучает овцы от козлищ, и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (25, 31 -33). Это же пришествие Спасителя видел и божественный Даниил. Зрях, говорит он, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми ceдe, одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пла мень огненный, колесо Его огнь палящ. Река огненная течаше исходя щи пред Ним: тысящи тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судище ceдe, и книги отверзошася ( Дан. 7, 9 - 11). И се на обла цех небесных, яко сын человеч идый бяше, и даже до Ветхого денми дойде, и пред Него приведеся. И Тому дадеся власть и царство: власть Его, власть вечная, и царство Его во веки будет (13 - 14); и представлено начальство зверей, и дано царство святым Вышнего (26 - 27). Таково согласие евангельских проповеданий и пророческих провещаний, потому что те и другие суть словеса единого Бога.

Об огне этом и пророк Исаия говорит: Кто возвестит вам место вечное? (Ис. 33, 14) И в конце пророчества сказует: Червь их не скончается, и огнь их не угаснет (66, 24). И божественный Давид, предвозвещая это пришествие, сказал: Бог богов Господь глагола, и призва землю, от востока солнца до запад. ' От Сиона благолепие красоты Его. Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна (Пс. 49, 1 - 3); и в другом псалме: Облак и мрак окрест Его: правда и судьба исполнение пре стола Его. Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его (Пс. 96, 2 - 3); и еще: Яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию (Пс. 97, 9).

И устами пророка Малахии изрек Сам Бог всяческих: Се Аз послю вам Илию Фесвитянина, да не пришед поражу землю в конец (Мал. 11, 5 - 6). И божественный апостол, пиша к блаженному Титу, с первым пришествием Спасителя нашего сопоставил и второе. Ибо говорит: Явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженна го упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 11 - 12). А этим показал, что и первое пришествие было ради второго. Ибо для того, говорит, к явися, чтобы, избавив нас от нечестия и беззакония и, обучив всякой добродетели, подготовить к радостному ожиданию второго пришествия. Да и фессалоникийцев хвалит, что, избавившись от идольской прелести, решились работати Богу живу и истинну, и ждати Сына Его с небес, Его же воскреси из мертвых, Иисуса, избавляющаго нас от гнева грядущаго (1 Фес. 1,9-10). Ив Послании к евреям упомянул об этом пришествии, приводя пророчес кое свидетельство. Ибо говорит: Аще елико, елико, Грядый приидет и не укоснит (Евр. 10, 37). Этому учил и филиппинцев, ибо сказал: Наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа Иисуса (Флп. 3, 20). А равно и фессалоникийцев поучал, говоря: Сам Господь в повелении, во глас архангелов, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее, и так далее (1 Фес. 11, 16). Нетрудно было бы привести и другие свидетельства, возвещающие о втором пришествии Спасителя нашего, но и приведенных достаточно к убеждению даже тех, кто до крайности склонен к спорам.

23. Об антихристе

К сказанному необходимо присовокупить и то, что пред Владычним пришествием, облекшись в естество человеческое, придет губитель че ловеков, безбожный демон, похититель Божия имени. И, как древле похищенное им Божие имя присвоил себе и содейственникам своего лукавства и внушил людям воздавать ему божеское чествование в рукотворенных истуканах, так, присвоив себе имя Владыки Христа, об манет, можно сказать, всех, введет же в обольщение многих, носящих на себе досточтимое имя, говоря, что он есть Тот Христос, пришествие Которого предсказали божественные пророки в своих провещаниях, а удобоуловимых уловит, употребив для этого некие обманом произво димые чудотворения. И об этом в Ветхом Завете многие из пророков предсказали прикровенно, полнее же и яснее провозвестил божествен ный Даниил. Если же нечто из этого требует и разъяснения, то мы наперед уже раскрыли это, от слова до слова истолковав все пророче ство. Да и написанное божественным Павлом к фессалоникийцам, ис толковав с прочими его посланиями, когда рассматривали место об антихристе, против обычая говорили об этом пространнее. И поскольку иные предполагали, что близко время Владычнего пришествия, то бо жественный апостол по необходимости преподал учение о том, что прежде надлежит вселенной озариться лучами боговедения, явными сделаться питомцам веры и преклословящим отделиться от уверовавших, а потом уже явиться наперед художнику лжи в обличение не принявших веру проповеди и истины. Это и Господь изрек иудеям: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Меня: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5, 43). А это самое говорил и божественный апостол: Зане любве истины неприяша, во еже спастися им: и сего ради пос лет им действо лсти, во еже веровати им лжи; да суд приимут вcu не веровавшии истине, но благоволившии в неправде в обличение (2 Фес. 2, 10-11). Поэтому ради не поверивших проповеди истины при дет отец и учитель лукавства. Поскольку же иудеи, явно противясь Богу, пригвоздили ко кресту Владыку как противника Божия, то вели чайшим обличением их нечестия будет пришествие антихриста.

Владыка Христос, истинный Бог и Сын Бога истинного, заимствуя именования от естества видимого, называл Себя Сыном человеческим и человеком, редко же именовался Сыном Божиим, а вселукавый демон наименует себя богом великим. Ибо этому и святой ангел научил про рока Даниила. О бозех отцев своих, сказал ангел, несмыслит, и бога Маозима на месте своем прославит (Дан. 11, 37 - 38), т. е. наречет себя крепким и сильным богом. Однако же распявшие Владыку за то, что именовал себя Сыном Божиим, когда явится этот, уверуют в него, этим доказывая, что они враги истины, делатели же лжи. Поэтому-то, конечно, Всепремудрый и попустит явиться нечестивцу. Ибо очевидно, что не явился бы он, если бы не было то угодно Богу.

Но изволение Божие не называем действованием, потому что, и по учению мудрецов внешних, Бог не виновник зла. Не Он сделал Каина человекоубийцею, когда не воспрепятствовал ему, вознамерившемуся убить брата. Не Он детей Иаковлевых настроил продать Иосифа, когда не удержал их от этого намерения. Признавать же должно, что они сами употребили во зло свободу воли, и всепремудрый Владыка лукав ством их доказал истину снов. Так попустит и антихристу явиться в обнаружение его лукавства и в обличение злонравия иудеев. Но его в скором времени Господь ввержет в конечную гибель, а иудеям подаст врачевство, потому что пошлет Илию фесвитянина, который обличит обман антихристов и провозвестит спасительное пришествие Христово.

Противник истины всячески будет подражать тому, что было в Вла дычнее пришествие, и, избрав человеческий сосуд, достойный его действо вания и произведя ложные чудеса, будет во зло употреблять людей. И этому ясно учил божественный апостол в Послании к фессалоникийцам: Молим же вы братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании о Нем, не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасати ся, ниже духом, ниже словом, ни посланием, аки от нас посланным, яко уже настоит день Христов (2 Фес. 2, 1 - 2). А этим дал разуметь, что обманывали их некие, утверждая, будто бы апостол говорит, что прибли зилось пришествие Господне. Почему и запрещал обольщаться не только словом и писанием, но и так называемым пророческим предвещанием. Ибо это выразил, сказав: Ниже духом. Потом присовокупляет: Да ник то же вас прелстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища,якоже ему сести в церкви Божией аки Богу, показующу себе яко Бог есть (3, 4). Отступлением апостол называет само пришествие анти христа, потому что многие, обольстившись чудесами, какие будут тогда, отступят от истины и возлюбят ложь. Назвал же антихриста человеком беззакония и сыном погибели, и видимое естество тем показуя, и откры вая разнообразную действенность греха. Дал также видеть и самовлас тие, и кичливость, и высокомерие его, назвав противником и превознося щимся и показав, что не только наименует себя превысшим богов лже именных, но, как Бог, восседать будет в Божием храме; храмом же Божи им называет церкви. Потом напоминает фессалоникийцам о том, чему учил многократно, и говорит: Не помните ли, яко еще живый у вас сия глаголах вам: и ныне удерживающее весте, во еже явитися ему в свое ему время (5, 6), т. е. явился бы уже он, если бы не препятствовала ему благодать Божия и не назначила пришествия его в приличное для того время. Тайна бо уже деется беззакония (7). А этим дает разуметь возродившиеся тогда ереси. Точию держай ныне, дондеже от среды будет, т. е. Божие определение воспрещает явиться ему. Ибо, по боже ственному предречению, должно Евангелию быть проповеданным у всех народов и потом уже явиться антихристу. И тогда явится беззаконник, его же Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего (8). Апостол ясно показал, что Владыка, немедленно явившись, приведет в бездействие губителя и предаст его на вечное мучение. Его же есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой лсти неправды, в погибаю щих (9-10), потому что не всех уловит в пагубу, а только тех, у кого сердце непостоянно и способно обольщаться.

Научил же апостол, что антихрист приимет действенность сатаны-диавола. Ибо, как единородный Сын Божий святым пророкам, священ ным апостолам и прочим святым уделяет дарования Всесвятого Духа, а, вочеловечившись, воспринятому естеству дал не частную какую-либо благодать, но, по апостольскому слову, в нем благоизволи всему испол нению Божества вселитися (Кол. 1, 19), так диавол в иных людей, которых только убедил стать делателями лукавства, вложил новые виды порока, а с антихристом сам соединившись всецело, покажет в нем все возможные ухищрения лукавства. Потом апостол указывает и причину попущения. И сего ради послет им Бог действо лсти, во еже верова ти им лжи: да суд приимут вcu неверовавшии истине, но благоволив шии в неправде (2 Фес. 2, И).

Этому об антихристе научены мы Божественным Писанием; написали же об этом сокращенно, потому что, объясняя пророка Даниила и апосто ла, пространно говорили о пришествии антихриста; желающему нетрудно обратиться к иным указаниям, и если недостает чего здесь, найти это там. У мужей богоносных, разумею пророков, апостолов и их преемников, заимствовала Церковь догматы эти, не слагая злочестивых басней, не следуя человеческим умствованиям, но веруя словесам Божиим.

Поскольку же мерзкие еретики повредили и нравственное учение и придумали противоположные одна другой стези (одни и брак называли блудом, а другие возлюбили всякое незаконное и непозволительное непот ребство), то покажем, как мудрствует Церковь в учении о нравственности.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова