Том первый
ПРЕПОДОБНЫЙ АВВА ИСАЙЯ
Краткое сведение о преподобном отце нашем Исайи,
авве Нитрийском и его писаниях
Преподобный отец наш Исайя отшельник жил во второй половине четвертого столетия
от Р.X. (ум. 370), современно с Аввою Макарием Великим. Местом подвигов
его был нижний Египет, а в нем пустыня Скеф (Skethos), обычно называемая
нами Скит (Skete), недалеко отстоящий от Александрии, где монашествующие
проводили жизнь созерцательную в глубоком безмолвии (sige). В каком возрасте
избрал он поприще монашеской жизни, неизвестно, знаем только, что он был сыном
бедных и незначительных родителей, как это видно из плача его и из поношений,
какими поносил его ученик его Елисей, во время искушения своего называвший его
человеком низкого происхождения.
Преподобный Исайя пользовался вниманием современных ему монахов, из которых
многие руководствовались советами его и охотно оказывали ему совершенное послушание.
Был он знаем и тогдашнему патриарху Александрийскому, который, когда преподобного
злословил его Елисей, сказал: немы да будут устны льстивые, глаголющие на праведного
беззаконие, гордынею и уничижением (Пс. 30, 19).
Преподобный Исайя был крайне смирен и имел благодать глубокого плача, как это
видно из кроткого ответа его ученику Елисею во время искушения поносившему его
и злословившему, и из 14 слова его практика плача, внимательное чтение
которого может умягчить и привесть в сокрушение даже каменное сердце.
По обычаю отцов, безмолвствовавших в Ските, преподобный Исайя имел двух учеников
Петра и Елисея. Для первого написал он преназидательное слово (26-е), а
о последнем есть в Герондике 10
душеспасительное сказание. Кроме этих двух учеников, его советами и наставлениями
руководствовались и многие другие монахи, с которыми он вел беседы не лично только,
но и письменно. День и ночь поучаясь в Божественных Писаниях, и обильные почерпнув
струи духовной мудрости из спасительных сих источников, он соделался творцом многих
прекраснейших словес, которые обнимают разные душеспасительные предметы и составляют
целую книгу.
Преподобный Исайя назван отшельником по причине любви его к глубокому уединению
и подвижнического отдаления его от всех, так что в последние годы его жизни с
ним не жили даже ближайшие его ученики, а только по временам навещали его, как
видно из 27-го слова.
О писаниях Преподобного упоминают: Епископ Аммон в послании своем к Феофилу
патриарху Александрийскому, Никифор монах в слове своем о хранении сердца. Варсанофий
Великий, Иоанн Дамаскин, Григорий Синаит и др.
Память Преподобного отца нашего Исайи совершается православной Церковью в субботу
сырной седмицы.
В дошедшем до нас сборнике слов аввы Исайи содержится их 29, но очень вероятно,
что здесь помещены не все слова аввы Исайи. Ибо в извлечениях из его слов есть
такие наставления, которых нет в сих словах.
Кроме этих слов, есть еще от сего аввы правила для новоначальных монахов, сохраненные
аввою Венедиктом Анианским (нач. 9-го века), в его сборнике монашеских уставов
11. Об этих правилах в означенном
сборнике замечается, что они извлечены из слов аввы. Но в словах не все их можно
найти. Потому надо допустить, что многие и из них или взяты из несохранившихся
слов аввы, или были преподаны им отдельно от слов разным лицам, в разное время,
и потом переходили из уст в уста и кем-нибудь собраны воедино, не в порядке
течения мыслей, а как были слышаны, так и прилагались в общее собрание их. Они
одного духа и содержания с правилами св. Антония Великого. Некоторые слово в слово
одинаковы с ними. Надо полагать, что авва Исайя был ближайшим преемником учительного
дара аввы Антония Великого, вместе с аввою Макарием Великим.
В Добротолюбии помещена статья аввы Исайи о блюдении ума, в 27-ми главах. О
ней говорится там в предисловии, что она есть извлечение из слов сего аввы, и
содержит краткое наставление о том, как отражать прилоги помыслов, сохранять совесть
незазорной, держать сокровенное поучение в сердце, и разумно блюсти во всяком
безмятежии троечастность души.
В томе 40 Patrol. graec., после слов, напечатана подобная же статья под заглавием:
о подвижничестве и безмолвии, в 19-ти главах с греческим текстом. И эти главы
суть тоже извлечения из слов, что и указывается в самом издании цитатами, откуда
взята какая глава. Некоторые из них слово в слово одинаковы с теми, кои находятся
в статье Добротолюбия.
Но как в числе этих 19-ти, так и в числе 27-ми Добротолюбия, есть наставления,
которых нет в словах. Это, между прочим, и служило побуждением к тому, чтобы в
настоящем издании писаний аввы Исайи поместить обе эти статьи.
Чтобы ничего не пропустить, что исходило от сего аввы, помещаем здесь и изречения
его, кроме приводимых в Достопамятных Сказаниях, те, кои содержатся в нашем Алфавитном
Патерике, в переводе впрочем только со славянского, ибо подобного патерика на
греческом нет. Это есть труд наших ревнителей подвижничества. Всякий и сам увидит,
что и между сими изречениями есть немало таких, каких нет в словах.
Таким образом, здесь предлагаются:
- Слова аввы Исайи.
О словах сих сообщается к сведению, что в первом издании они предложены в переводе
с латинского, на котором одном они и существуют в печати. Но потом, когда старцы
Афонские нашли на Афоне греческий текст сих слов и список с них доставили в Москву,
сделан новый их перевод с сего текста, в каковом переводе они и предлагаются теперь
любителям чтения таких книг. При сем переводе принимаем был во внимание
перевод сих слов Нямецкого старца Паисия, каковым переводом обязательно одолжили
старцы Оптиной пустыни. В нужных местах на него указывается в сносках.
- Его правила для новоначальных монахов.
- Изречения его.
- Статья из Добротолюбия, о хранении ума, в 27-ми главах.
- Главы о подвижничестве и безмолвии.
Далее |