Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 47.
Иносказательное истолкование того,
что было под законом.
1. Слава, какую имел Моисей на лице, была образом истинной славы. Как там Иудеи
не могли взирать на лице Моисеево: так и ныне, когда оную славу света приемлют
в души христиане, тьма, не терпя сияния света сего, ослепленная предается бегству.
Но Иудеи обрезанием давали о себе знать, что Божий они народ. Здесь же люди
Божии избранны (Тит. 2, 14) приемлют внутрь сердца своего знамение обрезания:
потому что небесный меч обсекает излишество ума, то есть, нечистое краеобрезание
греха. У них крещение, освящающее плоть; у нас же есть крещение Духом Святым и
огнем. Ибо сие проповедал Иоанн: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф.
3, 11).
2. Там была скиния внешняя и внутренняя: в первую выну вхождаху священницы
службы совершюще: во вторую же единую в лето един архиерей с кровию, сие являющу
Духу Святому, яко не у явися святых путь (Евр. 9, 6-8). А здесь сподобившиеся
входят в нерукотворенную скинию, идеже предтеча о нас вниде Христос (Евр.
6, 20). В Законе предписано было жрецу взять двух голубей: одного заклать, а живого
окропить его кровью и пустить летать на свободе. Сие же действие было образом
и сенью истины. Ибо Христос заклан, и кровь Его, окропившая нас, соделала окрыленными;
потому что дала нам крыла Святого Духа невозбранно воспарять в воздухе Божества.
3. Иудеям дан был закон, написанный на каменных скрижалях; а нам даны законы
духовные, написанные на плотяных скрижалях сердца. Ибо сказано: дая законы
Моя, в сердцах их, и на мыслях их напишу я (Иерем. 31, 33). И то все было
упраздняемое и временное; ныне же действительно все совершается во внутреннем
человеке; потому что завет внутри, и одним словом: яже прилучахуся онем,
все то состояло в образах, писана же быша в научение нате (1 Кор. 10, 11).
Бог предрек Аврааму будущее: яко пресельно будет семя твое в земли не своей,
и озлобят я, и поработят я лет четыреста (Быт. 15, 13). И сие было также образом
сени. Народ был преселен, порабощен Египтянами и озлобляем брением и плинфами.
Фараон поставил над Израильтянами приставников дел и досмотрщиков, чтобы по необходимости
делали они дело свое. Когда же сыны Израилевы в трудах своих восстенали пред Богом;
посетил Он их чрез Моисея и многими казнями поразив Египтян, в месяц цветов, когда,
по прошествии зимней суровости, едва только появляется приятная весна, изводит
их из Египта.
4. Повелел Бог Моисею взять непорочного агнца, заклать и кровью его помазать
пороги и двери, чтобы не коснулся их погубляющий египетских первенцев; потому
что посланный Ангел издали видел знамение крови, и удалялся, входил же в домы
неимевших знамения, и убивал всякого первенца. Сверх того, повелел изъять квасное
из всякого дома, и закланного агнца заповедал съесть с опресноками и с горькими
травами. есть же его Израильтяне должны были, препоясав чресла, надев сапоги на
ноги и имея в руках жезлы. И таким образом, повелевалось со всем тщанием снести
пасху Господню к вечеру и костей не сокрушать у Агнца [1].
5. Извел же их со множеством серебра и золота, повелев каждому у соседа своего
Египтянина занять сосуды золотые и серебряные. И вышли они из Египта, когда Египтяне
погребали своих первенцев. У одних была радость об избавлении от тяжкого рабства:
у других плач и сетование о погибели детей. Почему, Моисей говорит: это ночь,
в которую Бог обетовал избавить нас. Все же сие есть тайна души, избавленной пришествием
Христовым. Ибо слово Израиль толкуется ум, зрящий Бога, и он освобождается
от рабства тьмы, от египетских духов.
6. Поелику человек в преслушании умер страшною душевною смертию и принял клятву
на клятву: терние и волчцы возрастит тебе земля (Быт. 3, 18); и еще: возделывай
землю, и не приложит дать тебе плодов своих: то на земле сердца его возродились
и возросли терния и волчцы. Враги обманом восхитили славу его и облекли его стыдом.
Похищен свет его, и облечен он во тьму. Убили душу его, рассыпали и разделили
помыслы его, совлекли ум его с высоты, и человек — Израиль стал рабом истинного
фараона, и он поставил над человеком приставников дел и досмотрщиков — лукавых
духов, которые понуждают человека, волею и неволею, делать лукавые дела его, составлять
брение и плинфы. Удалившие человека от небесного образа мыслей низвели его к делам
лукавым, вещественным, земным и бренным, к словам, помышлениям и рассуждениям
суетным; потому что душа, ниспав с высоты своей, встретила человеконенавистное
царство и жестоких князей, которые понуждают ее созидать им греховные грады порока.
7. Если же душа воздохнет и возопит к Богу; то ниспослет ей духовного Моисея,
избавляющего ее от египетского рабства. Но прежде пусть вопиет и стенает; и тогда
увидит начало избавления. И она получает избавление в месяц новых цветов, во время
весны, когда душевная нива может произрастить прекрасные цветоносные леторасли
правды; по миновании жестокой зимы потемненного неведения и великого ослепления
— следствия срамных дел и грехов. Но тогда повелевает Бог изъять из каждого дома
весь ветхий квас, отринуть, сколько возможно, дела и мудрования ветхого растленного
человека, лукавые помыслы и нечистые умствования.
8. Должно заклать и принести в жертву агнца и кровию его помазать двери; потому
что заклан Христос, истинный, благий и непорочный агнец, и кровию Его помазаны
Праги сердца, чтобы излиянная на кресте кровь Христова душе была в жизнь и избавление,
а Египтянам, то есть, демонам, в плач и смерть. Ибо действительно, кровь непорочного
Агнца — им плач, а душе радость и веселье. Потом после помазания, Бог повелевает
к вечеру снести агнца и опресноки с горькими травами, препоясав чресла, обувшись
в сапоги и имея в руках жезлы. Ибо, если душа не будет прежде всемерно, по возможности,
приуготовлена добрыми делами, то не дозволяется ей вкусить Агнца. Но если агнец
сладок и опресноки вкусны: то зелия горьки и жестки; потому что со многою скорбию
и горестию душа вкушает Агнца и добрых опресноков, скорбя по причине живущего
в ней греха.
9. И велено снедать агнца к вечеру, а вечернее время составляет средину между
светом и тьмою. Так и душа пред сим избавлением бывает среди света и тьмы; потому
что при ней тогда сила Божия не попускает тьме войти в душу и поглотить ее. И
так Моисей сказал: это ночь Божия обетования; так и Христос, когда дана Ему в
синагоге книга, наименовал сие, по написанному, летом Господним приятным и
днем избавления (Лук. 4, 18). Там ночь воздаяния, здесь день избавления, — и справедливо;
потому что там все было образом и сению истины, и таинственно, в прообразованиях,
преднаписывало истинное спасение души, которая заключена была во тьме, связана
и сокрыта в рове преисподнем, затворена медными вратами, и не могла освободиться
без избавления чрез Христа.
10. Итак, изводит душу из Египта и из египетской работы, во время исшествия
избив первенцев египетских; потому что некая часть силы истинного фараона уже
падает. Египтяне в плаче стенают, опечаленные спасением пленника. Бог повелевает
занять у Египтян сосуды золотые и серебряные, и взяв, идти из Египта; потому что
Душа исходя из тьмы, берет с собою серебряные и золотые сосуды, то есть, собственные
свои добрые помыслы, седмерицею разжженные, и их Бог дозволяет употребить на служение
Ему и упокоевается в них: а прежде бывшие соседями души демоны рассевали ее помыслы,
обладали ими, расточали их. Блаженна душа, освободившаяся из тьмы, и горе душе,
которая не воздыхает и не вопиет к Могущему избавить ее от оных тяжких и жестоких
приставников!
11. Сыны Израилевы, совершив Пасху, отправляются в путь. Преуспевает душа,
прияв жизнь Духа Святого, вкусив Агнца, помазавшись кровию Его и питаясь истинным
хлебом — живым словом. Столп огненный и столп облачный предшествует Израильтянам,
охраняя их: Дух Святый подкрепляет христиан, поддерживая и руководствуя душу в
чувстве. Фараон и Египтяне, узнав о бегстве народа, о том, что лишились работы
Израильтян, и по избиении первенцев, отважились преследовать их. Фараон немедленно
запрягает колесницы свои, и со всем народом спешит на истребление их; и когда
готов уже был вторгнуться в среду их, облако стало посреди, удерживая и омрачая
одних, озаряя же и охраняя других. И чтобы пересказывая историю не продлить мне
слова, сам находи во всем применение к духовному.
12. Как скоро душа бежит от Египтян, приходит сила Божия и помогает, путеводствуя
ее к истине. Духовный фараон, царь греховной тьмы, узнает, что отступает от него
душа, бежит из его царства, исхищая давно одержимые им помыслы — это его достояние,
но предполагает и надеется жестокий, что душа опять возвратится к нему. Из побиения
же первенцев и похищения помыслов заключив, что душа совершенно избегает его владычества,
устремляется с большою наглостию, убоявшись, что, если избежит его душа, то вовсе
не найдется ни одного исполнителя его воли и дела; посему, преследует он душу
скорбями, искушениями и невидимыми бранями. Здесь-то искушается, здесь-то испытывается,
здесь-то делается явною любовь души к Изведшему ее из Египта; потому что предана
бывает она испытаниям и искушениям всякого рода.
13. Усматривает душа, что сила вражия готова на нее напасть и умертвить ее,
но не имеет на то сил; потому что между нею и египетскими духами стоит Господь.
Усматривает также и перед собою море горести, скорби и отчаяния, но не в силах
она ни идти назад, видя готовых врагов, ни простираться вперед; потому что боязнь
смерти и окружающие страшные и различные скорби заставляют видеть пред собою смерть.
Поэтому, не надеется за себя душа, имея в себе смертный приговор, по причине окружившего
ее роя лукавых. И когда увидит Бог, что душа падает от боязни смертной, и что
враг готов поглотить ее; тогда подает ей малую помощь, снисходя к душе, и испытывая
ее, тверда ли она в вере, имеет ли любовь к Нему. Ибо Богом определено, чтобы
таков был путь, вводящий в жизнь, — со скорбию, с теснотою, со многими испытаниями,
с самыми горькими искушениями. И если здесь еще душа совершит сей путь в безмерной
скорби, имея пред глазами смерть, то тогда уже рукою крепкою и мышцею высокою,
озарением Святого Духа, расторгает она силу тьмы, минует страшные места, переходит
море тьмы и всепоядающего огня.
14. Таковые душевные тайны, действительно совершающиеся в человеке, который
старается войти в обетование жизни, избавлен из царства смерти, приял залог от
Бога и причастен Духа Святого. Потом, душа, спасшись от врагов своих, Божией силою
прешедши горькое море и видя, как пред ее очами гибнут враги, которым прежде служила
она, радуется неизглаголанною радостию, и прославленная, бывает утешена Богом,
и упокоевается в Господе. Тогда Дух, Которого прияла она в себя, воспевает новую
песнь Богу с тимпаном, то есть, телом и с гуслями, то есть душею, на ее словесных
струнах — тончайших помыслах, бряцалом Божией благодати, и воссылает хвалы Оживотворителю
Христу. Ибо как дыхание, проходя чрез свирель, издает глас: так Дух Святый в чистом
сердце святых и духоносных человеков воспевает, песнословит и молится Богу: „слава
Спасшему душу от работы фараоновой, Соделавшему ее Своим престолом и домом, и
храмом, и чистою невестою, и Вводящему ее в царство вечной жизни, пока она еще
в мире сем!“
15. Под законом приносимы были в жертву животные бессловесные; и если не закалались,
то приношения не были благоприятными. И теперь, если не закалается грех; то приношение
неприятно Богу, и не есть истинное. Пришел народ в Мерру, где был источник, дающий
воду горькую и негодную к питию. Почему, Бог повелевает недоумевающему Моисею
в горькую воду ввергнуть дерево; и как скоро ввергнуто дерево, — вода усладилась,
и утратив горечь, соделалась сладкою и годною к питию для народа Божия. Так горька
бывает и душа, пиющая вино змииное, уподобившаяся горькому естеству змия и соделавшаяся
грешною. Посему, Бог влагает древо жизни в самый горький источник сердца; и душа
услаждается, отложив свою горечь и срастворившись Духом Христовым; а таким образом,
соделавшись благопотребной, употребляется на служение своему Владыке, потому что
делается плотоносным духом. Слава Пременяющему горечь нашу в сладость и доброту
духа! Горе тому, в кого не вложено древо жизни! Он не может приобрести себе какой-либо
доброй перемены.
16. Жезл Моисеев являлся в двух образах: врагам представлялся как бы угрызающим
и умерщвляющим змием, а Израильтянам палицею, на которую они опирались. Так и
истинное, крестное древо, то есть Христос, врагам, духам злобы, есть смерть, а
душам нашим — палица, надежная опора и жизнь, в которой душа упокоевается. Во
всем прежнем были образы и сени сих истинных вещей. Ибо и ветхозаветное богослужение
было сению и образом нынешнего богослужения. И обрезание, и скиния, и кивот, и
стамна, и манна, и священство, и фимиам, и омовения, и вообще все, что было у
Израильтян и в законе Моисеевом, или у Пророков, — было ради сей души по образу
Божию созданной и подпадшей игу рабства, вринувшейся в царство горькой тьмы.
17. С нею-то восхотел Бог вступить в общение, ее-то уготовал Себе в царскую
невесту, ее-то очищает от скверны, и омывая от очернения и от срамоты ее, делает
светлою, оживотворяет от мертвости, врачует от сокрушения, и, прекратив вражду
ее, умиротворяет. Будучи тварию, уготовляется она в невесту Сыну Цареву. Бог приемлет
ее, собственною Своею силою постепенно изменяя, пока не возрастит в собственный
Свой возраст, расширяет и возвышает ее до беспредельного и безмерного возрастания,
пока не соделается непорочною и достойною Его невестою. Сперва рождает ее в Себе,
и Сам взращает, пока не восприимет она совершенной меры любви к Нему; потому что
Сам, будучи совершенным Женихом, и ее совершенную невесту приемлет в святое, таинственное
и чистое общение брака, и тогда она воцаряется с Ним на бесконечные веки. Аминь.
[Содержание]
[1] В издании Приция слово сие читается — apo
te Kurie; а Котельер (Monum. Eccl. Gr. Tom. II, pag 534) заменяет выражение
сие словами — apo te arnie.
|