Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 46.
О различии между словом Божиим и словом
мира, между чадами Божиими и чадами мира сего.
1. Слово Божие есть Бог, а слово мира есть мир. Но большое различие
и расстояние между словом Божиим и словом мира, между чадами Божиими
и чадами мира. Ибо всякое порождение уподобляется своим родителям.
Посему, если порождение Духа пожелает предать себя слову мира, земным
вещам и славе века сего; то оно умирает и гибнет, не возмогши найти
истинного упокоения жизни; потому что упокоение его там, где оно
и рождено. Подавляется, как говорит Господь (Мф. 13, 22), и делается
бесплодным для слова Божия одержимый житейскими заботами и связанный
земными узами. А равно одержимый плотским произволением, то есть,
человек мирской, если пожелает слушать Божие слово, подавляется
и делается как бы каким-то бессловесным. Привыкшие к обольщениям
порока, когда слышат о Боге, как бы обеспокоенные неприятною беседою,
огорчаются в уме.
2. Но и Павел говорит: душевен человек не приемлет, яже Духа,
юродство бо ему есть (1 Кор. 2. 14). И Пророк сказал: слово
Божие стало для них, как снедь извергаемая (Ис. 28, 13) [1].
Видишь, что невозможно иначе жить, как по тому закону, по которому
каждый рожден. Но должно обратить на сие внимание и с другой стороны.
Если человек плотский решается приступить к изменению себя самого,
сперва он умирает и делается бесплодным для оной прежней лукавой
жизни. Но как у одержимого болезнью, напр. горячкою, хотя тело его
лежит на постели и не в состоянии исправлять никакого земного дела,
однако же ум не остается в покое, развлекаемый попечением о работе,
ищет врача, посылая к нему друзей своих: так душа, преступлением
заповеди подвергшая себя немощи страстей и сделавшаяся бессильною,
когда приступит ко Господу и уверует в Него, получает от Него заступление,
и отрекшись от прежней, весьма худой жизни, хотя лежит еще расслабленная
ветхою немощью, и не имеет сил действительно совершить какое-либо
дело жизни, однако же обязана, и может, иметь усильное попечение
о жизни, умолять Господа, искать истинного Врача.
3. И несправедливо иные, введенные в обман лжеучением,
утверждают, что человек решительно умер, и вовсе не может делать
ничего доброго. Хотя младенец ничего не в силах делать, или не может
на своих ногах идти к матери, однако же он, ища матери, движется,
кричит, плачет. И матерь сжаливается над ним; она рада, что дитя
с усилием и воплем ищет ее. И поелику младенец не может идти к ней;
то сама матерь, преодолеваемая любовию к младенцу, за долгое его
искание, подходит к нему и с великою нежностью берет, ласкает и
кормит его. Тоже делает и человеколюбивый Бог с душою, которая приходит
и взыскует Его. Но гораздо еще более, побуждаемый свойственною Ему
любовию и собственною Своею благостью, прилепляется Он к разумению
души, и, по Апостольскому слову, делается с нею един Дух (1 Кор.
6, 7). Ибо когда душа прилепляется ко Господу, и Господь, милуя
и любя ее, приходит и прилепляется к ней, и разумение ее непрестанно
уже пребывает в благодати Господней, тогда душа и Господь делаются
единый дух, единое срастворение, единый ум. Тело души остается поврежденным
на земле, а ум ее всецело жительствует в небесном Иерусалиме, восходя
до третьего неба, прилепляясь ко Господу, и там служа Ему.
4. И сам Сидящий в небесном граде на престоле величествия на высоких,
весь пребывает с душою в теле ее; потому что образ ее положил Он
горе, в небесном граде Святых Иерусалиме, а собственный образ неизреченного
света Божества Своего положил в теле ее. Он служит ей во граде тела,
и она служит Ему во граде небесном. Душа соделалась наследницею
Его в небесах, а Он приял ее в наследие на земле. Ибо Господь делается
наследием души, и душа наследием Господа. Мысль и ум даже омраченных
грешников могут быть весьма далеко от тела, имеют силу во мгновение
времени пробегать большие пространства, переходить в отдаленные
страны, и нередко тело повержено на земле, а мысль в другой стороне
пребывает с возлюбленным, или с возлюбленною, и видит себя, как
бы живущею там. А если душа грешника так тонка и быстрокрыла, и
уму ее нет препятствия быть в отдаленных местах, тем паче душа,
с которой покрывало тьмы снято силою Духа Святого, когда умные очи
ее просвещены небесным светом, и совершенно избавлена она от страстей
бесчестия, соделалась чистою по благодати, — всецело на небесах
служит Господу духом, и всецело служит Ему телом, и столько расширяется
мыслию, что бывает повсюду, и, где хочет, и когда хочет, служит
Христу.
5. Сие говорит Апостол: да возможете разумети со всеми святыми,
что широта и долгота и высота и глубина, разумети же преспеющую
разум любовь Христову, да исполнитеся во всякое исполнение Божие
(Ефес. 3, 18. 19). Рассматривай неизреченные тайны души, с которой
Господь съемлет лежащую на ней тьму, и открывает ее, и Сам ей открывается.
Как расширяет и распростирает мысли ума ее и в широту, и в долготу,
и в глубину, и в высоту всей видимой и невидимой твари! Итак, подлинно
душа — дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил
ее Бог, что в естество ее не было вложено порока, напротив того,
сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей,
рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели,
по образу Духа.
6. Еще и ныне в ведении, благоразумии, любви, вере обретается ею
и является ей Господь. Он вложил в нее разумение, помыслы, волю,
владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, соделал
ее удободвижною, легкокрылою, неутомимою; даровал ей способность
приходить и уходить в одно мгновение, и мыслию служить Ему, когда
хощет Дух. Одним словом, создал ее такою, чтоб соделаться ей невестою
и сообщницею Его, чтобы и Ему быть в единении с нею, и ей быть с
Ним в единый дух, как сказано: прилепляяйся Господеви, един дух
есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Ему слава во веки веков! Аминь.
[Содержание]
[1] По переводу Феодотиона.
|