Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 44.
О том, какую перемену и какое обновление
в человеке христианине совершает Христос, уврачевавший душевные
страсти и недуги.
1. Кто приходит к Богу, и действительно желает быть последователем
Христовым, тот должен приходить с той целью, чтобы перемениться,
изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим
и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного
человеку ветхому. Ибо сказано: аще кто во Христе, нова тварь
(2 Кор. 5, 17). Господь наш Иисус Христос для того и пришел, чтобы
изменить, преобразить и обновить естество, и эту душу, в следствие
преступления низложенную страстями, создать вновь, растворив ее
собственным Своим Божественным Духом. Он пришел верующих в Него
соделать новым умом, новою душою, новыми очами, новым слухом, духовным
новым языком, одним словом сказать, новыми людьми, или новыми мехами,
помазав их светом ведения Своего, чтобы влить в них вино новое,
то есть, Духа Своего. Ибо говорит, что новое вино должно вливать
в новые мехи (Мф. 9, 17).
2. Как враг, взяв подчинившегося ему человека, сделал его новым
для себя, обложив вредоносными страстями, помазав духом греха, влил
в него вино всякого беззакония и худого учения: так и Господь, избавив
человека от врага, соделал его новым, помазав Духом Своим, влиял
в него вино жизни, новое учение Духа. Кто питательность пяти хлебов
претворил в питательность множества хлебов, ослице, по природе бессловесной,
дал глас, блудницу обратил к целомудрию, соделал, что огонь, по
природе сожигающий, орошал вверженных в пещь, и для Даниила укротил
естество диких зверей, львов; Тот может и душу, запустевшую и одичавшую
от греха, претворить в Свою благость, кротость и мир, святым и благим
Духом обетования.
3. Как пастух может вылечить шелудивую овцу и уберечь от волков:
так истинный Пастырь Христос один только мог, пришедши, погибшую
и струпами покрытую овцу — человека уврачевать от греховной нечистоты
и проказы, и возвратить Себе. Ибо прежние иереи, левиты и учители
не могли уврачевать душу приношениями даров и жертв, и кроплениями
крови, даже неспособны были уврачевать и себя самих; потому что
и сами обложены были немощью: невозможно бо, как сказано,
крови юнчей и козлей отпущати грехи (Евр. 10, 4). Господь
же, показывая немощь тогдашних врачей, сказал: всяко речете Ми
притчу сию: врачу, исцелися сам (Лук. 4, 23), выражая сим: „Я
не таков, как они неспособные уврачевать самих себя; Я — истинный
врач и добрый пастырь; Я положил душу Свою за овец, могу уврачевать
всякую душевную болезнь и немощь; Я — непорочное овча, единожды
принесенное в жертву, и могу уврачевать приходящих ко Мне." Истинное
исцеление подается душе единым Господом; ибо сказано: се Агнец
Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29), то есть, грехи души,
уверовавшей в Него и возлюбившей Его от всего сердца.
4. Поэтому, хороший пастырь врачует покрытую струпами овцу, а овца
овцу врачевать не может. И если не будет уврачевана словесная овца
— человек; то не войдет в небесную Господню Церковь. Так и в Законе
говорится под сению и образом. Ибо сие дает разуметь Дух, объявляя
о прокаженном и имеющем телесный недостаток. Сказано: прокаженный
и имеющий телесный недостаток да не входит в церковь Господню (Лев.
21, 17 — 23). Но прокаженному предписано идти к иерею и умолять
его, чтобы пришел в дом кущи его и возложил руки свои на проказу,
на место, означенное прикосновением проказы, и уврачевал (Лев. 13).
Подобно сему, Христос, истинный Архиерей грядущих благ, снисходя
к душам, прокаженным греховною проказою, входит в телесную их скинию,
врачует и исцеляет страсти; и тогда уже душа может войти в небесную
Церковь Святых, истинного Израиля. Ибо всякая душа, носящая на себе
греховную проказу страстей, если не приступит к истинному Архиерею,
и еще ныне не будет Им уврачевана, не войдет в стан Святых, в Церковь
небесную. Как непорочная и чистая, Церковь сия требует душ непорочных
и чистых. Ибо сказано: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят
(Мф. 5, 8).
5. Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного
состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное
естество изменить в естество иное, божественное, и соделаться естеством
новым, при содействующей силе Святого Духа; и тогда может она стать
благопотребной для небесного царства. Достигнуть же сего возможно
только нам, которые веруем, истинно любим Его, и исполняем все святые
заповеди Его. Если при Елисее дерево, по природе на воде легкое,
будучи брошено в воду, изнесло на себе железо, по природе тяжелое;
то кольми паче Господь здесь еще пошлет легкого, удободвижного,
благого и небесного Духа Своего, и Им душу, погрязшую в водах лукавства,
облегчит, окрылит, изнесет в небесные высоты, претворит и пременит
собственное ее естество.
6. Как в видимом мире никто не может сам собою переплыть и перейти
море, если нет у него легкого и удободвижного корабля, который устроен
из дерева, может носиться по водам; потому что потонет и погибнет,
кто пойдет по морю: так и душе невозможно самой собою перейти, преодолеть
и переплыть горькое море греха, непроходимую бездну лукавых сил
и темных страстей, если не приимет в себя удободвижного, небесного,
легкокрылого Духа Христова, попирающего и преходящего всякое лукавство.
Чрез Него возможет она правошественно и прямо вступить в небесную
пристань упокоения, во град царствия. Но как плывущие на корабле
не из моря черпают и пьют, не из него заимствуют одежду и пищу,
приносят же сие на корабль отвне: так и христианские души не из
мира сего, но свыше, с неба приемлют небесную пищу и духовные одеяния,
и тем живя на корабле благого и животворящего Духа, минуют сопротивные
лукавые силы начал и властей. И как все корабли, на которых люди
могут преплывать горькое море, строятся из одного древесного вещества:
так все христианские души, укрепляясь единым Божеством небесного
света, различных дарований единого Духа, переносятся чрез все море
лукавства.
7. Но как кораблю для хорошего плавания нужны кормчий, также умеренный
и приятный ветр: так всем сим в душе верной бывает Господь. Он дает
душе силу — преплывать свирепые волны лукавства, при страшных непогодах
и бурных порывах ветров греха. Он Сам укрощает волнение, как Ему
это ведомо, с силою, быстротою и искусством. А без небесного кормчего
— Христа никому не возможно прейти лукавое море темных сил и воздымающиеся
волны горьких искушений. Ибо сказано: восходят до небес, и нисходят
до бездн (Псал. 106, 26). Все искусство править кораблем, вести
брани, выдерживать искушения ведомо Тому, Кто ходил по свирепым
волнам. Ибо сказано: Сам искушен быв, может и искушаемым помощи
(Евр. 2, 18).
8. Посему душам нашим должно из настоящего состояния перейти в
другое состояние, и измениться в Божественное естество, из ветхих
соделаться новыми, то есть из негодных и неверных — добрыми, честными
и верными; и таким образом, прийти в благоустройство, став благопотребными
для небесного царства. И блаженный Павел о своем пременении и о
том, как уловлен был он Господом, пишет следующее: гоню же аще
и постигну, о немже и постижен бых от Христа (Фил. 3, 12). Как
же уловляется он Богом? Как мятежник, захватив кого-нибудь в плен,
уводит к себе, а потом сам уловляется истинным царем: так и Павел,
когда действовал в нем мятежнический дух греха, гнал и расхищал
Церковь: но поелику делал сие по неведению, не из противления Богу
но как бы подвизаясь за истину, то и не презрел, но уловил его Господь.
Небесный и истинный Царь, неизреченно облистав его, сподобив слышать
Свой глас и, ударив в лице, как раба, даровал ему свободу. Видишь
Владычную благость и то, как души, прилепившиеся к пороку и ожесточенные,
Господь может в одно мгновение времени изменить и сообщить им Свою
благость и мир.
9. Все возможно для Бога, как и было с разбойником; во мгновение
времени изменен он верою и введен в рай. Для того пришел Господь,
чтобы души наши изменить, воссоздать и соделать их, по написанному,
причастницами Божественного естества (2 Петр. 1, 4), и в душу нашу
вложить душу небесную, то есть, Божественного Духа, путеводствующего
нас ко всякой добродетели, чтобы могли мы жить вечною жизнью. Посему
всем сердцем должны мы веровать неисповедимым обетованиям Его; ибо
неложен Обетовавший. Надлежит нам возлюбить Господа, всемерно стараться
преуспевать во всех добродетелях, неутомимо и непрестанно просить,
чтобы всецело и совершенно приять нам обетование Духа Его, да оживотворятся
души наши, пока еще мы во плоти. Ибо если душа в сем еще мире не
примет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается
причастною Божественного естества, срастворяясь благодатью, при
содействии которой может непорочно и чисто исполнить всякую заповедь
то она непригодна для небесного царства. Что доброго приобрел кто
здесь, то самое и в оный день будет для него жизнью, по благодати
Отца и Сына, и Святого Духа, во веки. Аминь.
[Содержание]
|