Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 42.
К совершенству ведет человека, или
вредит ему, не внешнее, но внутреннее, то есть, или Дух благодати,
или дух лукавства.
1. Если большой город, по разорении стен его, взят врагами и опустошен;
то не приносит ему пользы обширность. Почему, при величине нужно
ему иметь и крепкие стены, чтобы не вошли в него враги. Так души,
украшенные ведением, разумением и самым острым умом, уподобляются
большим городам. Но спрашивается: укреплены ли они силою Духа, чтобы
не вошли и не опустошили их враги? Ибо мудрые мира сего, Аристотель,
или Платон, или Сократ, при основательном своем ведении, уподоблялись
большим городам, но опустошены были врагами; потому что не было
в них Божия Духа.
2. А люди неученые, став причастниками благодати, подобны малым
городам, укрепленным крестною силою. Лишаются же благодати и гибнут
они по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших
скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями,
предаются им. Не могут же они совершить пути своего без искушений.
Но как при чадорождении и нищая и царица чувствуют одинаковые мучения;
а подобно сему, земля у богатого и у бедного, если не будет надлежащего
возделания, не может принести хороших плодов: так и в душевном делании
мудрый и богатый воцаряются благодатью не иначе, как при терпении,
скорбях и многих трудах; потому что таковою должна быть жизнь христиан.
Как мед, будучи сладок, не принимает в себя ничего горького или
ядовитого: так и христиане, при всем, что ни случилось бы с ними,
доброе или худое, пребывают благими, как говорит Господь: будете
блази, якоже Отец ваш небесный (Лук. 6, 36). А вредное и
оскверняющее человека бывает внутри его: от сердца бо исходят
помышления злая (Мф. 15, 19), как говорит Господь. Ибо что внутри
человека, то сквернит его.
3. Посему, внутри, в душе пресмыкается и ходит дух лукавства, этот
разумный двигатель, то есть покрывало тьмы, ветхий человек, которого
должны совлечься все прибегающие к Богу, чтобы облечься им в небесного
и нового человека, то есть во Христа. Поэтому и человеку ничто внешнее
не может вредить, вредит же только живой и действенный, в сердце
обитающий, дух тьмы; а потому, каждый должен произвести борьбу в
помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос. Ему слава во веки!
Аминь.
[Содержание]
|