Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 40.
О том, что все добродетели и все худые
дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни
от других.
1. О внешнем подвижничестве, и о том, какой образ жизни есть высший
и первый, знайте, возлюбленные, следующее: все добродетели между
собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят:
молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость
от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда
от веры, вера от послушания, послушание от простоты. Так и с противной
стороны, худые дела зависят одно от другого: ненависть от раздражительности,
раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие
от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения,
нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости,
нетерпеливость от сластолюбия; прочие части порока также между собою
связаны, как на доброй стороне связаны между собою и одне от других
зависят добродетели.
2. Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг — прилежное
пребывание в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать
и прочие добродетели. Отсюда в сподобившихся происходит общение
в Божией святости, в духовной действенности, и союз умного расположения
как бы в неизреченной любви ко Господу. Ибо кто ежедневно принуждает
себя пребывать в молитве, тот духовною любовию к Богу воспламеняется
к божественной приверженности и пламенному желанию, и приемлет благодать
духовного освящающего совершенства.
3. Вопрос. Поелику некоторые продают имение,
отпущают на свободу рабов, исполняют заповеди, но не стараются в
мире сем приять Духа, то ужели, живя таким образом, не войдут они
в небесное царство?
Ответ. Это предмет тонкий для рассуждения. Ибо некоторые
утверждают, что и царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что
много степеней, различий и мер в одном и том же царстве и в одной
и той же геенне. Как во всех членах одна душа, и вверху действует
она в мозгу, а внизу она же приводит в движение ноги: так и Божество
объемлет все твари и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду
всецело пребывает в твари, хотя по Своей неизмеримости и необъятности
Оно и вне тварей. Посему, само Божество внемлет людям, и во всем
домостроительствует премудро. И поелику некоторые молятся, не зная,
чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении; то Бог,
праведный Судия, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают
они, делают по страху Божию, но не все они — сыны, цари, наследники.
4. Одни в мире убийцы, другие любодеи, иные хищники, а некоторые
также раздают имение свое нищим; Господь взирает на тех и на других,
и делающим добро дает упокоение и награду; есть меры избыточествующие,
и есть меры малые, в самом свете и в самой славе есть разность.
В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие
прегрешившие в малом. А которые утверждают, что одно царство, одна
геенна, и степеней нет, те говорят худо. Сколько ныне мирских людей,
которые преданы зрелищам и прочим бесчинствам? И сколько еще таких,
которые молятся и боятся Бога? Бог взирает на тех и на других, и
как праведный Судия уготовляет одним упокоение, другим — наказание.
5. Люди, запрягши коней, правят колесницами и устремляются друг
против друга; каждый старается низринуть и победить противника.
Так сердце подвижников представляет из себя зрелище; там лукавые
духи борются с душою, а Бог и Ангелы взирают на подвиг. Сверх того,
ежечасно многие новые помыслы и душою производятся, а также влагаются
и злобою. Ибо душа имеет много сокровенных помыслов, и в этот час
производит и рождает их; и у злобы много помыслов и предначинаний,
и ежечасно порождает она новые помыслы против души; потому что ум
есть всадник, он впрягает колесницу души, сдерживая бразды помыслов
и устремляется против сатанинской колесницы, так как и сатана уготовил
ее против души.
6. Вопрос. Если молитва есть упокоение;
почему же иные говорят: „не можем молиться" и не пребывают в молитве?
Ответ. Самое упокоение, в избытке своем, приводит к милосердию
и к другим служениям, как то: к посещению братии и к служению словом.
И сама природа требует того, чтобы идти, видеться с братиею и сказать
слово. Что брошено в огонь, то не может оставаться в собственной
природе, но по необходимости само делается огнем. Так, если бросишь
в огонь мелких камней, делается из того несколько извести. Если
человек слишком много погрузится в море и отойдет на самую средину;
он тонет и гибнет. А кто входит в воду постепенно, тот опять желает
выйти, выплыть и достигнуть пристани и увидеть людей на земле. Так
и в духовном; иной входит в глубину благодати, и снова воспоминает
о друзьях своих; и сама природа требует того, чтобы сходить к братьям,
выполнить долг любви, подкрепить их словом.
7. Вопрос. Как могут в одно время быть в сердце и благодать
и грех?
Ответ. Когда есть огонь вне медного сосуда, и станешь потом
подкладывать дрова; сосуд разгорячается, и что внутри его, то варится
и кипит от огня, разведенного вне сосуда. А если кто понерадит и
не подложит дров; то жар начнет убывать и как бы потухать. Так и
благодать есть небесный внутри тебя огнь. Если будешь молиться,
помыслы свои предашь любви ко Христу; то как будто подложишь дров,
и помыслы твои сделаются огнем, и погрузятся в любовь Божию.
Хотя и удаляется Дух и бывает как бы вне тебя; однако же он и внутрь
тебя пребывает, и является вне тебя. Если же кто вознерадит, хотя
мало предавшись, или мирским делам, или рассеянности; то опять приходит
грех, и облекается в душу, и начинает угнетать человека. Душа воспоминает
о прежнем покое, и начинает скорбеть и чаще страдать.
8. Снова ум обращается к Богу, снова начинает приближаться к нему
прежнее упокоение, снова начинает он сильнее искать Бога, и говорит:
„Умоляю тебя Господи"! Постепенно прибавляется огнь воспламеняющий
и упокоевающий душу, подобно тому, как уда понемногу извлекает рыбу
из глубины. А если бы не было сего, и вкусила бы душа горечи и смерти;
то как могла бы отличить горькое от сладкого, смерть от жизни, и
возблагодарить животворящего Отца и Сына и Святого Духа во веки!
Аминь.
[Содержание]
|