Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 38.
Много внимательности и разумения потребно
нам при изведании истинных христиан и того, кто истинный христианин.
1. Многие, по-видимому праведные, почитаются христианами; но дело
искусных и опытных людей изведывать, действительно ли таковые имеют
на себе печать и образ Царя, не наложена ли поддельная печать на
художническое дело, почему художники или удивляются или порицают?
Если же нет людей искусных, то невозможно будет изведать делателей
— обманщиков, потому что и они носят на себе образ монахов, или
христиан. Ибо и лжеапостолы страдали за Христа, и они благовествовали
о царстве небесном; посему, говорит Апостол: в трудех множае,
в скорбех преболе, в темницах излиха (2 Кор. 11, 23), и сим
хочет показать, что сам пострадал более их.
2. Золото сыскивается удобно, жемчуг же и драгоценные камни, годные
для царского венца, отыскиваются редко; часто многие из них не оказываются
годными поступить в дело. Так и христиане, назидающие души других
для венца Христова, редко находят, чтобы души те соделывались сообщниками
Святых. Слава Тому, Кто столько возлюбил душу сию, пострадал за
нее и воскресил ее из мертвых! Но, как на лице у Моисея лежало покрывало,
чтобы народ не мог взирать на лице его: так и ныне на сердце твоем
лежит покрывало, чтобы не видима была слава Божия. Когда же снимется
покрывало; тогда Бог явится и откроет Себя христианам и любящим
и действительно ищущим Его, как Сам говорит: явлюся ему, и обитель
у него сотворю (Иоан. 14, 21-23).
3. Постараемся же прийти к нелживому Христу, чтобы приять обетование,
и новый завет, который обновил Господь, крестом и смертию сокрушив
врата ада и греха, изведя верные души, подав им внутрь Утешителя
и введя их в царство Свое. И мы будем с Ним царствовать во Иерусалиме,
граде Его, в небесной Церкви, в лике святых Ангелов. А те из братии,
которые долгое время упражнялись, и были в искусе, могут помогать
неопытным и сострадать им.
4. Некоторые, оградив себя, и при сильном действии в них благодати
Божией, находили свои члены столько освященными, что заключили о
себе, будто бы в Христианстве нет места уже похоти, но приобретается
ум целомудренный и чистый, и что внутренний человек парит уже в
божественном и небесном. Посему такой человек думает, что несомненно
достиг он в совершенную меру; и когда почитает себя вступившим в
безопасную пристань, — восстают на него волны, и опять видит он
себя среди моря, увлеченным туда, где только вода и небо, и готовая
смерть. Так вошедший в нас грех производит всякую злую похоть. Но,
снова сподобившись таковые некоей благодати, и как бы, так сказать,
из целой морской глубины прияв малую некую каплю, в сем самом находят
ежечасно и ежедневно совершающееся чудо; почему, подвергшийся такому
необычайному, новому и Божественному действию дивится и изумляется,
как он обманулся. Наконец, благодать, как божественная и небесная,
просвещает, руководит, умиряет его, все устрояет во благое; почему,
цари и властители, мудрые и сановные, в сравнении с ним, почитаются
малыми и низкими. А со временем настает час, и дела изменяются,
так что действительно такой человек думает о себе, что он грешнее
всех людей. И в другой опять час видит себя как бы великим и необычайным
царем, или сильным другом царевым; и опять видит себя в иной час
немощным и нищим. Наконец, ум приходит в затруднение, почему бывает
сие так и опять иначе; потому что ненавистник добра сатана преуспевающим
в добродетели внушает лукавое и старается развратить их. Так бывает
дело.
5. Но ты не покоряйся сему, делая правду, совершаемую во внутреннем
человеке, где поставлен Христов алтарь вместе с нескверным святилищем,
да свидетельство совести твоей похвалится крестом Христа, очищающего
совесть твою от мертвых дел, и послужишь Богу духом своим, узнаешь,
Кому покланяешься, по сказанному: мы покланяемся, Его же вемы
(Иоан. 4, 22). Вверься путеводствующему тебя Богу; душа твоя да
вступит в общение с Богом, как невеста с женихом. Ибо сказано: тайна
сия велика есть, аз же глаголю во Христа (Ефес. 5, 24) и в непорочную
душу. Господу слава во веки! Аминь.
[Содержание]
|