Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 31.
Верующему должно перемениться в уме
своем и собрать в Бога все помыслы, в чем действительно и заключается
все служение Богу.
1. Верующему должно просить о себе Бога, чтобы пременилось произволение
его преложением сердца, прелагаемого из горечи в сладость. Ему должно
помнить, как исцелен слепой, как кровоточивая получила исцеление,
прикоснувшись к воскрилию риз, как укрощена природа львов, приведено
в бездействие естество огня, потому что Бог есть высочайшая лепота;
к Нему должен ты возводить ум и помыслы, и не содержать в мысли
ничего иного, кроме чаяния узреть Его.
2. И посему, как резвых детей, душа да соберет и усмирит рассеянные
грехом помыслы; пусть введет их в дом тела своего, непрестанно в
посте и с любовию ожидая Господа, когда Он придет и действительно
соберет ее в едино. Поелику же будущее неизвестно; то еще более
да надеется, прекрасно возлагая надежду свою на кормчего, и да помнит,
как Раав, живя с иноплеменниками, поверила Израильтянам, и сподобилась
жить с ними, и как Израильтяне желанием своим возвращались в Египет.
Как Рааве нимало не повредило пребывание ее с иноплеменниками, а
напротив того, вера присоединила ее к части Израильтян: так грех
не повредит с надеждою и верою ожидающим Искупителя, Который, пришедши,
прелагает душевные помыслы, соделывает их божественными, небесными,
добрыми, и научает душу истинной, неразвлекаемой, нерассеянной молитве.
Сказано: не бойся, Аз пред тобою пойду, и горы уравню, врата
медяная сокрушу и вереи железныя сломлю (Ис. 45, 2). И еще сказано:
внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония
(Втор. 15, 9); не говори в сердце своем: язык сей мног и крепок
(2, 21).
3. Если не обленимся и не дадим у себя пажитей бесчинным порочным
помыслам, но волею своею привлечем ум, понуждая помыслы устремиться
ко Господу: то, без сомнения, Господь Своею волею приидет к нам,
и действительно соберет нас к Себе; потому что все благоугождение
и служение зависит от помышлений. Посему старайся угождать Господу,
всегда ожидая Его внутренне, взыскуя Его в помышлениях, побуждая
и принуждая волю свою и произволение свое к Нему непрестанно устремляться.
Смотри, как Он приходит к тебе, и творит у тебя обитель. Ибо в какой
мере собираешь ты ум свой к исканию Его, в такой и еще в большей
мере понуждается Он собственным Своим благоутробием и благостью
Своею придти к тебе и упокоить тебя. Стоит Он и рассматривает твой
ум, помышления и движения мыслей, назирает, как ищешь Его, от всей
ли души твоей, не с леностию ли, не с нерадением ли.
4. И когда увидит рачительность твою в искании Его, тогда явится
и откроется тебе, подаст помощь Свою, и уготовит тебе победу, избавляя
тебя от врагов твоих. Ибо, рассмотрев прежде твое стремление к Нему
и то, как все чаяние твое непрестанно к Нему обращено. Он научит
тебя и даст тебе истинную молитву, истинную любовь; а это — сам
Он, Который соделывается в тебе всем, и есть для тебя — рай, древо
жизни, бисер, венец, домостроитель, земледелатель, страждущий, бесстрастный
человек, Бог, вино, вода живая, овча, жених, воитель, оружие, —
всяческая во всех Христос. Как младенец не умеет сам себе помочь
или позаботиться о себе, и смотрит только на матерь, и плачет, пока
сжалившись не возьмет его: так верные души надеются всегда на единаго
Господа, Ему восписывая всякую правду. Как засыхает ветвь, снятая
с виноградной лозы; так и желающие оправдаться без Христа. Как разбойник
есть и тать, кто не входит настоящим входом, но прелазит
инуде (Иоан. 10, 1): так и оправдывающий сам себя без Оправдывающего.
5. Посему, вознесем тело сие, соорудим жертвенник, возложим на
него всякое наше помышление и будем умолять Господа, чтобы послал
с неба невидимый и великий огонь, да пояст он и жертвенник, и все,
что на нем. И падут все священники Вааловы, т.е. сопротивные силы;
и тогда увидим небесный дождь, подобно следу человеческому (3 Цар.
18, 44), сходящий в душу; почему, исполнится на нас Божие обетование,
как сказано у Пророка. возставлю и возгражду скинию Давидову
падшую, и раскопанная ея возгражду (Амос. 9, 11). Будем умолять,
чтобы Господь, по благости Своей, озарил душу, пребывающую в нощи
и во тьме, в упоении неведения; и она, воспрянув, непреткновенно
уже будет ходить, совершая дела дня, и жизни. Ибо тем и питается
душа, что вкушает или от мира сего, или от Духа Божия; и Бог там
питается, живет, упокоевается, и пребывает.
6. Впрочем, каждый, если угодно ему, может сам себя подвергнуть
испытанию, чем он питается, где живет, и чем занят, чтобы таким
образом, уразумев и приобретя способность различать в точности,
совершенно предаться стремлению к добру. Сверх того, совершая молитву,
будь внимателен к себе, вникая в помыслы и действия, откуда они,
от Бога ли, или от противника? и кто подает пищу сердцу, Господь
ли, или миродержители века сего? И ты, испытавшая и познавшая себя
душа, в труде и с любовию проси у Господа небесной пищи, возрастания
и делания Христова, по сказанному: наше же житие на небесех есть
(Филипп. 3, 20), а не в наружном виде и образе, как думают некоторые.
Ибо вот, ум и разумение имеющих образ только благочестия уподобляются
миру; у них колебание и волнение произволения, непостоянная мысль,
боязнь и страх, по сказанному: стеня и трясыйся будеши на земли
(Быт. 4, 12). По неверию и замешательству непостоянных помыслов
столько времени колеблемые, как и все прочие люди, одним наружным
видом, и телесными преспеяниями внешнего человека, а не мыслями,
различаются они от мира; сердцем же и умом увлекаются к миру и к
земным привязанностям, опутываются бесполезными заботами, не приобретя
сердцем небесного мира, как говорит Апостол: мир Божий да владычествует
в сердцах ваших (Кол. 3, 15), — мир, который царствует и обновляет
умы верных в любви к Богу и ко всему братству. Слава, и поклонение
Отцу и Сыну и Святому Духу во веки! Аминь.
[Содержание]
|