НОВЫЕ ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
К оглавлению
II
1. – Нагими ли предстают перед Богом воскресающие
тела Адама или имеют на себе одежду, и иной ли питаются пищей? Как тогда одевается
в одежду тело и чем насыщается (ведь живущим в мире сем мужчинам и женщинам нужно
одеваться, прикрывать срам и питаться смертной пищей)? Понадобится ли еще такое
воскресшим после земного разрешения и вернувшимся к прежнему составу или нет (I
Кор 15, 35-49)?
– Вопрос кажется мне неуместным и совершенно нелепым; ведь мы знаем, что вся
тварная красота вида (Иак I, 11) и весь тварный состав оставляются при разрешении,
и тогда уж не земля предлагает свои плоды для пропитания тела, но приходит небо
со всем его домостроительством. Зачем еще будет людям нужно добывать себе пропитание
и шить одежду, если, по слову Господа, разрешится все видимое? Не ясно ли, что
есть нечто иное выше зримого, что и будет даровано? Да, должно и одетым быть,
и накормленным. Но если для израильтян манна, дарованная им в пустыне, была непривычна
и иноприродна их природе (ибо написано, что хлеб ангельский ел человек, Пс 77,
25), то насколько лучшую пищу и одежду даст Он людям в грядущем веке, и насколько
чуждую их природе! Все приемлющие ныне залог духа и небесное сокровище в сердца
свои (Кор I, 22), все ныне носящие одеяния славные и небесные, все рассевающие
на земле небесное и духовное семя сердца, все они несомненно насладятся и телесной
славой. Ибо втайне растимая теперь их душами божественная красота в Воскресении
внезапно и изобильно раскроется и озарит внешнее тело вечным светом. Разум, превосходящий
достоинством тело, уж непременно обнаружится там, и дух Божий проявится, а вместе
с ними засияет славой и тело; Бог, уже и теперь одевающий душу своей славой и
дающий ей питаться от своего огня, в ту долгожданную пору и тело тоже оденет и
сообразным славному телу Своему представит (Фил 3, 21), дав тогда успокоение пищей
и одеяниями небесными, работы нетленной ангельской.
2. В видимом мире свои труды есть у ночи и свои у дня. И дела ночные злы: в
эту пору злодеи являют свое беззаконие, под прикрытием мрака злоумышляют и воруют
и блудят и прелюбодействуют безопасно, никем не удерживаемые. Но светлы дневные
труды, труды праведности и благочестия. Все, совершенное явно, свет есть (Еф 5,
13), будучи совершено в Боге. Подобно тому и делающие беззаконие словно бы в ночи
многое скрывают, но потом все позорное уличается светом (Еф 5, 13). Носящие уже
теперь семя зла в своем сердце, имея разум отягченный стыдом злых дел, стараются
скрыть и спрятать свои безобразия, но не могут остаться незамеченными для Бога,
ибо Ему все обнажено и открыто, и Ему дадим отчет (Евр 4, 13). Тьма, сейчас объемлющая
их душу и сердце, в день суда и тело затмит и сокроет, и они будут пить из темных
сосудов зла; добрые же дела праведных засияют как солнце (Мф 13, 43), потому что
не смогут оставаться сокрытыми. Как плодоносящее дерево, все летнее время вынашивающее
в себе плоды, не может скрыть, как они наливаются, потому что подошедшая пора
какой-то неудержимой силой исподволь доводит плоды до зрелости; как захороненное
в землю зерно сначала неявно в ее недрах пускает корни и тяжелеет, а потом, проросши
и выйдя на поверхность земли, напиваясь соками, открывается взору, поднимается
стеблем, наливается в колос (Мк 4, 28) и отдает зерно; и как лоза, пересаженная
в виноградник, сначала набухает внутри в своей сердцевине и потом распускается,
вся плодоносящая, и дает в свою пору вино – так же точно христиане, сейчас еще
напрягающиеся в борении и в небесном вертограде укореняющиеся сладчайшими корнями
в землю сердца, не смогут скрыть плодов, но их душа в день воскресения внезапно
озарит и тело, возвеселив и облагодатствовав его. Опять же и деяния грешников
обнажатся. Как целомудренная девица, впавшая в блуд и зачавшая, старается утаить
свое скверное распутство и утаить не может, потому что плод, достигнув своей полной
величины, представляет доказательство беззакония собирающейся родить, так зачавшие
в своем сердце от греха и рождающие плоды беззакония не могут в судный день избежать
страшного и неизреченного огня, но и души и тела их будут одинаково осуждены.
3. К тому нужно стремиться, чтобы мы сейчас загорелись желанием в краткий отпущенный
нам срок удостоиться восприятия и зачатия в сердцах наших святого Духа Божия;
чтобы через Него в судный день и тела наши оделись мирной славой; чтобы Он воскресил
их к жизни новой и нетленной, сотворив для них новое небо, новую землю (Апок 21,
I; Ис 65, 17) и светила новые, и дал бы им Свой образ и все обещанное наследие
(Евр 9, 15). Вот каменья драгоценные и жемчужины отборные, предстоящие перед лицом
Божиим; ибо праведники названы каменьями драгоценными, орлами и голубями (1 Кор
3, 12; Мф 24, 28; 10, 16). Зодчий Христос, воздвигая внутреннего человека, разрушает
нагромождения тьмы лукавых помыслов, о чем сказано: "Ниспровергаем замыслы и всякое
превозношение, восстающее против познания Бога" (2 Кор 10, 4-5) (они же, входя
как бы в опустелое место, вопиют в наших сердцах). Разровняв пространство,
Он кладет основанием в сердцах наших свою скалу и, принесши прочие камни (говорю
о природных помышлениях), воздвигает здание до вершин, до высот неба, уподобляя
его святому телу Христову и соединяя его со строением святых апостолов (Еф 2,
21; 4, 16). Из двух действий складывается божественное домостроительство. Сначала
Христос вводит нашего внутреннего человека в здание Тела Своего, полное ангелов
и светлых духов, а после нисходит Сам из вышних в земные, располагается
там, укрепляя Собою нашу обитель, и, избрав для Себя место, пребывает.
4. Как очи чувственного зрения замечают чувственное солнце, так очи души не
могут не видеть умный свет солнца правды (Мал 4, 2). И как ласточки, улетающие
в зимнюю пору, когда они не в силах перенести суровость ветров и жестокость холодов,
возвратившись весной, когда они находят воздух более мягким и спокойным, а всю
землю разогретой, влетают, входя как бы к себе домой, в дома людей и, безопасно
садясь на землю и изготовив себе келий, устраивают гнезда и беспрестанно щебечут
природными голосами – так и Господь, поселившись в домах наших душ, упокаивается
в келье нашего сердца и в ней обитает, дождавшись окончания бурь, злой зимы и
мрака; тогда в ней сияют лучи, полные Его сладчайшего света, а весь дом посещает
глубокий мир. В весеннюю пору, когда постепенно прибывает и наконец повсюду разливается
солнечное тепло, пробудившаяся земля одевается всеми своими травами и растениями;
виноградники, все деревья дубрав и все пашни облачаются в зелень, осеняясь юной
листвой и украшаясь ярким цветением. И бессловесные живые существа тоже приносят
плод, рождая дитя чрева своего, так что со временем появляются юные тела агнцев
и иных существ, беззлобные и невинные сердца новорожденных младенцев; и все, что
еще совсем недавно было сумрачным, тоскливым, недвижным и бесплодным, теперь вдруг
преображается, живет, плодоносит и возрастает. Земля, затвердевшая было от стужи,
оттаяв, украшается яркими луговыми цветами; пустынны горы, покрывшись зеленью,
расстаются со своей суровостью, все источники, изобилуя притоком вод, изливают
сладкие и прозрачные ручьи, и скачет и веселится всякий род живности крылатой
и четвероногой, преобразившись в эту сладостную и благодатную пору, и радуется
от обилия пищи.
5. Но все это – образы духовных и умопостигаемых вещей. От устрашающего мрака
и злых ветров наш ум стеснен, скован и бесплоден, все помыслы его придавлены к
земле и объяты гнетущей тоской; тогда возникают многие чуждые природе помышления,
а всякое злое помышление – от сатаны. В пору же посещения Духа Святого (Иер 28,
18) случается великое изменение и преображение. Ум начинает цвести и производить
духовные плоды из земли сердца, волчцы же и тернии, т.е. лукавые бесы, сокрушаются
силой Святого Духа. Само сердце начинает пробуждаться и воспринимать небесное
семя, будучи возделываемо истинным Земледельцем. Великий покой в нем, великий
мир; и блаженны посещаемые и возделываемые Святым Духом. Как голуби, прилетев
к нашим окнам, садятся в свои гнезда, так праведные летят к славе тела Христова,
к Его утешению (ибо где будет добыча, там соберутся орлы, Мф 24, 28). Христу слава.
|