Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 24.
Состояние христиан подобно купле и
закваске. Как купцы собирают земные прибытки, так христиане собирают
рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все
смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос
влагает в верные души небесную закваску благости.
1. Христиане подобны купцам, приобретающим от купли большие прибытки.
Как купцы с земли сбирают земные прибытки: так и христиане рассеянные
в веке сем помыслы сердца своего всеми добродетелями и силою Духа
собирают со всей земли. И это есть самая важная и истинная купля;
потому что мир сей противится горнему миру, и век сей противоположен
горнему веку. Потому, христианину, согласно с Святыми Писаниями,
должно, отрекшись от мира, из века сего, в котором с Адамова преступления
погрязает и уловляется ум, преставиться и преселиться умом в век
иной, и мыслию пребывать в горнем мире Божества, как сказано: наше
житие на небесех есть (Филип. 3, 20).
2. А в сем никоим образом невозможно успеть, если душа не уверует
в Господа всем сердцем, отрекшись от века сего, и если сила Божия
Духа не соберет в любовь ко Господу рассеянного по всей земли сердца,
и не преселит мыслей в мир вечный; потому что, со времени Адамова
преступления, душевные помыслы, отторгшись от любви Божией, рассеялись
в веке сем, и смешались с помыслами вещественными и земными. Но
как преступивший заповедь Адам принял в себя закваску зловредных
страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству
стали причастниками оной закваски; а при постепенном преспеянии
и возрастании до того уже умножились в людях греховные страсти,
что простерлись до прелюбодеяний, непотребств, идолослужений, убийств
и других нелепых дел, пока все человечество не вскисло пороками.
Зло до того возросло в людях, что помыслили, будто бы нет Бога,
стали же покланяться неодушевленным камням; вовсе не могли даже
составить себе понятия о Боге. До такой степени закваска зловредных
страстей заквасила род ветхого Адама.
3. Но Господь в пришествие Свое соблаговолил пострадать за всех,
искупить всех Своею кровию и небесную закваску благости вложить
в верные души, униженные грехом, а таким образом, при постепенном
их преспеянии и возрастании, совершить уже в них всякую правду заповедей
и все добродетели, пока не заквасятся они в добре, пришедши во едино,
и не будут, по изречению Павлову, един дух с Господем (1
Кор. 6, 17); когда пороку и лукавству невозможно уже будет прийти
даже на мысль в душе, всецело заквашенной Божественным Духом, как
сказано: любы не мыслит зла, и так далее (1 Кор. 13, 6).
Без небесной же закваски, то есть силы Божественного Духа, душе
невозможно приобщиться Господней благости и достигнуть жизни; как
и Адамову роду невозможно было бы до такой степени совратиться в
порок и лукавство, если бы не вошла в него предварительно закваска
порока, то есть грех, — эта какая-то умная и мысленная сила сатаны.
4. Как, если кто растворит муку, но не положит закваски, то сколько,
по-видимому, ни будет стараться месить и трудиться над тестом, останется
оно невскисшим и непригодным в пищу; а когда положена закваска,
привлекает она к себе все смешение муки, и все делает квасным; чему
и Господь уподобил царствие, сказав: подобно есть царствие небесное
квасу, его же вземши жена скры в сатех трех муки, дондеже вскисоша
вся (Мф. 13, 33); или как мясо, если кто приложит о нем все
попечение, но не осолит солию, истребляющею червей и уничтожающею
смрад, делается зловонным, загнивает и бывает негодно для людского
употребления: так, подобно сему, и все человечество представь себе
как бы мясом и незаквашенным тестом, а под солию и закваскою из
иного века разумей божественное естество Святого Духа. Посему, если
в униженное естество человеческое не будут вложены и примешаны из
оного века и из оного отечества небесная закваска Духа, также добрая
и святая соль Божества, то душа не освободится от зловония порока
и не вскиснет по тяжести и безквасию лукавства.
5. А что душа делает, по-видимому, сама собою, что предприемлет
и прилагает старание совершить, опираясь на собственную только силу,
и думая, что сама собою без содействия Духа может привести дело
в совершенство, — в том много погрешает; потому что неблагопотребна
для небесных обителей, неблагопотребна для царствия та душа, которая
думает сама собой и своими только силами без Духа преуспеть в совершенной
чистоте. Если человек, находящийся под влиянием страстей, не приступит
к Богу, отрекшись от мира, с упованием и терпением не уверует, что
приимет некое необычайное для собственного его естества благо, то
есть силу Духа Святого, и не уканет от Господа свыше в душу жизнь
божественная; то не ощутит он истинной жизни, не отрезвится от вещественного
упоения, озарение Духа не возблистает в омраченной душе, не воссияет
в ней святый день, и не пробудится она от самого глубокого сна неведения,
чтобы истинно познать ей Бога, Божиею силою и действием благодати.
6. Ибо, если человек не сподобится по вере приять благодать, то
неблагопотребен и неспособен он для царствия Божия. И наоборот,
кто, прияв благодать Духа, ни в чем не совращается, не оскорбляет
благодати нерадением и худыми делами, и таким образом, подвизаясь
долгое время, не преогорчит Духа; тот возможет улучить вечную жизнь.
Как иной ощущает в себе действия злобы в страстях, каковы: раздражительность,
похоть, зависть, отяготение, лукавые помыслы и другие несообразности:
так должен человек восчувствовать благодать и Божественную силу
в добродетелях, а именно: в любви, в снисходительности, в благости,
в радости, в легкости, в Божественном радовании, чтобы прийти в
возможность уподобиться благому и Божественному естеству; и сраствориться
благою и святою действенностью благодати. По мере же преспеяния
и возрастания, с течением времени и лет, оказывающееся благоискусным
произволение, если всегда оно в единении с благодатью и ей благоугодно,
делается, по мере преспеяния, всецело духовным; и когда уже Дух
соделает оное святым и чистым, становится достойным царствия. Слава
и поклонение Пречистому Отцу и Сыну и Святому Духу во веки! Аминь.
[Содержание]
|