Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 23.
Как царский и многоценный бисер могут
носит только родившиеся от царского семени: так и небесный бисер
можно носить только Божиим чадам.
1. Крупный, многоценный и царский бисер, поступающий в царский
венец, принадлежит только царю; и один царь может носить этот бисер;
другому же человеку не позволено носить такой бисер. Так, если кто
не рожден от царственного и Божия Духа и не соделался небесным и
царским родом и Божиим чадом, по написанному: елицы же прияша
Его, даде им область чадом Божиим быти (Иоан. 1, 12), то, не
соделавшись сыном Царя, не может он носить небесный и многоценный
бисер, сей образ света, и света неизглаголанного, то есть Господа,
потому что обладающие сим бисером и носящие его будут жить и царствовать
со Христом во веки. Ибо так сказал Апостол: яко же облекохомся
во образ перстнаго, да облечемся и во образ Небеснаго (1 Кор.
15, 50).
2. Конь, пока с дикими животными пасется в лесах, непокорен бывает
людям. А когда он пойман, тогда для укрощения его налагают на него
тяжелую узду, пока не научится ходить чинно и прямо. Потом, опытный
седок упражняет его, чтобы сделать способным к брани. Тогда надевают
на него вооружение, разумею нагрудник и забрала, а прежнюю узду
вешают и приводят в сотрясение прямо перед глазами его, чтобы он
привык и не пугался. И обучаемый так всадником, если не приучится,
не может быть на войне, а как скоро приучится и приобыкнет к брани,
едва почует и услышит бранный звук, сам с готовностью идет на врагов,
почему, самым ржанием своим наводит страх на неприятелей.
3. Подобно сему и душа, одичав и став непокорною со времени преступления,
в пустыне мира сближается со зверями — лукавыми духами, продолжая
служение греху. Когда же услышит Божие слово, и уверует; тогда,
обуздываемая Духом, отлагает дикий нрав и плотское мудрование, управляемая
всадником Христом. Потом приходит в скорбь, в усмирение, в тесноту,
что нужно для ее испытания, чтобы постепенно укрощал ее Дух, при
постепенном же оскудении и истреблении в ней греха. И таким образом,
душа облеченная в броню правды, в шлем спасения, в щит веры, и прияв
меч духовный, научается вести брань с своими врагами, и вооруженная
Духом Господним, борется с духами злобы, и угашает разжженные стрелы
лукавого. А без духовного оружия не вступает в ополчение; как же
скоро имеет оружие Господне, едва услышит и ощутит сильные брани,
исходит со скаканием и ржанием, как сказано у Иова (Иов.
39, 25): потому что от самого гласа моления ее падают враги. Совершив
же такой подвиг и с помощью Духа одержав во брани победу, с великим
дерзновением приимет победные венцы, и будет упокоеваться вместе
с небесным Царем. Ему слава и держава во веки! Аминь.
[Содержание]
|